План-конспект урока. О, Е В СЛОЖНЫХ СЛОВАХ
план-конспект по русскому языку

Шевцова Каролина Евгеньевна

Тема урока: Соединительные гласные О, Е в сложных словах

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект фрагмента урока русского языка, 3 класс

Тема: Соединительные гласные О, Е в сложных словах

Организационно-мотивационный этап

Мотивация:

У.: Ребята, слова на слайде расположены в неправильном порядке. Как же должна звучать эта пословица?

О.: Терпение и труд всё перетрут.

У.: Как вы понимаете эту пословицу?

О.: Если трудиться, то всё получится

У.: Верно! Ребята, пусть это будет девизом на нашем уроке! Я желаю вам удачи, и пусть сегодня у вас всё получится

Постановка учебных задач

У.: Ребята, послушайте сказку.

«Давным-давно в царстве Грамматика жили слова. Жили очень дружно. Но вдруг появились среди слов две буквы-подружки - О и Е. Они стали нашептывать словам: «Какие вы простые и скучные. Сейчас в моде сложные слова!»

И вот многие слова решили разбиться на пары: птица стала дружить с глаголом «ловить», вода – с «падать». Так появились сложные слова. А буквы О и Е решили им помочь соединиться.

У.: Ребята, о чём эта сказка?

О.: о буквах О и Е, которые помогли словам соединиться.

У.: Верно! Как вы думаете, какая тема у нашего урока?

О.: «Соединительные гласные О и Е в сложных словах»

У.: Да, так и звучит тема нашего урока. Какие задачи мы поставим перед собой?

О.: Узнаем, когда в сложных словах пишется соединительная гласная О, а когда Е.

      Будем учиться определять и правильно писать соединительную гласную в сложных словах.

У.: Верно, сегодня мы будем работать с орфограммой «Соединительные гласные О и Е в сложных словах»

Учебное действие

Восприятие

пут...водитель

стал…вар

пар…воз

сам…свал

сам…лёт

птиц…лов

пеш…ход

У.: Ребята! На доске записаны слова. Почему же каких-то сложных словах мы пишем соединительную гласную О, в каких-то Е. Давайте разбираться! Сейчас вы Исследователи русского языка.  Кто такой исследователь?

О.: тот кто исследует что-то, проводит исследование

У.: Прочитаем определение на слайде. ___прочитай. Что же такое исследование?

О.: поиск информации по какой-то теме

У.: Прочитаем определение на слайде. ____Прочитай

У.: Как вы думаете, каков наш предмет исследования?

О.: Соединительные гласные О и Е в сложных словах

У.: Проверим.

У.: Ребята, без чего не может настоящий исследователь?

О.: исследователь всегда записывает результаты исследований.

У.: Верно! Сегодня вам понадобятся дневники наблюдений, а также ваш пропуск исследователя. Подпишите на них свои фамилии и имена.

Осмысление

У.: Первый этап нашего исследования- наблюдение.

Разделимся на две группы исследователей. В каждой группе выберите себе Главного исследователя. Писать пока ничего не нужно!

Выйти встать к доске У.: Итак, первая группа исследователей думает и обсуждает когда в сложных словах пишется соединительная гласная О используя примеры на доске.

Вторая группа изучает и записывает, когда в сложных словах пишется соединительная гласная Е используя примеры на доске.

На эту работу у вас 2 минуты.

Главный исследователь 1 группы выходит к доске. Что вы наблюдали?

Зелёный маркер у обучающегося в руке, выделяет твердые согласные перед О

О.: В ходе исследования мы наблюдали за тем, когда в сложных словах пишется соединительная гласная О. Мы сделали вывод, что соединительная гласная О в сложных словах пишется когда первый корень оканчивается на твёрдый согласный звук. Таким образом, в словах  паровоз, самосвал, самолёт пишем соединительную гласную О.

У.: Вы сделали правильный вывод! Исследователи обеих групп запишите слова с соединительной гласной О в свои дневники исследователей в столбик с маленькой буквы. Напоминаю, во время письма спину держим ровно, локти лежат на парте, ноги стоят под столом ровно.

У.: Главный исследователь 2 группы выходит к доске. Что вы наблюдали?

Зелёный маркер у обучающегося в руке, выделяет мягкие и шипящие перед Е

О.:  В ходе исследования мы наблюдали за тем, когда в сложных словах пишется соединительная гласная Е. Мы сделали вывод, что соединительная гласная Е в сложных словах пишется когда первый корень оканчивается на мягкий согласный звук, звук Ц или шипящую Ш. Таким образом, в словах путеводитель, сталевар, птицелов, пешеход пишем соединительную гласную Е.

