План-конспект урока. Синонимы.
план-конспект по русскому языку
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
УМК: «Школа России», 2 класс
(Учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий стр. 52-57)
Целевой компонент урока:
Тема урока: «Синонимы»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: организация деятельности обучающихся для изучения и первичного закрепления знаний и умений о синонимах.
Задачи:
Образовательные: способствовать усвоению и первичному закреплению знаний и умений о синонимах как части речи, формированию умения применять эти знания в практических упражнениях
Развивающие: способствовать развитию логического мышления, оперативной памяти, произвольного внимания, развитию речи, умения применять ранее полученные знания, умения распознавать синонимы среди других слов, находить их в тексте , применять их в речи; выделять главное, сравнивать , обобщать, формулировать выводы, развитию каллиграфических навыков письма, орфографической и пунктуационной грамотности.
Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову, окружающему миру, природе; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.
Планируемые результаты:
Личностные: ценить и принимать следующие базовые ценности: совместный труд, терпение, уважение к мнению одноклассников; умение актуализировать личностный смысл к изучению темы, осознавать ценность совместной работы, ответственность за продукты собственной деятельности, проявлять интерес к русскому языку, этические чувства: доброжелательность, уважение; осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность;
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: ориентируются в учебнике, определяют понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекают информацию, представленную в разных формах, находят закономерности используя ранее приобретенные знания; строят логическую цепочку рассуждений, выделяют гипотезы и обосновывают их, осуществляют анализ, синтез, сравнение, устанавливают причинно- следственные связи, владеют общим приемом решения орфографических задач.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: выполняют учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставят цель, составляют план работы, осуществляют оценку результативности; самостоятельно планируют и выполняют свои действия на знакомом учебном материале; осуществляют самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: слушают и понимают других, вступают в диалог; следуют инструкциям, отвечают на вопросы; адекватно реагируют на замечания учителя, участвуют в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывают свою точку зрения, оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работают в парах.
Предметные: распознают синонимы и антонимы; находят их в тексте и применяют их в речи, осознанно выстраивают речевое высказывание в устной форме и оформлять его письменно, соблюдают нормы речевого этикета и правила устного общения; выражают собственное мнение, аргументируют его с учетом ситуации общения; используют правила орфографии и пунктуации в письменной речи.
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.
Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник «Русский язык» 2 класс, часть 2, В.П. Канакина,
Содержательный компонент урока:
I. Организация начала урока.
1. Приветствие.
У: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Карина Александровна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Я рада видеть вас. Успехов вам и удач! Садитесь.
2. Проверка готовности к уроку
У.: Проверьте, всё ли у вас готово к уроку? Лежит ли у вас учебник, тетрадь, дневник и пенал.
У.: Молодцы! Я вижу, что все готовы. А теперь садитесь на свои места, мы начнем наш урок.
3. Мотивация к учебной деятельности
У.: Ребята, начинаем урок русского языка.
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Всё пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё понятно.
У.: Ребята, для чего нужно учиться старательно и внимательно слушать учителя на уроке?
О.: Для того, чтобы узнать что-то новое.
II. Актуализация умений и знаний.
1. Проверка домашнего задания (если это необходимо)
2. Минутка чистописания
У: Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.
У: Для начала нужно узнать, какую букву вы будете прописывать сегодня. Посмотрите внимательно на табличку. Найди ту букву, которая повторяется чаще всего.
К Т П Н КОНЬ К Л Н А КРАСИВЫЙ К В Ц Ы КРАЙ П Ш Щ К З КРАСНЫЙ К В Ы Ц Й С А М К И Б У К
У: Какая буква встречается чаще всего?
О: К.
У: Верно. Сейчас вы пропишите строчную букву к,соединения с этой буквой
3.Словарная работа
У: Запишите строчные буквы.
Эта буква является 1-ой буквой в слове картофель.
Эта буква является 4-ой буквой в слове алфавит.
Эта буква является 2-ой буквой в слове красота.
Эта буква является последней буквой в слове школа.
Эта буква является 1-ой буквой в слове народ.
Эта буква является последней в слове завод.
Эта буква является 4-ой в слове магазин.
Эта буква является 3-ей в слове шишка.
– Ребята, какое слово получилось?
О.: Карандаш.
У.: Слово «карандаш», каким является словом?
О.: Словарным.
У.: Запишите это слово к себе в тетрадь, поставьте ударение, выделите орфограмму.
III. Открытие новой темы. Целеполагание.
У: На доске вы видите слоги (си ни мы но)
Какие слова можно составить из этих слогов?
О.: Синонимы.
У.: Кто догадался какая тема нашего урока?
О.: Синонимы.
У.: Правильно, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с синонимами.
У: Но, прежде чем мы продолжим, попробуйте определить задачи сегодняшнего урока, используя «слова – помощники», которые вы видите на слайде: познакомимся, узнаем, будем учиться.
У: Ребята, чему мы должны научиться на уроке?
О: Узнаем, что такое синонимы.
Будем их сравнивать, подбирать.
Будем учиться использовать их в речи.
IV. Открытие новых умений, знаний.
Работа с учебником
У: Уважаемые юные исследователи! Давайте больше узнаем о синонимах. В этом нам поможет учебник. Исследуем страницу учебника стр. 52 и узнаем, что такое синонимы.
У: Сделаем вывод, что же называется синонимами?
О: Синоним – это слова, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют близкое друг другу значение.
У: Какие два момента вы должны уяснить?
