План-конспект урока. «З» и «С» НА КОНЦЕ ПРИСТАВОК
план-конспект по русскому языку

Шевцова Каролина Евгеньевна

Тема урока: «Правописание «З» и «С» на конце приставок».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка
УМК: «Школа России», 2 класс

(Учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, 2 ч.)

Организационно-деятельностный компонент:

Дата:

Время:

Место:

Класс:

Целевой компонент урока:

Тема урока: «Правописание «З» и «С» на конце приставок».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: организация деятельности обучающихся для восприятия, осмысления, запоминания первичных знаний о правописании слов с приставками «З» и «С» на конце приставок, закрепления первичных умений проверки правописания слов с приставками «З» и «С» на конце приставок.

Задачи:

Образовательные: способствовать усвоению и закреплению знаний и умений о правописании приставок «З» и «С» на конце приставок; обучению находить звонкий и глухой согласные после приставок «З» и «С», проверять правописание орфограммы, работать над орфограммой в соответствии с алгоритмом.

Развивающие: способствовать развитию речи, наглядно-образного и основ словесно-логического мышления, произвольной памяти, произвольного внимания, умения применять ранее полученные знания, сравнивать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, развитию каллиграфических навыков письма, орфографической зоркости и фонематического слуха.

Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову, окружающему миру, природе; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование умения принимать и осваивать социальную роль обучающегося, развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения, развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, самостоятельность и ответственность за продукты собственной учебной деятельности, выявлять затруднения и пути их решения; проявлять  интерес к изучению русского  языка, бережно относиться к нему, осознавать богатства русского языка, его величие и многогранность.

Метапредметные: 

Формирование познавательных универсальных учебных действий: ориентируются в учебнике, определяют понятия, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекают информацию, представленную в разных формах, находят закономерности, используя ранее приобретенные знания;    строят  логическую цепочку рассуждений, осуществляют действия анализа, синтез; делают выводы по своим наблюдениям, сравнивают свой вывод с образцом, корректируют вывод.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: выполняют учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставят цель, составляют план работы, осуществляют оценку результативности; понимают и принимают учебную задачу, решают учебную задачу под руководством учителя; осуществляют самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.

Формирование коммуникативных  универсальных учебных действий:  слушают и понимают других, вступают в диалог; следуют инструкциям, отвечают на вопросы; адекватно реагируют на замечания учителя, участвуют в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывают свою точку зрения, оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; аргументируют свою точку зрения; работают в паре, используя коммуникативные и речевые средства для решения поставленных задач

Предметные: осваивают научные представления о системе и структуре русского языка в разделе орфография,  узнают об орфограмме с правописанием «З» и «С» на конце приставок; находят орфограмму в словах, выделяют изучаемую орфограмму в слове, используют орфографическое правило для проверки слов с изучаемой орфограммой.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, парная.

Основные образовательные ресурсы: учебник «Русский язык» 4 класс, часть 2, В.П. Канакина, В. Г. Горецкий, дневники исследователей, пропуска исследователей, листы оценок, критерии оценок, карточки для рефлексии.


Содержательный компонент урока:

I. Организация начала урока.

1. Приветствие.

У: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Маргарита Валерьевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Проверьте свою готовность к уроку. Я вижу, что все вы готовы к уроку, начнём! Запишите сегодняшнее число, классная работа.

Девизом нашего урока я  предлагаю взять следующие слова:

Сколько правил!
Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь.
Будь старательным и только!
Будь внимательным и только!
Все запомнишь, все поймешь!

У: Ребята, а что нам нужно сделать, чтобы у нас с вами всё получилось на уроке?

О: Быть внимательными, усидчивыми, сосредоточенными, догадливыми, сообразительными, уверенными в себе. Усердно трудиться на уроке.

У: Верно ребята, и я желаю вам в этом успеха!

II. Постановка учебной задачи.

У: Ребята, мы с вами уже знаем, что русский язык – самый красивый и богатый язык в мире. Наш язык – живой. В нем очень много слов, правописание которых нам с вами пока еще не известно. Но с каждым новым уроком мы становимся грамотнее и мудрее. На предыдущих уроках мы с вами изучали различные морфемы. Назовите их?

О: Корень, суффикс, приставка, окончание.

У: Расскажите, что вы знаете о приставке?

О: Приставка – это значимая часть слова, которая служит для образования новых слов.

