Урок по теме: "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих."
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Задачи:
-через наблюдения и исследовательскую работу учащихся выявить грамматическую функцию мягкого знака как показа-
теля женского рода имён существительных;
-познакомить с новой орфограммой «Мягкий знак (ь) после букв шипящих согласных на конце существительных»;
-составить алгоритм написания мягкого знака после букв шипящих согласных на конце имён существительных;
-развивать речь, мышление, навыки самоконтроля;
-содействовать воспитанию культуры общения, умению работать самостоятельно и коллективно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_otkrytyy.doc | 545 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык
Класс: 3 (УМК «Перспектива»)
Тема: Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.
Задачи:
-через наблюдения и исследовательскую работу учащихся выявить грамматическую функцию мягкого знака как показа-
теля женского рода имён существительных;
-познакомить с новой орфограммой «Мягкий знак (ь) после букв шипящих согласных на конце существительных»;
-составить алгоритм написания мягкого знака после букв шипящих согласных на конце имён существительных;
-развивать речь, мышление, навыки самоконтроля;
-содействовать воспитанию культуры общения, умению работать самостоятельно и коллективно.
Цель, компетенции, формы работы | Этап урока | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика |
Цель: создать положительную мотивацию на урок. Компетенции: Знания: овладение приемами самоорганизации внутренней готовности к выполнению задач урока, род имен существительных Умения: умение концентрировать внимание на поставленных вопросах. Формы работы фронтальная | 1. Орг. момент | Средства SMART Board программа Notebook Слайд 2 | Я бы хотела проверить внимательны ли вы? Готовы ли начать урок русского языка? Если я назову имена существительные, то на свои места присядет 1 группа, имена прилагательные – 2 группа, глаголы – 3 группа, предлоги – 4 группа - В какую группу отнесли имена сущ., прилагательные, глаголы и предлоги? - Над какой частью речи мы работаем? Что знаете об имени существительном? Рефлексия психологического доверия. - На рисунке классной комнаты, выберите наиболее комфортное для вас сейчас место и запишите ваше имя, не забудьте, что есть место и у доски. Подчеркните ваше имя цветным карандашом. А я постараюсь учесть ваше желание. - Как вы записали свое имя. Почему? А как называются слова, которые пишутся со строчной буквы? - Ну, а теперь запишите число, вид работы. Подчеркнем орфограммы | 1.Любознательный, внимательный, старательный 2. Из, до, с 3. Ученик, цель, мечта 4. Добиваться, искать, найти Части речи Имя существительное (самостоятельная часть речи, кто? что?, одуш. и неодуш., собств. и нариц., изменяется по числам, имеет род) - Имена собственные. - Имена нарицательные |
Цель: мотивировать (самоопределить) учащихся к учебной деятельности, создать условия для планирования деятельности. Компетенции: Знания: какого ученика можно назвать хорошим Умения планировать и ставить цели Форма работы Работа в парах, группах. | 2. Мотивация и планирование учебной деятельности учащихся | Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 | - 23 декабря Кирилл мне задал вопрос, на который я не ответила, объяснив, что вопрос был задан не вовремя, т.к шла контрольная работа по математике. Но этот вопрос так и не дает мне покоя. - Помнишь свой вопрос, Кирилл? А вы ребята? - Какого ученика я считаю хорошим учеником? - Этот вопрос я адресую вам, какой же ученик, по- вашему мнению, хороший? - Поднимите руку, кто хочет, чтобы его называли хорошим учеником? - Я рада, что вы все хотите быть хорошими учениками. А значит, вы будете воспитывать в себе все вышеперечисленные качества. - Итак, я предлагаю вам самим составить девиз нашего сегодняшнего поработать в группе. Запишите предложение, закончив его, подчеркните орфограммы. Х….рош…й уч…ник – это ………….., ……………, ……………….. . - Послушаем, какой девиз получился у каждой группы. - Проверим, какие буквы вы вставили. Знаки препинания. - Я желаю вам воспитывать качества хорошего ученика. | Это творческий, заинтересованный, внимательный, старательный, любознательный, добросовестный, исполнительный, целеустремленный, трудолюбивый, хочет и любит учиться, активный, всегда добивается цели. Дети поднимают руку. Работа в группе. Зачитывает каждая группа хором свой девиз. Однородные члены предложения. |
