Урок русского зыка "Правописание -ТЬСЯ и ТСЯ в возвратных глаголах
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Основным содержанием урока было совместное открытие нового. Область содержания определена следующим образом: после работы над пословицей и повторения знаний о глаголе обучающиеся получили первоначальное представление о содержании урока.  Поставленная цель связана с содержанием учебного материала. К постановке задач привлекались учащиеся. Тип урока соответствует цели, структура - выбранному типу урока. Структурные элементы находятся в логической взаимосвязи. Каждый этап спланирован рационально и чётко.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_otkrytie_novogo_znaniya.docx103.34 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к критерию 3

Обеспечение высокого качества освоения учащимися основной образовательной программы.

3.2.3 Организация деятельности учащихся по самоконтролю и самооценке учебной и внеурочной деятельности (за межаттестационный период)

УРОК ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ

Предмет: русский язык

Класс: 4

Тема: Правописание  -тся и -ться в возвратных глаголах.

Предметный планируемый результат:

применение правил правописания с сочетаниями -ться и -тсяв возвратных глаголах,обозначение орфограммы графически и объяснение выбора написаний.

Какое знание будут «открывать» учащиеся

установление причинно - следственных связей между написанием буквосочетаний -ться и -тся в возвратных глаголах и его формой и вопросом, как способа проверки.

Какой способ действия будут осваивать учащиеся:

действие с помощью алгоритма.

Как новые знания и способ действия связаны с ранее изученными:

возвратные глаголы могут оканчиваться на -ться и -тся, выбор буквосочетания зависит от формы глагола и вопроса, на который отвечает глагол.

Какие типовые задания научатся решать учащиеся:

используя алгоритм, правильно писать буквосочетаний -ться и -тся в возвратных глаголах.

Деятельностная цель:

применение правил правописания с сочетаниями -ться и -тся в возвратных глаголахс опорой на алгоритм.

Содержательная цель:

установление причинно - следственных связей между написанием буквосочетаний -ться и -тся в возвратных глаголах и его формой и вопросом.

 урока

Освоение нового материала

Педагогические задачи

Создать условия для формирования умения правильно писать безударные окончания -тся и -ться в возвратных
глаголах; совершенствовать умение определять лицо, число, спряжение глаголов; способствовать развитию навыка
выполнять морфологический разбор глагола; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные результаты

Научатся правильно писать безударные окончания -тся и -ться в возвратных глаголах; определять лицо, число,
спряжение глаголов; выделять личные окончания глаголов; выполнять морфологический разбор глагола; составлять из слов предложения; составлять рассказ по серии картинок

Метапредметные УУД

Познавательные: целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; понимать
заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку); анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя); 
регулятивные: высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; проговаривать вслух последовательность про-изводимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); коммуникативные: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений

Личностные
результаты

Проявлять потребность в сохранении культуры русской речи и выражении уважительного отношения к людям посредством языка; осознавать и принимать базовые ценности: «благородство», «дружба», «понимание», «сочувствие», «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «желание понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т. д.; пользоваться формами само-оценивания и взаимооценивания на уроке

Этап урока/задача

Содержание (задания)

(полный текст заданий соответствующий цели этапа и планируемому результату урока)

Деятельность учителя

 (как помощника, организатора)

(вопросы, действия)

Деятельность учащихся (метапредметные, предметные, личностные действия)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель: Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Начинаем урок русского языка. 

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте удачи!

Слайд 2.

Продолжите фразу:  «Если мы будем хорошо знать русский язык, то сможем …»                          

Откроем тетради, запишем число, классная работа..                                                  Слайд 3

Прочитайте пословицу. Объясните её смысл.

Учиться – всегда пригодится.

(пословица)                                             Слайд 4

    Учитель обращается к учащимся, создаёт эмоциональный настрой на включение детей в учебную деятельность.

Учитель выслушивает мнение учащихся

    Лучше понимать прочитанное, правильно говорить, писать без ошибок, лучше понимать друг друга, интересно рассказывать.

 Проверяет готовность к уроку.

‒ Наш урок мы начнем с пословицы. Объясните ее смысл.

‒ Согласны ли вы с ней?

Личностные УУД:

эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

интерес к изучению языка

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Целью этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Прочитайте пословицу…                   Слайд 5

Тот труда не бои(т…ся),                           .

Кто умеет труди(т…ся).

Задание:  Спишите пословицу, вставляя пропущенное сочетание букв.

‒ Назовите глаголы из пословицы.

‒ Как называются эти глаголы?

‒ Чем они интересны?

‒ Направим действия на себя и продолжим изучение русского языка.

-Тся или - ться?

Мы по-разному написали слова с пропущенными буквами.

Мы ещё не знаем, когда пишется тся или ться

Тема: «Правописание глаголов с  –тся   и   ться».

Выслушивает доказательства, задает наводящие вопросы

(‒Какая форма? Что ещё можно определить? Как изменяется глагол?)

