План-конспект урока. О, Е В СЛОЖНЫХ СЛОВАХ
план-конспект по русскому языку
Тема урока: Соединительные гласные О, Е в сложных словах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soedinitelnye_glasnye_o_e_v_slozhnyh_slovah.docx | 127.13 КБ |
soedinitelnye_glasnye_o_e_v_slozhnyh_slovah.pptx | 1.77 МБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект фрагмента урока русского языка, 3 класс
Тема: Соединительные гласные О, Е в сложных словах
Организационно-мотивационный этап
Мотивация:
У.: Ребята, слова на слайде расположены в неправильном порядке. Как же должна звучать эта пословица?
О.: Терпение и труд всё перетрут.
У.: Как вы понимаете эту пословицу?
О.: Если трудиться, то всё получится
У.: Верно! Ребята, пусть это будет девизом на нашем уроке! Я желаю вам удачи, и пусть сегодня у вас всё получится
Постановка учебных задач
У.: Ребята, послушайте сказку.
«Давным-давно в царстве Грамматика жили слова. Жили очень дружно. Но вдруг появились среди слов две буквы-подружки - О и Е. Они стали нашептывать словам: «Какие вы простые и скучные. Сейчас в моде сложные слова!»
И вот многие слова решили разбиться на пары: птица стала дружить с глаголом «ловить», вода – с «падать». Так появились сложные слова. А буквы О и Е решили им помочь соединиться.
У.: Ребята, о чём эта сказка?
О.: о буквах О и Е, которые помогли словам соединиться.
У.: Верно! Как вы думаете, какая тема у нашего урока?
О.: «Соединительные гласные О и Е в сложных словах»
У.: Да, так и звучит тема нашего урока. Какие задачи мы поставим перед собой?
О.: Узнаем, когда в сложных словах пишется соединительная гласная О, а когда Е.
Будем учиться определять и правильно писать соединительную гласную в сложных словах.
У.: Верно, сегодня мы будем работать с орфограммой «Соединительные гласные О и Е в сложных словах»
Учебное действие
Восприятие
пут...водитель
стал…вар
пар…воз
сам…свал
сам…лёт
птиц…лов
пеш…ход
У.: Ребята! На доске записаны слова. Почему же каких-то сложных словах мы пишем соединительную гласную О, в каких-то Е. Давайте разбираться! Сейчас вы Исследователи русского языка. Кто такой исследователь?
О.: тот кто исследует что-то, проводит исследование
У.: Прочитаем определение на слайде. ___прочитай. Что же такое исследование?
О.: поиск информации по какой-то теме
У.: Прочитаем определение на слайде. ____Прочитай
У.: Как вы думаете, каков наш предмет исследования?
О.: Соединительные гласные О и Е в сложных словах
У.: Проверим.
У.: Ребята, без чего не может настоящий исследователь?
О.: исследователь всегда записывает результаты исследований.
У.: Верно! Сегодня вам понадобятся дневники наблюдений, а также ваш пропуск исследователя. Подпишите на них свои фамилии и имена.
Осмысление
У.: Первый этап нашего исследования- наблюдение.
Разделимся на две группы исследователей. В каждой группе выберите себе Главного исследователя. Писать пока ничего не нужно!
Выйти встать к доске У.: Итак, первая группа исследователей думает и обсуждает когда в сложных словах пишется соединительная гласная О используя примеры на доске.
Вторая группа изучает и записывает, когда в сложных словах пишется соединительная гласная Е используя примеры на доске.
На эту работу у вас 2 минуты.
Главный исследователь 1 группы выходит к доске. Что вы наблюдали?
Зелёный маркер у обучающегося в руке, выделяет твердые согласные перед О
О.: В ходе исследования мы наблюдали за тем, когда в сложных словах пишется соединительная гласная О. Мы сделали вывод, что соединительная гласная О в сложных словах пишется когда первый корень оканчивается на твёрдый согласный звук. Таким образом, в словах паровоз, самосвал, самолёт пишем соединительную гласную О.
У.: Вы сделали правильный вывод! Исследователи обеих групп запишите слова с соединительной гласной О в свои дневники исследователей в столбик с маленькой буквы. Напоминаю, во время письма спину держим ровно, локти лежат на парте, ноги стоят под столом ровно.
У.: Главный исследователь 2 группы выходит к доске. Что вы наблюдали?
Зелёный маркер у обучающегося в руке, выделяет мягкие и шипящие перед Е
О.: В ходе исследования мы наблюдали за тем, когда в сложных словах пишется соединительная гласная Е. Мы сделали вывод, что соединительная гласная Е в сложных словах пишется когда первый корень оканчивается на мягкий согласный звук, звук Ц или шипящую Ш. Таким образом, в словах путеводитель, сталевар, птицелов, пешеход пишем соединительную гласную Е.