У: Сегодня мы  с вами тоже поговорим о приставках. Попробуем определить, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке. Сформулируйте тему урока. Для этого прослушайте сказку, которую я сейчас прочитаю.

В некотором царстве, орфографическом государстве,

Жили-были согласные, звонкие и глухие. https://docs.google.com/drawings/image?id=s8n0GhQJ4FJudOC7FSTEWGg&rev=1&h=12&w=1&ac=1

Дружно жили, не тужили. Но однажды …    

Заспорили звонкий З и глухой С…

Кто главней?

Кому стоять на конце этих приставок?

«З» кричал, что звучит сильнее,

«С» убеждал, что без него тоже не обойтись.

Дело чуть не дошло до драки…

А ведь не будет добра, коли меж своими вражда!

Кто-то посоветовал обратиться к мудрецам,

Которые всё на свете знали и даже писали правила

Для жителей государства.

У: Ребята, вы догадались, какая тема нашего урока?

О: Тема урока «Буквы «З» и «С» на конце приставок».

У: Молодцы ребята!

У: Исходя из темы урока, определите цели урока.

О: Определить, когда пишется буква «З» на конце приставки, когда «С», научиться грамотно,  писать слова с данными видами орфограмм.

У: Верно, молодцы!

У: Посмотрите на доску, у вас есть красивая тарелочка с учебными задачами урока. Используя слова-помощники, поставьте задачи урока.

О: Сегодня на уроке мы узнаем, когда пишется буква «З» на конце приставки, когда «С» (о новой орфограмме) и будем учиться графически обозначать изучаемую орфограмму (проверять правильное написание орфограммы).

У: Хорошо. В конце урока мы вернёмся к словам-помощникам, чтобы определить, научились ли мы обозначать правильно орфограмму.

III. Учебное действие

Восприятие

Ра..з..вернуть

И..з..городь

Во…с…хождение

Бе..с..совестный

У: Ребята, на доске записаны слова. Почему же в разных словах с разными приставками мы пишем либо букву «З», либо букву «С»? Будем разбираться! Вам нужно выступить в роли мудрецов. Вам предстоит  разрешить спор между жителями орфографического государства и сформулировать правило правописания «З» и «С» на конце приставок. А для этого необходимо провести исследовательскую работу. Сейчас вы исследователи русского языка.  Кто такой исследователь?

О: тот кто исследует что-то, проводит исследование

У: Прочитаем определение на слайде. ___прочитай.

У: Что же такое исследование?

О: поиск информации по какой-то теме

У: Прочитаем определение на слайде. ____Прочитай

У: Определите объект исследования.

О: Слова с приставками.

У: Предмет исследования?  

О: Буквы «З» и «С» на конце приставок.

У.: Ребята, без чего не может настоящий исследователь?

О: исследователь всегда записывает результаты исследований.

У: Верно! Сегодня вам понадобятся дневники наблюдений, а также ваш пропуск исследователя. Подпишите на них свои фамилии и имена.

Осмысление

У: Ребята, запишите слова в два столбика:

безграничный                   бескрайний

разбросать                         распустить

известить                           испортить                

У: Составим план исследования. Что нужно сделать первым шагом, чтобы правильно написать представленные слова?

О:

  • Выделить в словах приставки.
  • Посмотреть на букву согласного после приставки.
  • Подчеркнуть в словах  согласную, на которую оканчивается приставка,     одной чертой, и согласную, с которой начинается корень, двумя чертами.
  • Сравнить, как пишутся приставки в первом столбике и во втором.

У: Что же будет дальше, после того как мы их сравним?

О:

  • Если это звонкий согласный, то в приставке пишем букву «З».
  • Если это глухой согласный, то в приставке пишем букву «С».
  • Вставить пропущенную букву и подчеркнуть её.
  • Проверить правильность выполнения задания.

У: Какой вывод можно сделать?

О: Приставки на «З» пишутся перед звонкими согласными, приставки на «С» перед глухими согласными.

У: Молодцы ребята, прочитаем алгоритм на доске.

У: Замечательно. Попробуем сформулировать правило написания орфограммы. В задании которое мы выполнили как раз есть приставки, с помощью которых можно сформулировать правило. С помощью вывода так же можно составить правило.

О: формулируют

У: Молодцы. Прочитаем правило написания нашей орфограммы, оно лежит у вас на партах на листочках. …, прочитай.

