План-конспект урока. ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ
план-конспект по русскому языку
Тема урока: Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukvosochetaniya_chk_chn_cht_shchn_nch.docx | 28.31 КБ |
Предварительный просмотр:
3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу
У.: Ребята, посмотрите на доску, постарайтесь собрать из слов предложение:
нас, всё, получится, у!
О.:У нас сегодня всё получится!
У.: Молодцы, ребята. Внимательно посмотрите на слайд и скажите, какими вы должны быть, чтобы у вас на уроке все получилось?
О.: Любознательными, трудолюбивыми, аккуратными и т.д.
У.: Да,если мы с вами будем с вами усердно трудиться у нас обязательно все получится . Начнем же!
III. Открытие новой темы. Целеполагание.
У.: Ребята, когда я готовилась к сегодняшнему уроку на компьютере произошел сбой и слова, с которыми я хотела вас познакомить стали неправильными. Как вы видите некоторые буквы в словах подчеркунты, интересно,что же это значит?
О.: Что там есть ошибка
У.:Да, Но так как мы еще не знаем тему урока и правило мы не можем их исправить, поэтому на помощь я позвала буквы Ч, Щ, которые помогут узнать, что мы будем изучать и как правильно написать слова
(собачька, телефоньчик, коричьневый, мощьный, чьтец)
У: (На доске Ч Щ ) Ребята, какие звуки обозначают эти буквы?
О.: Ч Щ
У.:Правильно, дайте характеристику этим звукам
О.: согласные, шипящие, всегда мягкие
У.: К буквам Ч , Щ пришли в гости подружки буквы Н К Т.
Как вы думаете, какие пары можно составить, используя эти буквы?
О.: ЧК ЧН ЧТ НЧ ЩН
( выложить пары букв на доске)
У: Молодцы, об этих буквосочетаниях мы и будем разговаривать сегодня на уроке. Попробуйте сформулировать тему.
О: Тема урока – Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч.
У: Правильно! Как вы думаете, что нужно узнать сегодня на уроке?
О: Сегодня на уроке нужно узнать, как правильно писать эти буквосочетания.
У: Чему нужно учиться?
О: Нужно будет учиться правильно писать эти орфограммы и находить их в словах.
IV. Открытие новых умений, знаний
Восприятие новых умений и знаний
У: Замечательно! Мы определили, какие буквосочетания мы с вами будем сегодня изучать, а теперь нам нужно выполнить одну очень важную задачу. Нам нужно узнать, как выглядят слова с этими буквосочетаниями. Как вы думаете, зачем нам нужно это знать?
О.: Чтобы знать, как правильно пишутся эти буквосочетания в словах
У.: Правильно, ещё раз посмотрите на доску и прочитайте стихотворение. Оно не завершено, его вам нужно закончить, используя приведённые слова, но их нужно будет изменить так, чтобы сохранилась рифма. (Поставьте слова в ласкательной форме)
Здесь хорошее местечко, протекает мимо (река).
Дождик вылился из тучки и собачке вымыл (руки).
Подарила мама дочке разноцветные (носки).
О: Здесь хорошее местечко, протекает мимо речка. Дождик вылился из тучки и собачке вымыл ручки. Подарила мама дочке разноцветные носочки.
У: Верно. Какое буквосочетание мы можем выделить в этих словах?
О.: ЧК
У.: Правильно, прочитайте следующие строки.
О: Моя главная мечта – стать хорошим чтецом.
У: Вы знаете, кто такой чтец?
О: Чтец – это человек, который читает, по-другому его можно назвать читатель.
У: Замечательно! Какое буквосочетание мы выделим в этом слове?
О.: ЧТ
У.: Отлично, ребята, скажите, как можно назвать ученика, у которого в дневнике стоят одни пятёрки?
О: Это отличник.
У: Верно!
О.: Сочетание ЧН
У.: Как можно назвать зверя, который охотится по ночам?
О.: Хищник
У.: Какое буквосочетание мы выделим в этом слове?
