План-конспект урока. МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)
Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
myagkiy_znak_na_kontse_sushchestvitelnyh_posle_shipyashchih.docx | 34.86 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_orfografii.pptx | 1.12 МБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока русского языка
УМК: «Школа России» 3 класс
(Канакина В.П., Горецкий В.Г.Русский язык, 3 класс 2 ч. стр. 31)
Организационно-деятельностный компонент:
Дата:
Время:
Место:
Класс: 3 «А»
Целевой компонент урока:
Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих»
Цель: организация деятельности обучающихся для первичного восприятия, усвоения и закрепления знаний и умений о правописании мягкого знака (ь) на конце имён существительных после шипящих.
Задачи:
Дидактические: способствовать усвоению и первичному закреплению знаний и умений о правописании мягкого знака (ь) на конце имён существительных после шипящих, формированию умения применять эти знания в практических упражнениях.
Развивающие: способствовать развитию речи, логического мышления, оперативной памяти, произвольного внимания, умения применять ранее полученные знания, умения распознавать имена существительные среди других частей речи, находить шипящие на конце имён существительных, применять имена существительные в речи; сравнивать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, развитию каллиграфических навыков письма, орфографической и пунктуационной грамотности.
Воспитательные: формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, волю, содействовать воспитанию уважительного отношения к одноклассникам.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПин, гигиенических условий в кабинете; применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся; создание положительного эмоционального микроклимата.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению, формирование положительного отношения к учению, формирование умения высказывать своё мнение и выражать свои эмоции; формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: ориентируются в учебнике, определяют понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекают информацию, представленную в разных формах, находят закономерности, используя ранее приобретённые знания; строят логическую цепочку рассуждений, выдвигают гипотезы и обосновывают их, осуществляют анализ, синтез, сравнение, устанавливают причинно-следственные связи, владеют общим приёмом решения орфографических задач.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: выполняют учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставят цель, составляют план работы, осуществляют оценку результативности; самостоятельно планируют и выполняют свои действия на знакомом учебном материале; осуществляют самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: слушают и понимают других, вступают в диалог; следуют инструкциям, отвечают на вопросы; адекватно реагируют на замечания учителя, участвуют в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывают свою точку зрения, оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работают в парах.
Предметные: умение определять имя существительное, строить и писать предложения, используя имя существительное; осознанно выстраивать речевое высказывание в устной форме и оформлять его письменно, соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения; выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения; умение использовать правила орфографии и пунктуации в письменной речи.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Формы работы: фронтальная, парная.
Основные образовательные ресурсы урока: учебник «Русский язык», компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал.
Ход урока
- Мотивация к учебной деятельности.
У.: Ребята, слова в пословице перемешались. Расставьте их в правильном порядке и прочитайте, что у вас получилось.
О.: Ученье — свет, а неученье – тьма.
У.: Как вы понимаете смысл этой пословицы?
О.: Нужно учиться, быть образованным.
У.: Эта пословица говорит о пользе и благе, которое несёт с собой образование. Таким образом, знание становится для человека как бы маяком, освещающим дорогу жизни. Соответственно, отсутствие знаний – тьма, которая застилает взор и не даёт увидеть правильного пути, всех возможностей и препятствий.
II. Открытие новой темы. Целеполагание.
У.: Ребята, для того чтобы узнать, что мы сегодня на уроке будем изучать, сначала нужно отгадать загадки.
1) Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А ниток — ни одной. (Ёж)
2) Что за серенький зверёк,
Хвостик длинный, как шнурок,
Только кошку увидала,
Сразу в норку убежала. (Мышь)
3) В сутки раз я прихожу,
Сон, покой я привожу.
Встретить все меня не прочь,
И зовусь я просто… (Ночь)
4) Кто знает эту сказку с детства,
Поймёт, о чём я говорю:
Какое транспортное средство
Емелю привезло к царю? (Печь)
5) С серебристой чешуёй,
Не плотва. Какой большой!
А копчёный – это вещь!
Догадались? Это …(Лещ)
У.: Что общего во всех отгадках? (Какими звуками оканчиваются все слова?)