У.: Вы сделали правильный вывод! Настоящие юные исследователи! Исследователи обеих групп запишите слова с соединительной гласной Е в свои дневники исследователей в столбик правее с маленькой буквы. Во время письма спину держим ровно, локти лежат на парте, ноги стоят под столом ровно.
Результаты исследования обеих групп мы зафиксировали в дневниках исследователей- это был 2 этап исследования: фиксация результатов.
У.: Обобщим наши исследования. Кто из исследователей может сделать общий вывод?
О.: В ходе исследования мы наблюдали за тем, когда в сложных словах пишутся соединительные гласные О и Е. Мы сделали вывод, что соединительная гласная О в сложных словах пишется, когда первый корень оканчивается на твёрдый согласный звук. Соединительная гласная Е в сложных словах пишется когда первый корень оканчивается на мягкий согласный звук, звук Ц или шипящую Ш. Таким образом, мы не ошибёмся в написании сложных слов с соединительными гласными О и Е
Запоминание
У.: Верно, ребята! Вы проделали важную исследовательскую работу и сделали правильные выводы. Окончательная запись наших результатов представлена в памятке на слайде. Сравним результаты наших исследований с памяткой на слайде. Читаем про себя.
У.: Посмотрите, были ли вы правы в результатах своего исследования?
О.: да
У.: Так почему же, в одних сложных словах пишется соединительная гласная Е, а в других – О?
О.: …
У.: Верно.
А помнить всегда это правило вам поможет стихотворение: ___ Прочитай.
После мягких согласных, звуков Ц и Ш
В сложных словах пишется Е.
А после твердых пишется О –
Не перепутает буквы никто!
Применение на практике
3 этап нашего исследования- Применение на практике
У.: Сыграем в игру. Я буду загадывать вам загадки, отгадками которых являются сложные слова с соединительной гласной. Вам нужно разгадать загадку, записать слово на доске и объяснить, почему в слове вы записали эту соединительную гласную.
У.: Если правила игры вам понятны, поднимите руку.
Итак, первая загадка: Смело в небе проплывает, обгоняя птиц полет. Человек им управляет, что такое? Ответ: Самолёт
У.: ___Запиши отгадку на доске. Объясни, почему эту соединительную гласную ты записала?
О.: соединительная гласная о, потому что первый корень (сам) заканчивается на твёрдый согласный звук.
У.: Хорошо, слушайте внимательно вторую загадку:
Не страшны мне камни, ямы, Еду я вперёд упрямо. Да и речка - не преграда,
Прокачусь по ней, как надо. Если снег и бездорожье, Я везде проеду тоже.
У меня - отличный ход. Что же это?
О.: Вездеход
У.: ___ Запиши отгадку на доске. Объясни, почему эту соединительную гласную ты записала?
О.: соединительная гласная о, потому что первый корень (везд) заканчивается на мягкий согласный звук.
У.: Молодцы, ребята! С заданием справились!
У.: Выполним упражнение в парах.
Перед вами листы с заданием. Работая в парах путём сложения двух слов образуйте новые с помощью соединительных гласных О и Е. Подчеркните соединительную гласную. На эту работу у вас 1 минута. Памятка на доске перед вами.
У.: Проверяем. Рядом с правильными ответами поставьте карандашом +
Подсчитайте количество +. Критерии на доске. Впишите количество баллов в оценочные листы.
Нет ошибок | 5 баллов |
1-2 ошибки | 4 балла |
3 ошибки | 3 балла |
Больше 3 ошибок | 0 баллов |
Количество баллов внесите в свои оценочные листы
Действие оценки и самооценки
У.: Ребята, слова на слайде потеряли свои соединительные гласные. Спишите слова в тетрадь в столбик, вставляя соединительную гласную О или Е, подчеркните её. Будьте готовы объяснить, почему вы вставили эту соединительную гласную.
Книг…(люб), огн…(тушитель), каш…(вар), сам…(свал), пчел…(вод).
У.: Проверьте свои ответы на слайде. Рядом с каждым словом поставьте + или – простым карандашом. Посчитайте количество плюсов.
Критерии на доске перед вами
Нет ошибок | 5 баллов |
1-2 ошибки | 4 балла |
3 ошибки | 3 балла |
Больше 3 ошибок | 0 баллов |
У.: Критерии на слайде. Поставьте себе в оценочный лист
Действие контроля и самоконтроля
У.: С какой орфограммой мы работали?
О.: Мы работали с орфограммой «Соединительные гласные О и Е в сложных словах»
У.: Какие задачи мы ставили перед собой?
