Технологическая карта урока русского языка в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Тема урока "Состав слова. Обобщеие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka_2_klass.docx35.49 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение  школа №584 «Озерки»

Выборгского района Санкт-Петербурга

(ГБОУ школа №584 «Озерки» Выборгского района Санкт-Петербурга)  

194291 Санкт-Петербург, ул. Руднева, д. 8, корпус 3, лит А., тел. 8(812) 417-59-81

www.cor584.petersburgedu.ru      e-mail: cor584@petersburgedu.ru 

Технологическая карта

урока  русского  языка

для обучающихся  3  « А» класса

с нарушением опорно-двигательного аппарата

Тема: «Состав  слова. Обобщение»

         Составитель:

 

                                                                                                                                                                                          учитель: Т.Ю,Пылаева

                                                                                                                                                  дата проведения: 13.11.2023г.

Санкт-Петербург

2023– 2024 учебный год

3 «А» класс

Учитель: Т.Ю.Пылаева

Дата проведения: 13.11.2023 г.

Предмет: Русский язык

Тема урока: Состав слова. Обобщение

Тип урока: урок повторения и обобщения полученных знаний.

Цель урока:  обобщение  и систематизация  знаний  обучающихся о частях слова.

Задачи урока:

обучающие: обобщить и систематизировать знания обучающихся о частях слова.; формировать умение выделять существенные признаки и свойства; совершенствовать навык написания слов с изученными орфограммами.

развивающие: совершенствовать умения правильно определять и графически обозначать части слова.; развивать память, орфографическую зоркость, мышление, устную и письменную речь

воспитывающие: воспитывать учебную активность, умение работать в коллективе; формировать положительную мотивацию к обучению.

коррекционные: совершенствование  умений и навыков полноценного общения, потребности в общении; коррекция диалогической и монологической речи; вызвать интерес к контакту, вырабатывать умение ориентироваться в ситуации общения; совершенствование  понимания слов различной меры общности; совершенствование умения  выделять главное, существенное.

здоровьеформирующие:.    использование здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма обучающихся:. оптимальная плотность урока; чередование видов учебной деятельности;  наличие физкультурной пуазы;  наличие эмоциональных разрядок;  правильная рабочая поза;  положительные эмоции.

Планируемые результаты.

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знают самостоятельные части речи, их морфологические признаки, лексическое значение, синтаксическую роль в предложении; умеют определять самостоятельные и служебные части речи в предложении.

  • Регулятивные: корректирующая деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают способы их устранения.
  • Познавательные: осуществляют поиск нужной информации, используют знаки, символы, анализируют объекты, выделяют главное, осуществляют синтез, устанавливают причинно – следственные связи, строят рассуждения об объекте, обобщают.
  • Коммуникативные: умеют строить высказывания, аргументировать свои ответы.

Умение оценивать ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся 

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, словесно-логический, метод самостоятельной работы обучающихся. 

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая

Место проведения: учебный кабинет.

Время занятия: 40минут.

Педагогические технологии (элементы):

Игровые технологии

Личностно – ориентированные технологии

Активные методы обучения

Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н. Зайцева)

Природосообразное воспитание грамотности

Здоровьеформирующие технологии и т.д.

Ресурсы  урока:

•  для учителя

учебно - методическая

- .П.Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций  в двух частях. Ч.2. 4- е издание, Москва, «Просвещение»

- технологическая карта  урока.

- дидактический материал контролирующего характера: задания и т.д.

для обучающихся:

- учебник

- тетради

- дидактический материал обучающего характера: карточки с заданиями, разноуровневые  карточки с заданиями, контрольные карточки для самопроверки, рефлексивный экран.

Этапы  урока с подробным описанием видов деятельности учителя и обучающихся

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Коррекционная работа

1.Организационный момент

- Добрый день! Проверьте готовность к уроку, на столе у вас должны лежат: учебник, тетрадь, пенал.

«Мы вошли  в просторный класс,

Начался урок у нас!»

Настраиваются на работу

Совершенствовать внимание

2. Актуализация опорных знаний

2.1. Минутка чистописания

2.1. Ребята, сегодня мы отправляемся с вами  в путешествие. А куда мы отправимся, вы узнаете, если правильно  допишите буквы в слове.

Игра «Полубуковка» (буквы  записаны на доске)    

2.2. «Сказки мудростью богаты.

