План-конспект урока. ПРАВОПИСАНИЕ НЕИЗМЕНЯЕМЫХ ПРИСТАВОК
план-конспект по русскому языку

Шевцова Каролина Евгеньевна

Тема урока: Приставки. Значение приставок. Правописание неизменяемых на письме приставок

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка
УМК: «Начальная школа 21 века», 2 класс

Организационно-деятельностный компонент:

Дата:

Время:

Место:

Класс: 2

Целевой компонент урока:

Тема урока: «Приставки. Значение приставок. Правописание неизменяемых на письме приставок.»

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель урока: организация деятельности обучающихся для осознанного первичного восприятия, осмысления, запоминания и понимания первичных знаний о приставках, их значении и правилах правописания неизменяемых на письме приставок.

Задачи:

Образовательные: способствовать первичному усвоению и закреплению знаний приставка и умений, направленных на правильное написание неизменяемых на письме приставок, на умение работать над орфограммой в соответствии с алгоритмом.

Развивающие: способствовать развитию речи, наглядно-действенного и основ наглядно-образного мышления, непроизвольной памяти, непроизвольного внимания, умения применять ранее полученные знания, сравнивать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, развитию каллиграфических навыков письма, орфографической зоркости и фонематического слуха.

Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование личностного смысла учения, интереса к процессу познания, осознание ценности совместной работы; осознают ценность учебного предмета в ряде учебных дисциплин, проявляют интерес к родному языку и истории России; осознают свою национальную принадлежность, уважительно относятся  к иному мнению, истории и культуре других народов; принимают и осваивают социальную роль обучающегося, имеют мотив учебной деятельности; формирование личностного смысла учения; берут ответственность за свои поступки, имеют устойчивую мотивацию к творческому труду, к работе на результат; осознают богатство русского языка, его величие и многогранность;

умение актуализировать личностный смысл к изучению темы, осознавать ценность совместной работы, ответственность за продукты собственной деятельности, проявлять интерес к русскому языку, этические чувства: доброжелательность, уважение; осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность.

Метапредметные: 

Формирование познавательных универсальных учебных действий: ориентируются в учебнике, определяют понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекают информацию, представленную в разных формах, находят закономерности используя ранее приобретенные знания;  строят  логическую цепочку рассуждений, выделяют гипотезы и  обосновывают их, осуществляют анализ, синтез, сравнение, устанавливают причинно- следственные связи, владеют общим приемом решения орфографических задач.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: выполняют учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставят цель, составляют план работы, осуществляют оценку результативности; самостоятельно планируют и выполняют свои действия на знакомом учебном материале; осуществляют самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: слушают и понимают других, вступают в диалог; следуют инструкциям, отвечают на вопросы; адекватно реагируют на замечания учителя, участвуют в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывают свою точку зрения, оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работают в парах.

Предметные: овладевают первоначальными представлениями о разделе русского языка «Орфография», узнают об орфограмме с парными звонкими и глухими согласными в конце слова; находят орфограмму в словах, выделяют изучаемую орфограмму в слове, используют орфографическое правило для проверки слов с изучаемой орфограммой; выстраивают речевое высказывание в устной форме и оформляют его письменно, соблюдают нормы речевого этикета и правила устного общения; выражают собственное мнение, аргументируют его с учетом ситуации общения; используют правила орфографии и пунктуации в письменной речи.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, парная.

Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник «Русский язык» 2 класс, часть 1, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.


Содержательный компонент урока:

I. Организация начала урока.

1. Приветствие.

У: Здравствуйте, ребята! Рада встрече с вами. Надеюсь, что у вас хорошее настроение, которое поможет нам провести урок максимально плодотворно.

2. Проверка готовности к уроку.

У: Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, пенал. Вижу, что все готовы уроку. Садитесь!

3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.

У: Один философ однажды сказал: «Во всяком деле самое главное — это начало». Как думаете, что означают эти слова?

О.: Вы выбрали данные слова говорят о начинании, потому что если мы не начнём делать, то мы к чему-нибудь придём. Если мы не будем действовать, не начнем учиться, то никогда не сдвинемся с места, не станем лучше.

У.: Тогда почему они актуальны для нас в этот момент?

У.: Эти слова актуальны для нас, потом что мы сами начинаем учиться и мы получаем знания, которые в будущем нам пригодятся.

У.: Поднимите руку те, кто согласен с мнением одноклассника.

У.: Вы абсолютно правы. Но мне хотелось бы это связать с тем, что для нас каждая новая тема- наше новое начинание. Если у нас нет начинания, то и в дальнейшем знаниям некуда будет ложиться. Продолжите мою фразу: поэтому мы…

О.: должны активно учиться, трудиться, заниматься саморазвитием.

У.: Можем ли мы лениться?

О.: Нет.

У.: можем ли мы плохо работать?

