ТК русского языка
план-конспект урока по русскому языку

ТК на разные классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Наречие37.26 КБ
Файл Глагол34.32 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ФИО студента

Медведев Никита Алексеевич

Тема урока

«Наречие».

Класс

4 «Б», МБОУ «Лицей №17».

Цель урока

Создание условий для ознакомления с наречием как частью речи

Задачи урока Дидактические

Обеспечить усвоение и первичное закрепление знаний о понятии «Наречие»; формирование умения устанавливать наличие в словах орфограмм. применять правила правописания изученных орфограмм, обосновывать написание слов, контролировать правильность написания текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки.

Развивающие

Развивать умения находить наречие в тексте, умения выделять главное, сравнивать, обобщать и формулировать выводы; культуру общения, речь, навыки контрольно-оценочной деятельности

Воспитательные

Содействовать воспитанию культуры поведения на уроке, ответственности за результаты учебного труда, пониманию его значимости;уважения к противоположному мнению, уважительного отношения к одноклассникам при парной (и групповой работе); аккуратности и дисциплины труда.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации уч.деят.(Ф,И, П, Г)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-позн., Р– регул.,

К – коммун.)

Личностные

I. Организационно-мотивационный:

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Беседа

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Никита Алексеевич. Сегодня урок русского языка у вас проведу я.

-Учите русский годы кряду
С душой, с терпением, с умом
Вас ждет великая награда,
И та награда в нем самом!

-Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку. Проверяют правильность положения тетради, посадки при письме. Оформляют записи в тетради.

Ф

И

Слайд

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию.

II. Постановка учебной задачи:

  1. Актуализация опорных знаний

Актуализировать знания,  умения, и навыки, связанные с темой урока

Беседа

Упражнение

моделирование

-Какую тему мы с вами начали изучать?
-Ребята, давайте вспомним на какие группы мы можем разделить части речи?
- Какие части речи относятся к самостоятельным? А какие к служебным?

-Давайте повторим что вы знаете о частях речи. Что они обозначают и на какие вопросы отвечают? Какие грамматические признаки можем выделить? Как изменяется?

Вспоминают известные части речи. Повторяют, что они обозначают и на какие вопросы отвечают, грамматические признаки и как изменяются

Ф

Слайд

Систематизировать знания учащихся об частях речи

П: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; понимать информацию, представленную в разных формах: схематичной, модельной; выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; доказывать, делать выводы.

Р: действовать по плану и планировать свои учебные действия;

контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; находить образцы для проверки работы, сопоставлять работу с образцом; адекватно оценивать свои достижения,

осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

Регулятивные:принимать и сохранять учебную задачу.

П: осознавать познавательную задачу

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию.

  1. Формулировка учебной задачи

Формулировка задач урока  в соответствии с темой и индивидуальными учебными потребностями.

Беседа

Работа с учебником

  • Откройте учебник на с.73.
  • Прочитайте тему урока.
  • -Какие цели вы можете себе поставить на урок? (что обозначает, вопросы на которые отвечает, чем является в предложении)

  • Составим план работы
  • -Какие этапы урока у нас будут?

Определяют известное и неизвестное по теме урока.

Формулируют учебные задачи:

  • Узнаю: что обозначает наречие, на какой вопрос отвечает, изменяемая ли эта часть речи, к какому слову относится, каким членом предложения может быть
  • Буду учиться :распознавать наречие, подбирать к наречию слово, ставить слово от наречия к другому слову

Составляют план:

Изучаю наречие
Формулирую гипотезу
Проверяю гипотезу
Составляю схему
Учусь узнавать наречие
Проверяю себя
Оцениваю

Ф

И

Слайд

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

III. Учебное действие

  1. Анализ языкового материала

Выполнение учебных действий в устной и письменной речи.существенных признаков изучаемых языковых фактов

Беседа

Упражнение

С какого этапа начинаем работу?

Сформулируем вопросы, на которые нужно найти ответ.

В изучении нам поможет упражнение 124 на с.73 учебника.

Кто прочитает вслухстихотворение?
-Кто автор этого стихотворения?
-Рассмотрите иллюстрацию
-Какую картину рисует автор?

