Тема: «Фразеологизмы» | Тип: изучение нового материала.
|
Цель урока: сформировать первоначальное представление о фразеологизмах как устойчивых сочетаниях слов.
|
Планируемые результаты |
Предметные: - Определить понятие «фразеологизм».
- Научиться отличать фразеологизмы от других сочетаний слов.
- Понимать и объяснять смысл фразеологизмов, в т.ч. с использованием фразеологического словаря.
| Метапредметные: - Принимать учебные задачи урока, планировать решение этих задач.
- Работать с информацией: осуществлять поиск информации в соответствии с поставленной задачей, преобразовывать информацию, полученную из текста, в таблицу, модель; составлять устное сообщение с опорой на таблицу, модель.
- Оценивать свои достижения на уроке, делать выводы.
| Личностные: - Проявлять интерес к родному языку, замечать его образность и красоту.
- Развивать интерес к истории языка.
|
Ресурсы урока: 1) Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3 класс. Часть 1. – М., Просвещение», 2014. 2) Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. Часть 1. – М, Просвещение, 2014. 3)Канакина В.П., Щёголева Г.С. Русский язык. Проверочные работы.- М., Просвещение, 2018.
Техническое оснащение: компьютер, интерактивная презентация к уроку.
Раздаточный материал к уроку: карта урока на печатной основе, самостоятельная работа на печатной основе.
|
Ход урока |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся |
Актуализация необходимых знаний |
Актуализируем необходимые знания. Распознаём фразеологизмы среди других сочетаний слов |
- Сообщает о том, что на уроке будет продолжено исследование слова, а для этого необходимы знания, полученные на предыдущих уроках.
- Организует повторение сведений о слове и словосочетании с использованием таблицы (учебник, стр. 41), а также опорной модели, созданной на прошлом уроке (слайды 1, 2). Каждое высказывание необходимо начинать со слов «Я знаю...».
- Знакомит детей с картой урока (Приложение 1), предлагает выполнить в парах задание 1 (карта урока): составить из данных слов все возможные словосочетания и записать их.
- Организует проверку выполнения задания на электронной доске (слайд 3).
- Предлагает найти среди словосочетаний те, которые имеют переносный смысл.
|
- Повторяют изученный материал.
- Преобразуют информацию, данную в таблице и опорной модели, в устное высказывание.
- Слушают ответы одноклассников, продолжают высказывания по цепочке, дополняя предыдущие.
- Знакомятся с картой урока.
- Работают в парах: обсуждают возможные словосочетания, записывают.
- Анализируют составленные словосочетания, выбирают те, которые имеют переносный смысл, доказывают свою точку зрения, объясняя значение словосочетаний.
- Возможно, называют выбранные словосочетания фразеологизмами.
|
Мотивация к деятельности |
Определяем учебные задачи урока |
- Сообщает, что такие словосочетания называются фразеологизмами и предлагает дописать в карте урока тему.
- Предлагает построить план урока: отбросить «лишние» для данного урока задачи, обозначить порядок решения учебных задач цифрами (карта урока, задание 2).Организует фронтальную проверку выполнения задания.
| - Фиксируют тему в карте урока.
- Под руководством учителя определяют порядок решения учебных задач на уроке, обозначая его цифрами (задание 2). Осуществляет самопроверку выполнения задания с помощью эталона (слайд 4).
|
Организация познавательной деятельности |
Определяем понятие фразеологизма |
- Организует фронтальную беседу по вопросам упражнения 83.
- Предлагает сравнить свой вывод с выводом, данным в учебнике (рубрика «Обратите внимание!»), а также объяснить своими словами понятие «устойчивое сочетание слов».
- Организует работу над заданием 3 (карта урока): предлагает прочитать задание и составить план его выполнения.
- Организует обсуждение определений над созданием опорной модели, уточняет, что необходимо выявить главные опорные слова в определении и представить их в виде условных обозначений.
| - Читают задание, отвечают на вопросы, отстаивают свою точку зрения, делают вывод.
