Конспект урока русского языка по теме "Учимся писать сочетания -жи- -ши-"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Красноперова Людмила Николаевна

В разработке урока продолжается изучение темы. Уточняется представление о согласных звуках Ж и Ш как о твёрдых, формируется навык правописания слов с сочетаниями -жи- или - ши-. Используется: словарная работа, работа по закреплению изученного материала, творческая работа в парах, работа по учебнику, проводится рефлексия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ярцевская средняя школа №10

Конспект урока русского языка по теме:

«Учимся писать сочетания -жи-, -ши-»

1 класс

Учитель: Красноперова Л.Н.

Цели:

предметные:

  • уточнить представления учащихся о согласных звуках [ж],  [ш] как

            твёрдых;

  • формировать навык правописания слов с сочетаниями жи, ши;
  • содействовать развитию графического навыка и

            каллиграфического почерка, а также безотрывного письма;

 

личностные:

  • создать условия для воспитания навыков культуры общения, ответственного отношения к качеству письменной речи;

регулятивные:

  • способствовать развитию учения ставить цель, проводить самоконтроль и рефлексию;

коммуникативные:

  • способствовать развитию речевой деятельности;
  • формирование навыков сотрудничества;

познавательные:

  • развивать умение выполнять анализ, обобщение, классификацию, исключение.

Оборудование:

  • рисунки: колобка, зайца, лисы, волка, медведя
  • карточки для работы по группам
  • фишки оранжевого и синего цвета
  • конверт с заданием от медведя

  1. Орг. момент

Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
Все к работе приступаем
- Пожалуйста, садитесь. Настроимся на работу на уроке.
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся!
Всё у нас получится!

- У нас сегодня не совсем обычный урок, а урок – путешествие. А отправимся мы в путешествие с известным сказочным персонажем. Отгадайте же с кем.
Ох, пахуч, румяный бок
Славный вышел ….. (колобок)

  Испекла бабушка колобок, положила его на подоконник, чтобы он остыл, а сама ушла. Непоседе колобку стыть бы на окошке, но решил он на бегу поразмять две ножки.
Здесь меня никто не съест,
Сбегаю-ка быстро в лес – подумал колобок.
Прыг с окошка — и в лесок,
Покатился Колобок.
Мимо елок и берез,
Мимо бабочек, стрекоз.
Устал, сделал остановку. Но не знал колобок, что каждая остановка или встреча с кем-то готовит ему задание. Итак, первая остановка. «Словарная работа». Какое задание может ждать колобка на этой остановке?

 II.  Словарная работа.
- Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи! ( Собака)


- Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое. (Корова)

- Рыжая  птичница  в курятник пришла

Всех кур посчитала,с собой унесла .(Лисица)

- Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. ( Медведь)

- Непоседа пёстрая,
птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
самая болтливая.
Верещунья белобока,
а зовут её. (Сорока)                                                                                                                       
                     
- Объяснение каждого  слова. Запись.

III.  Актуализация знаний и постановка вопроса. (Повторение изученного материала.)

-Как можно назвать эту группу слов?   (ЖИВОТНЫЕ)   

-Какая орфограмма встретилась в слове?                                           

-Определите тему нашего урока:
«Правописание сочетаний -жи- и -ши- в словах»

Продолжаем изучение темы «Правописание сочетаний –жи- и –ши-»

        - Какое правило написания парных согласных в словах мы знаем?        

- Перечислите парные согласные по звонкости и глухости.

         - Какую пару можно выделить от остальных? Что вы можете сказать о звуках [ж],  [ш]?

- Продолжаем путешествовать вместе с Колобком.
Вдруг наш шалунишка,
Повстречал зайчишку.
Зайчик спрашивает:
«А ты кто?» 
Я — Колобок,
Румяный бок! Съешь меня?
3айчик отвечает:
«Я очень люблю пирожки с капустой и морковкой. А ты, с какой начинкой?» 
«У меня нет начинки» - отвечает Колобок.
«Ну, тогда я тебя есть не буду» -
сказал зайчик и поскакал дальше, оставив колобку задание:

В слове «животные»  какой 1 звук?

Дайте характеристику этого звука?

- Назовите пару звука ж.

- Какой 2 звук? Дайте характеристику этого звука и т.д.

- Ребята, мы выполнили звуковой анализ слова (фонетический анализ)

- А знаете ли вы почему жи и ши пишутся с буквой  и ?
- Послушайте сказку:
«В городе Буквограде жили- были буквы.В жаркий летний день согласные ж и ш – твердые по характеру, решили искупаться. Вдруг набежала большая туча, грянул гром, подул ветер, по реке побежали волны. Они накрыли ж и ш. Бедные буквы кричат, зовут на помощь, а на берегу сидела важная буква ы. Она поднялась, посмотрела на барахтающихся ж и ш  и спокойно укрылась под грибком. Но, к счастью, их крики услышала буква и – мягкая по характеру. Она смело кинулась на помощь, подплыла к буквам и вытащила их на берег. С тех пор, согласные буквы ж и ш  дружат только с гласной буквой и.