О.: ЩН
У: Ребята, на доске есть два слова, в которых перемешались буквы. Попробуйте собрать из этих букв слова.
О: Получились слова клянчить и нянчиться.
У: Верно. (Вы знаете, что значат эти слова? Обучающиеся выскажут предположения, учитель говорит правильное значение). Клянчить – это значит выпрашивать, а нянчиться – это значит присматривать за кем-либо или ухаживать.
О.: Сочетание НЧ
У.: Ребята, посмотрите на эти слова и буквосочетания ещё раз. Есть ли в них мягкий знак?
О: В этих буквосочетаниях нет мягкого знака.
У.: Что обозначает мягкий знак в слове?
О.: Мягкий знак обозначает мягкость
У.: Как вы думаете, нужен ли в этих буквосочетаниях мягкий знак?
О.: нет
У.: Почему
О.: мягкий знак здесь не нужен, потому что буквы Ч, Щ мягкие
Осмысление новых умений и знаний
У.:Молодцы ребята, мы с вами определили, какие буквосочетания мы будем изучать и увидели, как выглядят слова с этими буквосочетаниями, теперь мы попробуем сами создать такие слова. У вас на столах лежат карточки. Что вы видите на них?
О.: Мы видим слова и буквосочетания
У.: Правильно, вам нужно изменить эти слова так, чтобы в них оказались эти буквосочетания. Приступайте.
Молоко | ЧН | |
Цветок | ||
Внук | ЧК | |
Ночь | ||
Мощь | ЩН | |
Овощ | ||
Птенец | НЧ | |
Телефон |
У: А у Олеси будет индивидуальное задание. Посмотрите на карточку, на ней перечислены все слова, которые мы с вами проговорили. Олеся, распредели их в пять групп в зависимости от того, какая в них орфограмма.
О.: Выполняют задание.
У.: Проверим. На доске вы видите правильный ответ. Оцените свою деятельность на этапе работа в карточке. Критерии в таблице на доске.
Нет ошибок | 5 баллов |
1-2 ошибки | 4 балла |
3 ошибки | 3 балла |
А теперь, проверьте, как Олеся справилась с заданием. Ее задачей было распределить слова на группы. Прочитай, что у тебя получилось. Если вы согласны с ответом Олеси, поднимите руку.
О: ЧК: местечко, речка, тучки, ручки, собачке, дочке, носочки. ЧН: отличник. ЧТ: чтец, мечта. ЩН: хищник. НЧ: нянчиться, клянчить.
У: Замечательно, я тоже согласна с ответом Олеси.
Запоминание новых умений, знаний (Работа с правилом и упражнениями из учебника)
У:Верно. Откройте свои учебники на странице 5 и прочитайте правило в рамочке. Можно ли это правило сделать выводом проделанной работы?
О: Да, в правиле сказано, что все буквосочетания, с которыми работали, являются орфограммами и что в них не нужно писать мягкий знак.
У.: Чтобы нам было проще запомнить правило, буквы-подружки принесли нам стихотворение запоминалку. Арина, прочитай его
О.: Читает
У: Верно, но сегодня мы будем работать не только с правилом и запоминалкой, чтобы нам было проще выполнять задания, которые встретятся на уроке, мы будем использовать алгоритм, но его тоже нужно составить. Вспомним, что мы делали сначала?
О.: Отвечают
У.: Молодцы,проверим. Читаем алгоритм цепочкой
О.:Читают
У.: Замечательно. Ребята, теперь посмотрите на упражнение 5. Что нужно сделать?
Алгоритм выполнения упражнений по русскому языку
- Откройте учебник на странице 50, упражнение 85.
- Прочитайте задание
- Как вы поняли задание?
- Выполните задание устно
- Выполните задание письменно в тетради самостоятельно (выполнение упражнения обучающимися)
- Проверьте, как вы справились с заданием (самопроверка, взаимопроверка, самоанализ, анализ, проверка учителем)
- Оценка учителя (отметочная или безотметочная, комментирование)
О:Нужно прочитать слова, списать их и подчеркнуть лишнее слово с объяснением.