-Найдем выделенные слова
-Слово печальные с каким словом связано по смыслу?

-Выпишите словосочетание, графически обозначьте связь главного и зависимого слов.

На какой вопрос отвечает?

- Что обозначает? Признак предмета или признак действия?

-Каким членом предложения является?
-Следующее выделенное слово.

- Слово печально с каким словом связано по смыслу?

Выпишите это словосочетание, обозначьте главное и зависимое слово.

-На какой вопрос отвечает?

-Какой признак обозначает это слово? (признак действия)
-Каким членом предложения является?

−        Слово печально отвечает на вопрос «Как?»,поясняет глагол и обозначает признак действия, в предложении является второстепенным членом.

-Посмотрите на слайд, прочитайте текст на нём

Вчера мы не пошли в школу.
Около школы мы повернули направо.
Сзади мы услышали как директор нас зовёт.
И наших родителей вызвали в школу.

- Найдем в этом тексте наречия.
−        Слово «вчера» с каким словом связано по смыслу?

        Укажем связь слов стрелкой, поставим крестик над словами «не пошли» и от этого слово поставим вопрос к слову «вчера».

-На какой вопрос отвечает?

- Какой признак обозначает это слово?

-Каким членом предложения является?
- Найдем следующее наречие в тексте.

 Слово с такими признаками - это часть речи наречие.



-Что мы с вами узнали, выполняя это упражнение?

-Что поясняет наречие?

-Какой признак обозначает?

-Чем является в предложении?

-На какие вопросы отвечает?

Заполним схему

-Что ещё нужно узнать? (как изменяется)

-А теперь найдём упражнение 125

−        Кто прочитает вслух стихотворение?

-Кто написал это стихотворение?

-Посмотрите на иллюстрацию, какую картину описывает автор?

−        Найдем в этом стихотворении наречия и назовите их

−        Кто нашел, поднимите руки.

−        А почему вы решили, что данные слова являются наречиями?

−        Сейчас нам предстоит с вами проверить, изменяется ли наречие звонко, если в словосочетании «звонко журчит» глагол «журчит» изменять по числам и временам?

−        Для начала попробуем изменить наречие по числам.

−        Итак, поставим звонко журчит ед.ч. Что получится?

- Верно, получится, звонко журчат.

- А сейчас поставим данное словосочетание в форму мн.ч. Что получится?

- Верно, получится звонко журчат

- А теперь попробуем по временам изменить наречие звонко.
Поставим наречие с глаголом в прошедшее время. Как будет?

- Верно, получится журчал звонко

-  Поставим наречие с глаголом в настоящее время. Как будет?

- Верно, получится журчит звонко.

- Поставим наречие с глаголом в будущее время. Как будет?

- Верно, получится «будет журчать звонко»

- Изменяется ли слово звонко по временам?

-Сделаем вывод: наречие неизменяемая часть речи.
-А будет у него окончание тогда?

-А какая это часть речи, самостоятельная или служебная?
-Самостоятельная, потому что обозначает признак действия

-Так, что мы выяснили, выполняя это задание?

- Верно, наречие – это неизменяемая часть речи, поэтому у наречия не может быть окончания.

-Дополним схему

Называют этап.

Формулируют задачу этапа:

Узнать что такое наречие
Что оно поясняет
Какой признак обозначает
Чем является в предложении

На какие вопросы оно отвечает
Как изменяется
-А.С.Пушкин

Находят выделенные слова, определяют с каким словом связано, какой признак обозначает, на какой вопрос отвечает, каким членом предложения является

Выписывают словосочетания, обозначая связь главного слова.

Сравнивают слова

Делают вывод

Делают вывод по упражнению
Заполняют схему

Проверяют выполнение работы


Читают стихотворение, рассматривают иллюстрацию


Находят наречия и называют их
Доказывают, что это наречие


Проводят исследование:
Пробуют изменить наречие «звонко» по:
числам
временам

Делают вывод: наречие неизменяемая часть речи
Которая является самостоятельной

Ф

Слайд

Овладение понятием «падежаха»; представление о значении падежей;;выделять в словах окончания;обосновывать написание слов;контролировать правильность написания текста;находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки; образовывать однокоренные слова с помощью приставок;объяснять лексическое значение слов.

