Конспект урока русского языка (развитие речи) на тему: "Изложение повествовательного текста. "Прощальная песенка" (по В. Бианки)"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Конспект урока русского языка (развитие речи) на тему: "Изложение повествовательного текста. "Прощальная песенка" (по В. Бианки)". Данная разработка рассчитана для учителей начальной школы. В конспекте подробно описан ход урока и возможные ответы детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx32.46 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
конструирования урока

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

Русский язык
(развитие речи)

Класс

3 «А»

Тема урока

«Изложение повествовательного текста.
«Прощальная песенка» (по В. Бианки)».

Дидактическая цель


Формирование умения определять тему и главную мысль текста,
передавать в письменном виде пересказ готового текста.

Планируемые образовательные результаты

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

Л 1. Понимать и ценить базовые ценности;

Л 2. Положительная мотивация к процессу обучения;

Л 3. Уметь грамотно отвечать на вопросы.


МПознавательные

МП1. Уметь находить основную идею в каждой части текста

МП2.Уметь давать устный развернутый ответ

МП3. Работать по совместно составленному с учителем плану.


МРегулятивные

МР1.Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

МР2.Учиться работать по предложенному учителем плану.

МКоммуникативные

МК1. Уметь слушать и понимать чужую точку зрения

МК2. Уметь выражать свою точку зрения и доказывать её, отвечая на вопросы учителя.

П1. Знать краткую биографию В.В. Бианки

П2. Уметь воспринимать на слух задания и вопросы в исполнении учителя.

П 3. Уметь понимать идею текста.

Решаемые учебные проблемы (учебная задача).


Научить детей определять главную мысль текста, передавать в письменном виде пересказ готового текста.

Основные понятия, изучаемые на уроке.


Скворечник, скворчиха, сиротливо, скворушка.

Образовательные технологии, используемые на уроке.


Рефлексивная, диалоговая, здоровьесберегающая.

Вид используемых на уроке средств ИКТ


Компьютер, видеопроектор, интерактивная доска.

Образовательные ресурсы:

Для учителя

  1. Литература

  1. Интернет-ресурсы

Для ученика

Учебник: В.П.Канакина,В.Г.Горецкий, «\Русский язык», 3 класс. (Школа России).

  1. Учебник: В.П.Канакина,В.Г.Горецкий, «\Русский язык», 2 класс. (Школа России)
  2. Тетрадь;
  3. Ручка.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА


ПР

Ι. Организационное начало урока

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Яна Владимировна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

-Проверьте глазками свою готовность к уроку. На партах должны лежать: учебник, дневник, пенал, листочки.

Привествуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

Л1

Л2

#1040;ктуализация знаний.

- Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке: Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой!

- Скажите, ребята, кто-то из вас слышал, как поет скворец?
- Голос скворца мы узнаем сразу. И сейчас я предлагаю вам прослушать аудиофрагмент «Песня скворца!»


- Ребята, вы знаете, что такое изложение?

- Правильно. Сегодня мы с вами будем писать изложение по тексту Виталия Бианки. Кто может назвать тему урока?

Отвечают на вопрос.

Прослушивают аудиофрагмент.

Изложение - это письменный пересказ заданного текста.

«Изложение повествовательного текста
Виталия Бианки.

МК1

МК2

МП2

Л3


ΙIΙ. Целеполагание и планирование изучения темы.
- Какую цель мы поставим на наш урок?


- Правильно! Скажите, а для чего нам нужно писать изложения?

Написать изложение по тексту Виталия Бианки «Прощальная песенка».

Чтобы уметь пересказывать текст.


МК1;

МП2

Л3;
П2.


III. Основной этап.


- Откройте свои учебники на странице 99 упражнение 191. Прочитайте текст.



- О каком времени года говориться в тексте?
- Что происходит с деревьями осенью?
- Прочтите предложение, в котором говориться об этом.
- О каких птицах говориться в тексте?
- Что же они делают?


