Адаптированная рабочая программа по предмету «Русский язык»
рабочая программа по русскому языку (2 класс)
Адаптированная рабочая программа по предмету «Русский язык»
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К АДАПТИРОВАННОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ДЛЯ 2 КЛАССА
УМК «ШКОЛА РОССИИ»
Адаптированная рабочая программа по предмету «Русский язык» разработанана основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, М.В.Бойкиной, М.Н.Дементьевой, Н.Ф.Стефаненко «Русский язык. 1-4 класс» (учебно-методический комплект «Школа России») с грифом «Рекомендовано» МОРФ, Москва Просвещение 2014г., программе соответствует учебник: В. П. Канакина, В.Г.Горецкий. «Русский язык». 2 класс, часть 1 ,2 часть М., «Просвещение», 2014 год.
Рабочая программа адаптирована для учащегося с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР )в общеобразовательной школе и направлена на формирование у учащегося общей культуры, обеспечивающий разностороннее развитие его личности (нравственно- эстетическое, социально- личностные, интеллектуальное, физическое), овладение учебной деятельностью в соответствие с принятыми в семье и обществе духовно- нравственными и социокультурными ценностями; овладения учебной деятельностью посредством учебного предмета «Русский язык».
Рекомендации ТПМПК по созданию специальных образовательных условий:
- ТПМПК рекомендовано обучение по АООП НОО учащихся с ЗПР по 4-й класс ( включительно);
2)учащийся обучается по АООП НОО учащихся с ЗПР МБОУ СОШ №22 имени Г. Ф.Пономарева с учетом работоспособности и особенностей психофизиологического развития учащегося.
№ | Содержание диагностики | Уровень актуального развития | Конкретная задача (на учебный период ) |
1 | Речевое развитие ребенка: | ||
- четкость произношения слов, букв | Звукопроизношение не нарушено | ||
- построение связанных высказываний | Низкий уровень | Учить строить связные высказываний | |
- достаточность словарного запаса | Ниже нормы | Обогащение словарного запаса | |
- использование речи дляпланирование и регуляции собственной деятельности | Норма | ||
- использование речи для общения со сверстниками и взрослыми | Норма | ||
Письменная речь | Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза | Закреплять умение видеть границы предложения, раздельное написание предлогов. Обращать внимание на пропуски, не дописывание букв | |
2 | Сформированности мыслительных процессов, произвольного внимания и памяти | ||
Уровень овладения операцией анализ и синтеза, обобщения, сравнения, классификации | Развитие мышления анализ, синтез. Развитие аналитико- синтетической деятельности, зрительно- моторной координации. Развитие зрительного восприятия, операции обобщения. | ||
Устойчивость внимания | Развитие пространственных представлений. Развитие устойчивости внимания. Психомоторика. | ||
Распределение внимания | Развитие пространственных представлений | ||
Уровень развития зрительной памяти | Развитие пространственных представлений | ||
Уровень развития слуховой памяти | Развитие пространственных представлений | ||
Уровень развития опосредсвенной памяти | Развитие и коррекция логической памяти. Психомоторика. | ||
Сформированности произвольной регуляции деятельности | |||
Тепм деятельности | Медленный | Развитие и стимулирование учащегося к повышению темпа деятельности в различных видах работ. | |
Критичности | Самокритичен | ||
Устойчивость собственного мнения, самоконтроль | Не устойчивость Низкий | Формирование и развития собственного мнения и самоконтроля в различных видах деятельности |
Особые образовательные потребности учащегося:
- занятия с логопедом, направленные на коррекцию смешанной дисграфии, на почве нарушения языкового анализа и синтеза;
- занятия с учителем-дефектологом по развитию познавательной деятельности, оказание помощи в освоении АООП;
- занятия с психологом по развитию мыслительных функций, формирования произвольного внимания и памяти учащегося.
АООП НОО с ЗПР предполагает, что учащийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения.
