Технологическая карта урока обучение грамоте+письмо «Буква Ю, ю и звуки, которые она обозначает» (Умк Перспектива,1 класс)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Титова Вероника Евгеньевна

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: формирование знаний учащихся о букве Ю и звуках, которые она обозначает; совершенствование навыка слогового и орфоэпического чтения; формирование представления учащихся о письме заглавной и строчной буквы Ю,ю.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Познакомить с буквой Ю и её особенностями: обозначение двух звуков в начале слова и после гласной;
  2. Научить выполнять звуко-буквенный анализ слов с буквой Ю;
  3. Научить читать слоги, слова с буквой Ю;
  4. Научить анализировать форму буквы Ю, и научить писать букву Ю,ю по алгоритму, соединять буквы в слоги, слова.

Развивающие:

  1. Развивать речь учащихся, через обогащение словарного запаса;
  2. Развивать познавательный интерес, активность путем использования занимательных заданий;

Воспитательные:

1. Воспитывать ответственное отношение к учению;

2. Воспитывать уважение друг к другу в процессе работы в парах.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ

Дата: 21.12.2021

Школа: МАОУ «СОШ №104»

Класс:

Урок: 2

Время: 8:55 – 9:35  Кабинет: 213

Студент: Цыс Вероника Евгеньевна

Группа: 41

Учитель: Шатилова Татьяна Александровна

Методист: Солопова Татьяна Викторовна

Тема урока «Буква Ю, ю и звуки, которые она обозначает»

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: формирование знаний учащихся о букве Ю и звуках, которые она обозначает; совершенствование навыка слогового и орфоэпического чтения; формирование представления учащихся о письме заглавной и строчной буквы Ю,ю.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Познакомить с буквой Ю и её особенностями: обозначение двух звуков в начале слова и после гласной;
  2. Научить выполнять звуко-буквенный анализ слов с буквой Ю;
  3. Научить читать слоги, слова с буквой Ю;
  4. Научить анализировать форму буквы Ю, и научить писать букву Ю,ю по алгоритму, соединять буквы в слоги, слова.

Развивающие:

  1. Развивать речь учащихся, через обогащение словарного запаса;
  2. Развивать познавательный интерес, активность путем использования занимательных заданий;

Воспитательные:

1. Воспитывать ответственное отношение к учению;

2. Воспитывать уважение друг к другу в процессе работы в парах.

Оборудование: учебник  «Азбука»  автор Л.Ф. Климанова, 1 класс 1 часть (УМК «Перспектива»), прописи «Мой алфавит» автор Л.Ф. Климанова, 1 класс 1 часть (УМК «Перспектива»), учебная презентация, раздаточный материал.

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно -значимом уровне

Словесный:  психологический настрой


Фронтальная

Словесный: инструктаж 

  1. Приветствие, психологический настрой на работу.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Вероника Евгеньевна, сегодня я проведу у вас урок обучение грамоте.

Мне очень приятно видеть вас сегодня. Давайте начнём наш урок с улыбки. Хочу пожелать Вам хорошего настроения и успехов.
- Покажите свою готовность к уроку.
На парте у вас должна лежать азбука, прописи, пенал. А теперь садитесь на свои места и покажите мне, как сидят настоящие первоклассники, молодцы!

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Личностные: включение в учебную деятельность.

Учебная презентация

Актуализация знаний и мотивация

(6 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный: учебный диалог

Языковой анализ:

выделение первого

звука в слове

Словесный:подводящий диалог

Фронтальная беседа

  1. Формулирует задание.

- Прежде чем приступить к изучению нового материала, что необходимо сделать?

- Посмотрите на доску.

а о у и ы ё я э е

- Что можете рассказать об этих буквах?
-Разделите буквы на две группы.

- Назовите буквы, которые обозначают мягкость согласных звуков? 

- Назовите буквы, которые обозначают твёрдость согласных звуков? 

- О каких буквах мы можем сказать, что они хитрые? Почему? 

- Сегодня на уроке у нас присутствует гость. Это девочка Юля и в следующем году она станет первоклассницей, как и вы. У Юли есть любимая игрушка. А вот какая, вы узнаете, если правильно совершите путешествие по полю букв. Путешествовать будем только глазками!
Закройте глаза! Откройте.
1. Найдите глазами букву ю. Это начало слова.