О: В приставках   раз- (рас-)   из- (ис-) воз- (вос-)   вз- (вс-)   без- (бес-)  низ- (нис-)   через- (черес-)   перед звонкими согласными корня пишется «З» , а перед глухими – «С» .

У: Это правило вам нужно будет запомнить. Вы узнали, что нужно делать, чтобы правильно обозначить букву в конце приставки слова. Мы составили с вами план-алгоритм, по которому обозначить эту букву будет проще. На доске выписаны приставки, которые оканчиваются на «З» и «С». Они являются правилом, которое мы с вами только что прочитали. Прочтем еще раз.

О: Читают вместе с учителем.

У: Для более быстрого запоминания орфограммы у нас есть стишок. Он есть на доске. …, прочитай его.

О: читает.

У: Стихотворение-запоминалку нужно запомнить. Выпишите в тетрадь.

Запоминание

У: Ребята, проверим, как вы запомнили правило написания орфограммы. Для этого будем работать в парах. Я раздаю вам листочки со словами, а вы должны выписать - 1 вариант выписать слова с «З» на конце приставки, 2 вариант – «С» на конце приставки. Можете пользоваться алгоритмом написания орфограммы, он висит на доске.

Бесшумный

Вздохнуть

Бесчисленный

Разбросать

Разжимать

Расщелина

Безвкусный

Изгонять

Расчертить

Расписать

Разгорячиться

Испортить

У: Спину держим ровно, на парте не разваливаемся, ручку держим правильно, какие вы молодцы, как красиво вы пишете. Закончили? Обменяйтесь между собой заданиями. Проверьте друг друга. Теперь проверим, правильно ли вы справились с этим заданием. Какие буквы вы вставили, почему?

О: Называют.

У: На доске вы видите правильное написание этих слов. Если вы правильно справились с заданием, в своём листе оценок поставьте себе баллы за него напротив слов «Задание 1».

без ошибок

5 б.

1-2 ошибки

4 б.

3 ошибки

3 б.

больше 3ёх ошибок

0 б.

Применение знаний на практике

У: Ребята, теперь, когда мы знаем правило и алогритм, потренируемся на заданиях. Перед вами слова, к каждому из которых вам необходимо подобрать синонимы с приставкой БЕС или БЕЗ. А что такое синонимы?

О: Синонимы это - ….

У: Молодцы, теперь выполняем задание.

Глупый, дурацкий - бессмысленный

Непорядок, хаос, кавардак - беспорядок

Лентяй, лодырь, балбес, шалопай, шалопут, повеса - бездельник.

Немой, молчаливый - безмолвный

У: Прочитайте что у вас получилось, объясните почему именно это слово вы подобрали и как оно пишется?

О: бессмысленный…..

У: Почему пишем с двумя сс?

О: на стыке приставки и корня пишется две СС и ЗЗ, если одна из них относится к приставке, а другая к корню.

У: Оцените свою работу, поставьте баллы в своих оценочных листах напротив слов «Задание 2»

Без ошибок

3 б.

1 ошибка

2 б.

2 ошибки

1 б.

3 ошибки

0 б.

У: Следующим нашим заданием будет «проверка ошибок». На листочках записаны слова, в которых есть ошибки при написании приставок, найдите их, выделите, и объясните, почему это ошибка.

Безшумный, расстановка, безжизненный, зжигать, восстановление, зделать, расделить, рассердиться, восдать, разпределить. 

О: объясняют.

У: Оцените свою работу, поставьте баллы в своих оценочных листах напротив слов «Задание 3»

Без ошибок

3 б.

1 ошибка

2 б.

2 ошибки

1 б.

3 ошибки

0 б.

IV. Действие контроля и самоконтроля

У: Последнее задание такое: заменить существительное с предлогом прилагательным с приставками на «З» («С»). Распределить в два столбика: без-, бес-. Объясните написание.

1. Ребенок без забот (беззаботный)

2. Небо без звезд (беззвездное)

3. Жидкость без цвета (бесцветная)

4. Дорога без конца (бесконечная)

5. Плач без звука (беззвучный)

6. Движение без шума (бесшумное)

О: объясняют.

У: Оцените свою работу, поставьте баллы в своих оценочных листах напротив слов «Задание 4».

без ошибок

5 б.

1-2 ошибки

4 б.

