План-конспект урока. Синонимы.
план-конспект по русскому языку

Шевцова Каролина Евгеньевна

Тема урока: Синонимы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka.docx23.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка
   УМК: «Школа России», 2 класс

(Учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий стр. 52-57)

Целевой компонент урока:

Тема урока: «Синонимы»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока: организация деятельности обучающихся для изучения и первичного закрепления знаний и умений о синонимах.

Задачи:

Образовательные: способствовать усвоению и первичному закреплению знаний и умений о синонимах как части речи, формированию умения применять эти знания в практических упражнениях

Развивающие: способствовать развитию логического мышления, оперативной памяти, произвольного внимания, развитию речи, умения применять ранее полученные знания,  умения распознавать синонимы  среди других слов, находить их в тексте , применять их в речи; выделять главное, сравнивать , обобщать, формулировать выводы, развитию каллиграфических навыков письма, орфографической и пунктуационной грамотности.

Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову, окружающему миру, природе; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.

Планируемые результаты:

Личностные: ценить и принимать следующие базовые ценности: совместный труд, терпение, уважение к мнению одноклассников; умение актуализировать личностный смысл к изучению темы, осознавать ценность совместной работы, ответственность за продукты собственной деятельности, проявлять  интерес к русскому языку, этические чувства: доброжелательность, уважение; осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность;

Метапредметные: 

Формирование познавательных универсальных учебных действий: ориентируются в учебнике, определяют понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекают информацию, представленную в разных формах, находят закономерности используя ранее приобретенные знания;  строят  логическую цепочку рассуждений, выделяют гипотезы и  обосновывают их, осуществляют анализ, синтез, сравнение, устанавливают причинно- следственные связи, владеют общим приемом решения орфографических задач.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: выполняют учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставят цель, составляют план работы, осуществляют оценку результативности; самостоятельно планируют и выполняют свои действия на знакомом учебном материале; осуществляют самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: слушают и понимают других, вступают в диалог; следуют инструкциям, отвечают на вопросы; адекватно реагируют на замечания учителя, участвуют в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывают свою точку зрения, оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работают в парах.

Предметные: распознают синонимы и антонимы; находят их в тексте и применяют их в речи, осознанно выстраивают речевое высказывание в устной форме и оформлять его письменно, соблюдают нормы речевого этикета и правила устного общения; выражают собственное мнение, аргументируют его с учетом ситуации общения; используют правила орфографии и пунктуации в письменной речи.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.

Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник «Русский язык» 2 класс, часть 2, В.П. Канакина,


Содержательный компонент урока:

I. Организация начала урока.

1. Приветствие.

У: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Карина Александровна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Я рада видеть вас. Успехов вам и удач! Садитесь.

2. Проверка готовности к уроку
У.: Проверьте, всё ли у вас готово к уроку? Лежит ли у вас учебник, тетрадь, дневник и пенал.

У.: Молодцы! Я вижу, что все готовы. А теперь садитесь на свои места, мы начнем наш урок.
3. Мотивация к учебной деятельности
У.: Ребята, начинаем урок русского языка.

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Всё пиши, не отставая,

Слушай, не перебивая.

Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё понятно.

У.: Ребята, для чего нужно учиться старательно и внимательно слушать учителя на уроке?

О.: Для того, чтобы узнать что-то новое.

II. Актуализация умений и знаний.

1. Проверка домашнего задания (если это необходимо)

2. Минутка чистописания        

У: Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.

У: Для начала нужно узнать, какую букву вы будете прописывать сегодня. Посмотрите внимательно на табличку. Найди ту букву, которая повторяется чаще всего.

К Т П Н КОНЬ К Л Н А КРАСИВЫЙ К В Ц Ы КРАЙ П Ш Щ К З КРАСНЫЙ К В Ы Ц Й  С А М К И Б У К

У: Какая буква встречается чаще всего?

О: К.

У: Верно. Сейчас вы пропишите строчную букву к,соединения с этой буквой

3.Словарная работа

У: Запишите строчные буквы.
Эта буква является 1-ой буквой в слове картофель.
Эта буква является 4-ой буквой в слове алфавит.
Эта буква является 2-ой буквой в слове красота.
Эта буква является последней буквой в слове школа.
Эта буква является 1-ой буквой в слове народ.

Эта буква является последней в слове завод.

Эта буква является 4-ой в слове магазин.

Эта буква является 3-ей в слове шишка.
– Ребята, какое слово получилось?

О.: Карандаш.
У.: Слово «карандаш», каким является словом?

О.: Словарным.

У.: Запишите это слово к себе в тетрадь, поставьте ударение, выделите орфограмму.
III. Открытие новой темы. Целеполагание.

 У: На доске вы видите слоги (си ни мы но) 

Какие слова можно составить из этих слогов?

О.: Синонимы.

У.: Кто догадался какая тема нашего урока?

О.: Синонимы.

У.: Правильно, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с синонимами.

У: Но, прежде чем мы продолжим, попробуйте определить задачи сегодняшнего урока, используя «слова – помощники», которые вы видите на слайде: познакомимся, узнаем, будем учиться.

У: Ребята, чему мы должны научиться на уроке?

О:  Узнаем, что такое синонимы.

Будем их сравнивать, подбирать.

Будем учиться использовать их в речи.

IV. Открытие новых умений, знаний.

Работа с учебником

У: Уважаемые юные исследователи! Давайте больше узнаем о синонимах. В этом нам поможет учебник. Исследуем страницу учебника стр. 52 и узнаем, что такое синонимы.

