Русский язык
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)

Разделительный мягкий знак

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_3_klass_razdelitelnyy_znak.docx807.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фрагмента урока русского языка

УМК: «Школа России», 3 класс

(Учебник «Русский язык» В.П. Канакина,

В.Г. Горецкий часть 1, стр. 68-70)

Целевой компонент урока:

Тема урока: «Разделительный мягкий знак в корне слова»

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: создание благоприятных условий для формирования знаний и умений о разделительном мягком знаке, формирования морфологических понятий и умений, орфографической и пунктуационной грамотности обучающихся.

Задачи:

Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по формированию знаний и умений обучающихся о разделительном мягком знаке; познакомить с алгоритмом написания разделительного мягкого знака; формировать умения применять эти знания в практических упражнениях.

Развивающие: способствовать развитию речи, умению применять ранее полученные знания, мышления, памяти, воображения, орфографической и пунктуационной грамотности; развитию умения распознавать орфограмму разделительный мягкий знак среди других орфограмм; расширению кругозора обучающихся.

Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формирование положительной мотивации к учебной деятельности; интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову, окружающему миру, природе; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважения к другим, способности к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминуток.

Планируемые результаты:

Личностные: формируют умение ценить и принимать следующие базовые ценности: совместный труд, терпение, уважение к мнению одноклассников; формируют умение актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы, осознают ценность совместной работы, проявляют интерес к русскому языку, формируют этические чувства: доброжелательность, уважение; осознают богатство русского языка, его величие и многогранность.

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: ориентируются в учебнике, определяют понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекают информацию, представленную в разных формах, находят закономерности, используя ранее приобретенные знания; строят логическую цепочку рассуждений, выдвигают гипотезы и обосновывают их, осуществляют анализ, синтез, сравнение, устанавливают причинно-следственные связи, владеют общим приемом решения орфографических задач.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: выполняют учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставят цель, составляют план работы, осуществляют оценку результативности; самостоятельно планируют и выполняют свои действия на знакомом учебном материале; осуществляют самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: слушают и понимают других, вступают в диалог; следуют инструкциям, отвечают на вопросы; адекватно реагируют на замечания учителя, участвуют в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывают свою точку зрения, оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Предметные: формируют умение распознавать разделительный мягкий знак среди других орфограмм; находят орфограмму в тексте, применяют алгоритм при ее написании, осознанно выстраивают речевое высказывание в устной форме и оформляют его письменно, соблюдают орфографические нормы и нормы речевого этикета, правила устного общения; выражают собственное мнение, аргументируют его с учетом ситуации общения; используют правила орфографии и пунктуации в письменной речи.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная работа.

Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, презентация, учебник «Русский язык» 3 класс, часть 1, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.


Содержательный компонент урока:

I. Организация начала урока.

1. Приветствие.

У: Здравствуйте, ребята! Меня зовут, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Я рада видеть вас, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Садитесь.

2. Проверка готовности к уроку.

У: Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка и простой карандаш.

3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.

У: Ребята, посмотрите на доску, прочитайте пословицу «Золото добывают из земли, а знания — из книги». Как вы понимаете эту пословицу?

О: Мы получаем наши знания из книг, учебников и они настолько же дороги нам, как золото.

У: Поднимите руки те, кто хочет много знать?

О: поднимают руки.

У: Хорошо, ребята. Эта пословица станет девизом нашего урока. Сегодня мы будем с вами усердно трудиться и узнаем что-то новое. Начнем!

II. Открытие новой темы. Целеполагание.

У: Ребята, посмотрите на слайд. Я хотела загадать вам загадки, но отгадки сами выбежали к вами, и поэтому некоторые буквы поменялись местами. Помогите разгадать, что за слова пришли к нам в гости. Я даю вам минутку, чтобы подумать, отвечаем по поднятой руке.

1) Застучал дождями звонко

Марту месяцу вдогонку,

Звук настроив под капель,

Месяц следующий... (апрель)

2) Ледяной, плаксивый Нос

К крыше горестно прирос.

Слёзно огорчается,

Что Зима кончается. (сосулька)

3) Растут – зеленеют,

Упадут – пожелтеют,

Полежат – почернею. (листья)

О: Это слова апрель, сосулька и листья.

У: Проверим. Молодец. Посмотрите на слова апрель и сосулька. Скажите, какую роль играет мягкий знак в этих словах?

О: В словах апрель и сосулька мягкий знак обозначает мягкость предшествующего согласного.

У: Кто согласен с Ирой? Хорошо, молодец. А какую роль играет мягкий знак в слове листья?

О: Не знаем.

У: Мы еще с вами не знакомы с такой ролью мягкого знака в слове. Посмотрите на доску, попробуем назвать тему нашего урока с помощью перемешанных слов.

О: Разделительный мягкий знак в корне слова.

