Методическая разработка: Технологическая карта урока русского языка для 4 класса "Синтаксический анализ предложения"
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Коротеева Ольга Федоровна

Методическая разработка урока по русскому языку для 4 класса "Синтаксический анализ предложения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка: Технологическая карта урока русского языка для 4 класса

«Резервный урок по разделу синтаксис: синтаксический анализ предложения»

ФИО учителя: Коротеева Ольга Федоровна        

ГБОУ прогимназия 675 «Талант»

Класс: 4 Б

УМК: «Перспектива»

Предмет: Русский язык

Тема: «Резервный урок по разделу синтаксис: синтаксический анализ предложения»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Цель: создать условия для систематизации и обобщения знаний и выявления затруднений у обучающихся по теме «Синтаксический анализ предложения».

Задачи:

- систематизировать и закрепить знания по теме «Синтаксический разбор предложения»: умения находить грамматическую основу, однородные члены предложения, графически их обозначать;

- развивать умение применять полученные знания на практике;

- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(познавательные, регулятивные, коммуникативные)

Личностные

- уметь выполнять синтаксический разбор простого предложения.

- уметь принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия;                                                                                                          - уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;                      

- осуществлять анализ объектов с целью выделения признаков, делать выводы;

- оценивать и корректировать результаты деятельности;                         - участвовать в коллективной деятельности.

- сохранять мотивацию к учёбе; ориентироваться на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы; вырабатывать адекватную позицию самооценки.

Ресурсы урока: Русский язык 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / 1 ч. Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина. –М.: Просвещение, 2020, Рабочая тетрадь. Часть 1,с.47-51. Русский язык 4кл,  Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина, слайды, печатный раздаточный материал в конвертах, оценочные листы, рабочая программа.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

1.Оргмомент

- Проверяем готовность рабочего места к уроку. Проверьте наличие тетради, пенала, дневника.

2.Мотивация к учебной деятельности

Сегодня на уроке у нас гости. Давайте покажем, как вы умеете работать и чему научились. Ответы должны быть полными, аргументированными.

3.Словарно-орфографическая работа. Игра «Отгадай слово»

 - Вспомним написание словарных слов. На листах вставьте буквы в      словарные слова, укажите их части речи.

Взаимопроверка (4 слайд)

-Догадайтесь по первым буквам, о чём будем говорить на уроке? (Предложение)

- Какой вид работы с предложением мы выполняли на уроках?

- Тема урока – синтаксический анализ предложения.

- Какую цель будем преследовать?

- Какие задачи поставим перед собой?

- Предлагаю карту урока. (5 слайд ) Прочитайте задачи, над которыми нам предстоит работать.

- Вспомним, что такое предложение?

- Какие бывают виды предложения? (6, 7 слайд)

 

 - Когда ставятся запятые в предложении: а) в простом б) в сложном?

- На партах у вас лежат оценочные листы самооценки, которые вы будете заполнять в конце урока (или каждого вида работы), объективно оценивая себя.  По каждому пункту 1 или 0 баллов. В конце урока подведём итоги и вложите оценочный лист в тетрадь.

Вписывают орфограммы в словарные слова: пошёл, рисунок, ещё, двенадцать, лестница, облачный, желать, единица, народный, интересный, ежевика.

Указывают части речи словарных слов. Расшифровывают загаданное слово по первым буквам – предложение.

Обмениваются листами для взаимопрверки.

 - Будем выполнять синтаксический разбор предложения.

Читают алгоритм.

1. Опрделять части речи членов предложения.

2. Вопросы и подчёркивание членов предложения.

3. Знаки препинания.

4. Характеристика предложения.

5.Оценка своей работы.

Предложение – это одно или несколько слов, связанных между собой по смыслу и выражающих законченную мысль.

По цели высказывания: повествовательные, побудительные, вопросительные.

По наличию главных членов: простые и сложные.

По наличию второстепенных членов: распространённые и нераспространённые.

Запятая в простом предложении отделяет однородные члены, а в сложном – отделяет простые предложения, которые входят в состав сложного.

Актуализация опорных знаний

4. Работа в группах

 Группа получает карточку. В карточке в графах нужно поставьте плюс в нужной колонке, давая характеристику своего предложения.

1 группа. Наступила осень.

2 группа. Как же хорошо в солнечный день оказаться в лесу!

3 группа. А ты часто бываешь в осеннем лесу?

4 группа.   Ветер срывает одинокие листочки с деревьев, свистит и гудит по ночам        за окном.

5 группа. Наступили холода, всё чаще по утрам лужицы покрываются хрупким льдом.

ФИЗМИНУТКА «Тень-теть потетень»(двигательная)

Команды распределяют обязанности между собой, заполняют карточки.

