Технологическая карта урока русского языка 4 класс. Тема урока: Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Волкова Наталья Михайловна

Тема урока: Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.                                                                                                           

Тип: урок систематизации знаний                                                                                                                                                                                          

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

УМК Школа России

4 класс

Дата проведения: 29 января 2020 г.

Место проведения: МБОУ Заларинская СОШ № 1

Тип урока: урок систематизации знаний.

Тема: «Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода».

Цель урока:   закреплять умения правильно писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

Задачи: развитие умений определять падеж имён прилагательных единственного числа; развитие умения выбирать рациональный способ проверки безударного падежного окончания имён прилагательных, контролировать написание.

Метапредметные УУД:

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; выбирать рациональный способ проверки безударного падежного окончания имён прилагательных; понимать и сохранять учебную задачу; проводить самопроверку и самооценку; делать вывод на основе обобщения знания.

Регулятивные: самостоятельно определять и формулировать цели урока после предварительного обсуждения; обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве,  уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

Коммуникативные: доносить свою позицию до других; оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, уметь договариваться, работая в парах и сотрудничать в совместном решении проблемы.

Личностные: умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве; уважительно относиться к иному мнению; развитие мотивов учебной деятельности и формирования личностного  смысла учения.

  Этап

 урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Время

             Деятельность

                  учителя

             Деятельность

                учащихся

                                       Формируемые УУД

Осуществляемые

действия

Осуществляемые

 действия

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

1.Органи-зационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

1 мин

Проверяет готовность  к уроку, создает эмоциональный настрой. Создаёт условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

Приветствие.

Здравствуйте ребята! Начинаем наш урок. Давайте дружно вспомним правило.  

 - У вас хорошее настроение?(да)                      -Отметьте на  оценочной ленте зелёным карандашом кружок.                              

Проверим готовность к уроку. Учебник,                    тетрадь,                        ручка,                карандаши, дневник?

Проводит пальчиковую гимнастику.  Показывает упражнения.

- Подготовим руки к письму. 

1.Большим пальцем поглаживаем пальцы от кончиков до основания сначала одной рукой, потом другой.

2.Покатаем карандаш между ладонями.

3.Заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук.

4.Дотрагиваемся ладонями до щёк, ощущаем тепло своих рук.

- Ребята, сядьте правильно, выпрямите спины, положите тетради с наклоном.

-Запишите в тетрадях дату, 29 января «Классная работа».

Учащиеся,  настраиваются на работу.                         Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила

В мире много интересного,                          Нам порою неизвестного.                       Русский язык мы изучаем.                  Слушаем, запоминаем,                                                         Ни минуты не теряем.

Думаем-  интенсивно!

Работаем оперативно!

.                                                                         За каждый  правильный ответ закрашивают следующий кружок.                    (алгоритм  самооценки)

.

-Вы готовы к уроку?

Учащиеся отвечают .  

-Мы готовы к уроку!

Выполняют пальчиковую гимнастику.

Записывают в тетради.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Умение слушать и понимать речь других.

II. Актуализация знаний

Постановка целей и определение темы урока

Чистописание.

Словарный диктант.

Орфографическая минутка.

Познакомить с лексическим значением слова,

выполнить звуковой анализ слова

(Индивидуальная,)

Работа в порах

Физ.мин.

4 мин

2 мин.

2 мин

мин

Подводит  детей  к формулированию темы и цели урока.  

Составьте возможные сочетания из букв ч,к,н,щ,т, запишите их на новой строчке. Продолжите до конца строки.

Картинный диктант:

Улица, столица, огурец, яблоко,   молоко.

Проверьте, правильно ли записаны слова.              

Как вы думаете, какая часть речи о себе рассказала следующее?                                       У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука!
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить!

  1. Разберите слова по составу.

  1. Образуйте однокоренные слова с сочетаниями букв  чк, чн, чт, щн. Подчеркните орфограмму.

Проверьте, правильно ли записаны слова.

-Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом.

Работа со словарным словом километр: определение значения,  орфографическое и орфоэпическое проговаривание слова километр, ориентировка на запоминание написания гласной в первом слоге и во втором.

 

Организует согласование и уточнение темы урока.

-Согласуем тему и задачи урока.

 

- Перед вами таблица.

- Назовите  тему урока.

-     Как определить падеж имени прилагательного?