У: Сделаем вывод, что же называется синонимами?

О: Синоним – это слова, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют  близкое друг другу значение.

У: Какие два момента вы должны уяснить?

О: Первое: синонимы – это слова, которые произносятся по - разному.

О: Второе: синонимы слова одинаковые или очень близкие по смыслу

У: Я, готовясь к уроку, тоже провела исследование. Слово «синоним» пришло к нам из греческого языка и обозначает «одноименный».

У:. А для чего нужны синонимы? Исследуем эту проблему. Я вам предлагаю прочитать два текста. О чём они? Что о ней сказано в первом тексте? А что во втором? Прочитайте текст, который вам понравился больше? Почему?

1. Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Зябнет на солнышке,

Зябнет в жару.

2. Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мёрзнет в жару.

У: Кто готов, поднимите руку.

У: Какими словами синонимами заменили слово зябнет?

О: стынет, мёрзнет.

У: Запишите эти слова в тетрадь. Близкие ли эти слова по значению? Что они обозначают?

О: Да, близки. Эти слова обозначают, что вокруг холодно.

У: Отлично. Давайте сделаем вывод, для чего нужны синонимы?

О: Синонимы нужны, чтобы не повторяться.

У: Верно. Синонимы используют в речи, чтобы избежать повторов одних и тех же слов в предложении и в рядом стоящих предложениях (зябнет, стынет, мерзнет).

О: Без повторов мы можем говорить красиво, по-разному.

У: Да. Синонимы очень важны. Обогащают нашу речь, делают ее более разнообразной, точной и выразительной. Они помогают избежать ненужных повторов слов.

Итак, что же такое слова-синонимы? Обратимся ещё раз к правилу.

(читают)

У: Какую роль играют синонимы в речи?

О: Помогают выразить свою мысль более выразительно, красиво, обогащают наш язык.

Работа с учебником

У: Откройте учебник на странице 53 и прочитайте упражнение 69.

 (обучающиеся читают задание).

Как вы поняли задание?

О: нужно предположить, какие из предложенных слов – синонимы.

У: Выполним задание устно вместе с учителем. Какие синонимы вы видите к слову «красивый»?

О: прекрасный, прелестный.

У: Отлично! А какие синонимы мы можем подобрать к слову «добросердечный»?

О: добрый, благодушный, приветливый.

У : Молодцы, ребята! Запишите то, что получилось у нас и подберите синонимы к слову «главный».

У: Проверьте, как вы справились с заданием. Поменяйтесь тетрадями, поставьте плюсы соседу, если его ответ совпадает с моим и минус, если не совпадает.

У: Главный – важный, основной.

У: Поменяйтесь тетрадями обратно.

V. Физминутка

Однокоренные слова

Если произносятся однокоренные слова, дети поворачиваются к друг другу лицом и хлопают в ладоши, если форма одного и того же слова — приседают.

Маленький — маленькая; маленький — малыш; маленький — мальчик; мальчик - мальчику; варенье — вареньем; варенье — сварил; повар — варит; повар — повара.

VI. Закрепление открытых умений, знаний.

Игра «Составь пары слов»

Проверка на интерактивной доске. Оцените себя. Кто всё сделал верно, поставьте !,кто ошибся один или два раза +, кто больше -

Самостоятельная работа. Тест.

У: А теперь, чтобы определить насколько грамотно вы умеете подбирать синонимы, я предлагаю вам тест.

1. Отметь галочкой синоним к слову красный

алый

красавец

красота

2. Отметь галочкой синоним к слову бежать

сидеть

мчаться

лежать

3. Отметь галочкой синоним к слову друг.

ученик

дети

приятель

(Самопроверка с интерактивной доски)

VI. Рефлексия

Комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

VII. Итог урока

У: Итак, что же такое слова-синонимы? Обратимся ещё раз к правилу.

О: Синоним – это слова, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют  близкое друг другу значение.

У: Какую роль играют синонимы в речи?

О: Помогают выразить свою мысль более выразительно, красиво, обогащают наш язык.

У: Сегодня мы с вами ещё раз убедились, как богат и разнообразен русский язык.

VIII. Инструктаж о  выполнении домашнего задания

 Стр. 55 упр. 72, словарь антонимов стр 142

У: Спасибо за урок! Урок окончен. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия

План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...

План-конспект интегрированного урока чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "СКазка-ложь,да в ней намёк, добрым молодцам урок" (2 класс)

Интегрированный урок чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "Сказка-ложь,да в ей намёк, добрым молодцам урок" даёт возможность на конкретном материале сказки "Ли...

План-конспект интегрированного урока музыки и живого мира в 1 классе для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Тема урока: "Весенняя капель"

Тема: «Весенняя капель».Цели: развитие слухового восприятия, слуховой памяти, закрепление понятия «весна».Задачи: - повторение времён года (зима, весна), повторение признаков весны- развитие умения сл...

План - конспект открытого урока по физической культуре в 1 классе Тема урока: Баскетбол.

Тема урока: Баскетбол.Задачи:   1. Формировать у учащихся понятия: «строй», «шеренга», «колонна»,                    развивать внимание, монологи...

План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе. Тема урока: «Правописание ударных и безударных окончаний имён прилагательных».

План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе.Тема урока:«Правописание ударных и безударных  окончаний имён прилагательных»....