У: Проверим. Правильно! Как вы думаете, что мы сегодня узнаем на уроке?

О: Сегодня на уроке мы узнаем новую орфограмму: разделительный мягкий знак в корне слова.

У: Чему будем учиться?

О: Мы будем учиться правильно писать эту орфограмму в словах.

У: Проверим, верны ли ваши предположения. Таня, прочитай, пожалуйста.

О: читает.

У: Сегодня мы будем работать над правописанием слов с разделительным мягким знаком. Наша цель – научиться писать слова с разделительным мягким знаком правильно.

IV. Открытие новых умений, знаний

Восприятие новых умений и знаний

У: Мы определили, какую орфограмму мы с вами будем сегодня изучать, а теперь нам нужно выполнить одну очень важную задачу. Нам нужно узнать, когда именно в словах пишется разделительный мягкий знак, в каких случаях. Как вы думаете, зачем нам нужно это знать?

О: Нам нужно это знать, чтобы правильно писать эти слова и не путать их с другими, где разделительный мягкий знак писать не нужно.

У: Кто согласен с Дашей, поднимите руку. Хорошо, ещё раз посмотрите на доску и прочитайте стихотворение.

КолосЬя, вЬюжный и ружЬё.

ВаренЬе, пЬеса и копЬё,

ДеревЬя, колЬя и ладЬя,

УченЬе, братЬя, сыновЬя…

Слова здесь собраны не зря:

Что в них за правило, друзья?

У: Что общего в словах, в которых выделен мягкий знак? Что он делает?

О: Мягкий знак в этих словах разделяет согласный и гласный.

У: Верно. Прочтем слова цепочкой и скажем какие буквы в них разделяет мягкий знак.

О: читают.

У: Молодцы. Кто мне скажет, как называются гласные, перед которыми стоит разделительный мягкий знак?

О: Они называются йотированные гласные/хитрые гласные.

У: Правильно, посмотрите на схему на доске. Какой мы можем сделать вывод?

О: Мы можем сделать вывод, что разделительный мягкий знак пишется в корне слова, после согласного, обозначающего мягкий звук, и перед йотированной гласной.

У: Кто согласен с Олесей, поднимите руку. Верно, но посмотрите на следующие строки. Что вы заметили?

О: СоловЬи, белЬё, ручЬи,

ЛистЬя, крылЬя, стулЬя, чЬи,

КолЬя, перЬя, полынЬя,

ВЬюга, осенЬю, скамЬя.

О: В словах соловьи, ручьи и чьи разделительный мягкий знак пишется перед гласной буквой И.

У: Верно. Разделительный мягкий знак пишется не только после йотированных гласных, но еще и после гласной буквы И. (на схеме появляется буква И)

У: Ребята, посмотрите, на слайде появились какие-то слова. Что же в них необычного?

О: читают: почтальон, бульон, медальон, павильон, шампиньон. В них разделительный мягкий знак пишется перед гласной буквой О.

У: Верно. А кто знает, как называются эти слова?

О: Эти слова называются заимствованными, потому что мы взяли их взаймы в иностранных языках.

У: Верно. Кто-нибудь может нам привести еще примеры таких слов?

О: Например, компаньон, батальон.

У: Молодец, как много ты слов знаешь. Правописание таких слов нужно запомнить.

Осмысление новых умений и знаний

У: Теперь обратимся к учебнику и познакомимся с правилом. Откройте учебники на странице 68 и прочитайте правило в рамочке.

О: читают правило.

У: Итак, на что мы должны обратить внимание?

О: Мягкий знак пишется в корне слова между согласным и гласным звуками, которые в этом случае будут обозначать два звука.

У: Чтобы нам проще было запомнить правило, давайте прочитаем стихотворение.

О: Я мягкий знак не простой,

А удивительный – разделительный.

Перед е, ё, и, ю, я

Я в словах стою друзья.

И, конечно, перед о:

Почтальон, бульон, каньон.

У: Теперь, чтобы во время выполнения заданий нам было удобнее работать с орфограммой, составим алгоритм. Посмотрите на доску. Вот такой алгоритм у нас с вами получился. Прочитаем его цепочкой.

Алгоритм правописания разделительного мягкого знака в корне слова.

1. Прочитай слово, запиши его, выделив место предполагаемого разделительного знака.

2. Вспомни правило:

3. В соответствии с правилом вставь, если это необходимо, разделительный Ь знак.

4. Проверь правильность выполнения задания, исправь ошибки, если допустил их.

У: Ребята, сейчас мы с вами будем сравнивать значение и написание слов с разделительным Ь знаком и без него. Таня выходи к доске, остальные работают в тетради. Мы будем записывать пары слов через запятую.

Упражнение в сопоставлении значения и написания слов с разделительным Ь знаком и без него: семя – семья, полёт – польёт, Коля – колья, полю – полью, солю – солью, звеня – звенья, олени – оленьи.

