Русский язык
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока обучения грамоте
УМК «Школа России», 4 класс
(Учебник «Азбука» 2ч. В.Г. Горецкий, В. А. Кирюшина с 15-16)
Организационно- деятельностный компонент:
Дата:
Время:
Место:
Класс: 4
Целевой компонент урока:
Тема урока: «Безударное падежное окончание имен прилагательных в единственном числе»
Цель: организация деятельности обучающихся для первичного восприятия, усвоения, осмысления и закрепления первичных знаний о правописании безударного окончания имен прилагательных в единственном числе и закрепления первичных знаний проверки правописания безударного падежного окончания имен прилагательных в единственном числе
Задачи урока:
Образовательные: способствовать усвоению и закреплению знаний и умений о правописании безударного падежного окончания имен прилагательных в единственном числе
Развивающие: способствовать развитию связной речи, наглядно-образного и словесно-логического мышления, произвольной памяти, произвольного внимания, умения применять ранее полученные знания, сравнивать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, развитию каллиграфических навыков письма
Воспитательные: воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к русскому языку;
Здоровьесберегающие: соблюдение гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.
Планируемые УУД:
Личностные: формирование позитивного отношения к предмету, положительной мотивации к учебной деятельности, интереса к русскому языку;
Метапредметные:
Познавательные: развитие умения составлять целое из его частей, понимать знаки, символы; развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать; расширение словарного запаса.
Регулятивные: развитие умения выполнять учебные действия: ставить цель и задачи урока; развитие самостоятельности, самооценки, осуществление пошагового контроля по ходу выполнения заданий под руководством учителя
Коммуникативные: развитие умения слушать и понимать речь других, работать в коллективе, понимать обращённую речь, следовать инструкциям, умение участвовать в диалоге на уроке; адекватно реагировать на замечания учителя; умение участвовать в различных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в паре, в группе).
Предметные: умение применять орфографическое правило правописания безударного падежного окончания имен прилагательных в единственном числе; закрепление орфографического правила; совершенствование культуры речи, обогащение словарного запаса;
Основные образовательные ресурсы: учебник Горецкого В. Г. и др.
Содержательный компонент урока:
Ход урока
I. Организация начала урока
1. Приветствие
У.: Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка проведу у вас я, зовут меня, Арина Викторовна.
2. Проверка готовности к уроку
Проверяем готовность к уроку: учебник, тетрадь, дневник, пенал.
3. Мотивация к учебной деятельности
У.: Нужно назвать имя, фамилию одноклассника, подобрать такое имя прилагательное, которое называет его положительное качество.
У.: Послушаем комплименты.
О.: Цепочкой говорят положительные качества
У.: Получили хорошее настроение?
О.: Да!
У.: Готовы плодотворно поработать на уроке?
О.: Да!
II. Актуализация умений и знаний
На доске
ая ой ее ый ое яя ий
У.: Что это такое? Что обозначают эти буквосочетания?
О.: Окончания имён прилагательных в единственном числе.
У.: О чём ещё говорят вам эти окончания? Распределите их на группы на какие группы можно их распределить?
Работа в парах
О.: 1гр. Окончания имён прилагательных женского рода.
-ая , -яя
2 гр. Окончания имён прилагательных мужского рода.
-ий, -ый, -ой
3 гр. Окончания имён прилагательных среднего рода
-ое, -ее.
У.: Чья пара при выполнении задания встретила затруднение?
У.: Вы прослушали ответы. Теперь вам всё понятно?
О.: Да.
У.: Какие бывают окончания имён прилагательных?
О.: Ударные и безударные.
4. Формулирование темы и цели урока. Построение плана действий на уроке.
У.: Как вы думаете, ребята, какова тема сегодняшнего урока?
О.: Правописание безударных окончаний имён прилагательных.
У.: Как вы думаете, какова цель нашего урока?
О.: Учиться правильно писать безударные падежные окончания прилагательных
У.: Верно, но для того, чтобы достичь цели, наверное, нужно чему-то придерживаться, как вы думаете, чему?
О.: Нам необходимо придерживаться плану на уроке.
У.: Составим план, по которому будем действовать на уроке.
#1042;спомнить, что такое прилагательное
#1059;знать, способы проверки безударных окончаний имён прилагательных.
#1059;чить выполнять упражнения по выбору окончаний имён прилагательных индивидуально и в группе.
У.: Перейдем к выполнению первого пункта плана
У.: Сыграем в игру «Задавай-ка!» Задаём друг другу вопросы по изучаемой теме.
1. Что такое имя прилагательное?
О.: Имя прилагательное — самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», «чей?», «чья?», «чьё?», «чьи?».
2. Для чего нужны прилагательные?
О.: Прилагательные нужны для обозначения признака предмета, а также для того, чтобы наша речь была красивее, выразительной….
3. С какой частью речи связано имя прилагательное?
О.: Имя прилагательное связано с именем существительным
4. Какая связь?
О.: согласование в роде, числе и падеже
5. Каким членом в предложении бывает имя прилагательное?
О.: Имя прилагательное в предложении бывает определением.
У.: Что еще вы можете сказать об имени прилагательном?
О.: Имена прилагательные изменяются по падежам. Бывают мужского, женского, среднего рода; единственного и множественного числа. Имена прилагательные могут быть употреблены в полной и краткой формах.