2. А теперь два шага вправо. Это вторая буква.

3. Два шага вниз. Какое слово получилось?

ю

с

л

п

о

р

у

к

а

- Что такое юла? А человека можно назвать юлой? В каком случае?  

- Сделайте звуковую схему к этому слову.

Посмотрите у Юли получилась такая схема. Есть те, у кого получилось по другому?
https://documents.infourok.ru/031a38cf-63e1-4530-b110-e4684475c180/slide_04.jpg

- Где возникло затруднение?

Отвечают на вопросы:

- Повторить то, что нам потребуется на уроке.

- Они обозначают гласные звуки.


-
и е ё я.

- а о у ы э.

- е ё я. Они обозначают 2 звука, когда стоят в начале слова или в середине слова после гласной.



- Юла.

- Постоянно двигаться, крутиться.

- Один у доски, другие самостоятельно.

При обозначении первого слога, звуков [йу].

Предметные: повторить уже имеющиеся знания.

Метапредметные: 

П:структурирование знаний

П: звуковой анализ

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

П: умение воспринимать информацию, осознанно воспроизводить в процессе деятельности

Постановка учебной задачи
(3  мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: учебный диалог

Фронтальная беседа

Наглядный: составление плана с опорой на слайд

1.Побуждает обучающихся к формированию темы и целей урока.

-Кто догадался, с какой новой буквой мы познакомимся сегодня на уроке?

- Как определить тему нашего урока?

-Какие цели поставим на урок?

2.Вовлекает учащихся в определении последовательности действий на уроке

- А для того, чтобы достичь поставленной цели, нам необходимо спланировать нашу работу.

Но пока я к вам шла, весь план перепутался. Давайте его восстановим.

  1. Потренируемся в чтении и написании слов с буквой Ю.
  2. Узнаем и запомним алгоритм написания буквы Ю.
  3. Определим, какие звуки обозначает буква Ю.

3.Организовывает оценивание деятельности обучающихся по самооцениванию и взаимооцениванию.

- У вас на партах есть изображение юлы, закрасьте первую полоску, если у вас получилось определять тему, ставить цели и составлять план работы, если не получилось – закрашивать не нужно.

Определяют тему и цель урока.

 

Узнаем какие звуки может обозначать буква ю.

Научимся писать строчную и заглавную букву ю.

  1. Определим, какие звуки обозначает буква Ю.
  2. Узнаем и запомним алгоритм написания буквы Ю.
  3. Потренируемся в чтении и написании слов с буквой Ю .

Оценивают свою деятельность.

Метапредметные:

Р: целеполагание

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план.

Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности.

Учебная презентация

«Лист достижения»

Набор составления схем.


Динамическая таблица – написание букв

"Открытие" детьми нового знания
 (11 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

Аналитико - синтетический: звуковой анализ слова, характеристика звука.

Словесный: учебный диалог

Моделирование:

Звуко-буквенный анализ

Языковой анализ: звуковой анализ слова, характеристика звука.

Языковой анализ:

выделение первого

звука в слове

Наглядный: демонстрация, ассоциация 


Практический: пальчиковая разминка

Наглядный: демонстрация написания букв

Практический: письмо в воздухе

1.Организует работу с языковым материалом по теме.

-А теперь прочитаем слоги, которые даны на слайде

Юв Юр Юк Юл Ют

- Что мы слышим в начале слога? А какую букву напишем? В начале слова буква ю читается так, как она называется.

Ою аю ею

После каких звуков стоит буква ю?

- Что мы слышим после гласных? А какую букву напишем? После гласных буква ю читается так, как она называется.

Вот мы с вами и открыли секреты буквы ю. Кто расскажет?

Продолжите:

Если буква ю стоит в начале слова...

Если буква ю стоит после гласной...

-Сейчас мы проиграем в игру. Вам необходимо найти все слова, которые начинаются на букву Ю. Отвечаем по поднятой руке.

-Теперь назовите слова, в который буква Ю стоит в середине слова.

-Слова, в которых буква Ю стоит в конце слова.

-Молодцы, Юля предлагает нам открыть Азбуку на с 38. Давайте прочитаем слова выделенные жирным цветом.
- Определите, сколько слогов в слове пою? Прохлопайте.