У: Какой вывод мы можем сделать?

О: Что от написания слова с разделительным мягким знаком или без него меняется смысл самого слова.

У: Верно. Написание слов с разделительным мягким знаком и без него зависит от их смысла. Разделительный мягкий знак, как волшебник, приходит и меняет смысл слова. Дома у вас будет задание подобрать еще пары таких слов, где волшебник мягкий знак меняет смысл слова при своем появлении.

Запоминание (работа с учебником)

У: Теперь поработаем с учебником. Откройте свои учебники на странице 68, прочитаем слова из упражнения 127.

О: читают слова.

У: Ребята, распределим эти слова в три столбика. В один запишем слова с разделительным мягким знаком. Во второй слова, в которых мягкого знака нет. А какие слова мы запишем в третий столбик?

О: В третий столбик мы запишем слова, в которых мягкий знак является показателем мягкости.

У: Верно. К доске выйдут Даша, Ира и Маргарита. Остальные работают в тетради. Даша записывает слова в первый столбик, Ира – во второй, Маргарита – в третий.

О: компьютер самолёт маленький

обезьяна паровоз апрельский

варенье кроссворд день

вьюга хоккей

У: Кто уже записал все слова, придумайте ещё по два слова для каждого столбика.

О: семья море стульчик

друзья сказка июньский

У: Проверим, какие слова в столбики записали девочки. Все согласны с ними? Или кто-то нашел у них ошибки?

У: Хорошо, девочки все выполнили верно. Теперь подчеркнём в словах левого столбика мягкий знак зелёной ручкой, в словах правого – простым карандашом.

У: Кто закончил выполнять работу, покажите мне свою готовность. Молодцы, девочки, можете садиться на свои места. Посмотрим на задание в упражнении 127, скажите, какое из слов на ваш взгляд самое молодое?

О: Мне кажется, что это слово компьютер, потому что оно современное, его придумали недавно по сравнению с другими словами.

У: Кто согласен с Кариной? Хорошо. Запишем это слово со знаками переноса. Кто вспомнит, как перенести слово с мягким знаком?

О: При переносе слова мягкий знак остается на предыдущей строке. Ком–пьютер или компью–тер.

У: Молодцы. Оцените свою работу на этом этапе. Критерии на доске.

Применение новых умений, знаний

У: Молодцы ребята, мы с вами определили, где в словах ставиться разделительный мягкий знак. Теперь мы попробуем сами создать такие слова. У вас на столах лежат карточки со словами, которые нужно изменить так, чтобы в них оказался разделительный мягкий знак. На эту работу я вам даю пять минут.

брат

братья

лист

листья

колос

колосья

сын

сыновья

клин

клинья

клок

клочья

звено

звенья

перо

перья

стул

стулья

полено

поленья

У: Обменяйтесь со своим соседом по парте карточками, посмотрите на доску и проверьте. Оцените свою деятельность на этапе «работа в карточке». Критерии вы видите на доске.

VI. Закрепление открытых умений, знаний

У: Молодцы. Ребята, у вас на партах лежат карточки с заданием. Прочитаем, что нужно сделать.

О: Вставь пропущенные буквы, где это необходимо. Найди «лишнее» слово в каждой строке и подчеркни его.

1. Ул..яна, здоров..е, стул..чик, чут..ё.

2. Зор..ка, руч..и, скам..я, плат..е.

3. Брат..я, солов..и, укол..чик, в..юга.

4. Олад..и, в..юн, ден..ки почтал..он.

У: Ваша задача вставить пропущенные буква в слова, используя алгоритм, который вы видите на доске. Лишнее слово просто подчеркните.

О: выполняют задание.

У: Обменяйтесь со своим соседом по парте карточками, посмотрите на доску и проверьте все ли орфограммы он выделил верно. Оцените соседа.

VII. Итог урока. Рефлексия

У: Ребята, время подводить итоги. Какую тему мы сегодня изучали?

О: Мы изучали тему «Разделительный мягкий знак в корне слова».

У: Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

О: Мы узнали, новую орфограмму: разделительный мягкий знак в корне слова.

У: Чему учились?

О: Мы учились правильно писать эту орфограмму в словах.

У: Молодцы, ребята! Сегодня на уроке мы выполнили все поставленные задачи. У вас на столах лежат карточки. В них вам нужно написать пять слов, которые относятся к теме нашего сегодняшнего урока. Рядом вы видите изображение мягкого знака, который линиями разделен на 5 частей. Например, если вы написали три слова по теме сегодняшнего урока, то нужно закрасить три части мягкого знака. Это покажет ваш уровень усвоения новой темы. Когда будете готовы, положите эти карточки на край стола, чтобы я прошла и собрала их у вас.

У: Ребята, спасибо вам за урок, мне было приятно работать с вами, вы большие молодцы, до свиданья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...