О.: Слова-отгадки заканчиваются на шипящие звуки.
У.: Назовите их и дайте каждому звуку характеристику.
О.: Ш - согл., глух., твёрдый; ж- согл., звонк., твёрдый; ч- согл., звонк., мягкий;
щ - согл., глух., мягкий).
У.: Какой частью речи являются слова-отгадки?
О.: Слова-отгадки являются именами существительными.
У.: Посмотрите внимательно на слова-отгадки. Как вы думаете, почему они записаны в 2 столбика?
О.: В словах в 1 столбике на конце пишется ь, а в словах из 2 столбика его нет.
У.: Верно. Попробуйте предположить, о чём мы сегодня на уроке будем говорить, Сформулируйте тему нашего урока.
О.: Мягкий знак на конце имён существительных.
У.: Тема нашего сегодняшнего урока «Правописание мягкого знака (ь) на конце имён существительных после шипящих».
У.: Попробуйте с помощью «слов – помощников» определить задачи урока.
- узнаем о …
- будем учиться…
О.: Сегодня на уроке мы узнаем о правописании мягкого знака (ь) на конце имён существительных после шипящих. Будем учиться правильно употреблять мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих.
III. Открытие новых умений, знаний.
У.: Верно. Посмотрите ещё раз внимательно на слова-отгадки. Как вы думаете, почему в словах 1 столбика ь не пишется, а в словах 2 столбика ь пишется?
О.: В 1 столбике слова мужского рода, поэтому ь не пишется, а во 2 столбике слова женского рода, поэтому ь пишется.
Работа с учебником
У.: Откройте учебник на странице 31 и найдите упр. 51. Прочитайте задание и выполните его. Какой вывод можно сделать?
О.: На концах имён существительных женского рода, оканчивающихся шипящими мягкий знак, пишется, а на концах имён существительных мужского рода, оканчивающихся шипящими мягкий знак, не пишется (у им. сущ. жен. р. пишется - Ь, у им. сущ. муж. р. – не пишется Ь)
На странице 51 найдите определение в рамочке и прочитайте его.
У.: В каких случаях на конце имени существительного пишется мягкий знак, а в каких нет?
О.: Мягкий знак (ь) пишется на конце имени существительного женского рода после шипящих, а на конце имени существительного мужского рода – не пишется (памятка).
У.: Запомнить это правило вам поможет стихотворение
Чтобы знать, как писать,
Нужно род определять!
Если женский род, то надо
Мягкий знак употреблять!
Если род мужской у слова-
Нет знака никакого!
Работа с учебником
У.: Найдите упр. 53 на стр. 32. Прочитайте задание к этому упражнению.
О.: (читают задание)
У.: Как вы поняли задание?
О.: Нужно вставить пропущенные буквы, объяснить, почему в некоторых словах мягкий знак не пишется, указать род имён существительных.
У.: Выполняем задание устно.
Почему в некоторых словах мягкий знак писать не будем?
О.: В некоторых словах мягкий знак писать не будем, потому что это имена существительные мужского рода с шипящим на конце. Определите род имён существительных.
Выполните задание самостоятельно письменно в тетради.
Проверка выполненного задания, анализ деятельности обучающихся на данном этапе.(Критерии! В таблице на доске)
Баллы | Критерии |
5б. | Ни одной ошибки. |
4б. | 1-2 ошибки. |
3б. | 3-4 ошибки. |
Старайся лучше! | Более 4 ошибок. |
Работа с учебником
У.: Найдите упражнение 55 на странице 32 и прочитайте задание.
О.: (читают задание)
У.: Что нужно сделать?
О.: Нужно к словам подобрать антонимы и записать их парами.
У.: Выполняем задание устно. Что вы написали на конце слов-антонимов?
О.: НочЬ, ложЬ, финиш, плач, тишЬ, полночЬ.
У.: Верно. Выполните задание самостоятельно письменно в тетради.
Проверка выполненного задания, анализ деятельности обучающихся на данном этапе. (Критерии! В таблице на доске)
IV. Закрепление открытых умений, знаний.
1) Работа в парах.
У.: Вставьте, где это необходимо мягкий знак (ь).