П:осознавать познавательную задачу, искать, получать и использовать информацию, соотносить нужную информацию, её с имеющимися знаниями, опытом; фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в схематичной форме; выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы.

К: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; понимать позиции разных участников коммуникации;задавать вопросы, необходимые для исследования проблемы и установления контактов для ее решения;осуществлять в процессе коммуникации продуктивное взаимодействие с другими участниками исследования;сотрудничать и приходить к общему решению в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми (в том числе и в конфликтной ситуации).

Р:действовать по плану и планировать свои учебные действия;

контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; находить образцы для проверки работы, сопоставлять работу с образцом; адекватно оценивать свои достижения,

осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

сформированностьмотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; умение ставить цели;способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Физминутка

  • Выйдем из-за парт. Выполняем упражнения вместе со мной.
  • Вновь у нас физкультминутка,
    Наклонились, ну-ка, ну-ка!
    Распрямились, потянулись,
    А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)
    Разминаем руки, плечи,
    Чтоб сидеть нам было легче,
    Чтоб писать, читать, считать
    И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью)
    Голова устала тоже.
    Так давайте ей поможем!
    Вправо-влево, раз и два.
    Думай, думай, голова. (Вращение головой)
    Хоть зарядка коротка,
    Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты)

Выполняют упражнения с учителем.

Ф

Слайд

-

-

-

2. Обобщение признаков

Самостоятельное формирование представлений о наречие.

Беседа

  • На каком этапе мы с вами находились?
  • Что выяснили?
  • На какой этап переходим?
  • Какую задачу нужно выполнить на второй ступени?
  • -Что мы узнали с вами?
  • -Что о нём нужно было узнать?
    -На какие вопросы нашли ответ?

-Изучаю наречие

-Выяснили
Что наречие поясняет
Какой признак обозначает
Чем является в предложении

На какие вопросы оно отвечает
Как изменяется

Оценивают степень решения задач.

Ф

Слайд

П:осознавать познавательную задачу, искать, получать и использовать информацию, соотносить нужную информацию, её с имеющимися знаниями, опытом; фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в схематичной форме; выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы.

К: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; понимать позиции разных участников коммуникации;задавать вопросы, необходимые для исследования проблемы и установления контактов для ее решения;осуществлять в процессе коммуникации продуктивное взаимодействие с другими участниками исследования

Р: действовать по плану и планировать свои учебные действия;

контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; находить образцы для проверки работы, сопоставлять работу с образцом; адекватно оценивать свои достижения

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию;сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; умение ставить цели;способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

3.Выдвижение гипотезы

Самостоятельное формирование представления о понятии.

Беседа

Составление схемы

  • Переходим на следующую ступень. Какую задачу нужно выполнить на этом этапе?
  • О чем будет эта гипотеза?
  • Опираясь на схему продолжим фразу: «Наречие - это …»
  • Продумайте гипотезу в парах

-Формулирую гипотезу
Сформулировать гипотезу: что такое наречие
Формулируют гипотезу.

Ф

П

Слайд

Овладение понятием «падеж»; представление о значении падежей;объяснять роль падежей;устанавливать наличие в словах орфограмм;применять правила правописания изученных орфограмм;обосновывать написание слов;контролировать правильность написания текста;находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки;объяснять лексическое значение слов.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; понимать позиции разных участников коммуникации;задавать вопросы, необходимые для исследования проблемы и установления контактов для ее решения;

Познавательные:осознавать познавательную задачу, искать, получать и использовать информацию, соотносить нужную информацию, её с имеющимися знаниями, опытом; фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в схематичной форме; выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы.

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию;сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; умение ставить цели;способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

4. Проверка гипотезы. Работа с учебным текстом.

Поиск нужной информации в учебном тексте.

