Организует фронтальную работу, предлагает вспомнить, что означают понятия «текст», «тема текста», «главная мысль текста».
Предлагает прочитать тему урока, нацеливает на определение цели урока с помощью опорного слова. Тема: учимся писать изложение текста по вопросам. Цель: учиться ….. Предлагает уточнить значение слова «изложение».
| В классе обсуждают и уточняют значение понятий. ТЕКСТ - это несколько предложений, связанных между собой по смыслу. Текст можно озаглавить. ТЕМА – это то, о чём (или о ком) говорится в тексте. О ком или о чём этот текст? ГЛАВНАЯ (ОСНОВНАЯ) МЫСЛЬ - это то главное, что хотел сказать автор, к чему привлечь внимание, что доказать. Для чего написан текст? Читают тему урока, записанную на доске, формулируют вместе с учителем цель – учиться писать изложение текста по вопросам.
Дают определение понятию «изложение - письменное упражнение, пересказ прочитанного или услышанного текста». |
Предлагает рассмотреть картинку, на которой изображена галка (или прочитать заголовок) предположить, о ком или о чем будет идти речь в тексте. Создает условия для подготовки к слушанию текста и проверки прогнозов. Читает текст. Умная галка. Галка захотела пить. Она заметила кувшин с водой на столе. Воды в кувшине было мало. Галка не могла достать её. Тогда она стала кидать камешки в кувшин. Вода стала выше. Галка смогла напиться. Вот так галка!
Задаёт вопросы по прослушанному тексту. - О ком говорится в тексте? - Что узнали из текста о галке? - Что сделала галка? - Что проявила галка, чтобы напиться воды?
Предлагает прочитать текст самостоятельно, затем вслух в классе. По окончании выясняет, все слова были понятны. Организует работу с текстом в парах, предлагает перечитать и определить тему и главную мысль текста. Предлагает выбрать из списка.
Организует самостоятельную деятельность обучающихся по нахождению важных по смыслу слов в каждом предложении.
Предлагает ответить на вопросы по тексту, использую важные по смыслу слова. Кто захотел пить? |
| Что заметила галка на столе? |
| Сколько было воды в кувшине? |
| Почему она не могла сразу напиться? |
| Что сделала галка? |
| Что стало с водой? |
| Что смогла сделать галка? |
|
Предлагает устно пересказать текст по вопросам и опорным словам, затем оценить по критериям. - Предложения в тексте связаны по смыслу.
- Текст соответствует теме.
- В тексте раскрыта главная мысль.
Предлагает составить пересказ текста по вопросам самостоятельно, оценить по критериям, затем записать. | Прогнозируют содержание.
Слушают чтение учителя. По окончании делают вывод о том, был ли верным прогноз.
Отвечают на вопросы по содержанию текста. О ком говорится в тексте? О галке. Что узнали из текста о галке? Галка захотела пить и заметила кувшин с водой на столе. Что сделала галка? Галка не могла достать воды из кувшина. Тогда она стала кидать камешки в кувшин. Вода поднялась, галка смогла напиться воды. Что проявила галка, чтобы напиться воды? Галка проявила находчивость, смекалку.
Читают текст «про себя», затем несколько учащихся по очереди вслух. Перечитывают текст, обсуждают в парах и представляют результат в классе. Тема текста – галка Читают список, подбирают предложение, отражающее главную мысль Главная мысль- 1. Галка хотела пить. 2. Шустрая галка. 3. Находчивость галки. Читают текст, в каждом предложении подчёркивают важное по смыслу слово или важные по смыслу слова. По окончании в классе обсуждают правильность выполнения задания.
Умная галка. Галка захотела пить. Она заметила кувшин с водой на столе. Воды в кувшине было мало. Галка не могла достать ее. Тогда она стала кидать камешки в кувшин. Вода стала выше. Галка смогла напиться. Вот так галка!
Учащиеся дописывают в таблицу ответы на вопросы с опорой на текст. Кто захотел пить? | галка | Что заметила галка на столе? | кувшин с водой | Сколько было воды в кувшине? | мало | Почему она не могла сразу напиться? | не могла достать | Что сделала галка? | кидать камешки | Что стало с водой? | стала выше | Что смогла сделать галка? | смогла напиться |
Читают вопрос, составляют предложения. Выслушивают одноклассников, оценивают по критериям. При необходимости вносят изменения.
Составляют пересказ текста по вопросам, проводят самооценку по критериям. Записывают текст. |