Представители команд у доски защищают свой ответ.

За правильный ответ команда получает 1 очко в оценочный лист.                                                                                                

Организация познавательной деятельности

5. Работа с текстом.

- Возьмите листочки с упражнением.

- Запишите предложения в тетрадь. Расставьте недостающие знаки препинания.   Работаем в паре.

Работа с толковым словарём над лексическим значением слов бурый, багряный. (13слайд)

- Сверим свой текст с текстом на экране. Самопроверка по образцу.  (12 слайд).

- В оценочном листе оцените себя:

Нет ошибок - 3 балла

1 ошибка -2 балла

2 ошибки – 1 балл

более 2 ошибок – 0 баллов.

6. Синтаксический разбор предложения

7. Контроль знаний и умений

Итоговый тест «Предложение»

- Отметьте галочкой правильный ответ.

Записывают, проверяют, оценивают.

Как красива золотая осень! С деревьев летят жёлтые, красные, бурые листья. Куда улетают птицы? Ежи, медведи, барсуки готовятся к зиме.

У доски один ученик выполняет синтаксический разбор с объяснением.

Ежи, медведи, барсуки готовятся к зиме. (Повест., невоскл., прост., распр., осложн. однор. подлеж.)

Выполняют на листочках тест

Рефлексия деятельности

- Подведём итог.

- Итак, какую цель мы ставили?

- Достигли мы цели? (14 слайд) Испытывали ли вы трудности при выполнении синтаксического разбора простого предложения?

- Важно ли изучение нашей темы?

- Где может пригодиться в жизни знание разбора предложения?

Самооценка

- Молодцы, ребята! Заполните лист самооценки каждый самостоятельно. Поднимите руки те, у кого получилось 5 баллов за работу на уроке. Вы молодцы! У кого на 4 балла? Хорошо. Нужно немного постараться, чтобы было отлично. Остальные не расстраиваются, а продолжают активно в дальнейшем работать.

- Вложите лист самооценки в тетрадь, я проверю.

Домашнее задание (на выбор)

1.Спишите. Подчеркните грамматические основы. Расставьте, где нужно, запятые.

Ещё в полях белеет снег а воды уж весной шумят. Зима еще хлопочет и на весну ворчит. Гремят раскаты молодые вот дождик брызнул пыль летит.

2. Спишите загадки, вставляя пропущенные запятые. В скобках напишите отгадки. Выполните синтаксический разбор последнего предложения. Запишите все словосочетания с вопросом из этого предложения.

Летит орлица по синему небу крылья распластала солнышко застлала. Синенькая шубёнка весь мир накрыла.

3.Творческое задание (по желанию).

Составьте предложение. Из предложения «Купили яркие краски» взять определение. Из предложения «Синели звёзды на рассвете» взять подлежащее. Добавить сказуемое из предложения «Капли росы блестели на траве». Взять обстоятельство из предложения «На небе замелькали огоньки». Запишите предложение, выполните синтаксический разбор. Выпишите все словосочетания.

- Закрепляли умение выполнять синтаксический разбор.

- Правильно поможет излагать свои мысли. Пригодится при написании писем, сочинений и даже книг. Ведь очень важно знать место запятой. От этого могут свершаться судьбоносные ситуации. Может сорваться важная встреча, если в сообщении была неверно поставлена запятая. Вдруг кто-то станет писателем.  

Оценивают свою работу на уроке.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка технологической карты урока русского языка по теме: Однокоренные слова 3 класс

Технологическая карта урока включает в себяподробное  описание содержания деятельности учителя и обучающегося. Содержит дополнительный материал к уроку.Также на уроке используется прентация к ска...

Методическая разработка технологической карты урока русского языка во 2 классе на тему: «Главные члены предложения»

Тип урока:   Урок «открытия» нового знанияЦели урока:   Дать понятие о главных членах предложения как смысловой основе предложения; научить школьников выделять подлежащ...

Методическая разработка.Технологическая карта урока русского языка во 2 классе, программа "Перспектива"

Технологическая карта урока русского языкаво 2 классе по программе "Перспектива"...

Методическая разработка. Технологическая карта урока русского языка. 4 класс." Имя существительное , как часть речи".

Методическая разработка. Технологическая карта урока. Русский язык. 4 класс.  "Имя существительное, как часть речи"....

Методическая разработка Технологическая карта урока русского языка во 2 классе

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе...

Методическая разработка "Технологическая карта урока русского языка "Предложение. Диалог"

Методическая разработка "Технологическая карта урока русского языка "Предложение. Диалог"...

Методическая разработка: Технологическая карта урока русского языка для 4 класса "Синтаксический анализ предложения"

Методическая разработка урока по русскому языку для 4 класса "Синтаксический анализ предложения"...