-С какого звука начинается это слово?

-Назовите первый звук, какой он?

-Какую преграду встречает звук?

-Закройте ушки и произнесите звук, глухой он или звонкий?

-Мягкий или твердый?

-Возьмите набор для составления схем. Давайте отметим первый звук. Каким цветом?

-Второй звук. Какой он? Каким цветом?

- Какая буква обозначает третий звук? Что мы знаем?


- Охарактеризуйте эти звуки.

- Молодцы, а теперь 1 вариант составляет звуковую схему слова Юра, 2 вариант – играю. Двое учащихся работают у доски.

2. Организует самооценивание.

- Соотнесём нашу работу с планом достижения цели.
Какие звуки обозначает буква Ю?
- Закрасьте вторую полоску, если вы справились с первым пунктом плана.

3. Организует знакомство с буквой.

Какой следующий этап?

- На что похожа буква Ю?

-А кто знает местоположение буквы Ю в алфавите? Покажите.

- Откройте прописи на странице 36. Посмотрите в верхний правый угол и скажите, из скольких элементов состоит строчная буква ю?

-Можете ли вы назвать эти элементы?

-Прежде чем приступить к письму вспомни правила посадки и как правильно держать ручку.

Теперь разомнем наши пальчики. Смыкаем поочерёдно пальчик в колечки сначала правой рукой, затем левой и двумя руками одновременно.
4.Демонстрирует написание буквы.

-Сядьте правильно и посмотрите написание строчной буквы ю.

-Возьмите ручки в руки. Я посмотрю, как вы их держите.

-Пропишем букву в воздухе, повторяя за написанием на видео.
5.Организует самостоятельную работу по написанию буквы.

-Пропишите строчную букву ю в прописях по теневым линиям.

- Теперь пропишем букву ю самостоятельно вместе со мной под диктовку.

1. Начинаем на верхней линии рабочей строки. Сверху вниз, до нижней линии пишем прямую. Делаем небольшой повтор по прямой вверх, отклоняясь влево.
2. Не дойдя до середины строки, ведем плавную линию вправо, выгибая вниз.
3. Вправо прописываем полуовальную линию, коснувшись нижней линейки.

4. Продолжаем ее вверх, закругляем влево, коснувшись верхней линейки, опускаем вниз, «закрываем» овал. 
-Подчеркните ту букву, которая написана правильно и аккуратно: соблюден
размер: ширина и высота буквы, наклон. Аккуратность, т.е. плавное движение руки, написано без помарок.
- Теперь обратим внимание на заглавную букву, из скольких элементов она состоит?
- Сейчас я буду писать на доске с комментированием, а вы в воздухе.
1.Начинаем ниже верхней РС. Снизу вверх к пишем плавную линию, отклоняясь вправо.
2. Вниз опускаем прямую.
3. Не дойдя до нижней РС, делаем закругление влево, коснувшись ее.
4. Ведем плавную линию вправо и пересекаем прямую ниже ее середины.
5. Вправо пишем полуовальную линию, коснувшись нижней линейки.

6. Ведем ее вверх, закругляем влево, коснувшись дополнительной линейки, опускаем вниз, «закрываем» овал.

- Пропишите заглавную букву ю по теневым линиям и ниже её элементы.
6.Организует самооценивание
-Закрасьте следующую линию на юле, если ваши буквы написаны в соответствии с критериями.

-У кого не совсем получилось, не расстраивайтесь, мы только учимся.

-Сделаем вывод: из скольких и каких элементов состоит буква ю?

Динамическая пауза

- А сейчас давайте встанем и немного отдохнем. Повторяйте движения на экране.

Читают слоги.

- [й у].
- Букву ю.

- После гласных.

- [й у].

- обозначает два звука [й], [у].

-Юла, юнга, Юра.

 

- Каюта, валюта.

- танцую, рисую.

- 2 слога.


-
[п].
- согласный, твёрдый.

-губы.

- глухой.
- твёрдый.

- Синим.


- Гласный, красным.
- Буква ю, после гласной обозначает два звука
[й], [у].
- [й] – согласный, мягкий, обозначим зелёным цветом, [у] – гласный, красным цветом.

- [й] – согласный, мягкий,  [у] – гласный.

Оценивают свою деятельность.