Работа с текстом определения

Беседа

  • Переходим на следующий этап.
  • Где можем проверить наши предположения?
  • На с. 74 учебника найдите определение.  Прочитайте определение для себя.
  • Кто прочитает вслух?
  • Что узнали?
  • Подтвердилась ли наша гипотеза?
  • Докажите словами определения.
  • Все ли наши выводы есть в этом определении?
  • Есть ли в определении то, о чем мы не смогли предположить?
  • Теперь давайте дополним нашу схему.
  • -Расскажите друг другу про наречие
  • -Выберите кто в вашей паре будет первый, а кто второй.
  • Поднимите руку первые, поднимите руку вторые
  • - Делаем вывод: гипотеза подтвердилась
  • -Что нужно сделать на следующем этапе?

Проверяю гипотезу

Повторяют ориентировочную основу деятельности при работе над текстом определения.

Работают с учебным текстом.

Сравнивают гипотезу с определением.

Ф

И

Слайд

Учебник

Применять правила правописания изученных орфограмм;обосновывать написание слов;контролировать правильность написания текста;находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки;объяснять лексическое значение слов.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; понимать позиции разных участников коммуникации;задавать вопросы, необходимые для исследования проблемы и установления контактов для ее решения;

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию;сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; умение ставить цели;способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

5. Конкретизация способа на новом материале.

Усвоение нового способа действия.

Комментированное управление, упражнение.

  • Переходим на следующий этап.
  • Какие задачи нужно решить на этом этапе?
  • Будем находить наречия и правильно задавать вопросы.
  • Поможет нам в этом упр.126 на с.74
  • -Кто автор?
    -Прочитайте для себя
  • -Кто прочитает всему классу?
  • -Найдем наречия и поставим вопрос от глагола к ним
  • -Кто выйдет и запишет на доске словосочетание, графически выделив связь?
  • -Докажите, что это наречие
  • Чему научились выполняя это упражнение?

Уточняют учебные задачи:

Составляют план выполнения упражнения:

1.        Прочитать.

2.        Выяснить, на какой вопрос отвечает каждое наречие. Поставить этот вопрос от глагола, с которым наречие связано по смыслу.

3.        Выписать наречия, ставя перед ними вопрос, на который они отвечают.

Выполняют упражнение по плану.

Оценивают степень решения задач.

Ф

И

Слайд

Объяснять изученные орфограммы;

овладение понятием «приставка»;представление о значении приставок;объяснять роль приставок; устанавливать наличие в словах орфограмм;применять правила правописания изученных орфограмм;

обосновывать написание слов;контролировать правильность написания текста;

находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки.

Познавательные: искать, получать и использовать информацию; осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;  фиксировать информацию разными способами;  понимать информацию, представленную в разных формах: схематичной, модельной; выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение.

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; умение ставить цели;

способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме; 

способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

6. Применение правила при решении частных задач

Формирование умений и навыков

Беседа

Найдем упражнение 127 на с. 74-75

Кто прочитает вслух?

Подберите к каждому наречию глагол.
Будем делать это по цепочке с первого ряда. Читаешь наречие и говоришь к нему глагол, подходящий по смыслу
Запишем получившиеся словосочетания на доске, грамматически показывая связь. Один у доски, остальные в тетради

Чему учились, выполняя это упражнение?

В чем причина затруднения?

Составляют план:
1) Прочитай наречие

2)Подбери по смыслу к наречию глагол
3)Запиши наречие с подобранным глаголом, поставив вопрос от глагола к наречию
По цепочке выполняют задание по плану

Ф

И

Слайд

Формирование умений применения знаний.

Р: осуществлять пошаговый контроль по результату УД.

К:

участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач; владеть способами внутригруппового взаимодействия в учебной деятельности

П: искать, получать и использовать информацию; осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;  фиксировать информацию разными способами;  понимать информацию, представленную в разных формах: выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию,обобщение.

IV. Действие оценки и самооценки

1. Промежуточный контроль

Определение соответствия учебной деятельности условиям учебной задачи.

Беседа Дидактическая игра

Переходим на следующий этап. Какую задачу будем выполнять на этом этапе?

Что буду проверять?

Вспомним учебные задачи.

Что нужно было узнать?

Что я узнал?

Проверю себя в паре.

Первый рассказывает о том, что такое наречие, на какие вопросы отвечает, изменяется ли эта часть речи, к какому слову относится, каким членом предложения может быть,а второй контролирует правильность ответа. Если ответ правильный – покажу товарищу знак «+». Потом меняемся ролями.

Кто доволен тем, как товарищ понял тему урока?

Скажу товарищу спасибо за работу на уроке.

А сейчас мы с вами поиграем в игру.

Вам необходимо найти глагол и задать к нему вопрос, на которые они отвечают

Повторяют тему, учебные задачи.

Определяют показатели оценки:

  1. Знаю ли я , что такое наречия;
  2. Знаю ли я, на какие вопросы оно отвечает;
  3. Знаю ли я, изменяется ли эта часть речи
  4. Знаю ли я, к какому слову оно относится

Ф

Г

Слайд

Овладение понятием «наречие»; представление о значении наречия; объяснять роль наречия.

Р: осуществлять пошаговый контроль по результату УД.

К:

участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач; владеть способами внутригруппового взаимодействия в учебной деятельности.

Способность к самооценке.

V. Рефлексия

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.

Беседа

  • Переходим на последний этап урока: оцениваю себя. Что буду оценивать?
  • Выберите одно из утверждений, соответствующих тому, как я выполнил задачи урока.
  • Что было трудно?
  • В чем причина трудностей?
  • Как себе помочь?
  • Спасибо за работу на уроке. До свидания!

Припоминают цель этапа.

Оценивают степень решения поставленных задач на основе высказываний

1.Я доволен своей работой, потому что…

2.Я не доволен своей работой, потому что…

3.Мне было трудно….

Определяют трудности, пути их устранения.

Ф

И

Слайд

Овладение понятием «падеж»; представление о значении падежей; объяснять роль падежей.

К: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; строить свои монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач.

Способность к самооценке.

Методист __________________                                                              Учитель_________________



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ФИО студента

Медведев Никита Алексеевич

Тема урока

«Глагол».

Класс

3 «А», МБОУ «Лицей №17».

Цель урока

Создание условий для повторения знаний об изученных признаках глагола

Задачи урока Дидактические

Обеспечить усвоение и первичное закрепление знаний о понятии «Глагол»; формирование умения устанавливать наличие в словах орфограмм. применять правила правописания изученных орфограмм, обосновывать написание слов, контролировать правильность написания текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки.

Развивающие

Развивать умения выделять главное, сравнивать, обобщать и формулировать выводы;  орфографическую зоркость, умения проверять орфограммы в процессе решения учебной задачи; культуру общения, речь, навыки контрольно-оценочной деятельности.

Воспитательные

Содействовать воспитанию культуры поведения на уроке, ответственности за результаты учебного труда, пониманию его значимости;уважения к противоположному мнению, уважительного отношения к одноклассникам при парной (и групповой работе); аккуратности и дисциплины труда.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации уч.деят.(Ф,И, П, Г)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-позн., Р– регул.,

К – коммун.)

Личностные

I. Организационно-мотивационный:

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Беседа

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Никита Алексеевич. Сегодня урок русского языка у вас проведу я.

-Прозвенел звонок веселый,
Мы начать урок готовы.
Будем грамотно писать,
На вопросы отвечать.
Сядем прямо, не согнемся,
За работу мы возьмемся.

-Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку. Проверяют правильность положения тетради, посадки при письме. Оформляют записи в тетради.

Ф

И

Слайд

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию.

II. Постановка учебной задачи:

  1. Актуализация опорных знаний

Актуализировать знания,  умения, и навыки, связанные с темой урока

Беседа

Упражнение

- Ребята, давайте вспомним какие части речи вы знаете?

-Давайте повторим что вы знаете о частях речи. Что они обозначают и на какие вопросы отвечают?

Вспоминают известные части речи. Повторяют, что они обозначают и на какие вопросы отвечают

Ф

Слайд

Систематизировать знания учащихся об частях речи

П: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; понимать информацию, представленную в разных формах: схематичной, модельной; выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; доказывать, делать выводы.

Р: действовать по плану и планировать свои учебные действия;

контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; находить образцы для проверки работы, сопоставлять работу с образцом; адекватно оценивать свои достижения,

осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

Регулятивные:принимать и сохранять учебную задачу.