О: Первое: синонимы – это слова, которые произносятся по - разному.
О: Второе: синонимы слова одинаковые или очень близкие по смыслу
У: Я, готовясь к уроку, тоже провела исследование. Слово «синоним» пришло к нам из греческого языка и обозначает «одноименный».
У:. А для чего нужны синонимы? Исследуем эту проблему. Я вам предлагаю прочитать два текста. О чём они? Что о ней сказано в первом тексте? А что во втором? Прочитайте текст, который вам понравился больше? Почему?
1. Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Зябнет на солнышке,
Зябнет в жару.
2. Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мёрзнет в жару.
У: Кто готов, поднимите руку.
У: Какими словами синонимами заменили слово зябнет?
О: стынет, мёрзнет.
У: Запишите эти слова в тетрадь. Близкие ли эти слова по значению? Что они обозначают?
О: Да, близки. Эти слова обозначают, что вокруг холодно.
У: Отлично. Давайте сделаем вывод, для чего нужны синонимы?
О: Синонимы нужны, чтобы не повторяться.
У: Верно. Синонимы используют в речи, чтобы избежать повторов одних и тех же слов в предложении и в рядом стоящих предложениях (зябнет, стынет, мерзнет).
О: Без повторов мы можем говорить красиво, по-разному.
У: Да. Синонимы очень важны. Обогащают нашу речь, делают ее более разнообразной, точной и выразительной. Они помогают избежать ненужных повторов слов.
Итак, что же такое слова-синонимы? Обратимся ещё раз к правилу.
(читают)
У: Какую роль играют синонимы в речи?
О: Помогают выразить свою мысль более выразительно, красиво, обогащают наш язык.
Работа с учебником
У: Откройте учебник на странице 53 и прочитайте упражнение 69.
(обучающиеся читают задание).
Как вы поняли задание?
О: нужно предположить, какие из предложенных слов – синонимы.
У: Выполним задание устно вместе с учителем. Какие синонимы вы видите к слову «красивый»?
О: прекрасный, прелестный.
У: Отлично! А какие синонимы мы можем подобрать к слову «добросердечный»?
О: добрый, благодушный, приветливый.
У : Молодцы, ребята! Запишите то, что получилось у нас и подберите синонимы к слову «главный».
У: Проверьте, как вы справились с заданием. Поменяйтесь тетрадями, поставьте плюсы соседу, если его ответ совпадает с моим и минус, если не совпадает.
У: Главный – важный, основной.
У: Поменяйтесь тетрадями обратно.
V. Физминутка
Однокоренные слова
Если произносятся однокоренные слова, дети поворачиваются к друг другу лицом и хлопают в ладоши, если форма одного и того же слова — приседают.
Маленький — маленькая; маленький — малыш; маленький — мальчик; мальчик - мальчику; варенье — вареньем; варенье — сварил; повар — варит; повар — повара.
VI. Закрепление открытых умений, знаний.
Игра «Составь пары слов»
Проверка на интерактивной доске. Оцените себя. Кто всё сделал верно, поставьте !,кто ошибся один или два раза +, кто больше -
Самостоятельная работа. Тест.
У: А теперь, чтобы определить насколько грамотно вы умеете подбирать синонимы, я предлагаю вам тест.
1. Отметь галочкой синоним к слову красный
алый
красавец
красота
2. Отметь галочкой синоним к слову бежать
сидеть
мчаться
лежать
3. Отметь галочкой синоним к слову друг.
ученик
дети
приятель
(Самопроверка с интерактивной доски)
VI. Рефлексия
Комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
VII. Итог урока
У: Итак, что же такое слова-синонимы? Обратимся ещё раз к правилу.
О: Синоним – это слова, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют близкое друг другу значение.
У: Какую роль играют синонимы в речи?
О: Помогают выразить свою мысль более выразительно, красиво, обогащают наш язык.
У: Сегодня мы с вами ещё раз убедились, как богат и разнообразен русский язык.
VIII. Инструктаж о выполнении домашнего задания
Стр. 55 упр. 72, словарь антонимов стр 142
У: Спасибо за урок! Урок окончен. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе.Тема урока "Развитие умения задавать вопросы к словам, обозначающим действие предметов."
Урок по УМК "Школа 2100"...
План-конспект открытого урока по чтению 2 класс Школа России "Обобщающий урок по разделу "Я и мои друзья""""
Обобщий урок по разделу «Я и мои друзья»...
План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия
План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...
План-конспект интегрированного урока чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "СКазка-ложь,да в ней намёк, добрым молодцам урок" (2 класс)
Интегрированный урок чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "Сказка-ложь,да в ей намёк, добрым молодцам урок" даёт возможность на конкретном материале сказки "Ли...
План-конспект интегрированного урока музыки и живого мира в 1 классе для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Тема урока: "Весенняя капель"
Тема: «Весенняя капель».Цели: развитие слухового восприятия, слуховой памяти, закрепление понятия «весна».Задачи: - повторение времён года (зима, весна), повторение признаков весны- развитие умения сл...
План - конспект открытого урока по физической культуре в 1 классе Тема урока: Баскетбол.
Тема урока: Баскетбол.Задачи: 1. Формировать у учащихся понятия: «строй», «шеренга», «колонна», развивать внимание, монологи...
План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе. Тема урока: «Правописание ударных и безударных окончаний имён прилагательных».
План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе.Тема урока:«Правописание ударных и безударных окончаний имён прилагательных»....