Слайд 6 | - Каждая группа составила девиз урока, но нам надо и составить план урока, чтобы достичь наших целей на уроке. - На парте у вас план урока, но вот беда он рассыпался. Вам надо определить последовательность наших действий. План …..Подведение итогов …..Минутка чистописания …..Словарная работа ….. Применение полученных знаний ….. Открытие новых знаний - Итак, ребята в путь. Я желаю вам удачи на пути к новым знаниям, к достижению поставленных целей! | Работа в группе. Дети распределяют последовательность пунктов плана, учитель крепит на доске. Впоследствии после каждого этапа, пункт плана убирается. чтобы дети наглядно видели, что цель достигнута, этап пройден. План 1 Минутка чистописания 2.Словарная работа 3. Открытие новых знаний 4. Применение полученных знаний 5.Подведение итогов | ||
Цель: коррекция навыка написания букв Ж, Ш, Ч, Щ, ь Компетенции Знания: знать критерии правильного написания букв. Умения: уметь правильно писать буквы, анализировать звуки, проводить самооценку выполненной работы Форма работы индивидуальная | 3. Минутка чистописания | Слайд 7 Слайд 8 | - Мы приступаем к минутке чистописания. Сформулируйте цели этого этапа. - Запишите буквы: Ш Щ Ч Ж - В какую группу их все отнесем? - На какие две группы можно их разбить? - Каких букв тогда не хватает - Запишите еще одну букву Ь. - Что скажите? Обменяйтесь тетрадями, оцените работу вашего одноклассника, красиво ли написаны буквы на этапе МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ 2- старался, написал красиво 1- старался, но не совсем красиво получилось 0 -не старался - Поставьте балл, который вам поставил ваш одноклассник в лист самооценки. -Что сейчас выполняли? какие умения формировали? | - Уметь писать аккуратно, красиво. - Заглавные буквы, шипящие - На буквы, у которых звук всегда мягкий (Ч, Щ) и буквы, у которых звук всегда твердый (Ш, Ж) - Ц и Й - Не имеет звука, не бывает заглавной. Буква Ь и разделительный Ь Взаимооценка Работа с листом самооценки. - Вспоминали правильное написание букв. Умение писать каллиграфически правильно. |
Цель: развитие речи Компетенции Знания: знать словарные слова Умения: уметь правильно писать словарные слова, объяснять их, проводить самооценку выполненной работы Форма работы самостоятельная | 4. Словарная работа | Слайд 9 Слайд 10 | - Поработаем над развитием речи, игра «Пойми меня» определите слово по его описанию. Какой группе удаться объяснить слово. На доске появляются слова В…Р…БЬИ, С…РЕНЬ, П..ЛЬТО, В….СКР….СЕНЬЕ - Что скажите о словах? - Значит, мы с вами приступили к какому этапу? - Какова цель этого этапа? -По какому признаку можно разделить слова на две группы? - Запишите самостоятельно их в два столбика, на Ь и разделительный Ь. У доски 1 ученик самостоятельно. -Выделите орфограммы. - Проверка. Оцените свою работу, правильно ли вы распределили по группам и вставили пропущенные буквы на этапе СЛОВАРНАЯ РАБОТА. 2- без ошибок 1- 1 ошибка 0 -2 ошибки | Каждая группа объясняет слово. ВОРОБЬИ, ВОСКРЕСЕНЬЕ, ПАЛЬТО, СИРЕНЬ, а дети должны догадаться о каком слове идет речь - Словарные слова, имена существительные - Словарная работа. - Вспомнить правописание изученных словарных слов. Предлагают разные варианты: одуш. и неодуш. с Ь и разделительным Ь Самостоятельная работа -В словах первой группы мягкий знак обозначает мягкость согласного, во второй - разделительный мягкий знак.
