План-конспект урока. -ТЬСЯ И -ТСЯ В ВОЗВРАТНЫХ ГЛАГОЛАХ
план-конспект по русскому языку
Тема урока: Правописание –ться и –тся в возвратных глаголах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_-tsya_i_-tsya_v_vozvratnyh_glagolah.docx | 20.65 КБ |
pravopisanie_-tsya_i_-tsya_v_vozvratnyh_glagolah.pptx | 101.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Целевой компонент урока:
Тема урока: «Правописание –ться и –тся в возвратных глаголах».
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель урока: создание благоприятных условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации о правописании окончаний возвратных глаголов, оканчивающихся на –ться и –тся.
Задачи:
Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по формированию знаний и умений обучающихся о правописании –ться и –тся в возвратных глаголах; формированию умения применять эти знания в практических упражнениях.
Развивающие: способствовать развитию речи; умению применять ранее полученные знания, развитию мышления, памяти, воображения, орфографической и пунктуационной грамотности; развитию умения определять возвратную форму глагола; нахождению орфограммы в слове; расширению кругозора обучающихся.
Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формирование положительной мотивации к учебной деятельности; интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову, окружающему миру; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважения к другим, способности к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.
Планируемые результаты:
Личностные: умение ценить и принимать следующие базовые ценности: совместный труд, терпение, уважение к мнению одноклассников; умение актуализировать личностный смысл обучающихся к изучению темы, осознать ценность совместной работы, проявлять интерес к русскому языку, этические чувства: доброжелательность, уважение; осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: ориентируются в учебнике, определяют понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекают информацию, представленную в разных формах, находят закономерности, используя ранее приобретенные знания; строят логическую цепочку рассуждений, выдвигают гипотезы и обосновывают их, осуществляют анализ, синтез, сравнение, устанавливают причинно-следственные связи, владеют общим приёмом решения орфографических задач.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: выполняют учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставят цель, составляют план работы, осуществляют оценку результативности; самостоятельно планируют и выполняют свои действия на знакомом учебном материале; осуществляют самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: слушают и понимают других, вступают в диалог; следуют инструкциям, отвечают на вопросы; адекватно реагируют на замечания учителя, участвуют в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывают свою точку зрения, оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работают в парах.
Предметные: определяют место предполагаемой орфограммы, различают возвратную форму глагола, осознанно выстраивают речевое высказывание в устной форме и оформляют его письменно, соблюдают нормы речевого этикета и правила устного общения; выражают собственное мнение, аргументируют его с учетом ситуации общения; используют правила орфографии и пунктуации в письменной речи.
Организация пространства: фронтальная, работа в паре, индивидуальная.
Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник «Русский язык» 4 класс, Н.А. Чуракова, карточки для рефлексии, карточки для индивидуальной работы, карточки для парной работы.
Ход урока:
1. Организация начала урока.
1) Приветствие.
-У: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Олеся Александровна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я. Садитесь.
2) Проверка готовности к уроку.
-У: Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, дневник, пенал, а всё лишнее нужно убрать.
3) Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.
-У: На доске вы видите фразу, продолжите её:
«Если я буду хорошо знать русский язык, то смогу….
-О: лучше понимать прочитанное, правильно говорить, писать без ошибок, лучше понимать друг друга, интересно рассказывать…
-У: Верно, человеку всегда надо умственно развиваться, для этого надо постоянно учиться, изучать новое. Это поможет человеку в жизни, в учебе, на работе. Учение лишним не бывает, оно расширяет кругозор и расширяет горизонты знаний.
2. Открытие новой темы. Целеполагание.
-У: Ребята, на доске вы видите слова. Прочитаем их. (Имя ученика), начинаем читать цепочкой.
-О: читают. (Стремиться, интересуется, удивится, трудиться, учиться, стараются)
-У: Хорошо, посмотрите внимательно, слова на доске разделились на два столбика. (Имя ученика), какие слова попали в 1 столбик?
-О: читает. (Стремиться, трудиться, учиться)
-У: (Имя ученика), прочитай слова во 2 столбике.
-О: читает. (Интересуется, удивится, стараются)
-У: Как вы думаете, почему слова поделились именно так? Может быть они чем-то отличаются друг от друга?
-О: Слова поделились так, потому что в 1 столбике написаны слова с Ь знаком, а во втором столбике слова без Ь знака.
-У: Правильно, ребята, молодцы! Скажите, а мы можем дать ответ на вопрос, почему в первом столбике слова написаны с Ь знаком, а во втором столбике без Ь знака и почему?