- Узнаем и запомним алгоритм написания буквы Ю.
- Девочка с обручем.

Показывают.

- Из трёх.

- прямая линия, овал.


Выполняют пальчиковую гимнастику.



Письмо «в воздухе»



Прописывают строчную букву самостоятельно.

 






- из двух, прямая линия с петлёй, овал.





Прописывают заглавную букву по теневым линиям.




Выполняют динамическую паузу.

Метапредметные:

П: структурирование знания

П: звуковой анализ, моделирование

К: сотрудничество

П: произвольное и осознанное построение речевого высказывания

П: поиск и выделение признаков предметов в общей работе;

К: умение высказывать и аргументировать свои мысли

Р: саморегуляция

П: анализ написания буквы

Р: выполнение действия по заданному правилу


Первичное закрепление
(5 мин)

Усвоение нового способа действий

Словесный: учебный диалог

Частично-поисковый: выборочное чтение 

Фронтальная

1.Организует чтение слов.

Посмотрите на следующий пункт плана. Чем мы с вами займёмся?
- Откройте азбуку, на стр. 38

-Что вы заметили? Кого называют Юля, а кого Юлия?
-Что общего у слов Юля и Юра? Почему они пишутся с заглавной буквы?
- Сейчас только девочки читают вслух первую строчку.
- А теперь мальчики – 2 строчку.
- Какая особенность у буквы Ю в начале слова?
- Придумайте имена на букву Ю.
2. Организует написание слов, работу  в прописи.

- Какие виды соединения вы знаете?

- Откройте прописи на стр. 37. Прочитайте слова.

-Сначала пропишите самостоятельно по теневым линиям. Не забывайте держать ручку правильно и сидеть ровно.

-Подчеркните те слова, которые написаны правильно и аккуратно: соблюден размер: ширина и высота буквы, наклон. Соединение букв. Аккуратность, т.е. плавное движение руки, написано без помарок.

5. Организует самооценивание

-Закрасьте линию нашей юлы, если у вас получилось написать слова в соответствии с критериями. -Поднимите руку, у кого 4 слова написаны правильно и аккуратно. Молодцы!

-У кого не совсем получилось, не расстраивайтесь, мы только учимся.



-Потренируемся в чтении и написании слов с буквой Ю

- Имена собственные.


Читают слова.

-Верхнее, среднее, нижнее.


Прописывают слова самостоятельно.

Метапредметные:

П: структурирование знаний;

П: смысловое чтение

Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности.

П: работать по предложенному плану;

Р: саморегуляция

Р: оценка

Азбука

Прописи

«Лист достижения»

Самостоятельная работа с самопроверкой
(5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Фронтальная

Словесный: учебный диалог

Практический: упражнение

Копировальный: письмо по теневым линиям

1.Организует самостоятельную работу в прописи.

-Что мы можем составить из слов?

У вас в прописях вы видите текст, давайте его прочитаем. Какое слово вам не знакомо?
- Кто-то знает такую птицу? Посмотрите на слайд.
- Размер этой птицы подобен воробью. Окрас оперенья зависит от времени года. Неизменным остается оперение на грудинке.
Пропишите сначала по теневым линиям, а затем самостоятельно, соблюдая критерии.

  2.Организует самооценивание

-Оцените свою работу. Соблюден ли наклон букв, соединения? Написано без помарок? Если работа соответствует всем критериям – закрасьте линию на юле.

-Предложения.

- Юрок.

Анализируют информацию.

Записывают предложение.

Оценивают свою деятельность.

Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности

Р: саморегуляция

П: поиск и выделение необходимой информации

Р: оценка

Учебная презентация

Пропись

«Лист достижений»

Включение в систему знаний, повторение

(5 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная

Практический: жужжащее чтение

Практический:

Чтение предложений

1. Организует чтение предложений.

- Откройте азбуку на стр. 39, перед нами текст. Как он называется?

-Сейчас в парах, в полголоса прочитайте текст по одному предложению.
- Кем мечтает стать Юра?
- Кто желает вслух прочитать первую часть текста

- Куда плывет кораблик "Юла"?
- Почему его называют юрким?
-Что видно на небе?

-Ребята, а вы знаете, что такое южный крест? – Это наименьшее по площади созвездие на небе. Граничит с созвездиями Центавр и Муха. Четыре ярких звезды образуют легко узнаваемый крест, который служил для определения направления.
- Кто прочитает вторую часть?.

-Как зовут кота Юнги?

- Почему Юра назвал своего кота Юпитером? Что такое Юпитер?

- Читаем третью часть.
- Где будет плавать юра. когда станет матросом?

Прочитаете слова с буквой ю в начале слова. Сколько?

Прочитаете слова с буквой ю после гласной. Сколько звуков?  Почему?

3. Организует самооценивание

- Кто считает, что правильно ответил на все мои вопросы, закрасьте последнюю линию.

-Все ли пункты плана мы выполнили?


- Юнга.

Чтение текста в парах.

Чтение текста по частям.
- На юг.


- Южный крест.

-Точки.



- Юпитер.

- Планета солнечной системы.

- Матросом.

- По морям и океанам.

- [й у].

- Буква ю после гласных и в начале слова обозначает два звука.

Оценивают свою деятельность.

-Да.

Метапредметные:

П: анализ, синтез

П: смысловое чтение

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Р: оценка, фиксация затруднений

Азбука

Учебная презентация

«Лист достижения»

Рефлексия деятельности

(4 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: обобщающая беседа

Фронтальная

1.Организует беседу, связывая результаты урока с целями.

-Наш урок подходит к концу. Вспомните, какова тема урока?

-Какие цели мы ставили на урок?

- Какие звуки обозначает буква Ю, в каких случаях?

-Из каких элементов состоит заглавная и строчная буква ю?

2.Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

-Как вы считаете, мы достигли целей урока?

-Посчитайте, линий на юле вы закрасили? Поднимите изображения те, кто закрасил юлу полностью Молодцы, можно сказать, что вы усвоили тему на отлично.

Кто закрасил больше половины? Хорошо. Не все получилось, но вы близки к достижению цели.

У кого закрашено меньше половины? Не расстраивайтесь, вам нужно еще немного потренировать и у вас все получится.

-Спасибо за урок! До свидания!

- Буква Ю и звуки, которые она обозначает.

Узнаем какие звуки может обозначать буква ю.

Научимся писать строчную и заглавную букву ю.

- Если буква ю находится в начале слова или после гласной, то она обозначает два звука - [й у].

Оценивают свою деятельность.

Метапредметные: 

Р: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

К: построение речевого высказывания

Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности

Р: оценка, фиксация затруднений

Учебная презентация

«Лист достижения»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока обучение грамоте/письмо по теме «Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д» (УМК "Школа России" 1 класс)

Тип урока: «открытие » нового знанияЦель урока: знакомство учащихся со звуками [д], [д’],  с печатными буквами Дд; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически....

Технологическая карта урока обучения грамоте "Письмо строчной и прописной буквы Ж" (УМК "Перспектива", 1 класс)

Цель урока: формирование представления учащихся о письме строчной и прописной буквы Ж; совершенствование навыка  письма слогов и слов с буквой Ж.Задачи урокаДидактические:Научить анализировать фо...

Технологическая карта урока обучение грамоте/письмо «Согласный мягкий звук [ч], [ч’], буквы Ч, ч. Сочетания ча-чу» (УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: формирование знаний о звуке [ч’] и букве Ч; формирование навыка правильного письма сочетания ча-чу, сознательного чтения, формирова...

Технологическая карта урока обучение грамоте/письмо «Согласный звук [щ’], буквы Щ, щ» (УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о звуке [щ’] и букве Щ, щ; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Задачи урокаДидактические:...

Технологическая карта урока обучение грамоте/письмо «Согласный звук [ж], буквы Ж, ж» (УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство со звуком [ж], печатными и письменными буквами Ж, ж; совершенствование чтения слов по слогам и орфоэпически.Задачи урокаДидактичес...

Технологическая карта урока обучение грамоте/письмо «Согласный мягкий и твердый звук [х’], [х], буквы Х, х» (УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство учащихся со звуками [х’], [х] с печатными буквами Хх; совершенствование навыка чтения слов и предложений по слогам и орфоэпи...

Технологическая карта урока Обучение грамоте: "Письмо строчной буквы т" (1 класс, УМК: "Школа России")

Цель урока: формирование графического навыка написания строчной буквы т.  Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Формировать умение писать строчную букву т.2. Форм...