ПАЛЬТО ВОРОБЬИ СИРЕНЬ ВОСКРЕСЕНЬЕ |
Цель: обеспечить актуализацию мыслительных операций и познавательных процессов, достаточных для построения нового знания Компетенции Знания: знать о роли Ь Умения: уметь рассуждать, предполагать Форма работы фронтальная | 5. Актуализация знаний. Постановка проблемы. | Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13 Слайд 14 | - Ребята, между Аней и Ваней спор возник. слово НОЧЬ Ваня предлагает поместить во вторую группу, а Аня не согласна с ним. - Поможем? - К какой группе отнесем это слово? Исследуем это слово. - Что показывает Ь? - А теперь в слове «НОЧЬ» я закрою мягкий знак. Прочитайте слово, послушайте звук на конце слова. - Ь знак не нужен, но он есть, то в какую группу запишем? - Посмотрите, как рассуждает Ваня. Я все понял и записал слово ТОВАРИЩЬ? - Что скажите, ведь звук Щ – тоже всегда мягкий, как и Ч? НОЧЬ ? ТОВАРИЩ - Что объединяет эти словах? - Какую задачу нам надо сегодня решить? - Какая же тема нашего урока? - Хороший ученик – это ученик , который всегда добивается цели. Какие цели вы поставите перед собой, зная тему урока. | - В первую, т.к. ь. - Мягкость согласных -Звук произносится мягко так, как и с мягким знаком на конце. - В 3 - Это словарное слово и нет там Ь? - Имена сущ. и шипящий звук на конце. Мы должны узнать, почему у существительных на конце после шипящих пишется мягкий знак. - Ь на конце имен существительных после шипящих. Знать, когда пишется Ь на конце существительных после шипящих Уметь писать имена существительные с шипящими на конце. |
Цель: обеспечить исследовательскую работу, достаточную для построения нового знания Компетенции Знания: знать о роли Ь Умения: уметь определять род имени существительного Форма работы групповая | 6. Открытие детьми нового знания. а) физминутка Цель: создать условия для психоэмоциональной разгрузки учащихся и закрепления лексических навыков (определение рода существительных) б)исследование слов. | Слайд 15 Слайд 16 Слайд 17 Слайд 18 Слайд 19 Слайд 20 Слайд 21 Слайд 22 Слайд 23 Слайд 24 Слайд 25 | -Вы сейчас выступите в роли исследователей -Какими качествами должен обладать исследователь? -Чтобы быть внимательными и здоровыми проведём игру «Отдохни и подумай», эти знания помогут вам в исследовании. Если я буду произносить существительные женского рода, поднимаем руки вверх, а если мужского – руки перед грудью в стороны. -Называю слова: ключ, дочь, нож, печь, речь, этаж, камыш - А сейчас занимайте свои места, выберите карточку №1, №2 или №3 внимательно читайте инструкцию к заданию и шаг за шагом её выполняйте в группе. Карточка №1 (легкая, розовая) – 1 б. Карточка №2 (средней трудности, зелёная) – 2 б. Карточка №3 (сложная, оранжевая) –3 б. - Обсудим, что у вас получилось? Защита предложений и выводов у доски представителями нескольких групп. В ходе обсуждения происходит открытие нового знания – мягкий знак после шипящих пишется на конце имён существительных только женского рода. После ответа детей вопросительный знак около слов НОЧЬ, ТОВАРИЩ убираю. - Почему же в слове НОЧЬ, нужен Ь, а в слове ТОВАРИЩ нет его? - Так, какую роль играет мягкий знак? На что он указывает, поможем Ане и Ване? - Сверьте с учебником, к такому ли мы пришли выводу? - Как изобразить при помощи схемы это правило? - С какой новой орфограммой мы познакомились? Оцените свою работу, в группе, удалось ли вам открыть новое на этапе ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ 2 + - удалось 1 + - удалось, но нам помогали 0 + - не получилось исследование | - Быть внимательным, трудолюбивым, любознательным Карточка №1- 1б. 1.Запиши слова в столбике м.р. ж.