План-конспект урока. МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)
Тема урока: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных.»
Тип урока: открытие новых знаний.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
УМК: «Школа России», 3 класс
(Учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий стр. 31 - 35)
Организационно-деятельностный компонент:
Дата:
Время:
Место:
Класс:
Целевой компонент урока:
Тема урока: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных.»
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель урока: организация деятельности обучающихся для восприятия, осмысления, запоминания первичных знаний о правописании мягкого знака после шипящих на конце имён существительных.
Задачи:
Образовательные: способствовать усвоению и первичному закреплению знаний и умений о разделе науки о языке «Орфография».
Развивающие: способствовать развитию конкретно – образного мышления, произвольной памяти, произвольного внимания, развитию речи, умения применять ранее полученные знания, умения определять лексическое значение слова, находить в словаре лексическое значение слова, применять их в речи; выделять главное, сравнивать, обобщать, формулировать выводы, развитию каллиграфических навыков письма, орфографической и пунктуационной грамотности.
Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование личностного смысла учения, интереса к процессу познания, осознание ценности совместной работы; умение актуализировать личностный смысл к изучению темы, осознавать ценность совместной работы, ответственность за продукты собственной деятельности, проявлять интерес к русскому языку, этические чувства: доброжелательность, уважение; осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность;
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: ориентируются в учебнике, определяют понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекают информацию, представленную в разных формах, находят закономерности используя ранее приобретенные знания; строят логическую цепочку рассуждений, выделяют гипотезы и обосновывают их, осуществляют анализ, синтез, сравнение, устанавливают причинно- следственные связи, владеют общим приемом решения орфографических задач.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: выполняют учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставят цель, составляют план работы, осуществляют оценку результативности; самостоятельно планируют и выполняют свои действия на знакомом учебном материале; осуществляют самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: слушают и понимают других, вступают в диалог; следуют инструкциям, отвечают на вопросы; адекватно реагируют на замечания учителя, участвуют в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывают свою точку зрения, оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работают в парах.
Предметные: овладевают первоначальными представлениями о лексических нормах русского языка, выстраивают речевое высказывание в устной форме и оформляют его письменно, соблюдают нормы речевого этикета и правила устного общения; выражают собственное мнение, аргументируют его с учетом ситуации общения.
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник «Русский язык» 3 класс, часть 2, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Содержательный компонент урока
Ход урока
I. Организация начала урока.
1. Приветствие.
У: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Каролина Евгеньевна, я проведу у вас урок русского языка. Я рада видеть вас, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Садитесь.
2. Проверка готовности к уроку.
У: Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка и простой карандаш.
- Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.
У: «Всем, кто хочет добиться успеха в изучении языка, нужно научиться открывать его тайны»
У: Как понимаете это высказывание?
О: Мы будем узнавать правила и секреты.
У: Сегодня на уроке мы откроем одну из тайн русского языка. Какую именно, вы узнаете позже.
II. Открытие новой темы. Целеполагание.
У: На каждом этапе урока вы будете оценивать свою работу на листках самооценивания и заполнять паспорт урока. Возьмите листы самооценивания, ознакомьтесь. Посмотрите на экран. Прочитайте слова.
У: Как вы думаете, какое слово сегодня нам на уроке не пригодится?
СМЕКАЛКА, ЛЕНЬ, АККУРАТНОСЬ, ТРУДОЛЮБИЕ, ПОЗНАНИЕ, ВНИМАНИЕ.
У: Сегодня на уроке Вы выступите в роли исследователей и продолжите наблюдать, сравнивать и анализировать.
У: На экране вы видите текст, но вот беда, где-то мягкий знак потерялся.
Тёмная … . В лесу такая … ! Наш … стоит на берегу реки. Мой … крепко спит, а я как … не сомкнул глаз. В … из-за тучи вышла полная луна и осветила на поляне каждую … .
Ноч(?) тиш(?), шалаш(?), товарищ(?), сторож(?), полноч(?), вещ(?).
У: Что общего в этих слова?
О: Здесь встречаются шипящие звук
У: Верно, какие функции мягкого знака вы уже знаете?
О: Буква «ь» в словах разделяет согласный и гласный и смягчает согласный.
У: Правильно. В какую группу вы отнесёте слово ночь? Сейчас мы это выясним.
У: На какой звук оканчивается слово ночь?
О: Звук оканчивается на мягкий и непарный.
У: Если я закрою ь знак, слово произнесется так же, как и с ь знаком?
О: Не знаем
У: Нужен ли ь знак для обозначения мягкости согласного [ч']?
У: В этом слове нет.
У: Значит, в 1 группу это слово не отнесем, во 2 тоже, это какая-то новая работа ь знака.
У: Ребята, какая возникла проблема?
О: У нас возникла проблема, то что мы не знаем новую функцию мягкого знака.
У: Я хочу предложить вам еще одно слово, которое оканчивается на шипящий, встретившееся в тексте. Найдите это существительное шалаш.
У: Что вы можете сказать о написании этого слова?
О: В этом слове есть шипящий звук, но в этот раз без мягкого знака.
У: Сформулируем цель нашего урока?
О: Мы должны узнать, почему в существительных после шипящих в одних случаях пишется ь знак, а в других не пишется.
У: Верно и тогда как будет звучать тема нашего урока?
О: Тема урока «Мягкий знак в конце существительных после шипящих»
У: Верно! Но, прежде чем мы продолжим, попробуйте определить задачи сегодняшнего урока, используя «слова – помощники», которые вы видите на слайде: познакомимся, научимся, будем учиться.
О: Познакомимся с новой орфограммой, научимся использовать правило, будем учиться писать без ошибок.