П: осознавать познавательную задачу

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию.

  1. Формулировка учебной задачи

Формулировка задач урока  в соответствии с темой и индивидуальными учебными потребностями.

Беседа

Работа с учебником

  • Откройте учебник на с.99.
  • Прочитайте тему урока.
  • Она новая для нас?
    Что нам уже известно о глаголе?
  • Зачем нам предлагают эту тему?
  • Прочитайте чему мы будем учиться
  • С чего начнём изучение глагола в этом году?
  • Прочитайте вопрос под темой для себя.
  • Кто прочитает вслух?
  • Что будем повторять?
  • Составим план работы
  • (что обозначает, вопросы на которые отвечает, чем является в предложении)
  • -Какие этапы урока у нас будут?

Определяют известное и неизвестное по теме урока.

Можем узнать что-то новое

Формулируют учебные задачи:

  • Вспомню: что обозначает глагол
  • Буду учиться :распознавать глаголы
    определять время, число и род глаголов ( в прошедшем времени)
    изменять глаголы по времени и числам
    определять роль глаголов в тексте
    грамотно писать не с глаголами
    разбирать глагол как часть речи

Составляют план:

Повторяю
Применяю
Проверяю себя
Оцениваю

Ф

И

Слайд

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

III. Учебное действие

  1. Анализ языкового материала

Выполнение учебных действий в устной и письменной речи.существенных признаков изучаемых языковых фактов

Беседа

Упражнение

С какого этапа начинаем работу?

Что будем повторять?

Сформулируем вопросы, на которые нужно найти ответ.

В повторении нам поможет упражнение 169 на с.100 учебника.

Кто прочитает вслух первую сточку?

Все слова первой строчки относятся к какой части речи?

Кто прочитает вторую строчку?

Составим из данных слов нераспространённое предложение

Запишем несколько предложений

Называют этап.

Формулируют задачу этапа: Повторить что обозначает глагол, вопросы и чем является в предложении

Ф

Слайд

Овладение понятием «падежаха»; представление о значении падежей;;выделять в словах окончания;обосновывать написание слов;контролировать правильность написания текста;находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки; образовывать однокоренные слова с помощью приставок;объяснять лексическое значение слов.

П:осознавать познавательную задачу, искать, получать и использовать информацию, соотносить нужную информацию, её с имеющимися знаниями, опытом; фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в схематичной форме; выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы.

К: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; понимать позиции разных участников коммуникации;задавать вопросы, необходимые для исследования проблемы и установления контактов для ее решения;осуществлять в процессе коммуникации продуктивное взаимодействие с другими участниками исследования;сотрудничать и приходить к общему решению в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми (в том числе и в конфликтной ситуации).

Р:действовать по плану и планировать свои учебные действия;

контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; находить образцы для проверки работы, сопоставлять работу с образцом; адекватно оценивать свои достижения,

осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; умение ставить цели;способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Физминутка

  • Выйдем из-за парт. Выполняем упражнения вместе со мной.
  • Вновь у нас физкультминутка,
    Наклонились, ну-ка, ну-ка!
    Распрямились, потянулись,
    А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)
    Разминаем руки, плечи,
    Чтоб сидеть нам было легче,
    Чтоб писать, читать, считать
    И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью)
    Голова устала тоже.
    Так давайте ей поможем!
    Вправо-влево, раз и два.
    Думай, думай, голова. (Вращение головой)
    Хоть зарядка коротка,
    Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты)

Выполняют упражнения с учителем.

Ф

Слайд

-

-

-

2. Обобщение признаков

Самостоятельное формирование представлений о приставках.

Беседа

  • На каком этапе мы с вами находились?
  • Что повторили?
  • На какой этап переходим?
  • Какую задачу нужно выполнить на второй ступени?
  • Что мы будем применять?
  • Для этого посмотрите упр.170 на с.100
  • -Прочитайте стихотворение для себя
  • -Кто автор?
  • -Какова тема стихотворения?
  • -Какая главная мысль стихотворения?
  • - Какая из пословиц подойдёт к теме и главной мысли:
    1) Рукам воли не давай.
    2)Рабочие руки не знают скуки
    3)Дело мастера боится?
  • Давайте найдём с вами глаголы ( что обозначают? действие)
  • По одному выпишем их на доске
  • Подпишем сверху гл.
  • А теперь давайте составим предложение по рисунку. Можете использовать имена.
  • -Давайте запишем это предложение у доски. Сделаем разбор этого предложения
  • Что нам нужно было вспомнить?