р. еж ночь ключ помощь 2. Сделай вывод, когда в именах существительных после шипящих пишется Ь, а когда не пишется? Карточка №2 – 2 б. 1. Запиши слова в столбике еж ночь ключ помощь 2. Она определи род имен существительных и сделай вывод, когда в именах существительных после шипящих пишется Ь, а когда не пишется? Карточка №3 – 3 б. 1.Прочитайте слова: ЁЖ, КЛЮЧ, ПОМОЩЬ, НОЧЬ. 2.Определи, к какой части речи они относятся. 3.Какие звуки слышатся на конце слов? 4. Раздели слова по родовому признаку (ж.р., м.р.). 5. Запиши слова в два столбика 6. Понаблюдай, когда пишется мягкий знак, а когда не пишется. 7. Сделай вывод, когда в именах существительных после шипящих пишется Ь, а когда не пишется? с. 33 №45 (т.) Чтение правила по учебнику, сравнение собственной формулировки с формулировкой в учебнике с. 13. Работа в группе . Дети дополняют схему словами - Мягкий знак на конце существительных после шипящих. |
Цель: создать условия для формирования навыков самостоятельной работы Компетенции: Знания: знать алгоритм определения падежа имени существительного, падежные вопросы Умения: уметь пользоваться алгоритмом определения падежа имени существительного Форма работы: фронтальная самостоятельная | 7. Применение полученных знаний | Слайд 26 Слайд 27 Слайд 28 Слайд 29 | - Выполним задание с.34 №47 (т) Запишем, определим род. Оцените свою работу, активно ли вы работали на этапе ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ 2 - активен 1 - малоактивен 0 - не работал Самостоятельная работа с пультами МИМИО 1.Ь на конце имён существительных после шипящих пишется ? а) в женском роде б) в мужском роде 2. БАГАЖ? а) Ь б) нет 3. МЫШ? а) Ь б) нет 4. ШАЛАШ? а) Ь б) нет 5. ПЕЧ? а) Ь б) нет Оцените свою работу, правильно ли вы выполнили на этапе ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ 100% - 5 80% - 99% - 4 50%-79% - 3 49% - 2 | Плащ, меч, мяч, трубач, еж, обруч, речь, нож, вещь. |
Цель: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели Компетенции: Знания: знать когда пишется Ь после шипящих на конце имен существительных Умения: уметь определять род. Форма работы: фронтальная. самостоятельная | 8. Рефлексия | Слайд 30 Слайд 31 Слайд 32 | Итак, какую же проблему вы решали на уроке? Соотнесите работу на уроке с планом. Всё ли намеченное выполнили? - Достигли вы цели? Как доказать? - Оцените урок по 3 позициям. - Кто может сегодня присвоить себе звание «Хороший ученик», поднимите руку? - Какое качество хорошего ученика вы воспитывали сегодня на уроке? - Каким образом вы можете использовать полученные сегодня на уроке знания в своей жизни? - Подведём итог. Посчитайте количество баллов, которые вы поставили себе в течение урока в листе – самооценки, я просмотрю и расставлю баллы. Если вы получили 14- 13 баллов, то за работу на уроке поставьте оценку «5», 12 - 10 баллов – «4», 9 - 7 баллов – «3». Галочкой пометьте тот вид работы, который вам понравился больше всего. Оцените степень удовлетворённости собственной деятельностью на сегодняшнем уроке. Рядом со своим именем запишите + – понравился ? – мне все равно - - не понравился | - Научились писать имена существительные с шипящим на конце. |
Цель: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения Компетенции Знания: знать формы работы над домашним заданием Умения: уметь выбрать нужный вариант домашнего задания для себя Форма работы: фронтальная | 9. Информация о домашнем задании | Слайд 32 | Я предлагаю три варианта домашнего задания на выбор: Дифференцированная работа 1 с. 13 №18, сл. слова «в», правило 2 с.33 №46 (т.), 3 не делать ничего |
№ | Оценка | |||
Вид деятельности | Я | Учитель | ||
1. | Минутка чистописания | |||
2. | Словарная работа | |||
3. | Открытие новых знаний | |||
4. | Применение полученных знаний | |||
5. | Экспресс- опрос | |||
6. | Подведение итогов | б |
14- 13 баллов - «5»,
12 - 10 баллов – «4»,
9- 7 баллов – «3».