У.: Вы сделали правильный вывод! Настоящие юные исследователи! Исследователи обеих групп запишите слова с соединительной гласной Е в свои дневники исследователей в столбик правее с маленькой буквы. Во время письма спину держим ровно, локти лежат на парте, ноги стоят под столом ровно.

Результаты исследования обеих групп мы зафиксировали в дневниках исследователей- это был 2 этап исследования: фиксация результатов.

У.: Обобщим наши исследования. Кто из исследователей может сделать общий вывод?

О.: В ходе исследования мы наблюдали за тем, когда в сложных словах пишутся соединительные гласные О и Е. Мы сделали вывод, что соединительная гласная О в сложных словах пишется, когда первый корень оканчивается на твёрдый согласный звук. Соединительная гласная Е в сложных словах пишется когда первый корень оканчивается на мягкий согласный звук, звук Ц или шипящую Ш. Таким образом, мы не ошибёмся в написании сложных слов с соединительными гласными О и Е

Запоминание

У.: Верно, ребята! Вы проделали важную исследовательскую работу и сделали правильные выводы. Окончательная запись наших результатов представлена в памятке на слайде. Сравним результаты наших исследований с памяткой на слайде. Читаем про себя.

У.: Посмотрите, были ли вы правы в результатах своего исследования?

О.: да

У.: Так почему же, в одних сложных словах пишется соединительная гласная Е, а в других – О?

О.: …

У.: Верно.

А помнить всегда это правило вам поможет стихотворение: ___ Прочитай.

После мягких согласных, звуков Ц и Ш

В сложных словах пишется Е.

А после твердых пишется О –

Не перепутает буквы никто!

Применение на практике

3 этап нашего исследования- Применение на практике

У.: Сыграем в игру. Я буду загадывать вам загадки, отгадками которых являются  сложные слова с соединительной гласной. Вам нужно разгадать загадку, записать слово на доске и объяснить, почему в слове вы записали эту соединительную гласную.

У.: Если правила игры вам понятны, поднимите руку.

Итак, первая загадка:  Смело в небе проплывает, обгоняя птиц полет. Человек им управляет, что такое? Ответ: Самолёт

У.: ___Запиши отгадку на доске. Объясни, почему эту соединительную гласную ты записала?

О.: соединительная гласная о, потому что первый корень (сам) заканчивается на твёрдый согласный звук.

У.: Хорошо, слушайте внимательно вторую загадку:

Не страшны мне камни, ямы, Еду я вперёд упрямо. Да и речка - не преграда,
Прокачусь по ней, как надо. Если снег и бездорожье, Я везде проеду тоже.
У меня - отличный ход. Что же это?

О.: Вездеход

У.: ___ Запиши отгадку на доске. Объясни, почему эту соединительную гласную ты записала?

О.: соединительная гласная о, потому что первый корень (везд) заканчивается на мягкий согласный звук.

У.: Молодцы, ребята! С заданием справились!

У.: Выполним упражнение в парах.

Перед вами листы с заданием. Работая в парах путём сложения двух слов образуйте новые с помощью соединительных гласных О и Е. Подчеркните соединительную гласную. На эту работу у вас 1 минута. Памятка на доске перед вами.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0c28/000c8f47-566206be/img10.jpg 

У.: Проверяем. Рядом с правильными ответами поставьте карандашом +

Подсчитайте количество +. Критерии на доске. Впишите количество баллов в оценочные листы.

Нет ошибок

5 баллов

1-2 ошибки

4 балла

3 ошибки

3 балла

Больше 3 ошибок

0 баллов

Количество баллов внесите в свои оценочные листы

Действие оценки и самооценки         

У.: Ребята, слова на слайде потеряли свои соединительные гласные. Спишите слова в тетрадь в столбик, вставляя соединительную гласную О или Е, подчеркните её. Будьте готовы объяснить, почему вы вставили эту соединительную гласную.

Книг…(люб), огн…(тушитель), каш…(вар), сам…(свал), пчел…(вод).

У.: Проверьте свои ответы на слайде. Рядом с каждым словом поставьте + или – простым карандашом. Посчитайте количество плюсов.

Критерии на доске перед вами

Нет ошибок

5 баллов

1-2 ошибки

4 балла

3 ошибки

3 балла

Больше 3 ошибок

0 баллов

У.: Критерии на слайде. Поставьте себе в оценочный лист

Действие контроля и самоконтроля

У.: С какой орфограммой мы работали?

О.: Мы работали с орфограммой «Соединительные гласные О и Е в сложных словах»

У.: Какие задачи мы ставили перед собой?

О.: Узнали, когда в сложных словах пишется соединительная гласная О, а когда Е.

      Учились определять и правильно писать соединительную гласную в сложных словах.