Умелые руки

Всё существует благодаря труду человека

Ф

Слайд

представление о значении падежей;объяснять роль падежей;

П:осознавать познавательную задачу, искать, получать и использовать информацию, соотносить нужную информацию, её с имеющимися знаниями, опытом; фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в схематичной форме; выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы.

К: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; понимать позиции разных участников коммуникации;задавать вопросы, необходимые для исследования проблемы и установления контактов для ее решения;осуществлять в процессе коммуникации продуктивное взаимодействие с другими участниками исследования

Р: действовать по плану и планировать свои учебные действия;

контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; находить образцы для проверки работы, сопоставлять работу с образцом; адекватно оценивать свои достижения

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию;сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; умение ставить цели;способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

3.Выдвижение гипотезы

Самостоятельное формирование представления о понятии.

Беседа

Составление схемы

  • Переходим на следующую ступень. Какую задачу нужно выполнить на этом этапе?
  • О чем будет эта гипотеза?
  • Продолжим фразу: «Глагол - это …»
  • Продумайте гипотезу в парах

Определяют задачу 3 этапа. Формулируют гипотезу.

Оценивают степень решения задач.

Ф

П

Слайд

Овладение понятием «падеж»; представление о значении падежей;объяснять роль падежей;устанавливать наличие в словах орфограмм;применять правила правописания изученных орфограмм;обосновывать написание слов;контролировать правильность написания текста;находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки;объяснять лексическое значение слов.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; понимать позиции разных участников коммуникации;задавать вопросы, необходимые для исследования проблемы и установления контактов для ее решения;

Познавательные:осознавать познавательную задачу, искать, получать и использовать информацию, соотносить нужную информацию, её с имеющимися знаниями, опытом; фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в схематичной форме; выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы.

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию;сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; умение ставить цели;способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

4. Проверка гипотезы. Работа с учебным текстом.

Поиск нужной информации в учебном тесте.

Работа с текстом определения

Беседа

  • Переходим на следующий этап.
  • Где можем проверить наши предположения?
  • На с. 101 учебника найдите определение.  Прочитайте определение для себя.
  • Кто прочитает вслух?
  • Что узнали?
  • Подтвердилась ли наша гипотеза?
  • Докажите словами определения.
  • Все ли наши выводы есть в этом определении?
  • Есть ли в определении то, о чем мы не смогли предположить?
  • Теперь давайте дополним нашу схему.
  • Выполнили мы задачи выполнили?

Определяют задачу 4 этапа.

Повторяют ориентировочную основу деятельности при работе над текстом определения.

Работают с учебным текстом.

Сравнивают гипотезу с определением.

Ф

И

Слайд

Учебник

Овладение понятием «падеж»; представление о значении падежей; объяснять роль падежей;устанавливать наличие в словах орфограмм;применять правила правописания изученных орфограмм;обосновывать написание слов;контролировать правильность написания текста;находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки;объяснять лексическое значение слов.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; понимать позиции разных участников коммуникации;задавать вопросы, необходимые для исследования проблемы и установления контактов для ее решения;

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию;сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; умение ставить цели;способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

5. Конкретизация способа на новом материале.

Усвоение нового способа действия.

Комментированное управление, упражнение.

  • Переходим на следующий этап.
  • Какие задачи нужно решить на этом этапе?
  • Можем ли на это?
  • Будем находить глаголы и правильно задавать вопросы.
  • Поможет нам в этом упр.171 на с.101
  • -Кто автор?
    -Внимательно послушайте текст, который я вам прочту
  • Кто такие пингвины? Что вы о них знаете?
    К какому классу животных они относятся?
  • -Подчерните простым карандашом глаголы, обозначающие действия пингвинов
  • -Докажите что это глагол
  • -В чём отличие слов налетел и налетает? (быстро, медленно)
  • -Какие вопросы у них?
  • -Выпишем все глаголы из текста на доске.
  • -Найдём все глаголы которые отвечают на вопрос что сделал
  • Чему научились выполняя это упражнение?