Как же поступила буква  ы ?  Не зря говорят, что друзья познаются в беде.

Какой вывод можно сделать  о правописании сочетаний –жи-  и –ши?

- Покатился Колобок кувырком,
Через рощу прямиком.
Долго ль, коротко ль катился, —
На опушке очутился.
Там на пне Лиса сидела,
И на солнце хвостик грела.

- Она тоже для колобка приготовила задание.

IV. Работа над закреплением полученных знаний. 

1.Составить из слов предложение (правило, запись, разбор)

Глуши, жили, в, ежи,  лесной

В лесной глуши жили ежи.

2. Упражнение в слышании сочетаний –жи-, -ши- в словах.

Выборочный диктант.

        - Запишите только те слова, в которых услышите сочетания –жи- , –ши- .

В речке плавают ужи,

По тропе бегут ежи.

В поле травы хороши,

А на речке камыши.

Мама испекла коржи,

Очень рады малыши.

Вывод.

3.  Найдите “лишние” слова.

1.Вершина, лужи, дождь, тишина, ландыши.

2.Шиповник, мячик, чижик, зашипит,  сторожит. 

- дети читают слова, находят “лишние”, объясняют, почему оно “лишнее”

- запись слов, подчёркивание сочетаний.

Вывод

V. Физминутка.

                           Потрудились – отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Отправился колобок дальше.
Прикатился по дороге

Волку серому под ноги.
А он ему тоже задание приготовил.

4.Творческая работа в парах.

 Перед вами части слов, из которых вы будете составлять целые слова. Работать будем по группам, по рядам – для каждого ряда своё задание:

                                     

1 ряд

МА

ЛЫ

ЖИ

ПРУ

НА

ШИ

НА

КА

ШИ

ЛЫ

НИК

КРЫ

МЫ

ШИ

ПОВ

ШИ

ЖИ

МЫ

МА

ШИ

2 ряд                                                                                      3 ряд

ЛЫ

 

 

 

РАФ

МОР

 

ЖИ

 

НА

ГРУ

 

 

ШКА

МЫ

 

ШИ

 

ВОТ

НО

ПЫ

Проверка

Вывод

- Вышел Потапыч навстречу,
Повел такие он речи.
Пришло мне много писем, да только  мне их все  не прочитать. Поможем ему? Откроем конверт. Что в нем?  Оказывается надо выполнить задание.

5. Работа с учебником

Упр.4, стр 117.

сне…нка                 ду…стый                …тель        

сме…нка                 пу…стый                 ма…на

пасса…р                 дру..ть                      …знь

пру…на                   сме…ть                    кув…нка

Какие буквосочетания нужно дописать?

Спишите любую группу слов.

(резерв: Упр.6, стр. 118)

 VI. Итог урока:

О чём должны всегда помнить при написании слов с сочетаниями ЖИ и ШИ?

Чтение правила:

ЖИ и ШИ такие слоги,
Что всегда к ребятам строги.
ЖИ и ШИ, ЖИ и ШИ
Только с буквой “И” пиши!

VII. Рефлексия. Оцените свою работу.

Если вы работали активно, были дружелюбны и не допускали ошибок, то возьмите оранжевые фишки.

А если вы допускали ошибки и не все соблюдали правила работы на уроке, то вам нужно взять синие фишки, еще есть над чем поработать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме: " Правописание сочетаний ЧК, ЧН"

Урок проведён во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века" Тип урока- повторение и закрепление знаний....

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме: «Конструирование сочетаний слов и предложений со словами, отвечающими на вопросы кто? что?»

Основная цель:  Сформировать у учащихся умение составлять сочетание слов по схемам. ЗадачиОбразовательные задачи:1) Систематизировать знания учащихся о словах, которые отвечают на вопр...

Конспект урока русского языка. 1 класс. Правописание сочетаний жи-, ши-. Описание внешности животного

Конспект урока русского языка по системе учебников "Начальная школа XXI века" по теме: Правописание сочетаний жи-, ши-. Описание внешности животного...

Конспект урока русского языка "Применение правил правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу". 3 класс "Школа России"

Конспект урока русского языка для 3 класса по программе "Школа России" "Применение правил сочетаний жи-ши, ча-ща,чу-щу"....

Конспект урока русского языка "Применение правил правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу". 3 класс "Школа России"

Конспект урока русского языка для 3 класса по программе "Школа России" "Применение правил сочетаний жи-ши, ча-ща,чу-щу"....

Конспект урока русского языка во 2 классе. УМК «Начальная школа XXI века» Тема урока: Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова.

Урок посвящён отработке навыка правописания слов с орфограммами: безударная гласная, парный согласный, непроизносимый согласный в корнях слов....