Урок русского языка "Безударные окончания имён существительных в творительном падеже", 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Цель: познакомить с окончаниями имен существительных в творительном падеже.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvoritelnyy_padezh_konspekt.docx | 22.5 КБ |
Предварительный просмотр:
"Безударные окончания в творительном падеже", 4 класс
Цель: познакомить с окончаниями имен существительных в творительном падеже.
1. Орг. момент
2. Чистописание
На экране пословица: Не спеши языком, а торопись делом.
У: Прочитайте пословицу. Как вы ее понимаете?
У: Спишите буквы, обозначающие твердые согласные звуки из данной пословицы.
3. Актуализация знаний
У: Прочитайте пословицу еще раз. Какие орфограммы присутствуют в ней?
У: Запишите ее по памяти.
На доске снова образец (написан от руки).
У: Какое это предложение по цели высказывания? (побудительное)
У: По интонации? (невосклицательное)
У: Определите падеж и склонение имен существительных в нем.
У: На какие вопросы отвечает Т.п.?
У: С какими предлогами употребляется Т.п.? (над, за, под, перед, с, со, между).
У: Вы, наверно, догадались, с каким падежом мы подробно сегодня будем работать.
Я - творительный падеж.
Исполнен всяческих надежд.
Творите! - чем?
Творите! - с кем?
Я подскажу вам - без проблем!
У: Творительный падеж часто используется, когда говорят о том орудии, которым что-то делают, творят: рубят топором, бьют молотком, работают пилой и т.д.
У: На какие вопросы отвечает сущ. В Т.п.?
У: С какими предлогами употребляется?
У: Откройте учебники на с.117, рассмотрите таблицу. Проверим наши знания.
1. Отвечает на вопросы "Кем?", "Чем?", "Где?", "Куда?".
2. Предлоги с, за, под, над, между.
3. Окончания:
1 склонение - ой, ою, ей, ею.
2 склонение - ом, ем, ём.
3 склонение - ю
4. Самоопределение к деятельности
У: На экране сейчас будут фотографии предметов. Ваша задача - написать слова-названия предметов в Т.п. Можно использовать предлоги творительного падежа.
1. газета
2. победа
3. билет
4. тарелка
5. телефон
Проверка.
Газет...й, побед...й, билет...м, тарелк...й, телефон...м.
У: Какие сведения о творительном падеже мы недостаточно изучили? (окончания)
У: Какую цель урока поставим? (будем учиться правильно писать окончания сущ. в творительном падеже)
5. Работа по теме урока
На доске:
(чем?) зарей (чем?) зеркалом
(кем?) мамой (чем?) сиренью
У: Прочитайте. В каком падеже употреблены данные имена существительные?
У: Тогда почему у них разные окончания? Сделайте вывод (окончание зависит от склонения).
У: Так что нужно сделать, чтобы определить безударное окончание имени сущ.? Сделайте вывод (определить падеж и склонение).
Алгоритм на доске.
1. Определяем падеж имени сущ.
2. Определяем склонение.
3. Вспоминаем окончание.
У: с. 118, упр.220. Прочитайте.
Читаем вслух.
У: Докажите, что выделенные имена сущ. стоят в творительном падеже.
У: Почему у них разные окончания? (разные склонения)
У: Определите склонение сущ. Докажите, что окончания написаны верно.
У: Первый вариант списывает первую часть, второй вариант - вторую. Выделите окончания существительных. Укажите падеж имени сущ.
У: Повторим наш алгоритм.
Работа в группах
1 группа
Составьте словосочетания так, чтобы имя существительное стояло в Т.п. Проверьте окончание существительного.
советоваться бабушка
стоять дверь
2 группа
Составьте словосочетания так, чтобы имя существительное стояло в Т.п. Проверьте окончание существительного.
горжусь друг
наслаждаться песня
3 группа
Составьте словосочетания так, чтобы имя существительное стояло в Т.п. Проверьте окончание существительного.
горжусь герой
пролетать небо
4 группа
Составьте словосочетания так, чтобы имя существительное стояло в Т.п. Проверьте окончание существительного.
писать ручка
мыть тряпка
5 группа
Составьте словосочетания так, чтобы имя существительное стояло в Т.п. Проверьте окончание существительного.
рядом мама
доволен обед
6 группа
копать лопата
звенеть колокольчик
Проверка (выходят к доске по одному представителю из команд).
Физ. минутка
Кто ловит мяч, тот встает и отвечает на мой вопрос. Но в ответе нужно использовать только имена сущ. в творительном падеже.
