План-конспект урока. ПЕРЕНОС СЛОВА
план-конспект по русскому языку

Шевцова Каролина Евгеньевна

Тема урока: Перенос слов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perenos_slov.docx24.17 КБ
Файл algoritm.docx13.41 КБ

Предварительный просмотр:

                                              Конспект урока русского языка
                                        УМК: «Школа России», 1 класс

(Учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий стр. )

Организационно-деятельностный компонент:

Дата:

Время:

Место:

Класс: 1

Целевой компонент урока:

Тема урока: «Перенос слова»

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: организация деятельности обучающихся для изучения и первичного закрепления знаний и умений о переносе слова.

Задачи:

Образовательные: способствовать усвоению и первичному закреплению знаний и умений о переносе слова, формированию умения применять эти знания в практических упражнениях

Развивающие: способствовать развитию логического мышления, оперативной памяти, произвольного внимания, развитию речи, умения применять ранее полученные знания,  умения правильно переносить слова, применять полученные знания; выделять главное, сравнивать , обобщать, формулировать выводы, развитию каллиграфических навыков письма, орфографической и пунктуационной грамотности.

Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову, окружающему миру, природе; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.

Планируемые результаты:

Личностные: ценить и принимать следующие базовые ценности: совместный труд, терпение, уважение к мнению одноклассников; умение актуализировать личностный смысл к изучению темы, осознавать ценность совместной работы, ответственность за продукты собственной деятельности, проявлять  интерес к русскому языку, этические чувства: доброжелательность, уважение; осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность;

Метапредметные: 

Формирование познавательных универсальных учебных действий: ориентируются в учебнике, определяют понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекают информацию, представленную в разных формах, находят закономерности используя ранее приобретенные знания;  строят  логическую цепочку рассуждений, выделяют гипотезы и  обосновывают их, осуществляют анализ, синтез, сравнение, устанавливают причинно- следственные связи, владеют общим приемом решения орфографических задач.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: выполняют учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставят цель, составляют план работы, осуществляют оценку результативности; самостоятельно планируют и выполняют свои действия на знакомом учебном материале; осуществляют самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: слушают и понимают других, вступают в диалог; следуют инструкциям, отвечают на вопросы; адекватно реагируют на замечания учителя, участвуют в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывают свою точку зрения, оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работают в парах.

Предметные: осознанно выстраивают речевое высказывание в устной форме и оформлять его письменно, соблюдают нормы речевого этикета и правила устного общения; выражают собственное мнение, аргументируют его с учетом ситуации общения; используют правила орфографии и пунктуации в письменной речи.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.

Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник «Русский язык» 2 класс, часть 2, В.П. Канакина,

Содержательный компонент урока:

I. Организационно-мотивационный момент

1. Приветствие.

У: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Александровна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Проверьте свою готовность к уроку. Я вижу, что все вы готовы к уроку, начнём!

Отгадайте загадку.

Есть у радости подруга

В виде полукруга.

На лице она живёт.

То куда-то вдруг уйдет,

То внезапно возвратится.

Грусть тоска ее боится.

            О.:  Улыбка

У.: Подарите свои улыбки друг другу. Ребята, все же помнят, что на уроке мы не отвлекаемся и внимательно слушаем учителя?

О.: Да!

У.: А для чего мы внимательно должны слушать учителя и не отвлекаться на уроке?

О.: На уроке мы должны внимательно слушать учителя и не отвлекаться для того, чтобы узнать для себя что-то новое и стать грамотными.

II. Постановка учебной задачи

У: Хорошо, ребята, я тоже так считаю. Сегодня к нам на урок пришёл Лунтик, пока он к нам шёл он увидел над собой прекрасное голубое небо, он даже придумал с ним предложение, а какое- вы сами догадаетесь, если составите его из слов, записанных на карточках. 

плывут, небу, синему, По, облака

У.: Какое у вас получилось предложение?

О.: По синему небу плывут облака.

У.: Лунтик решил записать это предложение и отправить письмо своему другу кузнечику Кузе. Но, что это? Последнее слово не помещается на строчке. Как быть? Что вы посоветуете Лунтику

О.: Разделить слово на слоги.

У.: А как вы думаете, переносить слова нужно по правилу или так, как захочется?

О.: Слова надо переносить по правилам.

У.: Ребята, а как же мы можем перенести слово «Облака»? Как вы думаете?

О.: Мы можем перенести слово по слогам.

У.: Верно, мы уже с вами умеем делить слова на слоги.

(Вызывает учеников к доске и каждый ученик, по очереди предлагает правильный вариант переноса слова по слогам)

Запишите к себе в тетрадь

У.: Вот мы с вами узнали, как можно правильно перенести слово «облака» и тем самым узнали первое, правило переноса слова:

Здесь порядок очень строгий.

 Делим все слова на слоги,

 Переносим по слогам:

 Бро-дит  ста-до  по  лу-гам.

(Учитель на доске записывает первое правило переноса слов)

            Мы с вами помогли Лунтику отправить письмо Кузи.

Кто уже догадался, какая у нас свами тема урока?  

О.: Правила переноса слова.

У.: Какие цели нашего занятия мы поставим?

Сегодня на уроке мы узнаем….