У:Прочитайте слова цепочкой и постарайтесь назвать буквосочетания, с которыми мы знакомимся на уроке.
О: - Мачта, почта, мечта, чтение. В этой строке сочетание ЧТ.
- Яблочко, корочка, тапочки, пончик. В этой строке сочетания ЧК и НЧ.
У: Вы правы. В первой строке вы не назвали слово матч. Почему?
О: В этом слове нет буквосочетания, которое мы изучаем.
У: Какой вывод вы можете сделать?
О: Значит, в первой строке слово «матч» будет лишним.
У: Как вы думаете, какое слово будет лишним во второй строке?
О: Во второй строке слово «пончик» будет лишним, потому что остальные слова с орфограммой ЧК.
У: Правильно. Мы с вами обсудили, как правильно выполнять задание, теперь выполните его, используя алгоритм, который вы видите на доске.
У.: Теперь откройте страницу 6 и прочитайте упражнение 7. Что вам нужно сделать?
О: Нам нужно прочитать отрывки из сказок и назвать сказки.
У: Как называются сказки, из которых приведены отрывки?
О: Первая сказка называется «Курочка Ряба», вторая сказка «Снегурочка», а третья сказка «Лисичка со скалочкой».
У: Скажите, все эти сказки будут русскими народными?
О: Нет, не все сказки русские народные, только «Курочка Ряба» и «Снегурочка», а сказка про лисичку со скалочкой будет авторской, потому что у неё есть автор.
У: Правильно. Ребята, Теперь выпишите из упражнения слова, в которых есть орфограмма ,выполните задание, используя алгоритм, который вы видите на доске.
У.: Обменяйтесь со своим соседом по парте тетрадями, посмотрите на доску и проверьте, все ли слова ваш сосед написал, правильно ли он их списал, выделил ли орфограммы.
Слова: Курочка, яичко, дочка, лисичка, скалочку. Обменяйтесь тетрадями снова.
Посмотрите на упражнение 8. Что нужно сделать?
О: Нужно произнести слова и проверить, правильно ли мы их произносим, в орфоэпическом словаре.
У: Какой вывод можно сделать после того, как вы произнесли слова?
О:Нам не нужно произносить эти буквосочетания чётко, они произносятся как [шн] и [шт].
У: Верно. Составьте предложение с любым из этих слов устно.
О: - Я играю в волейбол, когда мне скучно.
- Мама убирается, чтобы дома было чисто.
- Я люблю говорить слово «конечно».
У: Молодцы. Оцените свою деятельность на этапе «Задания учебника» и поставьте себе баллы в оценочные листы, проверьте в тетради правильность выполнения всех заданий.
Нет ошибок | 5 баллов |
1-2 ошибки | 4 балла |
3 ошибки | 3 балла |
VI. Закрепление открытых умений, знаний
(Выполнение упражнения, творческое задание)
У: Вот теперь, когда мы узнали правило и потренировались выполнять упражнения, мы можем изменить слова. В тетрадях вам нужно будет записать слова, правильно.
собачька, телефоньчик, коричьневый, мощьный, чьтец
У.: Проверим, как вы выполнили задания. Арина, прочитай слова и объясни почему ты написала их именно так
собачка телефончик коричневый мощный чтец
У.: Оцените свою деятельность на этапе «Закрепление», поставьте баллы.
Нет ошибок | 5 баллов |
1-2 ошибки | 4 балла |
3 ошибки | 3 балла |
VII. Итог урока. Рефлексия
У: Ребята, время подводить итоги. Какую тему мы сегодня изучали?
О: Мы изучали тему «Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч».
У: Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
О: Мы узнали, как правильно писать эти орфограммы.
У: Чему учились?
О: Мы учились находить орфограммы в словах, а ещё правильно их писать
У: Вспомним, какой у нас был девиз урока?