Цель изучения предмета: ознакомление учащегося с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащегося
- формирование коммуникативной компетенции учащегося;
-развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи предмета:
- познакомить со звуками и буквами русского языка; учить осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем);
- способам буквенного обозначения звуков; правильно каллиграфически писать буквы строчные и заглавные, их соединения в слогах и словах, их соединения;
- различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие; правильно называть мягкие и твёрдые звуки в слове и вне слова; обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (е, ё, ю, я, и) и мягким знаком;определять место ударения в слове; вычленять слова из предложений; правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом; грамотно (без пропусков, искажений букв) писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов, написание которых не расходится с произношением; употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения; устно составлять 3-5 предложений на определённую тему;
- умения прочитать слово орфографически и орфоэпически и на этой основе установить, так ли данное слово пишется, как оно произносится, в какой части слова находится буква или буквы, обозначающие несовпадение; обогащать словарный запас;
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Данная программа реализуется в 2019-2020 учебном году в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №22 имени Г.Ф. Пономарева. В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа рассчитана на 170 часов (34 учебные недели) в год при 5 часах в неделю.
№ п/п | Содержание раздела | Общее количество часов | Контрольный диктант | Контрольное списывание | Развитие речи | |
Сочинение | Изложение | |||||
1 | Наша речь | 4 | ||||
2 | Текст | 5 | 1 | |||
3 | Предложение | 12 | 1 | |||
4 | Слова, слова, слова | 22 | 1 | 1 | 1 | 1 |
5 | Звуки и буквы | 34 | 1 | 1 | 1 | |
6 | Правописание буквосочетаний с шипящими звуками | 27 | 1 | 2 | ||
7 | Части речи | 45 | 2 | 1 | 2 | 1 |
8 | Повторение | 21 | 1 | 2 | ||
ИТОГО | 170 | 7 | 3 | 6 | 5 |
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
.Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
- Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
- Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
- Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
- Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
- Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
- Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
- Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
- Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
верно, употреблять прописную букву |
|
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (136 часов)
№ | Раздел | Тема | Основное содержание | Основные виды учебной деятельности (УУД) | Форма организации учебных занятий | Формы контроля |
1 | Наша речь. | Знакомство с учебником. Язык и речь. Выделение предложений в устной и письменной речи. Как отличить монолог от диалога? Главные члены предложения. | Виды речи. Назначение речи и языка.. Слова просьбы, благодарности, приветствия, прощания..Диалог и монолог. | Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи. Составлять текст по рисунку. Рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков. Анализировать высказывания о русском языке. Находить выразительные средства русской речи в поэтических строках. Оценивать результаты выполненного задания. | Урок | Составление текста по рисунку |
2 | Текст. | Восстановление деформированного текста. Что такое текст? Что такое тема и главная мысль текста? Части текста. Составление текста по началу и опорным словам. Обобщение знаний по теме «Текст». | Признаки текста. Построение текст.Части текста. Заглавие. Начало, основная мысль, концовка. Составление текста по его началу. | Различать текст и предложение, типы текстов. Определять тему и главную мысль текста. Выделять части текста. Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста. Выделять в письменном тексте диалог. Обосновывать знаки препинания в конце предложения. Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения. Распространять нераспространенное предложение второстепенными членами. Рассуждать при определении характеристик заданного предложения. | Урок | Составление рассказа по началу текста. Словарный диктант №1. Составление рассказа по рисунку. Контрольный диктант №1. |
3 | Предложение. | Что такое предложение? Как из слов составить предложение? Что такое главные члены предложения. Что такое второстепенные члены предложения? Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Что такое распространённые и нераспространённые предложения? Как установить связь слов в предложении? Коллективное составление рассказа по репродукции картины И.С.Остроухова «Золотая осень». Связь слов в предложении. Распространённые и нераспространённые члены предложения. | Предложение.Знаки препинания. Главные и второстепенные члены предложения. Подлежащее и сказуемое.Репродукция. | Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения. Распространятьнераспространенное предложение второстепенными членами. Рассуждать при определении характеристик заданного тексте, Составлять текст по репродукции картины. | Урок | Контрольное списывание №1. Сочинение. Коллективное составление рассказа по репродукции картины. Проверочный диктант№1. |