О.: Какие правила есть для переноса слова.

У.: будем учиться….

О.: Будем учиться переносить слова.

III. Учебное действие

У.: Лунтик рад, он узнал первое правило переноса слов.

Он сразу же захотел рассказать это правило своим друзьям. Он побежал по самой короткой дорожке, но на пути оказалось болото. Мы поможем Лунтику перебраться через болото, если выполним задание.

На доске вы видите слова на карточках, разделите их по группам, первая группа- можем разделить на слоги, вторая-не можем.

Разделить слова для переноса: ручей, болото, лес, жаба, лук, муха, рак.

У.: Какие слова мы не можем разделить на слоги?

О.: лес, лук, рак.

У.: Верно, слово лес, лук и рак мы не можем разделить на слоги, а это значит, что и перенести эти слова мы не можем. Лунтик перебрался через болото и увидел Кузю и рассказал ему о своем открытии, что слово из одного слога переносить нельзя.

Если  в  слове  один  слог,

Не  дели  его,  дружок!

(Учитель записывает правило на доске)

У.: Вот Лунтик узнал еще одно правило переноса слов

У.: Посмотрите внимательно на слова, которые записаны у вас на карточках ( коньки, подъезд, зайка)  

Поставьте ручки на локоточки и давайте все вместе поделим эти слова на слоги

О.: конь-ки; подъ-езд; зай-ка

У.: А вот такой перенос получился у Лунтика, как вы думаете правильно он его выполнил?

О.: Нет, неправильно

У.: Вызывает каждого ученика по очереди к доске и исправляют ошибку Лунтика.

У.: Остальные записывают эти слова в тетрадь с правильным переносом.

Вот мы с вами узнали еще одно правило переноса слов.

Мягкий знак, твердый знак и  Й.

От слога отрывать не смей!

У.: Записывает правило на доске.

У.: Лунтик решил написать письмо пчеленку, и попросил нас проверить, правильно ли он перенос слово « У милы появилась новая кукла, которую она назвала А-ня»

О.: Нет, лунтик неправильно перенёс слово.

У.: Почему?

О.: В слове «Аня» два слога, но одну букву отрывать или переносить на другую строчку нельзя.

У.: Все верно.

Учитель на доске записывает еще одно изученное правило.

У.: Мы с вами узнали все правила переноса слов, а это значит, что мы можем с вами приступить к выполнению заданий.

Сейчас я раздам вам листочки с алгоритмом переноса слов, мы с вами их прочитаем и тем самым повторим еще раз правила.

Алгоритм переноса слов

  1. Прочитайте (произнесите) слово
  2. Разделите его на слоги
  3. Вспомните правила переноса слова:

- одну букву нельзя оставлять и переносить

Пример: мел, кот, луг

- й, ъ и ь не переносятся

Пример: май-ка, скамей-ка, лей-ка

- слова, в котором один слог переносить нельзя

Пример: конь, флаг, сон

  1. Записываем перенос слова
  2. Выполни самопроверку. Если допустил ошибку, то исправь ее!

Читает с детьми алгоритм.

Дети приступают к выполнению задания по алгоритму.

Я очень рада, что вы сегодня все хорошо поработали на уроке и очень хорошо освоили правила.

Перед своим уходом Лунтик оставил для вас грамоту, и эта грамота будет висеть у нас в классе.



Предварительный просмотр:

Алгоритм для переноса слов

  1. Прочитайте слово.
  2. Разделите его на слоги
  3. Вспомните правила переноса слова:
  • одну букву нельзя оставлять и переносить

Пример: мел, кот, луг

  • й, ъ и ь не переносятся

Пример: май-ка, скамей-ка, лей-ка

  • слова, в котором один слог переносить нельзя

Пример: конь, флаг, сон

  1. Записываем перенос слова
  2. Выполните самопроверку.
  3. Если допустил ошибку, то исправь ее!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Перенос слов с мягким знаком в середине слова"

Цели: обеспечить усвоение учащимися знания переноса слов с мягим знаком в середине слова....

Конспект урока: Перенос слов при письме (закрепление).

Цель:закрепить на практике умение применять изученное правило на письме, осознанно переносить слова с одной с...

урок "Перенос слова" 2 класс

Презентация "Перенос слов" 2 класс....

Технологическая карта открытого урока по русскому языку.2 класс. Программа "Школа России"(Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова). Тема урока: "Перенос слов".

Технологическая карта открытого урока.Тема урока "Перенос слов". Русский язык. 2 класс.  Программа"Школа России". Авторы-Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова.Урок разработан учителем начальных классов -Федор...

План-конспект урока«Перенос слова»в теме: «Язык-главный помощник в общении» Предметная программа и ее автор: «Русский язык.3 класс» автор Л.Ф.Климанова и др., учебно-методического комплекса «Перспектива

1.      Цель урока:1) повторить правило переноса слова; 2)продолжить формировать опыт применения ранее сформированных знаний и действий.2.     Тип урока: к...

Технологическая карта урока «Перенос слов. Правила переноса слов (первое представление)» (1 класс)

Технологическая карта урока  в 1 классе по теме «Перенос слов. Правила переноса слов (первое представление)»  разработана в рамках реализации рабочей программы «Русский язы...