- Какие правила нужно знать, чтобы правильно написать безударные падежные окончания имён прилагательных?                     - Какие способы проверки?

- Вспомните окончания имен прилагательных м.р. и ср.р. в ед.ч.

  Заполните таблицу.

Проверьте друг у друга.

Сравните с эталоном.

Мы изучили все падежные окончания имён прилагательных м.р. и ср.р.

- Какие бы вы поставили цели для себя  на уроке?

- Что узнаем на уроке?

-Чему хотели  бы научиться?

- Как определить род, число и падеж имени прилагательного?

Проводит физкультминутку.  Вы наверное, устали?             Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

                                          Самостоятельно составляют  сочетания букв, записывают в тетради.

Чк чн чт щн

Оценивают работу.                         Закрашивают кружок.

  (зеленый  – без ошибок, красный  – были недочеты).

Сверяют с эталоном на доске.

Улица, столица, огурец, яблоко,   молоко.

Оценивают работу                         Закрашивают кружок.

  (зеленый  – без ошибок, красный  – были недочеты).      

СТИХОТВОРЕНИЕ (часть речи имя прилагательное)

Отвечают

Имя прилагательное.

Ученики разбирают  слова по составу.

по 1 слову у доски.

Сверяют с эталоном на доске.

Уличный, столичный, огуречный, яблочный, молочный.

Оценивают работу.  Закрашивают кружок.

  (зеленый  – без ошибок, красный  – были недочеты).

                               

Подготовленный ученик знакомит с лексическим значением слова.

–ЭТО  МЕРА ДЛИНЫ , РАВНАЯ 1000 МЕТРОВ. ЕДИНИЦА ИЗМЕРЕНИЯ РАССТОЯНИЯ.                              ЭТО СЛОЖНОЕ СЛОВО, ПЕРВОЙ ЧАСТЬЮ СЛОВА ЯВЛЯЕТСЯ ГРЕЧЕСКОЕ СЛОВО          «КИЛО» ,                 ЧТО ОЗНАЧАЕТ ТЫСЯЧА.  КИЛОМЕТР

Записывают слово в тетрадь, выделяют орфограмму.  Записываю предложение

Расстояние от школы до моего дома один километр.

1 ученик работает у доски.

   

Обучающиеся  называют тему урока.

Тема урока: «- Правописание падежных окончаний имён прилагательных м.р. и ср.р. в ед.ч.»

1.Определить падеж прилагательного по существительному с которым оно связано. Вспомнить окончание.

2. Заменить прилагательное с безударным окончанием  на прилагательное с ударным окончанием.

3. Задать вопрос от  существительного к прилагательному. По вопросу определить окончание.

Обучающиеся  выполняют  задание, сравнивают. Комментируют свои варианты ответов.

Заполняют ТАБЛИЦУ

Осуществляют взаимопроверку.  Сравнивают с эталоном.

Оценивают работу.  Закрашивают кружок.

  (зеленый  – без ошибок, красный  – были недочеты).

Осмысливают информацию.

Отвечают на вопросы.

Закреплять умения правильно писать окончания имен прилагательных м.р. и ср. р. в ед ч.

Уметь определять падеж имён . прил –х,.

Уметь определять способ проверки безударных падежных окончаний.

Выполняют физ-мин

Учатся ставить новые учебные задачи.

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем

Учатся проводить сравнение, устанавливать аналогии, анализировать.

Осуществлять подведение под понятие на основе анализа, распознавания объектов и выделения существенных признаков.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, уметь договариваться, работая в парах. (Коммуникативное УУД).

III

Организация познавательной деятельности

V

  Рефлексия учебной деятельности на уроке

Работа в парах

(Самостоятельная рабата)

Осознание и осмысление учебного материала.

Систематизация знаний и умений.

 

   

                           Работа в порах

      Применение знаний и умений.

ИТОГ

(Индивидуальная

Домашнее задание

10

Мин

1 мин

.

Организует усвоение детьми нового способа действий.

-Отгадайте  загадки

Белое покрывало

 На земле лежало.

Лето пришло оно все сошло.

СНЕГ

- Какие признаки помогли отгадать загадку?

-НАЙТИ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ    ПРИЛ  И  СУЩ.

Он пришёл нежданно        Удивил нас всех,                           Для ребят желанный      Белый, белый ----(снег)

Просклоняйте по падежам

-Сравните с эталоном

                                         Организует самостоятельную деятельность учащихся.