- Сравнивают свой вывод с информацией в учебнике, пытаются объяснить понятие «устойчивое сочетание слов».
- Читают задания, комментируют порядок выполнения заданий.
- Читают определения, сравнивают, обсуждают, находят опорные слова, предлагают варианты условных обозначений, совместно создают модель понятия «фразеологизм» (слайд 5), выписывают примеры фразеологизмов из правила и их значение.
|
Объясняем смысл фразеологизмов. Работаем со словарём |
- Знакомит с фразеологическим словарём (печатным и электронным вариантом, например, http://www.fraze.ru ) (слайд 6)
- Предлагает самостоятельно индивидуально выполнить упр.84 в карте урока (задание 4), организует взаимопроверку в парах.
- Организует работу в парах над заданием 5 (карта урока), организует фронтальную проверку выполнения задания.
- Предлагает самостоятельно выполнить упр. 85 в учебнике: соединить фразеологизм с его значением, устно составить предложение с одним из фразеологизмов. Организует взаимопроверку в парах, а также выборочно фронтальную проверку.
- Организует работу в парах над заданием 6 (карта урока), организует фронтальную проверку выполнения задания.
- Организует фронтальную беседу по заданию упр. 86, предлагает ответить на вопрос: для чего писатели используют фразеологизмы в своих произведениях?
|
- Самостоятельно выполняют задания упр.84, осуществляют взаимопроверку.
- Работают в парах: находят в словаре фразеологизмы с одинаковым значением, заполняют таблицу, делают вывод.
- Самостоятельно выполняют задания упр.85, осуществляют взаимопроверку, обсуждают составленные предложения.
- Работают в парах: находят в упр.85 фразеологизмы с противоположным значением к данным, заполняют таблицу, делают вывод.
- Читают, объясняют значение фразеологизмов, высказывают свою точку зрения на поставленный вопрос, слушают ответы одноклассников, оценивают их.
|
Знакомимся с историей возникновения фразеологизмов. Работаем с информацией |
- Сообщает, что каждый фразеологизм имеют свою историю возникновения и предлагает познакомиться с некоторыми из них и результаты исследования занести в таблицу задание 7 (карта урока).
- Организует аналогичную работу в парах с фразеологизмами «Бить баклуши», «Спустя рукава» с использованием информации на «Страничке для любознательных» (учебник, стр.51), организует фронтальную проверку.
- Комментирует задания по выбору для домашней работы. Предлагает отметить выбранное задание в карте урока.
| - Знакомятся с заданием 7 (карта урока). Комментируют порядок выполнения задания
- Читают статью (слайд 7), ищут необходимую информацию, обмениваются мнениями, делают выводы, заполняют таблицу.
- Работают в парах: читают статью, ищут необходимую информацию, по аналогии заполняют таблицу, проверяют и оценивают результаты своей работы в процессе фронтальной проверки с помощью эталона (слайд 8).
- Выбирают задание для домашней работы.
|
Рефлексия деятельности |
Подводим итоги урока |
- Предлагает вернуться к плану урока и проверить, какие из поставленных задач выполнены.
- Организует индивидуальное выполнение самостоятельной работы (Приложение 2), а также фронтальную работу по самопроверке и самооценке достигнутых результатов.
- Предлагает подвести итоги урока: опираясь на карту урока и результаты самостоятельной работы, продолжить одно из предложений:
- На уроке я узнал...
- На уроке я научился...
- На уроке мне больше всего понравилось...
| - Анализируют план урока, комментируют выполнение задач, выясняют, что предстоит выполнить самостоятельную работу.
- Выполняют самостоятельную работу.
- Осуществляют самопроверку и самооценку достигнутых результатов (отвечают на вопросы для самооценки, используя цвет: да – зелёный, не всегда – жёлтый, нет – красный).
- Дают оценку личных достижений на уроке, делятся впечатлениями от урока.
|