-О: нет, мы не можем дать ответ на вопрос, так как не знаем, почему слова в первом столбике написаны с Ь знаком, а во втором без Ь знака.
-У: Верно. Мы не знаем правило. Как вы думаете, какой же будет тема нашего урока?
-О: Правописание –ться и –тся в глаголах.
-У: Посмотрите на доску, дополните фразу: Сегодня на уроке я хочу узнать…
-О: Сегодня на уроке я хочу узнать, когда в глаголах пишется Ь знак, а когда не пишется.
-У: Сегодня на уроке я хочу научиться…
-О: Сегодня на уроке я хочу научиться правильно применять правило правописания –ться и –тся в глаголах.
3. Открытие новых умений и знаний.
-У: Ребята, перед нами встала проблема, нам нужно узнать, почему же всё-таки в некоторых глаголах на конце пишется Ь знак. Нам необходимо найти решение. Посмотрите на доску. Прочитайте первое предложение на доске.
-О: 1. Пора резвит…ся, смеят…ся. веселит…ся и радоват…ся весеннему солнцу.
-У: Назовите глаголы, которые есть в этом предложении.
-О: резвит…ся, смеят…ся. веселит…ся и радоват…ся.
-У: На какой вопрос отвечают эти глаголы?
-О: что делать?
-У: Прочитаем второе предложение.
-О: Дети резвят…ся, смеют…ся, веселят…ся и радуют…ся весеннему солнцу.
-У: Назовите глаголы, которые есть в этом предложении.
-О: резвят…ся, смеют…ся, веселят…ся и радуют…ся.
-У: На какой вопрос отвечают эти глаголы?
-О: что делают?
-У: Чем отличаются вопросы, которые мы задали к этим глаголам?
-О: эти вопросы имеют разное окончание, первый вопрос оканчивается на Ь знак, а во втором вопросе нет Ь знака на конце.
-У: Верно. А теперь посмотрите на глаголы из первого предложения и на вопрос к этим глаголам. Что у них схоже?
-О: у них на концах есть мягкий знак.
-У: Правильно, молодцы! Попробуем сформулировать правило. (Имя ученика), попробуй сформулировать правило.
-О: формулирует правило.
-У: Откроем учебник на странице 104 и проверим, были ли мы правы. (Имя ученика), прочитай правило вслух.
-О: читает правило.
-У: Как вы думаете, мы были близки к правильной формулировке правила?
-О: мы были близки.
-У: Попробуем составить алгоритм работы с орфограммой. (Имя ученика), прочитай первый пункт. (обучающиеся цепочкой открывают алгоритм и читают с доски).
Алгоритм правописания –тся и –ться в глаголах
1. Прочитай глагол в предложении.
2. Задай вопрос к слову, чтобы определить орфограмму.
3. Выдели место для орфограммы.
4. Если вопрос к слову «Что делать?», то вписывать в слово мягкий знак не нужно.
5. Если вопрос к слову «Что сделать?», то впиши в слово мягкий знак.
6. Подчеркни вставленную орфограмму в слове.
7. Проверь правильность выполненного задания, если допустил ошибку, то исправь её.
-У: Ребята, у вас на столах лежат карточки с заданием, используя алгоритм вставьте пропущенную орфограмму. На выполнение этого задания у вас есть пару минут. По готовности, поднимите руку.
-О: выполняют задание.
-У: (Имя ученика), выйди к доске и разбери первое слова, используя алгоритм.
-О: выходит к доске и разбирает слово с орфограммой.
Умываются: Это глагол, отвечает на вопрос Что делают?, записываю слово и выделяю место предполагаемой орфограммы, в вопросе нет Ь знака, значит в глагол Ь знак мы не пишем.
-У: Молодец, присаживайся. (Имя ученика), выходи к доске и разбери следующее слово.
Умываться: Это глагол, отвечает на вопрос Что делать?, записываю слово и выделяю место предполагаемой орфограммы, в вопросе есть Ь знак, значит на месте пропуска мы пишем ь знак.
-У: Верно, присаживайся! Проверьте, правильно ли вы выполнили задание и внесите количество баллов в оценочный лист.
-У: Ребята, выполним следующее задание. Вы работаете в парах. Ваша задача вставить в пословицы изученную орфограмму. Когда вы закончите, поднимите руку.
1. Кто на уроке старает…ся,
2. У того всё получает…ся.
3. Если не будешь стремит…ся,
4. Нечем будет гордит…ся!
-У: (Имя ученика), что у тебя получилось?
-О: зачитывает ответ.
-У: Все согласны с ответом одноклассника?
-О: да
-У: Хорошо, количество баллов за правильные ответы в оценочные листы.
