Конспект урока русского языка по теме "Учимся писать сочетания -жи- -ши-"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
В разработке урока продолжается изучение темы. Уточняется представление о согласных звуках Ж и Ш как о твёрдых, формируется навык правописания слов с сочетаниями -жи- или - ши-. Используется: словарная работа, работа по закреплению изученного материала, творческая работа в парах, работа по учебнику, проводится рефлексия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_po_teme_uchimsya_pisat_sochetaniya_-zhi-_-shi-.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ярцевская средняя школа №10
Конспект урока русского языка по теме:
«Учимся писать сочетания -жи-, -ши-»
1 класс
Учитель: Красноперова Л.Н.
Цели:
предметные:
- уточнить представления учащихся о согласных звуках [ж], [ш] как
твёрдых;
- формировать навык правописания слов с сочетаниями жи, ши;
- содействовать развитию графического навыка и
каллиграфического почерка, а также безотрывного письма;
личностные:
- создать условия для воспитания навыков культуры общения, ответственного отношения к качеству письменной речи;
регулятивные:
- способствовать развитию учения ставить цель, проводить самоконтроль и рефлексию;
коммуникативные:
- способствовать развитию речевой деятельности;
- формирование навыков сотрудничества;
познавательные:
- развивать умение выполнять анализ, обобщение, классификацию, исключение.
Оборудование:
- рисунки: колобка, зайца, лисы, волка, медведя
- карточки для работы по группам
- фишки оранжевого и синего цвета
- конверт с заданием от медведя
- Орг. момент
Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
Все к работе приступаем
- Пожалуйста, садитесь. Настроимся на работу на уроке.
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся!
Всё у нас получится!
- У нас сегодня не совсем обычный урок, а урок – путешествие. А отправимся мы в путешествие с известным сказочным персонажем. Отгадайте же с кем.
Ох, пахуч, румяный бок
Славный вышел ….. (колобок)
Испекла бабушка колобок, положила его на подоконник, чтобы он остыл, а сама ушла. Непоседе колобку стыть бы на окошке, но решил он на бегу поразмять две ножки.
Здесь меня никто не съест,
Сбегаю-ка быстро в лес – подумал колобок.
Прыг с окошка — и в лесок,
Покатился Колобок.
Мимо елок и берез,
Мимо бабочек, стрекоз.
Устал, сделал остановку. Но не знал колобок, что каждая остановка или встреча с кем-то готовит ему задание. Итак, первая остановка. «Словарная работа». Какое задание может ждать колобка на этой остановке?
II. Словарная работа.
- Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи! ( Собака)
- Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое. (Корова)
- Рыжая птичница в курятник пришла
Всех кур посчитала,с собой унесла .(Лисица)
- Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. ( Медведь)
- Непоседа пёстрая,
птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
самая болтливая.
Верещунья белобока,
а зовут её. (Сорока)
- Объяснение каждого слова. Запись.
III. Актуализация знаний и постановка вопроса. (Повторение изученного материала.)
-Как можно назвать эту группу слов? (ЖИВОТНЫЕ)
-Какая орфограмма встретилась в слове?
-Определите тему нашего урока:
«Правописание сочетаний -жи- и -ши- в словах»
Продолжаем изучение темы «Правописание сочетаний –жи- и –ши-»
- Какое правило написания парных согласных в словах мы знаем?
- Перечислите парные согласные по звонкости и глухости.
- Какую пару можно выделить от остальных? Что вы можете сказать о звуках [ж], [ш]?
- Продолжаем путешествовать вместе с Колобком.
Вдруг наш шалунишка,
Повстречал зайчишку.
Зайчик спрашивает:
«А ты кто?»
Я — Колобок,
Румяный бок! Съешь меня?
3айчик отвечает:
«Я очень люблю пирожки с капустой и морковкой. А ты, с какой начинкой?»
«У меня нет начинки» - отвечает Колобок.
«Ну, тогда я тебя есть не буду» -
сказал зайчик и поскакал дальше, оставив колобку задание:
В слове «животные» какой 1 звук?
Дайте характеристику этого звука?
- Назовите пару звука ж.
- Какой 2 звук? Дайте характеристику этого звука и т.д.
- Ребята, мы выполнили звуковой анализ слова (фонетический анализ)
- А знаете ли вы почему жи и ши пишутся с буквой и ?
- Послушайте сказку:
«В городе Буквограде жили- были буквы.В жаркий летний день согласные ж и ш – твердые по характеру, решили искупаться. Вдруг набежала большая туча, грянул гром, подул ветер, по реке побежали волны. Они накрыли ж и ш. Бедные буквы кричат, зовут на помощь, а на берегу сидела важная буква ы. Она поднялась, посмотрела на барахтающихся ж и ш и спокойно укрылась под грибком. Но, к счастью, их крики услышала буква и – мягкая по характеру. Она смело кинулась на помощь, подплыла к буквам и вытащила их на берег. С тех пор, согласные буквы ж и ш дружат только с гласной буквой и.
