Разработка урока по русскому языку 4 класс " Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок изучения нового материала. Он знакомет учащихся с правописанием безударных падежных окончаний имен существительных в творительном падеже, способствует развитию умения применять правило при написание безударных падежных окончаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже .
Цели урока: 1.Ознакомить с правописанием безударных падежных окончаний имён существительных в творительном падеже.
2.Развивать умения применять правило при написании безударных падежных окончаний имён существительных в творительном падеже.
3.Воспитывать навыки самостоятельной работы, навыки культурного поведения.
Формируемые УУД:
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, сравнение , классификация объектов по выделенным признакам;
Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и иуровня усвоения материала;
Личностные: установление связи между цельюучебной деятельности и её мотивом.
Оборудование: презентация.
Ход урока .
1. Организационный момент.
-Проверь, дружок
Готов ли ты начать урок?.
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
Открыли свои тетради. Записали число, классная работа
2. Минутка чистописания.
– А сейчас узнаем написание какой буквы будем отрабатывать.
-Что такое антонимы?
-К словам подберите антонимы.
плохой- хороший
трусливый- храбрый
толстый- худой
горячий- холодный
– Охарактеризуйте эту букву. (показываю, как пишется)
Х х с, ух, под, за, ах, ох, над, эх, между
– Прочитайте слова .
– Назовите междометия.
– Прочитайте. Что они обозначают?
Междометия – это часть речи, которая включает неизменяемые слова, служащие для выражения чувств, ощущений, эмоций .
–Что можете сказать об остальных словах?
– А вот с каким падежом употребляются эти предлоги, мы узнаем чуть позже.
3. Словарная работа.
- Сегодняшний урок, на котором мы продолжим углублять знания о падежах, я предлагаю продолжить словарной работой.
- Запишите слова в два столбика.
* учащийся у доски комментирует запись слов.
Пейзаж, алмаз, дорожка, едкий, жемчуг.
Рисунок, аллея, берёза, окраина, тянулись, явление, госпожа, аромат.
- Что объединяет слова 1 столбика? (орфограмма- парный согласный )
- Какое слово может быть лишним? (едкий – прилагательное)
- Какое лишнее слово во втором столбике? Почему? (тянулись – глагол)
- Выделите карандашом в столбиках первые буквы слов. Какие слова у вас получились?
Падеж- работяга.
4. Постановка проблемного вопроса.
- Какие вопросы у вас возникли?
- Какой падеж взял себе такой псевдоним?
- Почему его так назвали?
5. Поиск решения проблемы.
- Чтобы найти ответы на ваши вопросы, я предлагаю записать ассоциативный ряд к слову работяга.
*Запись на доске оформляет ученик.
Падеж – работяга, труд, работа ,творить.
- По какому слову вы догадались, что так называют творительный падеж? (По слову творить.)
-Что такое синонимы?
- Подберите синонимы к этому слову. (Создавать, делать, совершать, осуществлять)
- А почему этот падеж назвали «творительным», вы узнаете из статьи, которую написал Лев Успенский.
"Творительный" падеж очень часто используется, когда говорят о том орудии, которым что-то делают, творят: рубят топором, болтают языком, работают руками. Очень подходящее название, - недаром в других языках сходный падеж так и зовут: "инструментальный", "орудийный".
- Итак, почему же творительный падеж оказался самым трудолюбивым среди всех падежей?
-Существительные в творительном падеже обозначают предметы, которыми выполняют работу
- С тем, - заявил Творительный,
Я только лишь в ладу,
Кто очень уважительно относится к труду.
- Орудия учеников – ручка, карандаш, линейка, кисточка. В Т.п. – пишем (чем?) ручкой, чертим (чем?) карандашом.
6. Физминутка «Близнецы»
Дети встают между партами, , кладут друг другу руки на плечи и закрывают глаза. По сигналу учителя выполняют команды:
- присесть;
- встать;
- наклониться вправо;
- наклониться влево
- постоять на правой ноге, согнув левую ногу в колене;
- постоять на левой ноге, согнув правую ногу в колене:
7. Самоопределение к деятельности..
-Послушайте стихотворение
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою,
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы…
- Кто автор этого произведения?
- Какому времени году посвятил эти строки А.С. Пушкин?
- Об этой чудесной поре писали многие поэты: И. Бунин, Н. Рубцов,С. Есенин. Я предлагаю прочитать строки уже известного вам автора Ивана Захаровича Сурикова.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
- О чём эти строки?
С чем сравнивает поэт снег? (пелена – сплошной покров). Найдите слова в творительном падеже.