У.: Как вы думаете, какие способы проверки безударных окончаний имён прилагательных вы можете назвать?
У.: Разберем на примере ПО СИЛЬНОМУ МОРОЗУ (ВОСПРИЯТИЕ)
Как определить и проверить какое окончание нужно писать у имени прилагательного?
О.: …
У.: Мы не знаем как писать окончание прилагательного, но что мы вспоминали с вами? Это же словосочетание, значит главное слово существительное зависимое прилагательное, а это значит?
О.: Это значит, что прилагательное связано с существительным
У.: А как оно связано?
О.: Оно согласуется в роде, числе и падеже
У.: А это значит?
О.: Что падеж, род и число прилагательного будет такое же как и существительного
У.: Значит, как мы должны определить окончание? Определить падеж, число, род у сущ., значит все то же самое будет и у прил.
У.: Потом что? Наверное, посмотреть какое окончание в этом падеже и роде бывает у прилагательное
О.: да
У.: Для этого у нас есть табличка, но что делать если нет таблицы рядом?
О.: ….
У.: Если это словосочетание, значит есть зависимое и главное слово?
О.: да
У.: А как определить главное и зависимое слово?
О.: Поставить вопрос
У.: Верно, молодцы. Поставьте вопрос.
О.: По какому?
У.: Смотрим на окончание вопроса
О.: ому
У.: Значит и у прилагательного будет такое же окончание…
У.: Итак, давайте проверим правильно ли мы с вами разобрались с этим…
АЛГОРИТМ (ОСМЫСЛЕНИЕ)
У.: Читают, проверяют
У.: Давайте подумаем и составим алгоритм правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных.
Карточка с заданием.
О багрян… заре, от бер…жлив… хозяина, в прекрас…ном настроении, за б…льн… сестрой, от в…твист… дер…ва, перед к…пустн… гря…кой, в медн… т…зу, от кисл… м…л…ка, с заботлив… …тцом.
Карточка с заданием.
О багрян… заре, от бер(е/и)жлив… хозяина, в прекрас(_/т)ном настроении,, за б(о/а)льн… сестрой, от в(е/и)твист… дер(е/и)ва, перед к(о/а)пустн… гря(д/т)кой, в медн… т(о/а)зу, от кисл… м(о/а)л(о/а)ка, с заботлив… (о/а)тцом.
У.: Распределите словосочетания по группам, ориентируясь на падеж существительных и прилагательных; вставьте буквы; выделите окончания прилагательных.
У.: Распределите словосочетания по группам, ориентируясь на род существительных и прилагательных; вставьте буквы; выделите окончания прилагательных.
У.: Проверим, объясните, как вы писали окончания?
У.: Оцените свою работу с помощью критериев оценки.
Нет ошибок | 3 б. |
1-2 ошибки | 2 б. |
3-4 ошибки | 1 б. |
Больше 4 ошибок | 0 б. |
Тест: выбери правильный ответ. (УСВОЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ)
#1048;мя прилагательное – часть речи, которая:
а) обозначает признак предмета, но как предмет;
б) обозначает признак предмета;
в) обозначает действие или состояние;
2. Указать имена прилагательные:
а) бледнеть;
б) бледноватый;
в) бледнота;
3. У прилагательного нет следующего признака:
а) времени;
б) числа;
в) рода;
4. Указать имена прилагательные с окончанием –ая:
а) дальн… дорога
б) осенн… грязь
в) лучш… ученица
5. Укажите, в каких словах пишется окончание –ий:
а) у син… реки
б) свеж… карп
в) свеж… зеленью
6. Укажите, в каких словах пишется окончание –ей:
а) зимн… сон
б) зимн… погодой
в) вечерн… звон
Проверь себя: Б, Б, А, В, В, Б.
У.: Как вы определили окончания прилагательных?
О.:
У.: Откроем учебники и посмотрим способы проверки правописания окончаний…стр 16
Вывод: Как проверить правописание безударного падежного окончания имен прилагательных? (По вопросу.)
V. Закрепление открытых умений, знаний.
Здесь нам надо выполнить творческое задание сочинительского характера. Надо составить рассказ, выполнив требование – поставить словосочетания в нужный падеж.
Подсказка:
Морозная зима – И.п. морозная зима
Белое покрывало – Т.п. белым покрывалом
Снежный наряд – П.п. в снежном наряде
Весёлая детвора – Д.п. весёлой детворе
Ледяная горка – Р.п. с ледяной горки
Забавный снеговик – В.п. забавного снеговика
Скользкий лёд – Д.п. по скользкому льду
VIII. Итог урока. Рефлексия
Рефлексия
У.: Сегодня урок был(а) (Т.п.) интерсн…/ скучн…
Я был(а) (И.п.) активн…/ не активн…
Моя работа на уроке была (Р.п.) плодотворн…/ не плодотворн…
Общее количество баллов | Отметка |
7 б. | «5» |
6-5 б. | «4» |
4-3 б. | «3» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Урок русского языка. Тема: Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке.
урок русского языка...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для 3-ого класса по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для учеников 3-его класса...
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические задания по русскому языку для 1-ого класса» по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки помогут учителю в ознакомлении с темами по русскому языку в 1 классе....