У.: Подсчитайте ваши баллы. Сложите количество баллов за 1 упражнение и за 2 упражнение. Критерии на слайде. Поставьте общую отметку в свой оценочный лист.

Отметка «5»

9-10 баллов

Отметка «4»

7-8 баллов

Отметка «3»

5-6 баллов

Старайся!

Менее 5 баллов

У.: Перед вами волшебный кубик. Мы будем передавать его друг другу. На каждой стороне кубика незаконченное высказывание. Вам нужно закончить фразу и передать кубик следующему.          

У.: Урок окончен! Мне было приятно работать с вами!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фрагмент урока русского языка в 3 классе Провела: обучающаяся 24-шк Лебедева Сара Владимировна Преподаватель: Дрыкова Тамара Андреевна

Слайд 2

Пословица всё труд перетрут терпение и

Слайд 3

Пословица: Терпение и труд всё перетрут

Слайд 5

Тема урока: Соединительные гласные О и Е в сложных словах

Слайд 6

Какие задачи мы поставим перед собой? Узнаем… Будем учиться…

Слайд 7

Какие задачи мы поставим перед собой? Узнаем, когда в сложных словах пишется соединительная гласная О, а когда Е. Будем учиться определять и правильно писать орфограмму соединительные гласные О и Е в сложных словах .

Слайд 8

Исследователь- это человек, который занимается научным исследованием.

Слайд 9

Исследование- поиск информации по какой-либо теме. Предмет исследования- соединительные гласные О и Е в сложных словах

Слайд 10

Исследователю нужны

Слайд 11

Исследование В ходе исследования мы наблюдали за тем, когда в сложных словах пишется соединительная гласная … Мы сделали вывод, что… Таким образом…

Слайд 12

Сделаем общий вывод В ходе исследования мы наблюдали за тем, когда в сложных словах пишутся соединительные гласные … Мы сделали вывод, что… Таким образом…

Слайд 13

Памятка Чтобы определить, какая соединительная гласная пишется в сложном слове, нужно: Записать слово, выделив место предполагаемой соединительной гласной. Применить правило: -выделить первый корень в сложном слове -если первый корень оканчивается на твёрдый согласный звук, пиши соединительную гласную О -если первый корень оканчивается на мягкий согласный звук, пиши соединительную гласную Е -после [ж], [ ш ], [ ц ] всегда пиши Е 3) Запиши слово, вставив соединительную гласную. 4) Выполни самопроверку, исправь ошибку, если допустил её. 5) Например: птиц Е лов ; везд Е ход , сам О лёт , дру ж Елюбный

Слайд 14

Памятка

Слайд 15

Запомни стихотворение! После мягких согласных, звуков Ц и Ш В сложных словах пишется Е. А после твердых пишется О – Не перепутает буквы никто!

Слайд 16

Работа в парах. Проверка скоро+варить= ско р о вар тело+греть= те л о грейка броня+жилет= бро н е жилет мухи+ловить= му х о лов мухи+ морить= му х о мор

Слайд 17

Выполним упражнение книг…люб огн ….тушитель каш…вар сам…свал пчел…вод

Слайд 18

Проверим кни г О люб ог н Е тушитель ка ш Е вар са м О свал пче л О вод

Слайд 19

Как мы выполнили задачи урока? Узнали… Учились…

Слайд 20

Выполнили ли мы задачи урока? Узнали, когда в сложных словах пишется соединительная гласная О, а когда Е. Учились определять и правильно писать соединительную гласную в сложных словах.

Слайд 21

Вы молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка. Тема:"Сложные слова"

Разработка урока русского языка в 3 классе по теме: "Сложные слова".  Тип урока: урок изучения нового материала.Вид урока: урок-исследование.Методы  обучения:·...

Презентация к уроку по русскому языку "Сложные слова", 2 класс, по УМК "Перспективная начальная школа"

Аннотация. 1. Автор: Сухова Галина Викторовна , учитель начальных классов МОУ « Оршинская СОШ ». 2. Раздел:  гуманитарный цикл. 3. Название работы: « Сложные слова». Урок по ...

Конспект урока русского языка "Правописание сложных слов" 3 класс ПНШ

Урок с использованием технологии проблемного обучения и исследовательских методов....

Конспект урока русского языка в 3 классе, УМК « Школа 2100». Тема урока: Знакомство с понятием «сложные слова».

      со  Создание условий для осознания и осмысления блока новой информации, используя приёмы проблемного обучения и системно-деятельностного метода  ...

План-конспект интегрированного урока чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "СКазка-ложь,да в ней намёк, добрым молодцам урок" (2 класс)

Интегрированный урок чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "Сказка-ложь,да в ей намёк, добрым молодцам урок" даёт возможность на конкретном материале сказки "Ли...