О.: Узнали, когда в сложных словах пишется соединительная гласная О, а когда Е.
Учились определять и правильно писать соединительную гласную в сложных словах.
У.: Подсчитайте ваши баллы. Сложите количество баллов за 1 упражнение и за 2 упражнение. Критерии на слайде. Поставьте общую отметку в свой оценочный лист.
Отметка «5» | 9-10 баллов |
Отметка «4» | 7-8 баллов |
Отметка «3» | 5-6 баллов |
Старайся! | Менее 5 баллов |
У.: Перед вами волшебный кубик. Мы будем передавать его друг другу. На каждой стороне кубика незаконченное высказывание. Вам нужно закончить фразу и передать кубик следующему.
У.: Урок окончен! Мне было приятно работать с вами!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пословица всё труд перетрут терпение и
Пословица: Терпение и труд всё перетрут
Тема урока: Соединительные гласные О и Е в сложных словах
Какие задачи мы поставим перед собой? Узнаем… Будем учиться…
Какие задачи мы поставим перед собой? Узнаем, когда в сложных словах пишется соединительная гласная О, а когда Е. Будем учиться определять и правильно писать орфограмму соединительные гласные О и Е в сложных словах .
Исследователь- это человек, который занимается научным исследованием.
Исследование- поиск информации по какой-либо теме. Предмет исследования- соединительные гласные О и Е в сложных словах
Исследователю нужны
Исследование В ходе исследования мы наблюдали за тем, когда в сложных словах пишется соединительная гласная … Мы сделали вывод, что… Таким образом…
Сделаем общий вывод В ходе исследования мы наблюдали за тем, когда в сложных словах пишутся соединительные гласные … Мы сделали вывод, что… Таким образом…
Памятка Чтобы определить, какая соединительная гласная пишется в сложном слове, нужно: Записать слово, выделив место предполагаемой соединительной гласной. Применить правило: -выделить первый корень в сложном слове -если первый корень оканчивается на твёрдый согласный звук, пиши соединительную гласную О -если первый корень оканчивается на мягкий согласный звук, пиши соединительную гласную Е -после [ж], [ ш ], [ ц ] всегда пиши Е 3) Запиши слово, вставив соединительную гласную. 4) Выполни самопроверку, исправь ошибку, если допустил её. 5) Например: птиц Е лов ; везд Е ход , сам О лёт , дру ж Елюбный
Памятка
Запомни стихотворение! После мягких согласных, звуков Ц и Ш В сложных словах пишется Е. А после твердых пишется О – Не перепутает буквы никто!
Работа в парах. Проверка скоро+варить= ско р о вар тело+греть= те л о грейка броня+жилет= бро н е жилет мухи+ловить= му х о лов мухи+ морить= му х о мор
Выполним упражнение книг…люб огн ….тушитель каш…вар сам…свал пчел…вод
Проверим кни г О люб ог н Е тушитель ка ш Е вар са м О свал пче л О вод
Как мы выполнили задачи урока? Узнали… Учились…
Выполнили ли мы задачи урока? Узнали, когда в сложных словах пишется соединительная гласная О, а когда Е. Учились определять и правильно писать соединительную гласную в сложных словах.
Вы молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка. Тема:"Сложные слова"
Разработка урока русского языка в 3 классе по теме: "Сложные слова". Тип урока: урок изучения нового материала.Вид урока: урок-исследование.Методы обучения:·...
План конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе.Тема урока "Развитие умения задавать вопросы к словам, обозначающим действие предметов."
Урок по УМК "Школа 2100"...
Презентация к уроку по русскому языку "Сложные слова", 2 класс, по УМК "Перспективная начальная школа"
Аннотация. 1. Автор: Сухова Галина Викторовна , учитель начальных классов МОУ « Оршинская СОШ ». 2. Раздел: гуманитарный цикл. 3. Название работы: « Сложные слова». Урок по ...
Конспект урока русского языка "Правописание сложных слов" 3 класс ПНШ
Урок с использованием технологии проблемного обучения и исследовательских методов....
Конспект урока русского языка в 3 классе, УМК « Школа 2100». Тема урока: Знакомство с понятием «сложные слова».
со Создание условий для осознания и осмысления блока новой информации, используя приёмы проблемного обучения и системно-деятельностного метода ...
План-конспект интегрированного урока чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "СКазка-ложь,да в ней намёк, добрым молодцам урок" (2 класс)
Интегрированный урок чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "Сказка-ложь,да в ей намёк, добрым молодцам урок" даёт возможность на конкретном материале сказки "Ли...
План-конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме " Слова с безударными гласными в корне слова. Обобщение"
План-конспект содержит технологическую карту....