‒ Что мы вспомнили в ходе выполнения задания?

Эти знания пригодятся на уроке.

Предметные УУД

-правильно писать слова с изученными орфограммами;

-видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, -графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);

находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

Личностные УУД:

интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Коммуникативные УУД:

оформлятьсвои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

высказыватьи обосновыватьсвою точку зрения;

слушать и слышатьдругих, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

3. Выявление места и причины затруднения.

Основная цель этапа - организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Работают в паре:

сравнивают результат своей работы.

-Работаем в паре: сравните свои работы.

-Итак, что же получается?

-Задание было одно, а вы его выполнили по разному ? Почему так вышло? Чего мы ещё не знаем?

Выясняют, что не знают, когда пишется «тся» или «ться» в возвратных глаголах.

‒ Работаем в паре: сравните результаты работы. Что у нас получилось?

Учитель заслушивает ответы детей. Задает наводящие вопросы, корректирует ответы.

‒ Задание было одно, а выполнили вы его по-разному. Почему так вышло? Каких знаний не хватило?

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство)

Основной целью этапа построения проекта выхода из затрудненияявляется постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

-Какой будет тема нашего урока?       Слайд 6.

-Какую цель поставим перед собой

-Какую цель поставим перед собой?

(Вариант: узнать когда в возвратных глаголах пишется ь знак, а когда не пишется)

Составляют план.                                     Слайд 7

План (примерный)

1. Сравнить глаголы

2. Найти различия.

3. Вывод правила написания -ться или-тся

4. Составить алгоритм

5. Использовать алгоритм при написании возвратных глаголов

‒ Определите тему урока.

‒ Какую цель поставим перед собой?

– Составим план урока.

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

5. Реализация построенного проекта.

Основной целью этапа является построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Работают в паре.                                Слайд 8

Разделить слова на группы (слова даны на карточках). Карточки - слова наклеивают на рабочий лист.

Умываться

Решаться

Питаться

Умывается

Решается

Питается

Обозначают в задании

Глаголы первой группы стоят в неопределенной форме.

Глаголы  второй группы в форме настоящего времени, 3 лицо, ед. число.

Записывают вопросы, определяют связь между вопросом  и написанием -ться и-тся. Слайд 9

Работали с 1 и 2 пунктом плана: сравнили глаголы, нашли различия.

Формулируют вывод.

1. Если глагол стоит в неопределенной форме, пишется -ться. Если глагол стоит в настоящем времени, 3 лице, пишется -тся.

2. Если в вопросе есть ь, то в глаголе пишется -ться. Если в вопросе нет ь, то в глаголе пишется -тся.

Просматривают, проговаривают.

Читают правило, сравнивают свои выводы с правилом.

Сделали вывод о том, когда пишется -ться или -тся

Проговаривают правила работы в группе.

Работа в группе.                            Слайд 10

Составляют алгоритм (шаблон - заготовка)

Обсуждение ошибки, проверка с помощью алгоритма.

‒ У нас возникла проблема. Попробуем найти ответ: когда надо написать Ь в возвратных глаголах, а когда нет?

‒ Выполним задание. Разделите слова на группы.

‒ По какому признаку разделили?

‒ Сравните  группы глаголов. Определите, в какой форме они стоят? Укажите форму глаголов на каждой группой.

‒ Задайте вопросы к глаголам каждой группы. Запишите вопрос рядом с каждым глаголом.

‒ Какую связь вы видите между вопросом и написанием -ться и -тся?

‒ С каким пунктом плана работали?

Учитель возвращает учащихся к плану, отмечают пункты плана, которые «выполнили»

‒ Сделайте вывод.

‒ Сравним наши выводы с правилами в учебнике (стр. 104)

Смысловое чтение

До чтения

‒Просмотрите текст правила, обратите внимание на выделенные слова и буквы.

Во время чтения

‒Прочитайте правило, сравните свои наблюдения и выводы с текстом правила. Подчеркните,те части текста правила, которые совпалис нашими выводами.

‒ С каким пунктом плана поработали?

После чтения

‒ Составим алгоритм правописания буквосочетания -ться и -тся

‒ Возвращаемся к переписке, исправляем ошибку.

Познавательные УУД:

вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

оформлятьсвои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказыватьи обосновыватьсвою точку зрения;

слушать и слышатьдругих, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Физминутка.

Слайд 11

Раз, два – выше голова,

Три, четыре – руки шире,

Пять, шесть – ровно сесть,

Семь, восемь – лень отбросим.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Основной целью этапа является усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Упр. 217, с. 104.

развивается умение писать возвратные глаголы, оканчивающиеся на -ться, -тся, с опорой на схему правила, графически обозначать орфограмму.

Фронтальная работа (объясняет «сильный» ученик)

Работа с карточкой.