№ | Оценка | |||
Вид деятельности | Я | Учитель | ||
1. | Минутка чистописания | |||
2. | Словарная работа | |||
3. | Открытие новых знаний | |||
4. | Применение полученных знаний | |||
5. | Экспресс- опрос | |||
6. | Подведение итогов | б |
14- 13 баллов - «5»,
12 - 10 баллов – «4»,
9- 7 баллов – «3».
№ | Оценка | |||
Вид деятельности | Я | Учитель | ||
1. | Минутка чистописания | |||
2. | Словарная работа | |||
3. | Открытие новых знаний | |||
4. | Применение полученных знаний | |||
5. | Экспресс- опрос | |||
6. | Подведение итогов | б |
14- 13 баллов - «5»,
12 - 10 баллов – «4»,
9- 7 баллов – «3».
№ | Оценка | |||
Вид деятельности | Я | Учитель | ||
1. | Минутка чистописания | |||
2. | Словарная работа | |||
3. | Открытие новых знаний | |||
4. | Применение полученных знаний | |||
5. | Экспресс- опрос | |||
6. | Подведение итогов | б |
14- 13 баллов - «5»,
12 - 10 баллов – «4»,
9- 7 баллов – «3».
План
1.Минутка чистописания
2. Словарная работа
3. Открытие новых знаний
4. Применение полученных знаний
5.Подведение итогов
План …..Подведение итогов
…..Минутка чистописания
…..Словарная работа
….. Применение полученных знаний
….. Открытие новых знаний
Карточка №1- 1б.
1.Запишите слова в столбике
м.р. ж.р.
ёж ночь
ключ помощь
2. Сделайте вывод, когда в именах существительных после шипящих пишется Ь, а когда не пишется?
Вывод: В именах существительных после шипящих на конце Ь пишется в ____________________ и не пишется в ___________________.
Карточка №2 - 2 б.
1.Запиши слова в столбике
ёж ночь
ключ помощь
2.Определи род имен существительных и сделай вывод, когда в именах существительных после шипящих пишется Ь, а когда не пишется?
Вывод: В именах существительных после шипящих на конце Ь пишется в ____________________ и не пишется в ___________________.
Карточка №3 - 3 б.
1.Прочитайте слова:
ЁЖ, КЛЮЧ, ПОМОЩЬ, НОЧЬ.
2.Определи, к какой части речи они относятся.
3.Какие звуки слышатся на конце слов?
4. Раздели слова по родовому признаку (м.р., ж.р.).
5. Запиши слова в два столбика
6. Понаблюдай, когда пишется мягкий знак, а когда не пишется.
7. Сделай вывод, когда в именах существительных после шипящих пишется Ь, а когда не пишется?
Вывод: В именах существительных после шипящих на конце Ь пишется в ____________________ и не пишется в ___________________.
Х….рош…й уч…ник – это ………………. , …………………, ………………….. .
Х….рош…й уч…ник – это ………………. , …………………, ………………….. .
Х….рош…й уч…ник – это ………………. , …………………, ………………….. .
Х….рош…й уч…ник – это ………………. , …………………, ………………….. .
В…Р…БЬИ | С…РЕНЬ |
П..ЛЬТО | В….СКР….СЕНЬЕ |
ТЕСТ.
1.Ь на конце имён существительных после шипящих пишется ?
а) в женском роде
б) в мужском роде
2. БАГАЖ?
а) Ь
б) нет
3. МЫШ?
а) Ь
б) нет
4. ШАЛАШ?
а) Ь
б) нет
5. ПЕЧ?
а) Ь
б) нет
ТЕСТ.
1.Ь на конце имён существительных после шипящих пишется ?