- Откройте учебник (страница 26        

      Упр.  55

  - Прочитайте.   Объясните написание пропущенных  падежных окончаний имён прилагательных.                         Спишите.  

- Вставьте падежные окончания

 

 – Проверьте друг у друга.  

- Оцените результат.

Сравнивают с эталоном

                                               Разобрать по составу слово:

 тропинке

-Разоборать  последнее предложения  по членам предложения.

- Выполнить звукобуквенный разбор слова шёл

                                              Подводим итог:

  

Тест.

1. Что такое имя прилагательное?

А)  часть слова

Б) часть предложения.  

В) часть речи

2) Имя прилагательное имеет окончание – ое (-ее),           какого оно рода?

А)  женского рода

Б) мужского рода

 В) среднего рода

3)  Запишите словосочетание  пушистый снег в Р.п.

Стр. 26 упр. 56

Оценивает работу обучающихся.

                                                   

Находят словосочетание сущ. и  прил.

Белое покрывало

Белый снег

Выполняют задание

Заполняют ТАБЛИЦУ

Осуществляют взаимопроверку.  Сравнивают с эталоном.

Оценивают работу.  Закрашивают кружок.

  (зеленый  – без ошибок, красный  – были недочеты).

Знакомятся с материалом упражнения в  учебнике. Читают задание, планируют последовательность выполнения. Объясняю написание падежных окончаний им. прилагательных.

Выполняют задание.  Читают и бъясняют.

                                                              Списывают и указываю падеж имён прилагательных мужского рода.

Осуществляют взаимопроверку.  

.

Оценивают работу.  Закрашивают кружок.

  (зеленый  – без ошибок, красный  – были недочеты).

1 ученик работает у доски

 Выполняют  задание.

 1 ученик у доски вслух с обьяснением        

Оцениваеют  работу.  Закрашивают кружок.

  (зеленый  – без ошибок, красный  – были недочеты).

1 ученика  у доски вслух с обьяснением.                  

Оцениваеют работу.  Закрашивают кружок.

  (зеленый  – без ошибок, красный  – были недочеты).

Выполняют тест

 сверяют с эталоном  и выходя  к доске.

                 

Оцениваеют  работу.  Закрашивают кружок.

  (зеленый  – без ошибок, красный  – были недочеты).

Записывают домашнее задание. Или задание по каточкам  разного уровня на выбор.

      Рефлексия. Оценивают свои достижения, впечатления и неудачи в работе.

Оценка работы в паре (учащиеся обсуждают и показывают сигнальной карточкой уровень успешности)

Отвечают на вопросы учителя.

Рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения  действия

Планировать свои действия в соответствии с задачей.

Контроль результатов, соотнесение их с целью работы.

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Учатся  наблюдать, делать выводы, обобщать, находить нужную информацию в справочной литературе.

Уметь находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Устанавливать причинно – следственные связи и строить речевое высказывание

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, уметь договариваться, работая в парах. .

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе «Правописание падежных окончаний имён прилагательных»

Данный урок рассчитан на обучающихся четвёртых классов  начальной школы по УМК Занкова и имеет познавательное, развивающее значение в рамках подготовки к обучению в среднем звене, направлен на...

Технологическая карта темы урока по русскому языку «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода».

Технологическая карта темы урока по русскому языку «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода».  Тема«Правописание безударных падежных окончаний...

Синяя сказка. Урок русского языка в 4 классе.Правописание безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в Р.п. и Д.п. единственного числа. Презентация.

Правописание безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода  в родителном и дательном падежах единственного числа....

Конспект урока русского языка по теме: "Творительный и предложный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода" для учащихся 4-го класса (1–4) традиционной системы обучения

отрабатывать у учащихся умение распознавать имена прилагательные мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах, умение обосновывать написание окончаний (цель сформулирована через деятел...

Конспект урока русского языка по теме: Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода. 4 класс

Конспект урока русского языка по теме: Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода. 4 класс. Школа России....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных. Имя прилагательное" 3 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Цели деятельности учителя: создание условий для отработки написания падежных окончаний имён существительных и наблюдения за использованием имени прилагательного в предложении в функции сказуемого.Зада...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных" 3 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Тип урока: рефлексииЦель урока: создание условий для обобщения и закрепления имеющихся знаний о правописании безударных окончаний имен существительных.Задачи урока Дидактические:1. Закрепить знан...