развивается умение писать возвратные глаголы с опорой на алгоритм

Запиши данные глаголы в два столбика, объясняя выбор написания -тся или  -ться. Обозначь орфограмму в глаголах.

Двигат(?)ся, закрывает(?)ся, купают (?)ся, смеят(?)ся, хвалит(?)ся, здоровают (?)ся.

           -ться                      -тся

ДвигатЬся                 закрывается,

смеятЬся                   купаются

хвалитЬся                 здороваются      

Самостоятельная работа с коллективной проверкой.

‒Используя алгоритм, объясняют написание -ться и -тсяв возвратных глаголах.

  ‒  Запишите глаголы в два столбика, объясняя выбор написания  -тся или  -ться.

Учитель  оказывает помощь учащимся.

Предметные УУД

правильно писать слова с изученными орфограммами;

видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);

находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

Личностные УУД:

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Регулятивные УУД:

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;

Личностные УУД:

чувство прекрасного – умение чувствоватькрасоту и выразительность речи, стремитьсяк совершенствованию собственной речи;

интереск письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

интерес к изучению языка;

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Основной целью является интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях.

Карточка с заданиями по уровням        Слайд 13

1 ур. – Вставь в пословицы изученную орфограмму

 Друзья(что делают?) познают…ся в беде.
Трус своей тени
(что делает?) боит…ся.
Не стыдно не  знать, стыдно
(что делать?) не  учит…ся
За всё 
(что делать?) брат…ся  – ничего не сделать.

2  ур. Вставь в пословицы  изученную орфограмму

 Кто на уроке старает…ся,

У того всё получает…ся.

Если не будешь стремит…ся,

Нечем будет гордит…ся!

3 ур. Подбери возвратные глаголы на изученное правило.

Проявлять стремление – ………

  1. Они испытывают  волнение -  ……….
  2.  Допускать ошибки -   ………
  3. Он испытывает  радость - ……    

А сейчас я предлагаю вам дифференцированные задания с правом на выбор.

1 ур. Если вы считаете, что не совсем усвоили новую тему и сомневаетесь в своих силах, то выбирайте карточку  1.

2 ур. Если вы поняли тему и стремитесь закрепить изученное, то ваш выбор карточку 2.

3 ур. Если вы уверенно чувствуете себя и хотите проверить свои знания, то ваш карточку 3.

Учитель  оказывает помощь учащимся.

Самостоятельное выполнение

8. Включение в систему знаний, повторение.

Основнаяцель - повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

Отвечают на вопросы, высказывают мнение.

.                  Вернемся к началу урока     Слайд 14

‒ Вернемся к плану

Все намеченные пункты выполнили?

‒ Вспомните цель нашего урока.

– Достигли цели? Докажите.

– С какой пословицы мы начали урок?

‒ Как эта пословица связана с нашим уроком?

9. Рефлексия УД на уроке.

Основной целью является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Отвечают на вопросы.             Слайд  15

‒ Есть ли в пословицы слова связанные с темой урока?

‒Правильно ли они записаны? Докажите.

10. Самооценка

Слайд 16

C:\Users\user\Pictures\hello_html_m7f38938e.png

Оцените свою работу при помощи «Лесенки успеха».

Поставьте «Я» на ступеньку, которая соответствует вашим знаниям сегодняшнего урока.

Регулятивные УУД:

Умение соотносить цель и результаты своей учебной деятельности и фиксирование степени их соответствия

10. Домашнее задание

Слайд 17

ДЗ на выбор (упр. 220 с. 105 или составить текст 5-7 предложений с возвратными глаголами)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка в 3 классе на тему: «Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы»

Предлагаю план-конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы" по учебнику Рамзаево...

Урок русского языка. 3 класс. "Как определить время глагола? Когда глаголы изменяются по лицам?"

На этом уроке я ставлю перед собой следующие задачи: развивать умение определять время глагола; помочь учащимся осмыслить особенности временных значений; выделить внешние приметы каждого из времён; пр...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме «Глагол. Личные окончания глаголов, их правописание» (Образовательная программа «Школа 2100»)

Урок проводился в рамках районного конкурса «Урок в начальной школе». Форма проведения урока: урок-путешествие с применением групповой формы работы. На уроке решаются личностные, познавательные, регул...

Урок русского языка по теме "Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с -тся, -ться" (Программа «Школа 2100», авторы учебника по русскому языку Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.,4 класс

Урок ориентирован на новый образовательный стандарт начального общего образования: определение целей, формирование универсальных учебных действий, использование технологии деятельностного подхода....

Урок русского языка во 2 классе по теме: «Глагол. Знакомство с единственным и множественным числом глагола

Конспект урока по русскому языку, целью которого является знакомство учащихся с числом глагола....

План-конспект урока. -ТЬСЯ И -ТСЯ В ВОЗВРАТНЫХ ГЛАГОЛАХ

Тема урока: Правописание –ться и –тся в возвратных глаголах...