О.: У нас все поучится
У.: Посмотрите на доску. Посмотрите руку те, кто считает, что у них все получилось отлично
О.: ….
У.: Теперь, поднимите руку те, кто считает, что у них все получилось неудачно
О.:….
У.: Я вижу, что всех вас получилось отлично. Скажите, а кто заметил, что это за слова?
О.: Это слова с той орфограммой, над которой мы сегодня работали.
У.: Молодцы, ребята, мне очень понравился наш урок. До свидания
Молоко | ЧН | |
Цветок | ||
Внук | ЧК | |
Ночь | ||
Мощь | ЩН | |
Овощ | ||
Птенец | НЧ | |
Телефон | ||
Молоко | ЧН | |
Цветок | ||
Внук | ЧК | |
Ночь | ||
Мощь | ЩН | |
Овощ | ||
Птенец | НЧ | |
Телефон | ||
Молоко | ЧН | |
Цветок | ||
Внук | ЧК | |
Ночь | ||
Мощь | ЩН | |
Овощ | ||
Птенец | НЧ | |
Телефон | ||
Молоко | ЧН | |
Цветок | ||
Внук | ЧК | |
Ночь | ||
Мощь | ЩН | |
Овощ | ||
Птенец | НЧ | |
Телефон | ||
Молоко | ЧН | |
Цветок | ||
Внук | ЧК | |
Ночь | ||
Мощь | ЩН | |
Овощ | ||
Птенец | НЧ | |
Телефон | ||
Молоко | ЧН | |
Цветок | ||
Внук | ЧК | |
Ночь | ||
Мощь | ЩН | |
Овощ | ||
Птенец | НЧ | |
Телефон |
ЧК | ЧН | ЩН | ЧТ | НЧ |
Местечко,речка, тучки, ручки, собачке, дочке, носочки, отличник, солнечный, ночной, чтец, мечта, хищник, нянчиться, клянчить |
Оцени себя | |
Работа в карточке | |
Работа в учебнике | |
Закрепление | |
Кол-во баллов |
Оцени себя | |
Работа в карточке | |
Работа в учебнике | |
Закрепление | |
Кол-во баллов |
Оцени себя | |
Работа в карточке | |
Работа в учебнике | |
Закрепление | |
Кол-во баллов | |
Оцени себя | |
Работа в карточке | |
Работа в учебнике | |
Закрепление | |
Кол-во баллов | |
Оцени себя | |
Работа в карточке | |
Работа в учебнике | |
Закрепление | |
Кол-во баллов | |
Оцени себя | |
Работа в карточке | |
Работа в учебнике | |
Закрепление | |
Кол-во баллов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе.Тема урока "Развитие умения задавать вопросы к словам, обозначающим действие предметов."
Урок по УМК "Школа 2100"...
План-конспект открытого урока по чтению 2 класс Школа России "Обобщающий урок по разделу "Я и мои друзья""""
Обобщий урок по разделу «Я и мои друзья»...
План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия
План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...
План-конспект интегрированного урока чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "СКазка-ложь,да в ней намёк, добрым молодцам урок" (2 класс)
Интегрированный урок чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "Сказка-ложь,да в ей намёк, добрым молодцам урок" даёт возможность на конкретном материале сказки "Ли...
План-конспект интегрированного урока музыки и живого мира в 1 классе для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Тема урока: "Весенняя капель"
Тема: «Весенняя капель».Цели: развитие слухового восприятия, слуховой памяти, закрепление понятия «весна».Задачи: - повторение времён года (зима, весна), повторение признаков весны- развитие умения сл...
План - конспект открытого урока по физической культуре в 1 классе Тема урока: Баскетбол.
Тема урока: Баскетбол.Задачи: 1. Формировать у учащихся понятия: «строй», «шеренга», «колонна», развивать внимание, монологи...
План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе. Тема урока: «Правописание ударных и безударных окончаний имён прилагательных».
План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе.Тема урока:«Правописание ударных и безударных окончаний имён прилагательных»....