4 | Слова, слова, слова. | Что такое лексическое значение слова? Что такое однозначные и многозначные слова? Что такое прямое и переносное значение многозначных слов? Что такое синонимы? Что такое антонимы? Что такое родственные слова? Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? Какие бывают слоги? Как определить ударный слог? Как переносить слова с одной строки на другую? Закрепление изученного материала. Как переносить слова с одной строки на другую? | Корень слова. Однокоренные слова. Синонимы, антонимы. Чередование звуков в корне слов. Родственные слова. Перенос слова . | Формулировать определение однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова и синонимы. . Списывать и озаглавливать текст. Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. Писать под диктовку.. Рассматривать картину, анализировать содержание, составлять описательный текст. Выделять в словах основу слова. Работать с памяткой. Оценивать результаты выполненного задания. | Урок | Изложение текста по данным к нему вопросам. Проверочный диктант №2. Словарный диктант №2. Сочинение. Контрольное списывание№2. |
5 | Звуки и буквы | Как различать звуки и буквы? Как мы используем алфавит? Какие слова пишутся с заглавной буквы? Как определить гласные звуки? Развитие речи. Работа с текстом. Запись ответов на вопросы к тексту. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. Как определить согласные звуки?Согласный звук [Й] и буква И краткое. Слова с удвоенными согласными. Наши проекты. И в шутку и в серьёз. Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. Как обозначить мягкость согласного звука на письме? Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными. Закрепление изученного материала. Наши проекты. Пишем письмо. Обобщающий урок. | Орфограмма. Нахождение алгоритма действий для решения орфографических задач и использование его в практической деятельности. Ударение. Безударная гласная в корне слова. Типы орфограммы и место орфограммы в слове. Парные по глухости-звонкости согласные на конце слов и перед согласными в корне. Непроизносимые согласные в корне. Удвоенные согласные. | Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать его в практической деятельности. Подбирать проверочные слова. Группировать слова по типу орфограммывслове. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Объяснять написание слов с изученными и изучаемыми орфограммами. Группировать слова по типу орфограммы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Формулировать правило. Находить сходство и различие в произношении и написании предлогов и приставок. Составлять текст по репродукции картины. Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. Продемонстрировать и оценить свои знания. | Урок | Проверочный диктант №3 Составление текста по репродукции картины. Изложение. Работа с текстом.Составление ответов на вопросы к тексту. Словарный диктант №3. Промежуточная диагностическая работа. Контрольный диктант №3. |
6 | Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. | Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ. Повторение темы «Твёрдые и мягкие согласные». Наши проекты. Рифма. Буквосочетания ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ. Как отличить звонкие согласные от глухих? Проверка парных согласных в корне слова. Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Закрепление изученного материала. Правописание слов с разделительным мягким знаком. Обобщение изученного материала. Разделительный мягкий знак | Твёрдые и мягкие согласные. Рифма. Парные согласные .Проверяемые и проверочные слова. Разделительный мягкий знак. | Развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; учить определять орфограмму в слове; развивать мышление. Писать в словах сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; Находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. | Урок | Изложение. Проверочный диктант №4.Письменное изложение текста по вопросам. Контрольный диктант №4 Словарный диктант№4 Изложение по серии рисунков. Проверочный диктант№5. |
7 8 | Части речи Повторение | Что такое части речи? Что такое имя существительное? Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей Заглавная буква в написаниях кличек животных. Заглавная буква в географических названиях. Закрепление знаний о написании слов с заглавной буквы. Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы. Единственное и множественное число имён существительных. Что такое глагол? Единственное и множествен Правописание частицы НЕ с глаголами. ное число глаголов. Что такое текст-повествование? Закрепление изученного материала по теме «Местоимение». Общее понятие о предлоге. Раздельное написание предлогов со словами. Редактирование текста; во Раздельное написание предлогов со словами. Восстановление предложений. Наши проекты. «В словари – за частями речи!». Повторение по теме «Текст». Повторение по теме «Предложение». Повторение по теме «Слово и его значение». Повторение по теме «Части речи». Повторение по теме «Звуки и буквы». Закрепление изученного материала по теме «Правила правописания». Повторение и закрепление изученного материала. Повторение и закрепление изученного материала | Часть речи.