III. Открытие новых умений, знаний.
Восприятие
У: Правильно, предлагаю вам побыть исследователям, каждый из вас получил карточку с заданием. Перед вами группа слов. Первый и второй вариант будут выполнять разные задания, опираясь на данный алгоритм.
Применение заданий на практике
Задание для 1 варианта: |
1. Выпишите из ряда слов только имена существительные женского рода. Вещь, врач, дочь, мышь, плащ, еж, помощь, малыш, ночь, товарищ, ключ, тишь, ложь. 2. Подчеркните букву, обозначающую шипящий звук. 3. Сделайте вывод о написании имён существительных женского рода. |
Задание для 2 варианта: |
1. Выпишите из ряда слов только имена существительные мужского рода. Вещь, врач, дочь, мышь, плащ, еж, помощь, малыш, ночь, товарищ, ключ, тишь, ложь. 2. Подчеркните букву, обозначающую шипящий звук. 3. Сделайте вывод о написании имён существительных мужского рода. |
У: Итак, когда же пишется ь после шипящих?
О: Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед. ч., в существительных мужского рода с шипящим на конце ь знак не пишется.
У: Какова же работа ь знака в этих словах?
О: Грамматическая, он указывает на род.
Есть ь знак после шипящего - ж. р.
Нет ь знака после шипящего - м. р.
Осмысление
У: Верно, проверим, правы ли мы с вами. Откроем учебник на странице 31 правило.
У: Что об этом говорит наш учебник?
О: В учебнике говорится о том, что на конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак, а в существительных мужского рода нет.
У: На ваших столах лежит алгоритм действий при написании существительных с орфограммой «ь после шипящих», прочитайте его.
IV. Действие контроля и самоконтроля
Запоминание
У: И так, теперь вы знаете правило и сейчас мы научимся применять его на практике с помощью упражнения из учебника Упр.57 стр 33
У: Запишите слова, 2 человека работают у доски: один выписывает одушевлённые существительные, второй - неодушевлённые существительные, вставляют, где нужно, мягкий знак на конце. Так же 1 вариант записывает одушевлённые, 2 вариант неодушевлённые
У: Выполните самопроверку.
У: Верно, все вы справились отлично, предлагаю вам составить предложение, используя слова: мышь, дочь, калач, печь, ночь. На это задание я вам даю 3 минуты.
О: Зачитывают свои предложения
V. Действие оценки и самооценки
У: Вспомните всё, что мы делали на уроке и подведите итог своей деятельности.
У: И так, вернемся к словам помощникам
знакомились, учились
У: С какой новой орфограммой познакомились на уроке?
О: Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных
У: Предлагаю вам взглянуть на экран и оценить свою работу.
1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение | активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тёмная … . В лесу такая … ! Наш … стоит на берегу реки. Мой … крепко спит, а я как … не сомкнул глаз. В … из-за тучи вышла полная луна и осветила на поляне каждую … . Ноч (?) тиш (?), шалаш(?), товарищ(?), сторож(?), полноч (?), вещ(?).
Ь ? указывать на мягкость предыдущего согласного разделяет согласный и гласный.
Ь указывает на то, что это существительное ж.р . указывать на мягкость предыдущего согласного разделяет согласный и гласный.
Тема нашего урока «Мягкий знак в конце существительных после шипящих»
Познакомимся Научимся Будем учиться с новой орфограммой. использовать правило. писать без ошибок.
1) прочитайте, напишите слово, выделив место предполагаемой орфограммы 2) вспомните правило: - определите часть речи - определите род имени существительного 3) запишите слово правильно 4) проверьте правильность выполненного задания 5) исправьте ошибки, если вы их допустили.
Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед. ч., в существительных мужского рода с шипящим на конце ь знак не пишется.
мышь дочь калач печь ночь
Знакомились Учились с новой орфограммой. использовать правило.
1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже
Предварительный просмотр:
Алгоритм написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных
- Прочитайте, напишите слово, выделив место предполагаемой орфограммы
- Вспомните правило:
- определите часть речи
- определите род имени существительного
- Запиши слово.
- Проверьте правильность выполненного задания.
- Если допустил ошибку – исправь!
[ж],[ш][ч’][щ’] на конце слова
мужской род женский род
без Ь Ь
Пример: чиж_, ключ_, лещ_ Пример: речь, вещь, ночь
Стихотворение – запоминалка для орфограммы
Чтобы знать, как писать,
Надо род определять.
Если женский род, то надо
Мягкий знак употреблять.
И тогда мы пишем рожь,
Мышь, печь, сушь и молодежь.
Если род мужской у слова -
Нет знака никакого!
И тогда пиши: калач,
Врач, малыш, гараж и грач!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Мягкий знак после шипящих в глаголах и существительных"
закрепить правила правописания мягкого знака после шипящих в глаголах и существительных; развивать внимание, наблюдательность , речь учащихся; воспитывать чувства коллект...
Технологическая карта урока «Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных».
Урок способствует воспитанию интереса к предмету, умению аргументированно доказывать свою точку зрения, формирует коммуникативные навыки, навыки контроля, взаимоконтроля, самоконтроля....
Русский язык 4 класс,тема урока: "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода".
Конспек урока русского языка в 4 классе по программе "Школа 2100",авторы учебника Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева,О.В.Пронина на тему "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского ...
Методическая разработка урока " Мягкий знак после шипящих"
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе. УМК "Начальная школа 21 в."...
Технологическая карта по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс Тема урока: "Мягкий знак после шипящих"
МОИ МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ:...
План-конспект урока. МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих»...
Конспект урока "Мягкий знак после шипящих в глаголах"
Конспект урока русского языка в 4 классе "Мягкий знак после шипящих в глаголах". УМК "Начальная школа XXI века", автор С. В. Иванов....