- Когда птицы прилетят домой?
- Давайте подумаем, как мы можем озаглавить текст?
- Хорошо. Но самым подходящим названием будет: «Прощальная песенка» или «Прощание с родным домом».

- Давайте попробуйте определить тему текста?

- Какая главная мысль текста?

- Давайте подумаем, сколько частей в тексте?
- Правильно. Прежде чем приступить к работе с текстом, давайте вспомним: из каких частей состоит рассказ?

- Прочитайте план, который дан у вас в учебнике.




- Сейчас мы попробуем выделить в тексте три части соответственно заданному плану. Найдите и прочитайте первый пункт «Одинокий скворечник».


- О чем говорится в этой части?

- В этой части у нас получилось 3 предложения. Давайте посмотрим: какие же слова станут вспомогательными в этой части? (Вывожу слова на слайд).


- Хорошо, кто может пересказать эту часть?

- Найдите и прочитайте второй пункт «Прощальная песенка».


- О чём говорится в этой части?



- В этой части 3 предложения. Теперь посмотрим, какие слова нам помогут запомнить эту часть лучше (вывожу слова на слайд).
- Кто может пересказать вторую часть текста?


- Найдите и прочитайте третий пункт плана «В далёкий путь».






- О чём говорится в этой части?

- Эта часть состоит из 5 предложений. Теперь найдем слова, которые помогут нам запомнить эту часть.

- Кто может пересказать эту часть?

- В этом тексте, ребята, так же встречаются сложные слова, на которые мы должны обратить внимание. На ваших столах лежат карточки с этими словами. Сейчас в парах посовещайтесь и впишите недостающие буквы:
Ос_нь, пор_дела, л_ства, сир_тливо, скв_ре__ик, пр_л_тели, ск_льзнула, скв_рец, т_хонько, р_дным, дом_ком, д_лёкий, з_пел, з_кончилась, т_перь.


- Давайте проверим, что у вас получилось?

Физкультминутка.
- Что-то вы засиделись. Давайте немного разомнемся. Выходите из-за парт и повторяйте движения за мной.
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
- Молодцы, садитесь на свои места.

- Сейчас я сама прочитаю вам текст. Вы внимательно слушайте и следите по тексту. После чего вы закрываете учебники и приступаете к работе (на слайде вывожу план и вспомогательные слова).
- Теперь вы можете приступать к работе. Записываем число: тридцатое ноября, на следующей строчке: изложение. Не забудьте озаглавить текст.

- Если вы уже закончили, перечитайте ваш текст ещё раз. Проверьте, соответствует ли он составленному плану на доске? Все ли слова для справок вы использовали? Проверяйте так же, чтобы не было ошибок.

Один из учеников читает текст вслух:
Осень. Поредела на берёзах листва. Сиротливо качается на голой ветке скворечник. Вдруг прилетели два скворца. Скворчиха быстро скользнула в птичий домик. Скворец сел на ветку и тихонько запел. Песня закончилась. Скворушка вылетела из скворечника. Птицы прощались с родным домиком. Весной они опять прилетят сюда. А теперь им пора в далёкий путь.

В тексте говорится об осени.

Листья желтеют и опадают.

Поредела на березах листва.

О скворцах.
Скворчиха скользнула в скворечник. Скворец сел на веточку и тихонько запел. Песня кончилась. Скворчиха вылетела из скворечника.

Весной.

Варианты детей.



Скворцы улетают на юг.

Даже скворцы грустят,
прощаясь с родным домом.

Три части.

Вводная часть, основная часть, заключение.

Один из учеников читает план вслух:
1)Одинокий скворечник.
2)Прощальная песенка.
3)В далёкий путь.


Осень. Поредела на берёзах листва. Сиротливо качается на голой ветке скворечник.

О наступлении осени, о том, что происходит осенью.

Осень, поредела, листва, сиротливо качается, скворечник.

Один – два ученика пересказывают.

