Этап урока/задача | Содержание (задания) (полный текст заданий соответствующий цели этапа и планируемому результату урока) | Деятельность учителя (как помощника, организатора) (вопросы, действия) | Деятельность учащихся (метапредметные, предметные, личностные действия) |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цель: Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | Начинаем урок русского языка. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте удачи!
Слайд 2. Продолжите фразу: «Если мы будем хорошо знать русский язык, то сможем …»
Откроем тетради, запишем число, классная работа.. Слайд 3
Прочитайте пословицу. Объясните её смысл. Учиться – всегда пригодится. (пословица) Слайд 4 | Учитель обращается к учащимся, создаёт эмоциональный настрой на включение детей в учебную деятельность.
Учитель выслушивает мнение учащихся Лучше понимать прочитанное, правильно говорить, писать без ошибок, лучше понимать друг друга, интересно рассказывать.
Проверяет готовность к уроку. ‒ Наш урок мы начнем с пословицы. Объясните ее смысл. ‒ Согласны ли вы с ней? | Личностные УУД: эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; интерес к изучению языка |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Целью этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | Прочитайте пословицу… Слайд 5 Тот труда не бои(т…ся), . Кто умеет труди(т…ся). Задание: Спишите пословицу, вставляя пропущенное сочетание букв.
|
‒ Назовите глаголы из пословицы. ‒ Как называются эти глаголы? ‒ Чем они интересны?
‒ Направим действия на себя и продолжим изучение русского языка.
-Тся или - ться? Мы по-разному написали слова с пропущенными буквами. Мы ещё не знаем, когда пишется тся или ться Тема: «Правописание глаголов с –тся и ться».
Выслушивает доказательства, задает наводящие вопросы (‒Какая форма? Что ещё можно определить? Как изменяется глагол?)
‒ Что мы вспомнили в ходе выполнения задания? Эти знания пригодятся на уроке.
| Предметные УУД -правильно писать слова с изученными орфограммами; -видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, -графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами; Личностные УУД: интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Коммуникативные УУД: оформлятьсвои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; высказыватьи обосновыватьсвою точку зрения; слушать и слышатьдругих, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. |
3. Выявление места и причины затруднения. Основная цель этапа - организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. |
Работают в паре: сравнивают результат своей работы.
-Работаем в паре: сравните свои работы. -Итак, что же получается? -Задание было одно, а вы его выполнили по разному ? Почему так вышло? Чего мы ещё не знаем?
Выясняют, что не знают, когда пишется «тся» или «ться» в возвратных глаголах. | ‒ Работаем в паре: сравните результаты работы. Что у нас получилось?
Учитель заслушивает ответы детей. Задает наводящие вопросы, корректирует ответы.
‒ Задание было одно, а выполнили вы его по-разному. Почему так вышло? Каких знаний не хватило? |
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство) Основной целью этапа построения проекта выхода из затрудненияявляется постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. | -Какой будет тема нашего урока? Слайд 6. -Какую цель поставим перед собой -Какую цель поставим перед собой? (Вариант: узнать когда в возвратных глаголах пишется ь знак, а когда не пишется) Составляют план. Слайд 7 План (примерный) 1. Сравнить глаголы 2. Найти различия. 3. Вывод правила написания -ться или-тся 4. Составить алгоритм 5. Использовать алгоритм при написании возвратных глаголов | ‒ Определите тему урока.
‒ Какую цель поставим перед собой?
– Составим план урока.
| Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; |
5. Реализация построенного проекта. Основной целью этапа является построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | Работают в паре. Слайд 8 Разделить слова на группы (слова даны на карточках). Карточки - слова наклеивают на рабочий лист. Умываться Решаться Питаться | Умывается Решается Питается |
Обозначают в задании Глаголы первой группы стоят в неопределенной форме. Глаголы второй группы в форме настоящего времени, 3 лицо, ед. число.
Записывают вопросы, определяют связь между вопросом и написанием -ться и-тся. Слайд 9
Работали с 1 и 2 пунктом плана: сравнили глаголы, нашли различия. Формулируют вывод. 1. Если глагол стоит в неопределенной форме, пишется -ться. Если глагол стоит в настоящем времени, 3 лице, пишется -тся. 2. Если в вопросе есть ь, то в глаголе пишется -ться. Если в вопросе нет ь, то в глаголе пишется -тся.
Просматривают, проговаривают.
Читают правило, сравнивают свои выводы с правилом.
Сделали вывод о том, когда пишется -ться или -тся
Проговаривают правила работы в группе.
Работа в группе. Слайд 10 Составляют алгоритм (шаблон - заготовка)
Обсуждение ошибки, проверка с помощью алгоритма.
| ‒ У нас возникла проблема. Попробуем найти ответ: когда надо написать Ь в возвратных глаголах, а когда нет?
‒ Выполним задание. Разделите слова на группы.
‒ По какому признаку разделили?