О.: Нет.

У.: Какие вы у меня умнички. Сегодня у нас новая тема, название которой вы узнаете позже.

У.: Всё на свете, в том числе и мы, состоим из чего-нибудь. Мы это изучали на уроках окружающего мира. Из чего состоит облако?

О.: Облако состоит из множества водяных капель.

У.: Верно, человек состоит из клеток. Так и предложения состоят из меньших частей – слов. И слова в свою очередь делятся на меньшие части. Не правда ли, это так удивительно. Как наш язык похож на природу. Он не просто прекраснее и богат, но и похож по структуре на неё. На прошлых уроках русского языка мы уже познакомились с одно частью слова. Как она называется эта морфема?

О.: На прошлом уроке мы познакомились с такой морфемой, как корень.

У.: Да, на прошлых уроках мы познакомились с такой морфемной единицей, как корень. Она очень значима в слове. Почему он имеет большое значение?

О.: В корне и заключено общее значение всех однокоренных слов, их общее лексическое значение.

У.: Поднимите руку те, кто согласен со словами своего одноклассника?

У.: Ты абсолютно прав.

У.: Посмотрите на доску, что вы можете сказать про слова, как мы можем их назвать одним словом?

О.: Эти слова являются однокоренными.

У.: Как вы это определили?

О.: Мы выделили корень у каждого слова и  заметили, что во всех словах он одинаковый.

У.: Молодцы, назовите этот корень.

О.: Облак, облач

У.: Поднимите руку те, кто не согласны?

У.: Вы, верно выделили корень у каждого слова. И заметили, что не смотря на одинаковый корень, слова всё равно разные. Почему так получается?

О.: У этих слов есть другие морфемы.

У.: Верно, и сегодня мы познакомимся с одной из них.

II. Открытие новой темы. Целеполагание.

*учитель выделяет в словах приставку*

У: Морфема, которую мы будем сегодня изучать я сейчас выделила, но её название я вам не скажу, вы сами его мне скажите. На доске вы видите ребус. Решите его у себя  в голове, как только поймете ответ, поднимите руку. Отвечай …

О.: Выделенная морфема называется приставка.

У.: Поднимите руку те, кто согласен с ответом …

Верно, эта морфема называется приставка. Она будет темой нашего урока.

Приставки в языке у нас

Живут с древнейших пор.

И мы о них, друзья,

Начнем сегодня разговор.

У.: Прежде чем мы приступим к изучению новой темы, попробуем определить задачи сегодняшнего урока используя слова-помощники, которые вы видите на экране.

  • Познакомимся с …

приставками и их значением

  • Научимся…

находить приставку в словах

  • Будем учиться…

образовывать слова с приставками и применять правила написания неизменяемых на письме приставок

III. Открытие новых умений, знаний.

Восприятие

У.: Вернемся к однокоренным словам, которые были в самом начале.  Мы уже сказали что, не смотря на один корень, эти слова  разные и могут иметь разное значение. Это происходит благодаря такой морфеме как приставка. Приставка носит новый оттенок и образует новое слово.

Осмысление

У.: Чтобы лучше усвоить особенности этой морфемы, разберем само слово – приставка. Как вы думаете, почему она так называется? Не боимся высказать свое предположение.

О.: Она так называется, потому что она будто приставлена к корню.

У.: Молодец. В этом заключается одна из особенностей приставок.

Обобщаем всё то, что мы уже узнали о приставках.

О.: приставка –  1) это часть слова

2) всегда стоит перед корнем

3) служит для образования новых слов

У.: Может кто-нибудь добавить. Нет? А добавлять и нечего. … прочитай определение приставки.

О.: Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и  служит для образования новых слов.

У.: Спасибо. Вы очень внимательные. Молодцы.

Запоминание

У: Сейчас мы поиграем. Цель игры – следуя алгоритму нахождения морфем, найти приставку (Чтобы выделить в слове приставку, нужно подобрать к нему родственные слова. Часть слова, которая находится перед корнем, и является приставкой.), объясняя свой выбор. Выходи… Скажи мне для начала технику безопасности при работе с интерактивной панелью.

О.: …

У.: молодец, можешь приступать к заданию. Молодец, садись. Выходи…

https://etreniki.ru/LZRDQ2D3NV 

У.: Вы хорошо справились с заданием. Мы научились быстро и практически безошибочно находить приставки.

У.: Все приставки делятся на три группы. Сегодня мы рассмотрим одну из них – неизменяемые на письме приставки. Обратите внимание на доску. На ней висит памятка. …прочитай все приставки в рамочке. … прочитай на текс справа от рамочки.

У: В свою очередь, эта группа приставок делится на две подгруппы. У вас есть предположение, на какие именно?