Сказке скажем: «Приходи!»

Это присказка, ребята,

Сказка будет впереди».

- Ребята, сегодня мы отправляемся в сказочную  страну, а что это за страна, вы узнаете, когда среди букв найдёте и прочитаете слова. Карточки у каждого ученика.

Ребята, мы отправляемся в сказочную страну «Состав слова».

2.3. Сформулируйте тему урока

2.1. Обучающиеся дописываю буквы  и читают слово: «Сказка»

2.2. Обучающиеся  находят и читают слова

ИОНЧБЗСОСТАВУРПСЛОВАМГБ

2.3. Отвечают на вопрос:

-Тема урока  «Состав слова»

Коррекция диалогической и монологической речи

3. Закрепление учебного материала

Дифференцированная самостоятельная работа

3.1.В сказочной стране могут происходить разные чудеса. У меня есть «волшебная палочка», с помощью которой я буду превращать вас в части слов, а вы должны будете рассказать  об этой части слова.

Начинаем превращение:

- «Кручу, верчу,

 Колдовать хочу.

Семёна  в корень слова превратить хочу».

- Ребята,какие слова называются родственные или однокоренные?

Игра: «Найди слова». Задание на карточках.

- Ребята, из какой сказки эти слова?

3.1. Семён читает стихотворение про корень слова:

«Я корень слова – значимая часть,

Родственные связи дарят  корню  власть.

Выясни умело линию родства,

Найди   среди  слов родственные слова».

Отвечают на вопрос учителя:

- Однокоренными называются слова, которые имеют одинаковый корень и общее значение. 

Каждый ученик выбирает карточку и выполняет задание.

1-й уровень.

Задание: выделить в однокоренных словах корень.

Лебедь, лебёдушка,  лебединая.

Море, морской, взморье.

Бочка, бочковый, бочонок.

 Остров, островок, островной.

 2-й уровень.

Задание: дана группа слов, необходимо найти однокоренные слова и выделить в них  корень.

Лебедь, лебёдушка, лебеда, лебединая.

Море, морской, морж, взморье.

Бочка, бочковый, бочонок, бочок.

 Остров, островок, острый, островной.

3-й уровень:

Подобрать однокоренные слова, записать и выделить корень.

Лебедь-_________________

Море-__________________

Бочка-_________________

Остров- _______________

Проверка по контрольным карточкам.

- Эти слова из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

Совершенствование умения  выделять главное, существенное.

Вызвать интерес к контакту, вырабатывать умение ориентироваться в ситуации общения.

Динамическая пауза

(упражнения для опорно-двигательного аппарата)

Показывает  упражнения

Баба Яга.
В тёмном лесу есть избушка.

Стоит задом наперёд.

В той избушке есть старушка,

Бабушку  Яга зовут.

Нос крючком,

Глаза большие,

Словно угольки горят.
Ух, сердитая какая!
Дыбом волосы стоят!

Выполняют упражнения

Коррекция моторных навыков

Самостоятельная работа

Фронтальная проверка

Дифференцированная  самостоятельная работа

Фронтальная проверка

3.2. «Кручу, верчу,

Колдовать хочу.

Диану в приставку слова превратить хочу».

Игра «Исправь ошибки». У вас на карточках написаны приставки. Задание: каких приставок нет  в русском  языке? Зачеркните эти приставки.

3.3. «Кручу, верчу,

   Колдовать хочу.

 Диму в суффикс слова превратить хочу».

Игра «Волшебный суффикс». Задания на карточках.

3.2.  Диана читает стихотворение о приставке:

«Перед корнем есть приставка

Слитно пишется она.

И при помощи приставки

Образуются слова».

Выполняют задания

По-,   под-,     пат-,   а-,   ат-,  от-,  пада-,    пири-,    пере-,   на-,  но-, об-, аб-

3.3. Дима читает стихотворение о суффиксе: «Я - суффикс.

         За корнем я стою,

           И важную работу  выполняю.

          Ведь без меня не смогут образовываться новые слова».

Выполняют задания

1-й уровень.

Задание: выделить в словах суффикс.

Берёзка, домик, замочек, крылечко, маленький, белочка, грибница, зимушка.

2-й уровень.