Как же поступила буква ы ? Не зря говорят, что друзья познаются в беде.
Какой вывод можно сделать о правописании сочетаний –жи- и –ши?
- Покатился Колобок кувырком,
Через рощу прямиком.
Долго ль, коротко ль катился, —
На опушке очутился.
Там на пне Лиса сидела,
И на солнце хвостик грела.
- Она тоже для колобка приготовила задание.
IV. Работа над закреплением полученных знаний.
1.Составить из слов предложение (правило, запись, разбор)
Глуши, жили, в, ежи, лесной
В лесной глуши жили ежи.
2. Упражнение в слышании сочетаний –жи-, -ши- в словах.
Выборочный диктант.
- Запишите только те слова, в которых услышите сочетания –жи- , –ши- .
В речке плавают ужи,
По тропе бегут ежи.
В поле травы хороши,
А на речке камыши.
Мама испекла коржи,
Очень рады малыши.
Вывод.
3. Найдите “лишние” слова.
1.Вершина, лужи, дождь, тишина, ландыши.
2.Шиповник, мячик, чижик, зашипит, сторожит.
- дети читают слова, находят “лишние”, объясняют, почему оно “лишнее”
- запись слов, подчёркивание сочетаний.
Вывод
V. Физминутка.
Потрудились – отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Отправился колобок дальше.
Прикатился по дороге
Волку серому под ноги.
А он ему тоже задание приготовил.
4.Творческая работа в парах.
Перед вами части слов, из которых вы будете составлять целые слова. Работать будем по группам, по рядам – для каждого ряда своё задание:
1 ряд
МА | ЛЫ | ЖИ | ПРУ | НА | ШИ | НА | КА | ШИ | ЛЫ |
НИК | КРЫ | МЫ | ШИ | ПОВ | ШИ | ЖИ | МЫ | МА | ШИ |
2 ряд 3 ряд
ЛЫ |
|
|
| РАФ |
МОР |
| ЖИ |
| НА |
ГРУ |
|
| ШКА | |
МЫ |
| ШИ |
| ВОТ |
НО | ПЫ |
Проверка
Вывод
- Вышел Потапыч навстречу,
Повел такие он речи.
Пришло мне много писем, да только мне их все не прочитать. Поможем ему? Откроем конверт. Что в нем? Оказывается надо выполнить задание.
5. Работа с учебником
Упр.4, стр 117.
сне…нка ду…стый …тель
сме…нка пу…стый ма…на
пасса…р дру..ть …знь
пру…на сме…ть кув…нка
Какие буквосочетания нужно дописать?
Спишите любую группу слов.
(резерв: Упр.6, стр. 118)
VI. Итог урока:
О чём должны всегда помнить при написании слов с сочетаниями ЖИ и ШИ?
Чтение правила:
ЖИ и ШИ такие слоги,
Что всегда к ребятам строги.
ЖИ и ШИ, ЖИ и ШИ
Только с буквой “И” пиши!
VII. Рефлексия. Оцените свою работу.
Если вы работали активно, были дружелюбны и не допускали ошибок, то возьмите оранжевые фишки.
А если вы допускали ошибки и не все соблюдали правила работы на уроке, то вам нужно взять синие фишки, еще есть над чем поработать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме: " Правописание сочетаний ЧК, ЧН"
Урок проведён во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века" Тип урока- повторение и закрепление знаний....
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме: «Конструирование сочетаний слов и предложений со словами, отвечающими на вопросы кто? что?»
Основная цель: Сформировать у учащихся умение составлять сочетание слов по схемам. ЗадачиОбразовательные задачи:1) Систематизировать знания учащихся о словах, которые отвечают на вопр...
Конспект урока русского языка. 1 класс. Правописание сочетаний жи-, ши-. Описание внешности животного
Конспект урока русского языка по системе учебников "Начальная школа XXI века" по теме: Правописание сочетаний жи-, ши-. Описание внешности животного...
Конспект урока русского языка "Применение правил правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу". 3 класс "Школа России"
Конспект урока русского языка для 3 класса по программе "Школа России" "Применение правил сочетаний жи-ши, ча-ща,чу-щу"....
Конспект урока русского языка "Применение правил правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу". 3 класс "Школа России"
Конспект урока русского языка для 3 класса по программе "Школа России" "Применение правил сочетаний жи-ши, ча-ща,чу-щу"....
Конспект урока русского языка во 2 классе. УМК «Начальная школа XXI века» Тема урока: Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова.
Урок посвящён отработке навыка правописания слов с орфограммами: безударная гласная, парный согласный, непроизносимый согласный в корнях слов....