О.: *обучающиеся предполагают, высказывая своем мнение с разрешения учителя по поднятой руке*

У.: Приставки с букой О и приставки с буквой А. Каких приставок больше? Отвечаем полными предложениями.

О.: Приставок с буквой О больше, чем с буковой А.

У.: Верно. Открываем учебники на странице 149. …прочти текст из рамочки. Остальные внимательно слушают.

*учитель вешает на доску памятку с приставками с буквой О*

У.: Молодец. У кого есть вопросы? Если вопросов нет, переходим к практике. Цель игры – помочь слову, попасть к приставке, которой оно подходит по смыслу. Человек, работающий у панели, проговариваем вслух.

https://etreniki.ru/1UDNJSG75R 

Молодцы. Вы успешно справляетесь со всеми заданиями.

У.: Какую подгруппу мы с вами разобрали?

О.: Мы разобрали подгруппу приставок с буквой О.

*учитель вешает на доску приставки с буквой А*

У.: Хорошо. Открываем учебники на странице 151. …прочитай первое задание. Прочитайте правило в рамочке все про себя. …читай вслух. Поднимите руку те, кто понял оба правила.

У.: Вот мы и разобрались с двумя подгруппами приставок и теперь наша задача – научиться безошибочно, определять, где и какая приставка будет нужна. Для этого мы воспользуемся алгоритмом.

https://etreniki.ru/7YUDQ14FWW 

Применение знаний на практике

У.: У вас на рабочих местах карточки  с индивидуальным заданием. Подпишите каждый свою карточку. Подписали и подняли глазки на меня. Часть слова представлена в виде транскрипции. Запишите транскрипцию буквенной записью. Слово пишите рядом полностью. На выполнение задания вам дается 2 минуты. Обращаем внимание на осанку, бережём спинки. Закончили. Обменялись работой с соседом. Берем ручку с зеленой пастой. Я называю правильные ответы, вы отмечаете «+» правильный ответ, «-» неправильный. Пишем в конце свою фамилию и оценку.

без ошибок

5 б.

1-2 ошибки

4 б.

3 ошибки

3 б.

больше 3 ошибок

0 б.

IV. Действие контроля и самоконтроля.

У.: Отвечаем устно на вопросы.

Основная значимая часть слова?

Как называется часть слова, стоящая перед корнем?

Приставка служит для… (образования новых слов)

Чтобы найти приставку в слове надо… (подобрать однокоренные слова)

V. Действие оценки и самооценки

У.: Вернемся к началу урока и вспомним сегодняшнюю тему.

О.: - Тема нашего сегодняшнего урока была: «Приставки, их значение.  Правописание неизменяемых на письме приставок.»

У.: - Попробуйте определить, как мы решили задачи сегодняшнего урока, используя «слова – помощники», которые вы видите на слайде: познакомились, научились.

О.: Сегодня на уроке мы познакомились с новой морфемой, научились определять ее в слове, образовывать слова с ней и применять правила написания неизменяемых на письме приставок.

У.: Вы были большими умниками и настало время для рефлексии.

«Пантомима»

Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка во втором классе УМК «Начальная школа XXI века» Подготовила студентка 24-шк. группы Воробьева Лилия Максимовна

Слайд 2

Во всяком деле самое главное — это начало.

Слайд 3

безоблачность заоблачный облачность разоблачать надоблачный подоблачный облако

Слайд 4

Тема урока: «Приставки, их значение. Правописание неизменяемых на письме приставок.» Задачи урока: Познакомимся с … приставками и их значением Научимся… находить приставку в словах Будем учиться… образовывать слова с приставками и применять правила написания неизменяемых на письме приставок

Слайд 5

безоблачность заоблачный разоблачать надоблачный подоблачный разоблачать

Слайд 6

Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. ? ?

Слайд 7

Игра https://etreniki.ru/LZRDQ2D3NV

Слайд 8

https://etreniki.ru/1UDNJSG75R Игра

Слайд 9

Игра https://etreniki.ru/7YUDQ14FWW

Слайд 10

Критерии самооценки

Слайд 11

Познакомились с … приставками и их значением Научились… находить приставку в словах, образовывать слова с приставками и применять правила написания неизменяемых на письме приставок

Слайд 12

Урок окончен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия

План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...

План-конспект интегрированного урока чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "СКазка-ложь,да в ней намёк, добрым молодцам урок" (2 класс)

Интегрированный урок чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "Сказка-ложь,да в ей намёк, добрым молодцам урок" даёт возможность на конкретном материале сказки "Ли...

План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе. Тема урока: «Правописание ударных и безударных окончаний имён прилагательных».

План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе.Тема урока:«Правописание ударных и безударных  окончаний имён прилагательных»....

План конспект по теме «Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже»

Учите, дети, русский к ряду.Учите с душой, с усердием, трудом.Вас ждёт великая награда И та награда в нём самом…(М. В. Ломоносов)...