Уточняют учебные задачи:

  • Повторим, что такое глагол, как обозначается и на какие вопросы отвечает

Выполняют упражнение по плану.

Оценивают степень решения задач.

Ф

И

Слайд

Объяснять изученные орфограммы;

овладение понятием «приставка»;представление о значении приставок;объяснять роль приставок; устанавливать наличие в словах орфограмм;применять правила правописания изученных орфограмм;

обосновывать написание слов;контролировать правильность написания текста;

находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки.

Познавательные: искать, получать и использовать информацию; осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;  фиксировать информацию разными способами;  понимать информацию, представленную в разных формах: схематичной, модельной; выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение.

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; умение ставить цели;

способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме; 

способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

6. Применение правила при решении частных задач

Формирование умений и навыков

Дидактическая игра

Посмотрим на план. Определим следующий этап. Могу ли переходить к упражнениям?

Чему нужно учиться?

Давайте определим способ как найти глагол

1)Найдём подлежащее

2)Найдём сказуемое

3) Проверяем: что делает?

Что вспомнили. Глагол всегда сказуемое.

Найдем упражнение 173 на с. 102

Кто прочитает вслух первое предложение?

Запишем его на доске. Разберём его. Найдите глагол, докажите что это глагол.

3 предложения у доски, 2 в парах, 6-7 проверяют себя

Давайте по схеме выполним проверку:

Чему учились, выполняя это упражнение?

В чем причина затруднений?

Ф

И

Слайд

Формирование умений применения знаний.

Р: осуществлять пошаговый контроль по результату УД.

К:

участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач; владеть способами внутригруппового взаимодействия в учебной деятельности

П: искать, получать и использовать информацию; осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;  фиксировать информацию разными способами;  понимать информацию, представленную в разных формах: выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию,обобщение.

IV. Действие оценки и самооценки

1. Промежуточный контроль

Определение соответствия учебной деятельности условиям учебной задачи.

Беседа

Переходим на следующий этап. Какую задачу будем выполнять на этом этапе?

Что буду проверять?

Вспомним учебные задачи.

Что нужно было узнать?

Что я узнал?

Проверю себя в паре.

Первый рассказывает о том, что такое глагол, для чего служит и как обозначается,а второй контролирует правильность ответа. Если ответ правильный – покажу товарищу знак «+». Потом меняемся ролями.

Кто доволен тем, как товарищ понял тему урока?

Скажу товарищу спасибо за работу на уроке.

А сейчас мы с вами поиграем в игру.

Вам необходимо найти глагол и задать к нему вопрос, на которые они отвечают

Повторяют тему, учебные задачи.

Определяют показатели оценки:

  1. Знаю ли я , что такое глагол;
  2. Знаю ли я, как обозначается глагол;
  3. Знаю ли я, для чего служит глагол

Ф

Г

Слайд

Овладение понятием «падеж»;представление о значении падежей;объяснять роль падежей.

Р: осуществлять пошаговый контроль по результату УД.

К:

участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач; владеть способами внутригруппового взаимодействия в учебной деятельности.

Способность к самооценке.

V. Рефлексия

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.

Беседа

  • Переходим на последний этап урока: оцениваю себя. Что буду оценивать?
  • Выберите одно из утверждений, соответствующих тому, как я выполнил задачи урока.
  • Что было трудно?
  • В чем причина трудностей?
  • Как себе помочь?
  • Спасибо за работу на уроке. До свидания!

Припоминают цель этапа.

Оценивают степень решения поставленных задач на основе высказываний

1.Я доволен своей работой, потому что…

2.Я не доволен своей работой, потому что…

3.Мне было трудно….

Определяют трудности, пути их устранения.

Ф

И

Слайд

Овладение понятием «падеж»; представление о значении падежей; объяснять роль падежей.

К: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; строить свои монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач.

Способность к самооценке.

Методист __________________                                                              Учитель_________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...