– Кто готов сформулировать тему нашего урока.?(“Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в творительном падеже.”)
- Какие задачи мы поставили перед собой на этом уроке? (Расширить знания об особенностях творительного падежа .)
8. Изучение нового материала.
1)Повторение знаний.
- Что мы уже знаем о творительном падеже ?
- Назовите вопросы существительных в Т.п. (кем? чем? где? куда?)-
-Предлоги Т.п. (с, за, под, над, между)
- Каким членом предложения является? (второстепенным)
- Что ещё нужно знать? (окончания 1,2,3скл.)
2)Определение окончаний существительных в творительном падеже.
-Послушайте сказку
- «Жил-был Король. У него было две дочери – принцессы. И как-то раз решили они отправиться в зоопарк, который находился около дворца. Сначала принцессы любовались слоном , потом зеброй,медведем. И вот они подошли к террариуму и стали разглядывать его обитателей.
- Ребята, а кого они могли там увидеть? (Змею, ужа, удава, крокодила…)
Старшая принцесса просунула руку в террариум. Король сначала восхитился смелостью дочери. Но вдруг она погладила ужа. Король от страха закричал: «Это хорошо, что сейчас ты встретилась с ужом».
- Почему хорошо? (Потому что уж не ядовит.)
«Будь умницей, отойди от террариума, а я угощу тебя вкусной сливой». Младшая принцесса в это время стояла за елью, потому что она очень боялась змей. Король повел принцесс домой и обещал осенью пойти с ними в цирк».
- Вот такая сказка. Прочитайте на экране имена существительные.
- Что вы заметили? (Они стоят в форме творительного падежа.)
- На какие группы мы можем разбить эти слова? (Имена существительные 1, 2, 3-го склонения.)
- Спишем эти существительные в три столбика по склонениям, выделяя окончания. (Работа выполняется с комментированием.)
1 скл. 2 скл. 3 скл.
зеброй слоном смелостью
сливой медведем елью
умницей ужом осенью
- Ребята, сделайте сами вывод о том, какие окончания пишутся у имен существительных в творительном падеже.
1 склонение | 2 склонение | 3 склонение |
- ой / - ей | - ом / - ем | - ю |
3)Упр.219 стр.117(по заданию устно)
- Вставим окончания в словосочетания.
-Что нужно сделать, чтобы правильно написать окончания в творительном падеже?
Закрыло тучей (Т.п. 1 скл.)
Тянуло ветром (Т.п. 2 скл.)
Спрятался под елью (Т.п. 3 скл.)
4)Правописание окончаний существительных в творительном падеже.
Творческая работа.
Составить предложение из слов. Указать склонение и падеж существительных.
Укрыла, землю, пушистым, зима, белым, ковром.
- Как поступить, чтобы правильно определить безударные окончания существительных?
5.Упр.221 стр.118(самостоятельно)
9. Рефлексия. «Роза ветров»
- Обозначьте своё направление ветров
Много узнал | Было очень хорошо |
Мало узнал | Плохо |
10.Итог.
- Какую задачу мы ставили перед собой?
- Что же мы узнали на уроке?
- Что вам понравилось сегодня на уроке?
11. Домашнее задание, инструктаж по её выполнению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация по русскому языку "Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже" 4 класс В.П. Канакина УМК "Школа России"
презентация к учебнику "Русский язык" 4 класс В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого УМК "Школа России" выполнена на основе "Поурочные разработки по русскому языку" 4 класс Т.Н. Ситников...
презентация " Упражнения в правописании окончаний имён существительных в творительном падеже" к учебнику "Русский язык" 4 класс В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого УМК "Школа России"
презентация к учебнику "Русский язык" 4 класс Канакина В.П. Горецкий В.Г. УМК "Школа России" выполнена на основе пособия "Поурочные разработки по русскому языку 4 класс" Т.Н. Ситникова и др....
Технологическая карта урока "Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже"
Цель урока: через формирование УУД познакомить с правилами написания безударных окончаний имён существительных в творительном падеже 1,2,3 склонений.Задачи урока: познакомить с окончаниями имён ...
Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже; конспект урока.
Конспект урока по русскому языку 4 классаУрок 61. Правописание окончанийимён существительных в творительном падежеЦели: познакомить с окончаниями имён существительных в творительном падеже; разви...
Урок «Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже».
Урок по русскому языку в 4 классе,Тема: «Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже»....
Разработка урока русского языка на тему "Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже"
Тема урока "Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже" Программа "Школа России"Цели "познакомить учащихся с окончанием имён существительных в творитель...
Урок молодого специалиста по теме: "Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже"
Урок молодого специалиста по теме: "Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже"...