Имясуществительное.Одушевлённые и неодушевлённые. Собственные и нарицательныесуществительные. Написание географических названий. Орфограмма. Типы орфограммы и место орфограммы в слове. Части речи и ихклассифика-ция.Звуки и буквы. | Определять по изученным признакам слова различных частей речи и их грамматические признаки. Классифицировать слова по частям речи. Подбирать примеры слов изученных частей речи. Работать с памяткой. Письменно излагать содержание текста образца по самостоятельно составленному плану. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и справлять ошибки. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. Продемонстрировать и оценить свои знания. Применить свои знания для выполнения заданий. Применить свои знания для выполнения заданий. Составлять предложения по рисунку. Находить ошибки; выяснять, что явилось причиной ошибочного написания. Распознавать части речи и их грамматические признаки. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | Урок Урок | Словарный диктант№5 Контрольный диктант№5. Составление устного рассказа по картине. Изложение повествовательного характера. Контрольное списывание№3. Сочинение. Словарный диктант№6. Списывание. Словарный диктант№7. Проверочный диктант№6. Составление текста-описания. Обучающее изложение. Словарный Сочинение. Словарный диктант №9. Контрольное списывание№4. Итоговая контрольная работа. |
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рабочая программа реализуется через использование учебно-методического комплекта:
Печатные пособия:
- таблицы гигиенических требований к положению тетради, ручки, к правильной посадке;
- таблицы в соответствии с основными разделами программы 2класса;
- наборы сюжетных картинок (предметных, цифровых) в соответствии с тематикой;
- словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный словарь, словообразовательный словарь;
- репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку.
Технические средства обучения:
Оборудование рабочего места учителя:
- классная доска с креплениями для таблиц;магнитная доска;
- персональный компьютер с принтером;ксерокс;
- мультимедийный проектор; экспозиционный экран размером 150x150 см.
Экранно-звуковые пособия:
- аудиозаписи в соответствии с программой обучения;
- видеофильмы, соответствующие тематике программы по русскому языку;
- мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку.
Учебно-практическое оборудование:
- простейшие школьные инструменты: ручка, карандаши цветные и простой, линейка, ластик;
- материалы: бумага (писчая).
Модели:
- модели звукового состава слова;лента букв.
Оборудование класса:
- ученические столы двухместные с комплектом стульев;
- стол учительский с тумбой;
- шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и прочего;
- настенные доски (полки), стенды для вывешивания иллюстративного материала.
Учебник:
1. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.Учебник «Русский язык». 2 класс, части 1, 2. М., «Просвещение», 2014 год.
Дополнительные материалы:
3. В.П.Канакина. Методическое пособие к учебнику «Русский язык». М., «Просвещение», 2014 год.
4.Канакина В.П. Русский язык: Сборник диктантов и творческих работ для начальной школы: 1-4 классы.
5. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 2 класс/Сост. В.А. Синякова. М.: ВАКО, 2013.
ИКТ и ЦОР:
1. Электронное приложение к учебнику.
2.3.http://www.proshkolu.ru/lib/list/t11-s3-c5
4.http://tapisarevskaya.rusedu.net/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по предмету «Русский язык» для 2 класса (ФГОС)
Тематическое планирование рассчитано на 3 час в неделю, что составляет 99 учебных часа в год. Для реализации данного планирования был выбран учебник Э.В.Якубовской, Н.В. Павловой «Русский язык&r...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Русский язык»
Адаптированная рабочая программа учебного предмета«Русский язык»для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речиПредметная область: « Филология»Уровень: начальное общее ...
Адаптированная рабочая программа по предмету русский язык. 2 класс. Вариант1
В младших классах детям с ограниченными возможностями здоровья даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отноше...
Адаптированная рабочая программа по предмету "Русский язык" для учащихся с ОВЗ (обучение на дому) 4 класс
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающегося на дому составлена с учетом познавательной деятельности учащегося, уровня его общего и речевого развития, подготовки к усвоению учеб...
Адаптированная рабочая программа по предмету «Русский язык» для обучающихся с задержкой психического развития ( вариант 7.1) для 3 класса
Адаптированная рабочая программа по предмету «Русский язык» для обучающихся с задержкой психического развития ( вариант 7.1) для 3 классаРабочая программа конкретизиру...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающейся 4 «а» класса с нарушением опорно-двигательного аппарата
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373), Приме...
Адаптированная рабочая программа по предмету «Русский язык» для 2 – 4 класса (ФГОС)
Настоящая рабочая программа по русскому языку для 2 – 4 класса по адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталост...