Технологическая карта урока обучения грамоте "Звук э, буквы Э,э
план-конспект занятия по русскому языку (1 класс)

Технологическая карта урока обучения грамоте "Звук э, буквы Э,э"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_obucheniya_gramote.docx40.66 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная карта урока в соответствии с ФГОС                                                                                                                                                                              

1

Тип урока

Урок открытия нового знания

2

Класс

1

3

Тема

«Звук [э], буквы Э,э»

4

Образовательная программа, автор

Школа России; В.Г.Горецкий

5

Определение места урока в изучаемой теме,  разделе, курсе

Обучение грамоте, букварный период,  урок 57-58

6.

Цель  урока

Способствовать формированию умения выполнять звуко-буквенный анализ звука [э], читать слоги, слова с буквой Э.

7.

Задачи

Образовательные: познакомить со звуком [э]; научить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звуку [э];

Развивающие: развивать умение различать в словах звук [э]

Воспитательные: воспитывать у обучающихся чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности и самостоятельности; формулировать собственное мнение и позицию;

8

Описание применяемых образовательных технологий, обоснование их использования

Здоровье сберегающие технологии,  технология развивающего обучения

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап  урока

Образовательная задача  урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Планируемые результаты

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Предметные

Метапредметные (П-познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативные)

Личностные

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

объяснительно-иллюстративный метод

Здравствуйте, ребята!

Раз, два,три, четыре, пять- 
Урок пора нам начинать. 
Вы друг другу улыбнитесь 
И тихонечко садитесь.

-Проверьте готовность своего рабочего места, на парте должен быть: учебник, блокнот, пенал.

Здравствуйте!

ф

Интерактивная доска

Оценка учителя,

взаимоконтроль

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

РК

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

Метод проблемного изложения материала

Прием «Да-нет»  

1.Речевая разминка

Эльфы и эхо в прятки играли:
 Пряталось эхо, а эльфы искали.
 Эх, ну и трудно найти его было!
 Разве что эльфам такое под силу.

2.Актуализация знаний

-Ребята, какие звуки мы называем гласными?

-Каким цветом обозначают гласные на схеме?

Сейчас поиграем в игру «Да-нет»

-Гласные звуки встречают во рту препятствия?

 

-Гласные звуки тянутся, поются?

3. Пробное действие

Найдите лишнюю букву, подумайте, как она называется и какие звуки обозначает.

ЛМПРНЭ

-Сможете ли дать характеристику звуку, который обозначает буква «э».

Ответы обучающихся:

Мы должны сами понять, чего мы еще не знаем, и сами должны «открыть» новое знание, способ

-Гласные звуки не встречают препятствий и преград во рту, воздух свободно идет через рот.

-Красным

Нет

Да

- Буква «э»

- Т.к. все буквы обозначают согласные звуки, а буква «э» -гласный звук.

Нет.

Ф

       Ф ( П)

Г

Интерактивная доска (слайд 3)

самооценка

ПК

3. Этап выявления места и причины затруднения

Где вы затруднились? Почему?

Встречались мы раньше на уроке со звуком [э]?

Нет

Г

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Какова тема нашего урока?

Какова цель?

Как будем действовать, чтоб достичь цель?


–Какую цель поставим перед собой на уроке? (Слайд 4)

На слайде – опорная запись в виде предложений с целью.

План:

  1. Познакомиться со звуком [э].
  2. Узнать какой буквой обозначается  звук [э].
  3. Научиться читать слова и предложения с этим звуком .

«Звук [э], буквы Э,э»

Цель: Познакомиться с новыми звуками и буквой, которая эти звуки обозначает; учиться читать слоги с новой буквой

Ф

(Слайд 4)

РП

5.Этап реализации построенного проекта

Аналитико-синтетический подход, частично-поисковый метод

-Прочитайте загадку и  назовите отгадку

Живёт без тела,
Говорит без языка.
Никто его не видит,
А всякий слышит.

- Правильно, эхо. Ребята, произнесите это слово четко по слогам. Определите количество слогов в этом слове. А какой первый звук в этом слоге? Произнесем этот звук. Дайте характеристику звуку.

- Этот звук гласный или согласный? Почему?

- Ударный или безударный?

- Как обозначим  на схеме?

2. Работа со звуком [э]

1) Придумать слова со звуком [э] в начале, середине и конце слова.

3) Найти на картинке слова со звуком [э]

3. - Знаете ли вы, какой буквой они обозначаются?

- Кто сможет показать?

Откроем учебник «Азбука» на с. 57.

-Почему в азбуке напечатаны две буквы Э,э?

- А на что ещё похожа буква Э?»

-– Проговариваем слово каратэ целиком дважды.

– Делим на слоги, скандируем

ка-ра-тэ

-Произнесите первый звук в слове «каратэ».

– Дайте характеристику звуку [э]

– Объясните, почему звук [э] произносится ударно?

– При произнесении звука [э]. губы раскрыты горизонтально, расстояние между зубами - большой палец, гортань открыта широко, нёбная занавеска приподнята.

– Схема.