1. Резиновый мяч…
2. Летучая мыш…
3. Вставить в замок ключ…
4. Оказать скорую помощ…
5. Найти в лесу душисты ландыш…
6. Заточить цветной карандаш…
Проверка выполненного задания, анализ деятельности обучающихся на данном этапе. (Критерии! В таблице на доске)
V. Действие контроля и самоконтроля.
У.: Подсчитайте ваши баллы. Сложите количество баллов за 1 упражнение и за 2 упражнение. Критерии на слайде. Поставьте общую отметку в свой оценочный лист.
Отметка «5» | 9-10 баллов |
Отметка «4» | 7-8 баллов |
Отметка «3» | 5-6 баллов |
Старайся! | Менее 5 баллов |
VI. Рефлексия. Итоги урока
У.: Попробуйте с помощью «слов – помощников» определить итоги урока.
- узнали о …
- учились…
О.: Сегодня на уроке мы узнали о правописании мягкого знака (ь) на конце имён существительных после шипящих. Учились правильно употреблять мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих.
У.: Лист самооценки.
ФИО: ____________________________________________________________
1. На уроке я работал | активно | пассивно |
2.Своей работой на уроке я… | доволен | не доволен |
3. Урок для меня показался | коротким | длинным |
4. За урок я | устал | не устал |
5. Моё настроение | стало лучше | стало хуже |
6.Материал урока мне был | понятен полезен интересен | непонятен бесполезен скучен |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Отгадайте загадки 1) Сердитый недотрога Живёт в глуши лесной. Иголок очень много, А ниток — ни одной. 2) Что за серенький зверёк, Хвостик длинный, как шнурок, Только кошку увидала, Сразу в норку убежала. 3) В сутки раз я прихожу, Сон, покой я привожу. Встретить все меня не прочь, И зовусь я просто…
Отгадайте загадки 4) Кто знает эту сказку с детства, Поймёт, о чём я говорю: Какое транспортное средство Емелю привезло к царю? 5) С серебристой чешуёй, Не плотва. Какой большой! А копчёный – это вещь! Догадались? Это …
Ёж Лещ Мышь Ночь Печь
Итоги урока узнали о - у чились … … правильно применять правило на письме. правописании мягкого знака (ь) на конце имён существительных после шипящих
Памятка Алгоритм написания ь на конце существительных после шипящих. Внимательно прочитайте слово. Найдите и подчеркните шипящую на конце слова. Определите склонение. Если это имя существительное ж.р. 3 скл ., то пишется ь ; если м.р. 2 скл . – ь не пишется . Запишите слово. Выполните самопроверку. Если ошиблись – исправьте ошибку. Например: мышь, помощь, рожь, дочь, ночь (сущ. ж.р , пишем ь ); камыш, лещ, товарищ (сущ. м.р , не пишем ь ).
Стихотворение Чтобы знать, как писать, Нужно род определять! Если женский род, то надо Мягкий знак употреблять! Если род мужской у слова- Нет знака никакого!
Задачи урока узнаем о - будем учиться … … правильно применять правило на письме. правописании мягкого знака (ь) на конце имён существительных после шипящих
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4 классе «Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода».
Урок русского языка в 4 классе "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода" ("Школа 2100")....
Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода".
Конспект урока-сказки по русскому языку для 4 класса по теме "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода". Злюка-Зюзюка перессорила всех хителей страны Имя существительное. Ребят...
Конспект урока по русскому языку: "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода" 4 класс (учебник Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.)
Урок выполнен с применением деятельностного подхода в обучении....
Презентация к уроку по русскому языку "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода" 4 класс (учебник Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.)
Презентация соответствует размещенному по данной теме уроку...
Урок русского языка 3 класс по теме "Мягкий знак после шипящих на конце существительных"
Проект урока по русскому языку предназначен для учителей классов начальных, работающих по разным УМК.Урок разработан с учетом всех требований к современному уроку, с использованием технологи...
Конспект урока с презентацией по русскому языку "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода"
Конспект урока....
Русский язык 4 класс,тема урока: "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода".
Конспек урока русского языка в 4 классе по программе "Школа 2100",авторы учебника Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева,О.В.Пронина на тему "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского ...