Урок русского языка в 3В классе Тема: Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Цель: сформировать умение правописания мягкого знака после шипящих на конце существительных.
Задачи: 1. Актуализировать знания для знакомства новой роли мягкого знака как показателя женского рода имён существительных.
2. Организовать активную познавательную деятельность учащихся по формированию нового способа при составлении алгоритма действий.
3. Создать условия для учебного сотрудничества учителя и обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_na_konkurs.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Советский»
628242, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – ЮГРА,
Советский район, г. Советский, ул. Гастелло, д. 24
тел. +7 (34675) 3-71-40, e-mail: sovsc1_87@mail.ru
II Международный конкурс педагогического мастерства
« Педагог – звучит гордо!»
Направление: Конспекты уроков и занятий с дошкольниками, школьниками и студентами
Урок русского языка в 3В классе
Тема: Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.
Разработала и провела Белобородова Светлана Новомировна,
учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский»
2018г
Технологическая карта урока
Учитель: | Белобородова Светлана Новомировна, учитель начальных классов Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский» | |||
Класс | 3в | |||
Предмет: | русский язык | |||
Авторы учебника: | В.П.Канакина В.Г. Горецкий | |||
Тема урока: | Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих | |||
Тип урока: | урок изучения нового материала | |||
Цель: | сформировать умение правописания мягкого знака после шипящих на конце существительных | |||
Задачи: |
| |||
Планируемые результаты: |
Личностные УУД: Самоопределение: готовность и способность обучающихся к саморазвитию. Смыслообразование: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом (что побуждает, для чего). Нравственно - этическая ориентация: уважительное отношение к иному мнению, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций. Метапредметные результаты:
Целеполагание: постановка учебной задачи на основании, что известно, усвоено, а что еще нет. Планирование: определять последовательность действий с учетом конечного результата. Оценка: осознание качества и уровня усвоения. Саморегуляция: концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений, стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Общеучебные: осуществлять смысловое чтение; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Знаково – символические: использовать знаково – символические средства для решения задач. Информационные: поиск и выделение необходимой информации, ее анализ. Логические: установление причинно – следственных связей, обобщение.
Инициативное сотрудничество: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; Управление коммуникацией: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. | |||
Оборудование |
| |||
Метод: | частично-поисковый. | |||
Форма организации: | индивидуальная, фронтальная, групповая. | |||
Ход урока | ||||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия | |
I. Мотивация к учебной деятельности Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. Каллиграфическая минутка | Друзья мои! Сегодня у нас урок открытия нового знания. Значит, что мы с вами будем делать? Готовы? - Послушайте стихотворение. (Выделяю голосом шипящие звуки) Тетрадь наклонно положу. - Группа каких согласных звуков встречается в этом стихотворении чаще других? - Какие согласные называются шипящими? Назовите их. - Охарактеризуйте эти звуки. - Сегодня мы потренируемся в написании этих букв. | Оценивают свою готовность и настрой на работу. Открывать новое, наблюдать, применять, закреплять. Шипящие согласные звуки. Ч – [ Ч᾽] Ж – [ Ж ] Щ –[ Щ᾽] Ш - [ Ш ] Дети записывают буквы в тетради. | Личностные: действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Коммуникативные: умение с точностью выражать свои мысли, владение речью в соответствии с нормами русского языка. | |
II. Актуализация знаний учащихся по теме. Создание проблемной ситуации. Цель: организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового материала. | - Запишите слова, объяснив орфограмму. Мальчик, братья, звенья, конь, варенье, бельё, молодёжь. - В связи с чем возникло затруднение в правописании последнего слова? - Разве мы не знаем, когда в словах пишется буква Ь? - Какая проблема у нас появилась? Молодёж.- Ь Ь ? | Дети пишут слова, объясняют роль Ь ( разделительный и показатель мягкости), в последнем слове встречают затруднение. Часть детей написала с Ь, а часть нет. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления признаков. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, целеполагание. | |
III.Формулирование темы урока. Постановка целей урока. Цели: 1) Зафиксировать причину затруднения. 2) Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания. | - Над чем мы будем работать на уроке? | -Постараемся разрешить проблему, которая у нас возникла. Молодёж.- Ь Ь ? | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение, формулирование цели; логические – формулирование проблемы. | |
IV. «Открытие» детьми нового знания. Организация микроисследования. (Работа в группах) Цель: развить умения находить ответы на проблемные вопросы, подводить детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией. Уточнение темы урока Построение алгоритма | - Чтобы получить ответ на нашу проблему я предлагаю заняться микроисследованием. Объединитесь для работы в четвёрки. (Группы получают напечатанные слова6 ночь, душ, муж, дочь, нож, ключ, вещь, мышь). Вам необходимо разделить слова на группы. -Ребята, а как вы думаете, для чего мы проделали такую работу? - Давайте продолжим наше наблюдение и проанализируем его результаты. - Что общего в словах групп и чем они отличаются? Вы мне говорите, а я буду фиксировать сказанное на доске. 1группа 2 группа Ь нет Ь Сущ. жен.р. сущ. муж.р. Сущ. с шипящим на конце (общий признак) Значит, методом наблюдения мы с вами увидели особенность в русском языке, которая сформулирована в правиле. - Определите тему урока. - А теперь скажите, как нам написать слово молодёжь и почему? - А сейчас давайте вместе ещё раз сформулируем правило, когда же в существительных после шипящего пишется Ь, а когда нет. - Давайте сравним наш вывод с выводом в учебнике на стр. 31.( Сверка с эталоном) - А теперь давайте попробуем прописать по шагам или построить алгоритм, как мы будем действовать, чтобы определить: нужно или нет писать букву Ь на конце существительных после шипящего. (Фиксирую на доске) Алгоритм
Ж.р. м.р. Ь нет Ь | Дети, объединившись в четвёрки, делят слова на группы. Ночь душ дочь муж мышь нож вещь ключ Дети анализируют и делают выводы. Дети формулируют тему: Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. Слово молодёжь, оканчивается на шипящий, жен. рода, поэтому пишем букву Если существительное оканчивается на шипящий в начальной форме, то нужно определить его род. Если существительное женского рода, то пишем Ь, а если мужского рода, Ь не пишется. Дети открывают учебник, читают правило. Удостоверятся в правильности своих выводов. Дети говорят, что нужно делать. | Регулятивные: планирование, прогнозирование. Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные: моделирование; логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. | |
Физминутка | -Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. | |||
V.Первичное закрепление Цель: выполнение задания с применением алгоритма с проговариванием вслух операций в определённой последовательности | Вставь, где нужно Ь, пользуясь алгоритмом. | Дети выполняют упражнение 53 с.32( проговаривают в громкой речи, работая «цепочкой». | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение. | |
VI. Включение нового материала в систему знаний и повторение. Самостоятельная работа Цель: выявить границы применимости нового знания; повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности. | Подобрать к каждому имени существительному антоним | Дети выполняют упражнение 55 на стр.32. При проверке сверяют с эталоном. | Регулятивные: контроль, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение. | |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: : формировать у обучающихся умение осуществлять самооценку собственной учебной деятельности. | - Какое открытие мы сегодня сделали? - В каких существительных, оканчивающихся на шипящий, пишется Ь, а в каких нет? - Что было легко? Что было трудно? - Что понравилось? | Дети подводят итог своей деятельности на уроке. Отмечают на шкале, насколько был интересен урок и свою деятельность. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, осуществлять самооценку Познавательные: рефлексия. Личностные: смыслообразование. | |
-Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался. А теперь оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 3-ем классе по теме: Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.
Конспект урока русского языка по УМК В. П. Канакиной "Русский язык"...
Урок русского языка в 3 классе "Роль мягкого знака в конце имён существительных после шипящих".
Технологическая карта урока. Использованы сингапурские структуры обучения. Есть самоанализ урока....
Урок русского языка в 3 классе "Правописание мягкого знака на конце имён существительных после шипящих"
В ходе урока ученики сталкиваются с проблемной ситуацией и сами открывают новые знания. Сочетаются фронтальные, груупповые и индивидуальные формы работы. Используются интерактивная доска, задания на р...
Технологическая карта урока русского языка,3 класс. Тема: "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»
Технологическая карта урока русского языка, 3 класс. Тема:"Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих". Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями современного у...
Урок с использованием ЭОР. Русский язык 3 класс автор Канакина В.П. УМК Школа России Тема: Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.
Мльтимедийный урок с использованием ЭОР...
Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих". 2 класс. УМК "Школа России"
Тема: Мягкий знак на конце имён существительных после шипящихТип урока: открытие новых знаний Цель урока: познакомить учащихся с новой ролью мягкого знака как показателя женского рода имён сущест...
Технологическая карта открытого урока русского языка в 3 классе на тему «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»
Технологическая карта открытого урока русского языка в 3 классе на тему "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих"...