4. Чтение слогов на слайде

 Физминутка:

Раз - подняться, подтянуться.
Два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.
На четыре - ноги шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - за стол тихонько сесть.  

1.Эхо

В слове эхо – 2 слога.

- 1 слог – э, первый звук [э].

-Гласный

-Ударный

-Гласный звук мы будем обозначать на схеме красным цветом

-Экскаватор, поэт, алоэ, каратэ

- каноэ, этажерка, эму.

-Ка-ра-тэ

-Гласный, ударный

-Чтобы поставить ударение нужно произнести слово с вопросительной интонацией.

Г

Выделять звук [э] в начале слов и после гласных

П

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Закрепление внутри темы.

Работа по учебнику стр.57

Работа по рисунку.

-  Как назван рисунок?

-Почему?

- Кого нарисовал художник?

Чтение слов с буквой э.

Эхо, экран

Чтение текста

-Давайте прочитаем текст, который дан ниже.

- Какой первый звук в слове аэробус. Произнесите.

- Какой звук обозначает буква э в слове аэробус. Произнесите.

-Звук [а]

-Гласный, безударный

Аэробус

И

Учебник

П

Формирование эмоционального отношения к школе и учебной деятельности.

7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Самостоятельная работа

  1. Игра в эхо.

Эхо – это отзвук, звучит только часть слова. На столе лежат карточки со словами. Один  из вас называет слово, а весь класс отзывается эхом.

-Урок – рок

 Коля – Оля

Петушок – шок

Слон – он

Пятак – так

Г

Карточки

Умение работать в парах, договариваться. Умение учитывать позицию партнёра

8.Этап включения в систему знаний и повторения

Закрепление межтемное темы.

2. Работа в парах. ( чтение по ролям).

-Прочитайте I вариант за человека,II вариант за эхо.

-Прочитайте вопрос после текста. Попробуйте ответить на него.

-Урок – рок

 Коля – Оля

Петушок – шок

Слон – он

Пятак – так

п

взаимооцека

Умение работать в парах, договариваться. Умение учитывать позицию партнёра

9.Этап рефлексии УД на уроке

- Наш урок подходит к концу. - С какими звуком и буквами познакомились?

 -За что можете себя похвалить?

-Над чем ещё надо поработать?

 -Сможем ли выполнить задание, которое вызвало у нас затруднение в начале урока, мы не могли дать характеристику звуку, который обозначает буква «э». Теперь сможем?

- Буква Э обозначает гласный звук [э].

Дети с помощью слов – подсказок подводят итог урока

-Мне удалось...

-Я могу похвалить...

-Я недостаточно...

-Я старался... Оценивают работу, высказывают своё мнение

г

Оценка учителя

смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение. Что дал урок.

Методы по Лернеру и Скаткину:

  1. объяснительно-иллюстративный: учитель сообщает готовую информацию разными средствами (рассказ, лекция, работа с учебником, объяснение правила)
  2. репродуктивный: восприятие учеником учебных действий по определённому алгоритму. Используется для приобретения умений и навыков.
  3. метод проблемного изложения материала: дается противоречивый материал, который нужно сравнить и сделать выводы.
  4. Частично -поисковой: учитель дробит информацию на небольшие проблемные вопросы, а ученик пошагово осуществляет поиск решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока обучения грамоте : «Звуки [ф], [ф`]. Строчная буква ф. Написание соединений, слов со строчной буквой ф».

Тип урока. Урок открытия новых знаний.Дидактическая задача. Создать условия для знакомства учащихся с новыми звуками и буквой, организовать работу учащихся с текстом в соответствии с «Технологией форм...

Технологическая карта урока обучения грамоте. Тема:Буква Х,х. Звуки [х],[х\'].

Технологическая карта урока составлена по УМК "Перспектива", 1 класс....

Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе. Тема: «Буквы «Д , д» обозначающие согласный звук [д, д,]. Чтение слов, предложений и текстов с буквами Д».

1.      Данный урок включен в тематическое планирование по обучению грамоте (букварный период). Поэтому для усвоения изучаемого материала есть предпосылки:ü  учащиеся зна...

Технологическая карта урока обучения грамоте (предметная область Литературное чтение, Система Л.В.Занкова) по теме "Знаки звуков – буквы. Буквы А и У. Рифма"

Учитель: Захаренкова Елена ЭдуардовнаПредметная область: Обучение грамоте («Азбука», авторы Н.В.Нечаева, К.С.Белорусец)Образовательная программа: Развивающая система ЗанковаКласс: 1Тип уро...

Технологическая карта урока обучения грамоте.Тема: «Закрепление знаний о буквах Б и П. Сопоставление букв Б и П». УМК "Школа России".

Цели деятельности учителя: закрепление знания учащихся о согласных буквах  Б, б, П, п.; сопоставление звуков [б],[б’],[п][п’] в речи; развитие речевой и мыслительной деятельности учащ...

Технологическая карта урока обучение грамоте+письмо «Буква Ю, ю и звуки, которые она обозначает» (Умк Перспектива,1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование знаний учащихся о букве Ю и звуках, которые она обозначает; совершенствование навыка слогового и орфоэпического чтения; формиро...