План конспект по теме «Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Учите, дети, русский к ряду.
Учите с душой, с усердием, трудом.
Вас ждёт великая награда
И та награда в нём самом…
(М. В. Ломоносов)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_konspekt_i_samoanaliz_uroka.docx | 23.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
в 4 классе по теме:
«Правописание окончаний имён существительных
в предложном падеже»
Подготовила учитель начальных классов
Сабирзянова Рамзия Шафиковна
Тема урока: Правописание окончаний имён существительных
в предложном падеже
Цель урока: 1.Познакоить с правилом правописания безударных окончаний имен существительных в предложном падеже ; формировать умения правильно писать безударные окончания имен существительных в предложном падеже.
2.развивать внимание, память, речь, мышление, орфографическую зоркость;
3.воспитывать аккуратность, терпение, любознательность.
Формируемые УУД:
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; смысловое чтение; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; построение логической цепи рассуждений; доказательство;
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата сзаданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;
Личностные: нравственно- этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Оборудование: презентация. портрет М. В. Ломоносова, карточки с названиями падежей, маршрутный лист.
Ход урока:
- Организация внимания.
- Мотивация к учебной деятельности.
Эпиграф урока.
Учите, дети, русский к ряду.
Учите с душой, с усердием, трудом.
Вас ждёт великая награда
И та награда в нём самом…
(М. В. Ломоносов)
- С какой просьбой обращается Ломоносов к детям?
- Как вы понимаете значение слова «награда»?
- Обратимся к Словарю Ожегова. (Награда – новые открытия, знания о языке.)
III. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
2.Чистописание.
На доске буквы:
ИРДВТ…
- Что это за буквы? (Названия падежей) Назовите следующую букву.
Пп Ппп Пппп
- Запишите эту букву, соблюдая закономерность.
- Запишите пословицу:
Порядок время бережёт.
- Обозначьте орфограммы в словах.
- Подчеркните основу предложения.
- Найдите имена существительные, определите их падеж (существительное порядок в им. падеже, т.к. является подлежащим, слово время – в винительном падеже, т.к. это второстепенный член предложения.)
(Оценивать свою работу)
Создание проблемной ситуации
Разобрать «Путанницу» и навести порядок с падежами.
(На доске на карточках расположены падежные вопросы, название падежей вразброс, не хватает П.п.).
- Посмотрите на доску. Что вы заметили?
И. п. кто? что?
Р. п. кому? чему?
Д. п. кого? что?
В. п. кого? чего?
Т. п. кем? чем?
- Давайте наведём порядок. Вы заметили, что какого-то падежа нет. Какого?
- Какова тема нашего урока?
-Предложный падеж имен существительных.
IV. Формулирование цели и задач урока.
- Определите задачи урока.
- Научимся определять П. п имён сущ.
вспомним на какие вопросы отвечают сущ. в П. п.
узнаем с какими предлогами употребляются сущ. в П. п., каким членом предложения являются.
V. Построение проекта выхода из затруднения.
- Составим маршрут нашего движения к новым знаниям.
(Дети работают в группе, предлагают варианты маршрута движения, один ученик после обсуждения выполняет на доске.)
Маршрут движения.
- Название падежа.
- Вспомогательное слово.
- Вопросы падежа.
- Предлоги падежа.
- Член предложения.
VI. Реализация построенного проекта.
1. - Работаем по 1 пункту маршрутного листа.
- Я не случайно взяла эпиграфом к уроку слова М. В. Ломоносова. Именно М. В. Ломоносов дал название шестому падежу русского языка. В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться о ком-то. Затем его назвали местным, так как предложный падеж указывал на место действия.
- Почему Ломоносов назвал этот падеж предложным?
- Какое вспомогательное слово помогает отличить этот падеж от других?
2. Работа по учебнику.
- Откройте учебники на с.121. Прочитайте и вспомните по таблице признаки , по которым можно определить предложный падеж имени существительного.
2. - Найдите ответы на пункты 3, 4, 5 маршрутного листа.
- Чем характеристика существительных, стоящих в форме П. п. отличается от характеристики существительных, стоящих в форме Т.п.?
- Какой падеж имён существительных всегда употребляется без предлогов? А какой только с предлогами?
VII. Первичное закрепление знаний.
- Работа по учебнику.
- Найдите упражнение 228 на странице 121 учебника.
- Сначала прочитайте стихотворение В.Орлова. А теперь выпишите имена существительные в предложном падеже вместе с предлогом.укажите склонение и выделите падежные окончания.
VIII. Физкультминутка.
IX. Продолжение работы.
- Групповая работа. Работа по карточкам.
- Найти имена существительные, стоящие в предложном падеже. Указать падеж и подчеркнуть предлоги.
I вариант
Блестела на траве, проехать по улице, выбрались из чащи, построил дачу.
II вариант
Рассказ о книге, запахло сыростью, идём по дороге, видел белку.
- Проверьте работу своего товарища. Если согласны, поставьте рядом со словосочетанием «+», если не согласны – «-».
X. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
1. Перед вами девочка. Как вы думаете, о чём она мечтает?
- Восстановим предложения и узнаем, о чём она думает.
Я скучаю.
Что ж, я лучше помечтаю,
Очень я люблю мечтать,
Вот бы мне царевной стать!
Я мечтаю о (корона).
Буду в ней сидеть на (трон).
Я мечтаю о (слон),
Чтоб кататься при (луна).
Я мечтаю о (серёжки)
Вечерами в (полутьма).
Я мечтаю об (орёл).
Буду с ним летать на (воля),
Буду я учиться в (школа).
Ой, мечтаю я уже
О предложном падеже!
- В каком падеже употреблены все вставленные имена существительные? С какими предлогами?
А сейчас ребята смотрим все сюда внимательно послушаем о чем говорят зайка и волчонок?
Д\з .Составить небольшой рассказ « О чем вы мечтаете»
2.Упражнение на внимание.
XI. Итог урока. Рефлексия.
. Обобщение: по маршрутному листу ответить на вопросы.
Для того чтобы оценить свои успехи, нужно выполнить ещё одно задание – ТЕСТ.
Надо определить, в каких словосочетаниях существительное употреблено в П. п.?
Если слово в П. п. – обведите букву в столбике «да», а если другие, то слово «нет».
ТЕСТ
ДА НЕТ
- Нырнул в воду о м
- Играют в воде о к
- На морском берегу л п
- Отъехал от берега и о
- Скользит по воде ч д
- В морской пучине е н
- Жить на острове ц й
2. Выставление оценок.
3. Проанализируйте свою работу на уроке. Оцените свою работу
- Какие учебные задачи стояли на уроке?
- Можете ответить на поставленные вопросы?
- Оцените свои успехи в оценочных листах.
Оценочный лист
Мне понравилось работать на уроке.
Мне было трудно.
У меня остались проблемы в знаниях.
Аспектный самоанализ урока русского языка по теме
«Правописание окончаний имён существительных
в предложном падеже»
«
Урок русского языка давался в 4 классе по УМК «Школа Россия» по теме «Правописание окончаний имён существительных
в предложном падеже».
Этот урок является уроком открытия новых знаний. Цель данного урока: формирование представлений о предложном падеже через выяснение особенностей данного падежа (вопросы, предлоги, роль в предложении). На уроке решались следующие задачи:
способствовать развитию связной речи учащихся, логического мышления, обогащение словаря;
развивать умение решать проблему, делать выводы, анализировать, сравнивать.
воспитание коммуникативных качеств;
создание комфортного микроклимата, ситуации успеха
При планировании урока мною были учтены реальные учебные возможности и психологические особенности учащихся. На этапе мотивации к учебной деятельности с помощью учителя произошло осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности. На следующем этапе актуализации знаний использовала коллективную форму работы: закрепила материал предыдущего урока - названия изученных падежей. Метод беседы позволил вести диалог между детьми через учителя.
Для отработки учебного материала использовалась работа с учебником, с помощью которого формировала культуру учебной деятельности. Учащиеся учились листать учебник, выбирать нужную информацию, пользоваться подсказками, выполнять организационные требования.
Работа в парах была построена так, чтобы научить детей не ссориться, а спорить, выстраивать свои взаимоотношения со сверстниками, уважать чужое мнение, даже, если оно не совпадает с собственным. Каждый ребёнок почувствовал себя исследователем.
Для решения проблемной ситуации, в ходе которой ученики учились работать с маршрутным листом, учителем использовались следующие методы: исследование, наблюдение, сравнение, выделение главного, умение обобщать. Задание провоцировало детей на самостоятельное добывание знаний. Была оказана индивидуальная помощь при выполнении самостоятельной работы.
На уроке была организована рефлексивная деятельность. Это позволило учащимся обратиться к своему внутреннему миру. Сделать самоанализ, помогающий понять себя, результативность своей деятельности.
Все эти приёмы помогли учащимся и мне в достижении триединой задачи, а значит, цель урока достигнута.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка по теме "Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже"
Познакомить учащихся с особенностями окончаний существительных в родительном падеже;учить последовательности действий при написании безударных окончаний; отрабатывать умение распознавать тип склонения...
урок русского языка в 4 классе Тема: Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже
урок русского языка в 4 классе Тема: Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже...
презентация к уроку русского языка в 4 классе Тема: Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже
презентация к уроку русского языка в 4 классе Тема: Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже...
Конспект урока по русскому языку по теме «Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже» 4 класс
Данный конспект урока разработан для детей с ОВЗ...
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: "Правописание окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах"
Среди основных задач изучения данной темы следует выделить приоритетные: развитие умения распознавать родительный и дательный падежи имёнсуществительных 1 склонения; формирование навыка правописания о...
Конспект урока по русскому языку . 4 класс.Тема: "Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже."
УМК "Школа России"....
Конспект подгруппового логопедического занятия по теме: «Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже»
Оборудование: картинки с изображением детёнышей животных, лото, камень, верёвка, печатный текст.Цель: закрепить навыки правописания имён существительных в родительном падеже....