Задание: образовать при помощи суффиксов -к-, - ик-, -ек-, -ечк- ,-очк-, -ниц-, -ушк- новые слова

Берёза-______________

Дом-________________

Замок -_____________

Крыльцо- ___________

Мал- _______________

Белка -______________

Гриб-_______________

Зима-______________

3-й уровень

Задание: образуй при помощи суффиксов новые слова.

Берёза-______________

Дом-_______________

Замок -_____________

Крыльцо- _______________

Мал- ___________________

Белка-_________________

Совершенствование умения  выделять главное, существенное.

Вызвать интерес к контакту, вырабатывать умение ориентироваться в ситуации общения.

Двигательная пауза глаз

Показывает упражнения

по методике В.Ф. Базарного

Выполняют упражнения

Снятие утомления, напряжения мышц глаз

Фронтальная работа

3.4. «Кручу, верчу,

         Колдовать хочу.            

       Алёшу в окончание  слова превратить хочу».

Игра «Определи окончание слова»

Работа с карточками. Учитель называет слова: Жар- птица, яблоки, царь, золотые, волк, сад, поле, Елена, прекрасная.

3.4.Алексей читает стихотворение про окончание слова: «Я  та часть слова, что окончанием зовут.  Слова я в предложениях правильно соединяю»

 Показывают карточку с нужным окончанием.

 

 

-ые

-ая

        

              Совершенствование умения  выделять главное, существенное.

Вызвать интерес к контакту, вырабатывать умение ориентироваться в ситуации общения.

4.Дифференцированная  самостоятельная работа

4. Игра «Найди слово».

Задания на карточках.

Выполняют задание.

1-й уровень.

 

Подобрать к каждой схеме своё слово

 

   Вода                          ∩ ^                              

  Заводь                ∩  

  Водный                     ¬ ∩ ^                             

 Безводная                           ¬ ∩  

                     

2-й уровень.

Собери слова. Подбери однокоренные слова по схемам.

корень               приставки                 суффиксы                      окончания

вод                        за                                  н                                       а

                              без                                                                         ая

                                                                                                           ый

                                                                                                         нулевое

∩ ^             ¬ ∩ ^             ¬ ∩                 ∩   

__________            __________           _____________       _____      

3-й уровень.

Подбери и запиши к слову вода  однокоренные по схемам.

∩ ^                         ¬ ∩ ^                       ¬ ∩                            

_____________               _____________                ______________          

5. Итог  урока.

Рефлексия деятельности

Уважаемые части слова, я превращаю вас обратно в ребят. Ребята, вы молодцы, справились со всеми заданиями.

-Что мы сегодня вспомнили?

-Какие задания выполняли?

 Отвечают на вопрос учителя.

Ребята по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

1.Сегодня я узнал…

2. Было интересно…

3. Было трудно…

4. Я выполнял задания….

5. Я понял, что…

6. Теперь я могу…

7. Я почувствовал, что…

8. Я приобрёл…

9.Я научился…

10. У  меня получилось…

11. Я смог…

12. Я попробую…

13. Меня удивило…

14. Урок дал мне для жизни…

15. Мне захотелось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока Русский язык. 4 класс. ОС «Школа 2100» Учитель ГБОУ лицея №64 Кузнецова Татьяна Григорьевна Урок № 31

Тема:  Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.Цель: Сформировать умение ставить знаки препинания (запятую) в сложном предложении с бессоюзной ...

Итоговая работа по теме: «Проектирование современного урока, направленного на формирование УУД с учётом требований ФГОС» (Технологическая карта урока русского языка 1 класс УМК «Перспектива»)

laquo;Формирование  универсальных  учебных действий  на уроках в начальной школе».    Главная  цель работы над темой:Создание условий  для формирования у...

Технологическая карта урока русский язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?

Технологическая карта урока  русский  язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?...

Технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения. Урок - фольклорный праздник "За околицей".

Представлена технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения....

Технологическая карта урока русского языка.3 класс.Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова»

Тема урока:  «Повторяем фонетику и состав слова»Тип урока: отработки умений и рефлексииУМК: «Начальная школа XXI века»; учебник: С.В.Иванов «Русский язык» 3 кл...

Технологическая карта урока «Русский язык» 1 класс обучающиеся с УО интеллектуальными нарушениями Учитель начальных классов Фатеева Н.А

Тема: «письмо изученных строчных и заглавных букв»Тип урока: ЗакреплениеЦель: Создать условия для формирования умения писать заглавные и строчные буквы; способствовать развитию моторики, ф...