Вдруг прилетели два скворца. Скворчиха быстро скользнула в птичий домик. Скворец сел на ветку и тихонько запел.

О скворцах. О том, как прилетел скворец и спел последнюю песню.

Прилетели, скользнула, скворец, тихонько.

Один – два ученика пересказывают текст.


Песня закончилась. Скворушка вылетела из скворечника. Птицы прощались с родным домиком. Весной они опять прилетят сюда. А теперь им пора в далёкий путь.

О том, что птицам пора улетать в теплые края, но они вернутся.

Закончилась, вылетела, прощались, прилетят, теперь.

Один – два ученика пересказывают.

В парах вписывают недостающие буквы в словах.


Осень, поредела, листва, сиротливо, скворечник, прилетели, скользнула, скворец, тихонько, родным, домиком, далёкий, запел, закончилась, теперь.

Повторяют движения за учителем.

Слушают текст.

Пишут изложение.

Перечитывают свой текст, выполняют проверку.

Л3

МК1

МК2
МК1

МП2

Л3

П2

П3

МП2

П3

Л3

МК1

МК2

МП3

МК1

МК2

П2

МП2

МП1

МП2

Л3

П2

П3

МП2

П3

МК1

МК2

МП3

П2.

МП2

Л3

МК1

МК2

МП3

МК1

МК2

П2

МП2

Л3

МК1

МП3

П2

МП2

МП2

Л3

МП3

МК1

МК2

П2

МП2


VI. Итог урока. Рефлексия.


Деятельностная рефлексия.

- Сейчас я раздам вам листочки, а ваша задача написать совет другу о том, что вам помогло написать изложение.


- Наш урок подошел к концу. Чему мы сегодня научились?
-
Какая тема урока была?

- Сколько частей должно быть отраженно в изложении?

- Что понравилось на уроке?
-
На этом наш урок окончен. Спасибо за работу. До свидания!


Пишут совет другу на листочках.


Отвечают на вопросы.

МП2


Л3

МК1

МП3

МК1

МК2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ахмаева О. А. Конспект урока русского языка (развитие речи) с использованием проектной методики: « Правописание безударных гласных, непроверяемых ударением. Проект « Краткость речи – сестра таланта»

Идея этого урока будет близка и понятна коллегам, которые любят украшать свою речь (в данном случае, используя фразеологические обороты) и прививают любовь к красоте русского языка своим ученикам...

Конспект урока русского языка. Развитие речи. 3 класс

Тема: сочинение-описание «Мой класс»Цель: учить детей построению сочинения по наблюдениям.Задачи: формирование УУДЛичностные: ценить свой класс, видеть его уютные уголки, посмотреть на него глаз...

Конспект урока русского языка 3 класс на тему "Изложение повествовательного текста по опорным словам и составленному плану"

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема:Изложение повествовательного текстапо опорным словам и составленному плануЦели деятельности учителя:формирование умения передавать содержание текста по составленно...

Конспект урока русского языка "Развитие речи. Сочиняем басню по картине." 3 класс

Цели деятельности учителя:Развитие умения работать с информацией, развитие речи, создание условий для понимания детьми особенностей басни, для практического освоения детьми данного жанра  Планиру...

Конспект урока русского языка «Развитие речи. Устное изложение «Как папа бросил мяч под автомобиль»» 3 класс

Цели деятельности учителя:Формирование умения передавать содержание текста, развитие устной речи;  Планируемые результатыПредметные:Уметь передавать содержание текста по плану; Знать, как связыва...

Конспект урока русского языка по теме: "Учимся писать изложение повествовательного текста по вопросам" (2 класс)

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Учимся писать изложение повествовательного текста по вопросам" (2 класс). Формирование умения писать изложение по вопросам....

Конспект урока русского языка "Развитие речи. Обучающее сочинение по картинке"

Конспект урока русского языка. Тема урока : Обучающее сочинение по картинке «Зимние забавы»Цели: формировать умение создавать повествовательный текст по сюжетной картине, учить п...