3 ошибки

3 б.

больше 3ёх ошибок

0 б.

V. Действие оценки и самооценки

У: Наш урок подходит к концу, поэтому предлагаю выбрать правильное утверждение и обвести букву:

П.   Приставки со словами пишутся  слитно

Г.   Приставки со словами пишутся  раздельно

Я.   Приставка служит для образования   новых слов

Л.   Приставка служит для связи слов в предложении

К.   Предлоги пишутся слитно со  словами

Т.   Предлоги пишутся раздельно со  словами

Ь.   Предлог – часть речи

Я.   Предлог – часть слова

У: Какое слово получилось?

О: Пять.

У: Вот вы сами себе поставили оценку. Теперь оцените свою деятельность, подсчитав количество баллов в выполненных ранее заданиях. Вы узнаете, какую отметку получите за сегодняшний урок. Вспомните. Как звучала тема урока?

Общее количество баллов

Отметка

13-12

«5»

11-7

«4»

7-3

«3»

О: Тема урока – правописание «З» и «С» на конце приставок.

У: Посмотрите на нашу красивую тарелочку со словами-помощниками. Какие учебные задачи вы ставили в начале урока? Достигли ли вы их?

О: Сегодня на уроке мы узнали когда пишется буква «З» на конце приставки, когда «С»  и научились графически обозначать изучаемую орфограмму (проверять правильное написание орфограммы).

У: Вы большие молодцы ребята! Как вы думаете, звуки «З» и «С» поняли, что они были неправы в своих суждениях? Помогли ли мудрецы нашим звукам разобраться в проблеме?

О: Да!

У: Верно, всегда нужно прислушиваться к мудрецам, потому что они всегда говорят правильные вещи! Они всегда найдут верное решение.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Алгоритм написания орфограммы:

«Правописание «З» и «С» на конце приставок»

  1. Прочитайте, напишите слово, определив место предполагаемой орфограммы.
  2. Выделите в слове приставку.
  3. Посмотрите на букву согласного после приставки.
  4. Если это звонкий согласный, то в приставке пишите букву «З».

Пример: раздать, разделать.

  1. Если это глухой согласный, то в приставке пишите букву «С».

Пример: бесконечный, рассмотреть.

  1. Вставьте пропущенную букву и подчеркните её.
  2. Проверьте правильность выполнения задания.
  3. Исправьте ошибки, если вы их допустили.

Приставки, в которых гласные и согласные всегда пишутся одинаково

ПОД-; ОБ-; ОТ-; ПРЕД-; БЛИЗ-; ЗА-; НА-; НАИ-; ПО-; ДО-; НЕДО-.

Приставки, которые оканчиваются на З-С

БЕЗ-; БЕС-; ВОЗ-; ВОС-; ВЗ-; ВС-; ИЗ-; ИС-; НИЗ-; НИС-; ЧЕРЕС-; ЧЕРЕЗ-; РАЗ-; РАС-; РОЗ-; РОС-.


Стихотворение – запоминалка для орфограммы

Живут на свете, людям помогая,

Приставки ВОЗ-; ИЗ-; ЧЕРЕЗ-; РАЗ- и БЕЗ-,

Но звук глухой согласный их встречает,

И мы их пишем только с буквой «С».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия

План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...

План-конспект интегрированного урока чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "СКазка-ложь,да в ней намёк, добрым молодцам урок" (2 класс)

Интегрированный урок чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "Сказка-ложь,да в ей намёк, добрым молодцам урок" даёт возможность на конкретном материале сказки "Ли...

План-конспект интегрированного урока музыки и живого мира в 1 классе для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Тема урока: "Весенняя капель"

Тема: «Весенняя капель».Цели: развитие слухового восприятия, слуховой памяти, закрепление понятия «весна».Задачи: - повторение времён года (зима, весна), повторение признаков весны- развитие умения сл...

План - конспект открытого урока по физической культуре в 1 классе Тема урока: Баскетбол.

Тема урока: Баскетбол.Задачи:   1. Формировать у учащихся понятия: «строй», «шеренга», «колонна»,                    развивать внимание, монологи...

План конспект открытого урока по русскому языку " Написание мягкого знака в конце и середине слова"

Цель данного классного часа: Формирование знания и умения детей в написании слов с мягким знаком на конце и в середине. Активизировать словарь детей.Коррекция памяти через словарную работу и цись...