У: С чем ты любишь пить чай? (с молоком, сахаром, конфетой и т.д.)
У: С кем ты дружишь? (с Сашей, Петей и т.д.)
У: С чем едят хлеб? (с супом, с мясом и т.д.)
У: С кем ты пойдешь гулять? (С Аней, Полиной и т.д.)
У: Чем ты любишь рисовать? (красками, карандашами и т.д.)
Хлопки (повторить учащимся за учителем).
У: Послушайте внимательно сказку. Когда услышите имена существительные в Т.п., хлопните.
Жил-был король. У него было две дочери-принцессы. И как-то раз решили они отправиться в зоопарк, который находился около дворца. Сначала принцессы любовались слоном, затем зеброй, а потом медведем. И вот они подошли к террариуму.
У: С кем они могут встретиться в террариуме? (со змеей, с крокодилом, с питоном, с удавом).
Старшая дочь просунула руку в террариум. Король сначала восхитился смелостью дочери. Но вдруг она погладила ужа. Король от страха закричал: "Это хорошо, что сейчас ты встретилась с ужом".
У: Почему хорошо? (уж не ядовит).
Будь умницей, отойди от террариума, а я угощу тебя вкусной сливой. Младшая принцесса стояла за елью. Король повел принцесс домой и обещал осенью пойти с ними в цирк.
У: Какие имена существительные в форме Т.п. встретили? Запишите их.
Слоном, зебр...й, медвед...м, смелостью, с уж...м, умниц...й, слив...й, за елью, осенью.
У: Запишите имена сущ. в Т.п., вставьте нужную гласную в безударное окончание. Докажите.
У: Выделите окончания.
Проверка.
У: От чего зависит окончание имени существительного? (от падежа и склонения).
У: Повторим алгоритм.
Работа в парах
Вставьте пропущенные безударные окончания. Укажите падеж и склонение существительных.
Я вареники леплю, я вареники люблю,
С творог..... люблю, с клубник......,
С мяс....., с вишн.... и с черник...... .
С ежевик..... и морошк......,
Но сильней всего - с картошк.....!
Проверка.
У: На экране сейчас будут различные картинки. Ваша задача - записать словосочетания по данным картинкам так, чтобы имя сущ.стояло в Т.п. Выделите окончания имен сущ.
1. Копать лопатой
2. Суп с хлебом
3. Писать ручкой
4. Красить кистью
5. Чай с лимоном
Проверка.
6. Итог
У: Какую цель урока ставили? (учиться правильно писать безударные окончания существительных в Т.п.)
У: Что закрепили на уроке?
Отметки
7. Рефлексия
У: Оцените свои достижения. Если вы достигли цели урока - покажите желтый смайлик. Если были затруднения - синий. Если остались на уроке собой недовольны - красный.
У: Спасибо за урок, ребята.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация по русскому языку "Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже" 4 класс В.П. Канакина УМК "Школа России"
презентация к учебнику "Русский язык" 4 класс В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого УМК "Школа России" выполнена на основе "Поурочные разработки по русскому языку" 4 класс Т.Н. Ситников...
презентация " Упражнения в правописании окончаний имён существительных в творительном падеже" к учебнику "Русский язык" 4 класс В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого УМК "Школа России"
презентация к учебнику "Русский язык" 4 класс Канакина В.П. Горецкий В.Г. УМК "Школа России" выполнена на основе пособия "Поурочные разработки по русскому языку 4 класс" Т.Н. Ситникова и др....
Технологическая карта урока "Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже"
Цель урока: через формирование УУД познакомить с правилами написания безударных окончаний имён существительных в творительном падеже 1,2,3 склонений.Задачи урока: познакомить с окончаниями имён ...
УМК "Школа России" конспект урока. Тема: "Падежные окончания имён существительных в творительном падеже" 4 класс
Падежные окончания имён существительных в творительном падеже....
Разработка урока по русскому языку 4 класс " Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже"
Урок изучения нового материала. Он знакомет учащихся с правописанием безударных падежных окончаний имен существительных в творительном падеже, способствует развитию умения применять правило при написа...
Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже; конспект урока.
Конспект урока по русскому языку 4 классаУрок 61. Правописание окончанийимён существительных в творительном падежеЦели: познакомить с окончаниями имён существительных в творительном падеже; разви...
Разработка урока русского языка на тему "Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже"
Тема урока "Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже" Программа "Школа России"Цели "познакомить учащихся с окончанием имён существительных в творитель...