-У: Чтобы запомнить правило, хочу прочитать вам небольшое стихотворение.
В зимний вечер звёздный, тихий
Снег что делаеТ? КружиТСЯ.
И пора уже до завтра
Всем что делаТЬ? Спать ложиТЬСЯ.
4. Подведение итогов урока. Рефлексия.
-У: Что мы узнали сегодня на уроке?
-О: Сегодня на уроке мы узнали, когда в глаголах пишется Ь знак, а когда не пишется.
-У: Чему мы учились сегодня на уроке?
-О: Сегодня на уроке мы учились правильно применять правило правописания –ться и –тся в глаголах.
-У: Ребята, выберите любую фразу на доске и продолжите её.
Сегодня было трудно…; Я понял, что…; Я смог…; Было интересно узнать, что…; Меня удивило…; Мне захотелось…
-У: Спасибо за вашу работу! Урок окончен! До свидания!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
с тремиться и нтересуется у дивится т рудиться у читься с тараются
стремиться трудиться у читься интересуется удивится стараются
стреми т ь ся труди т ь ся у чи т ь ся интересуе тся удиви тся стараю тся
Тема урока: Правописание – ться и – тся в глаголах
Сегодня на уроке я хочу узнать … Сегодня на уроке я хочу научиться …
Пора резвиться, смеяться. веселится и радоват ь ся весеннему солнцу. Глаголы: резвиться, смеяться. веселится и радоваться Вопрос: что делать?
Дети резвятся, смеются, веселятся и радуются весеннему солнцу. Глаголы: резвятся, смеются, веселятся и радуются Вопрос: что делают?
Пора резвиться, смеяться. веселиться и радоват ь ся весеннему солнцу. Глаголы: резви ть ся, смея ть ся. весели ть ся и радова ть ся Вопрос: что делать?
Алгоритм правописания – тся и – ться в глаголах 1. Прочитай глагол в предложении. 2. Задай вопрос к слову, чтобы определить орфограмму. 3. Выдели место для орфограммы. 4. Если вопрос к слову «Что делать?», то вписывать в слово мягкий знак не нужно. 5. Если вопрос к слову «Что сделать?», то впиши в слово мягкий знак. 6. Подчеркни вставленную орфограмму в слове. 7. Проверь правильность выполненного задания, если допустил ошибку, то исправь её.
Задание 1: Умываю тся (что делаю т ?) Умыва ться (что дела ть ??) Бои тся (что делае т ?) Простуди ться (что сдела ть ?) Не спи ться (что делае т ся?)
Задание 2: Старае тся (что делае т ?) Получае тся (что делае т ся?) Стреми ться (что дела ть ?) Горди ться (что дела ть ?)
В зимний вечер звёздный, тихий Снег что делае т ? Кружи тся . И пора уже до завтра Всем что дела ть ? Спать ложи ться .
Сегодня было трудно … Было интересно узнать, что… Меня удивило… Мне захотелось… Я понял, что… Я смог…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе.Тема урока "Развитие умения задавать вопросы к словам, обозначающим действие предметов."
Урок по УМК "Школа 2100"...
План-конспект открытого урока по чтению 2 класс Школа России "Обобщающий урок по разделу "Я и мои друзья""""
Обобщий урок по разделу «Я и мои друзья»...
План-конспект к уроку "Мир моих фантазий. Неправильные глаголы в прошедшем времени" по ФГОС с использованием сингапурских структур для 4 класса по УМК М.З. Биболетовой "Enjoy English"
План-конспект урока состоит из следующих разделов:Тема урокаМетоды обученияОборудованиеЦелиЗадачиХод урока Презентация к этому уроку...
План-конспект дистанционного урока Past Simple у неправильных глаголов
План-конспектдистанционного урока Past Simple у неправильных глаголов 4 класс "Spotlight"...
Конспект урока русского языка «Что такое возвратные глаголы?» (УМК «Школа России», 4 класс).
Цели деятельности учителя: формирование представлений о возвратных глаголах и их правописании в неопределённой форме; умения распознавать и правильно писать возвратные глаголы в неопределённой форме, ...
Урок русского зыка "Правописание -ТЬСЯ и ТСЯ в возвратных глаголах
Основным содержанием урока было совместное открытие нового. Область содержания определена следующим образом: после работы над пословицей и повторения знаний о глаголе обучающиеся получили первоначальн...
ПЛАН-КОНСПЕКТ дистанционного урока в 4 классе. Тема: Спряжение глаголов. Предмет: русский язык.
Цель урока: провести первоначальное ознакомление с 1 и 2 спряжением глаголов...