‒ Сравните группы глаголов. Определите, в какой форме они стоят? Укажите форму глаголов на каждой группой.
‒ Задайте вопросы к глаголам каждой группы. Запишите вопрос рядом с каждым глаголом. ‒ Какую связь вы видите между вопросом и написанием -ться и -тся?
‒ С каким пунктом плана работали? Учитель возвращает учащихся к плану, отмечают пункты плана, которые «выполнили»
‒ Сделайте вывод.
‒ Сравним наши выводы с правилами в учебнике (стр. 104)
Смысловое чтение
До чтения
‒Просмотрите текст правила, обратите внимание на выделенные слова и буквы.
Во время чтения
‒Прочитайте правило, сравните свои наблюдения и выводы с текстом правила. Подчеркните,те части текста правила, которые совпалис нашими выводами.
‒ С каким пунктом плана поработали?
После чтения
‒ Составим алгоритм правописания буквосочетания -ться и -тся
‒ Возвращаемся к переписке, исправляем ошибку. | Познавательные УУД: вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;
Коммуникативные УУД: оформлятьсвои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. высказыватьи обосновыватьсвою точку зрения; слушать и слышатьдругих, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. |
Физминутка. | Слайд 11 | Раз, два – выше голова, Три, четыре – руки шире, Пять, шесть – ровно сесть, Семь, восемь – лень отбросим. |
|
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Основной целью этапа является усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | Упр. 217, с. 104. развивается умение писать возвратные глаголы, оканчивающиеся на -ться, -тся, с опорой на схему правила, графически обозначать орфограмму. Фронтальная работа (объясняет «сильный» ученик) Работа с карточкой. развивается умение писать возвратные глаголы с опорой на алгоритм Запиши данные глаголы в два столбика, объясняя выбор написания -тся или -ться. Обозначь орфограмму в глаголах. Двигат(?)ся, закрывает(?)ся, купают (?)ся, смеят(?)ся, хвалит(?)ся, здоровают (?)ся. -ться -тся ДвигатЬся закрывается, смеятЬся купаются хвалитЬся здороваются Самостоятельная работа с коллективной проверкой. | ‒Используя алгоритм, объясняют написание -ться и -тсяв возвратных глаголах.
‒ Запишите глаголы в два столбика, объясняя выбор написания -тся или -ться.
Учитель оказывает помощь учащимся. | Предметные УУД правильно писать слова с изученными орфограммами; видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами; Личностные УУД: интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Регулятивные УУД: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; Личностные УУД: чувство прекрасного – умение чувствоватькрасоту и выразительность речи, стремитьсяк совершенствованию собственной речи; интереск письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Основной целью является интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях. | Карточка с заданиями по уровням Слайд 13 1 ур. – Вставь в пословицы изученную орфограмму Друзья(что делают?) познают…ся в беде. Трус своей тени(что делает?) боит…ся. Не стыдно не знать, стыдно(что делать?) не учит…ся. За всё (что делать?) брат…ся – ничего не сделать. 2 ур. Вставь в пословицы изученную орфограмму Кто на уроке старает…ся, У того всё получает…ся. Если не будешь стремит…ся, Нечем будет гордит…ся! 3 ур. Подбери возвратные глаголы на изученное правило. Проявлять стремление – ……… - Они испытывают волнение - ……….
- Допускать ошибки - ………
- Он испытывает радость - ……
| А сейчас я предлагаю вам дифференцированные задания с правом на выбор. 1 ур. Если вы считаете, что не совсем усвоили новую тему и сомневаетесь в своих силах, то выбирайте карточку 1. 2 ур. Если вы поняли тему и стремитесь закрепить изученное, то ваш выбор карточку 2. 3 ур. Если вы уверенно чувствуете себя и хотите проверить свои знания, то ваш карточку 3.
Учитель оказывает помощь учащимся. Самостоятельное выполнение |
8. Включение в систему знаний, повторение. Основнаяцель - повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. | Отвечают на вопросы, высказывают мнение. . Вернемся к началу урока Слайд 14 | ‒ Вернемся к плану Все намеченные пункты выполнили? ‒ Вспомните цель нашего урока. – Достигли цели? Докажите. – С какой пословицы мы начали урок? ‒ Как эта пословица связана с нашим уроком? |
9. Рефлексия УД на уроке. Основной целью является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | Отвечают на вопросы. Слайд 15 | ‒ Есть ли в пословицы слова связанные с темой урока? ‒Правильно ли они записаны? Докажите.
|
10. Самооценка | Слайд 16
| Оцените свою работу при помощи «Лесенки успеха».
- Поставьте «Я» на ступеньку, которая соответствует вашим знаниям сегодняшнего урока.
| Регулятивные УУД: Умение соотносить цель и результаты своей учебной деятельности и фиксирование степени их соответствия
|
10. Домашнее задание | Слайд 17 | ДЗ на выбор (упр. 220 с. 105 или составить текст 5-7 предложений с возвратными глаголами) |
|