а) в женском роде
б) в мужском роде
2. БАГАЖ?
а) Ь
б) нет
3. МЫШ?
а) Ь
б) нет
4. ШАЛАШ?
а) Ь
б) нет
5. ПЕЧ?
а) Ь
б) нет
ТЕСТ.
1.Ь на конце имён существительных после шипящих пишется ?
а) в женском роде
б) в мужском роде
2. БАГАЖ?
а) Ь
б) нет
3. МЫШ?
а) Ь
б) нет
4. ШАЛАШ?
а) Ь
б) нет
5. ПЕЧ?
а) Ь
б) нет
ТЕСТ.
1.Ь на конце имён существительных после шипящих пишется ?
а) в женском роде
б) в мужском роде
2. БАГАЖ?
а) Ь
б) нет
3. МЫШ?
а) Ь
б) нет
4. ШАЛАШ?
а) Ь
б) нет
5. ПЕЧ?
а) Ь
б) нет
ТЕСТ.
1.Ь на конце имён существительных после шипящих пишется ?
а) в женском роде
б) в мужском роде
2. БАГАЖ?
а) Ь
б) нет
3. МЫШ?
а) Ь
б) нет
4. ШАЛАШ?
а) Ь
б) нет
5. ПЕЧ?
а) Ь
б) нет
ТЕСТ.
1.Ь на конце имён существительных после шипящих пишется ?
а) в женском роде
б) в мужском роде
2. БАГАЖ?
а) Ь
б) нет
3. МЫШ?
а) Ь
б) нет
4. ШАЛАШ?
а) Ь
б) нет
5. ПЕЧ?
а) Ь
б) нет
№ | Оценка | |||
Вид деятельности | Я | Учитель | ||
1. | Математический диктант | |||
2. | Работа с карточкой (примеры) | |||
3. | Открытие новых знаний | |||
4. | Применение полученных знаний | |||
5. | Решение задачи | |||
6. | Подведение итогов | б |
№ | Оценка | |||
Вид деятельности | Я | Учитель | ||
1. | Математический диктант | |||
2. | Работа с карточкой (примеры) | |||
3. | Открытие новых знаний | |||
4. | Применение полученных знаний | |||
5. | Решение задачи | |||
6. | Подведение итогов | б |
№ | Оценка | |||
Вид деятельности | Я | Учитель | ||
1. | Математический диктант | |||
2. | Работа с карточкой (примеры) | |||
3. | Открытие новых знаний | |||
4. | Применение полученных знаний | |||
5. | Решение задачи | |||
6. | Подведение итогов | б | ||
№ | Оценка | |||
Вид деятельности | Я | Учитель | ||
1. | Математический диктант | |||
2. | Работа с карточкой (примеры) | |||
3. | Открытие новых знаний | |||
4. | Применение полученных знаний | |||
5. | Решение задачи | |||
6. | Подведение итогов | б |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 3-ем классе по теме: Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.
Конспект урока русского языка по УМК В. П. Канакиной "Русский язык"...
Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"
Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"...
Технологическая карта урока русского языка,3 класс. Тема: "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»
Технологическая карта урока русского языка, 3 класс. Тема:"Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих". Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями современного у...
Урок с использованием ЭОР. Русский язык 3 класс автор Канакина В.П. УМК Школа России Тема: Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.
Мльтимедийный урок с использованием ЭОР...
Урок русского языка на тему "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих "
Тема: Мягкий знак на конце имён существительных после шипящихЦель: формировать умение писать имена существительные с шипящим звуком на конце мужского и женского рода....
Урок русского языка в 3В классе Тема: Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.
Цель: сформировать умение правописания мягкого знака после шипящих на конце существительных.Задачи: 1. Актуализировать знания для знакомства новой роли мягкого знака как показат...
Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих". 2 класс. УМК "Школа России"
Тема: Мягкий знак на конце имён существительных после шипящихТип урока: открытие новых знаний Цель урока: познакомить учащихся с новой ролью мягкого знака как показателя женского рода имён сущест...