Технологическая карта урока обучения грамоте (предметная область Литературное чтение, Система Л.В.Занкова) по теме "Знаки звуков – буквы. Буквы А и У. Рифма"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Учитель: Захаренкова Елена Эдуардовна
Предметная область: Обучение грамоте («Азбука», авторы Н.В.Нечаева, К.С.Белорусец)
Образовательная программа: Развивающая система Занкова
Класс: 1
Тип урока: Урок «открытия» новых знаний
Тема урока: Знаки звуков – буквы. Буквы А и У. Рифма.
Цель: познакомить с гласными звуками А и У и соответствующими буквами, сформировать представление о рифме, рифмующихся словах
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: выполнять правила поведения на уроке, осваивать правила сотрудничества с учителем и одноклассниками
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
· Регулятивные: формулировать с помощью учителя учебную цель, принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения действия;
· Познавательные: уметь ориентироваться в системе уже имеющихся знаний, находить и грамотно формулировать ответы на вопросы;
· Коммуникативные: формировать умение слушать и понимать собеседника, сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебного действия.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: анализ звуков, букв, построение и анализ графических схем слов, поиск необходимой информации при помощи учебника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обучение грамоте. Буквы А и У. | 28.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учитель: Захаренкова Елена Эдуардовна
Предметная область: Обучение грамоте («Азбука», авторы Н.В.Нечаева, К.С.Белорусец)
Образовательная программа: Развивающая система Занкова
Класс: 1
Тип урока: Урок «открытия» новых знаний
Тема урока: Знаки звуков – буквы. Буквы А и У. Рифма.
Цель: познакомить с гласными звуками А и У и соответствующими буквами, сформировать представление о рифме, рифмующихся словах
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: выполнять правила поведения на уроке, осваивать правила сотрудничества с учителем и одноклассниками
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- Регулятивные: формулировать с помощью учителя учебную цель, принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения действия;
- Познавательные: уметь ориентироваться в системе уже имеющихся знаний, находить и грамотно формулировать ответы на вопросы;
- Коммуникативные: формировать умение слушать и понимать собеседника, сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебного действия.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: анализ звуков, букв, построение и анализ графических схем слов, поиск необходимой информации при помощи учебника
Основное содержание темы, термины: предмет и слово, звук и буква, их различие, гласные и согласные звуки, их отличие в речи, гласные звуки и соответствующие буквы А и У, рифма, рифмующиеся слова
Оборудование урока: учебник по обучению грамоте «Азбука» (авторы Н.В.Нечаева, К.С.Белорусец), Тетрадь по чтению к «Азбуке» (авторы Н.В.Нечаева, К.С.Белорусец), картинки с изображением лисы, утки, окна, арки, иглы, очков, материал для моделирования схем слов, запись на доске.
Содержание взаимодействия педагоги и учащихся
№ п/п | Этапы урока Формы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. | Организация начала урока. Коллективная, индивидуальная | Приветствует учащихся, создаёт позитивный настрой: Громко прозвенел звонок, Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Личностные : самоопределение |
2. | Речевая разминка. Коллективная | Организует речевую деятельность учащихся, демонстрирует упражнения для языка. -Вам нравятся сказки? - Давайте попробуем рассказать и показать сказку про наш язычок. Жил-был весёлый язычок в своём домике. Домик назывался… (рот). В домике было две двери (губы и зубы), откройте первую дверцу, потом вторую. Надоело Язычку сидеть в тёмном домике, он решил выйти погулять. Высунул он кончик на улицу, посмотрел, какая погода. Солнышко греет, решил Язычок позагорать. Лёг Язычок на крылечке и греется. Вдруг подул ветер, Язычок замёрз и спрятался в домике. Выспался Язычок, решил сделать зарядку: потянулся вверх, опустился вниз. Почистил зубки. Вышел на улицу поискать ребят: посмотрел налево – нет, посмотрел направо – нет, вверх, вниз, побежал кругом и увидел вас. Он так обрадовался, что защёлкал вот так. | Выполняют упражнения для языка | Регулятивные : соотнесение действий с учебной задачей, осуществление самоконтроля. |
3 | Актуализация опорных знаний Коллективная | Организует коллективную работу на повторение имеющихся знаний по теме, подводит к созданию проблемной ситуации -Хотите знать, кто сегодня у нас в гостях? Попробуйте отгадать загадку: Посмотрите-ка, какая – Вся горит, как золотая, Ходит в шубке дорогой, Хвост пушистый и большой. (Лиса) Демонстрирует картинку с изображением лисицы. -В каких сказках встречается эта героиня? Какая она? -Кому она поёт такую песенку: Петушок, петушок, Золотой гребешок? -Давайте поможем лисичке, споём её песенку. Сначала мальчики попробуют спеть, используя только синие буквы, а потом девочки будут петь с помощью красных букв.(Синим показаны согласные, а красным – гласные) -У кого получилось, а у кого нет? Как вы думаете, почему? -Расскажите, что вы уже знаете о гласных звуках. | Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. | Коммуникативные : продуктивное сотрудничество с учителем и одноклассниками Познавательные : анализ объекта с целью выделения существенных признаков, осознанное построение речевого высказывания в устной форме Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи |
4 | Постановка учебной проблемы, целеполагание Коллективная, групповая | Организует возникновение затруднения (проблемной ситуации), помогает учащимся сформулировать тему и цель урока. -Сегодня лисичка поможет нам узнать что-то новое. Хотите посмотреть, что она нам принесла? Учитель представляет картинки, на которых изображены утка, окно, игла, очки. -Какое задание лисички вы сейчас могли бы выполнить? Среди вариантов ответов выбирает моделирование звуковой схемы слов. -Предлагаю разбиться на группы и каждой группе выложить на партах схему одного слова. Потом сравним наши результаты. Распределяет слова по группам, организует работу одной из групп у доски со словом «утка». -Что заметили? -Как различить слова, если убрать картинки? -О чём сегодня будем говорить? Для чего нам это будет нужно? | Предлагают задания для одноклассников, выполняют моделирование звуковых схем, анализируют схемы, формулируют тему и цель урока | Коммуникативные: постановка вопросов, взаимодействие для выполнения учебной задачи Познавательные: формулирование проблемы, использование знако – символических средств, выделение при помощи учителя темы Регулятивные: формулирование цели |
5. | Усвоение новых знаний и способов действий Коллективная, парная | Организует работу по «Азбуке», стр.12 -Проверьте своё предположение. -Какие буквы есть на странице «Азбуки»?Почему их по две? -Какими увидел художник буквы А и У? Почему? -Проверьте своё предположение в парах, отыскивая в названиях предметов нужные звуки. -Какие это звуки? -Как вы думаете, в какую квартиру на ленте букв нужно поселить А и У? | Читают заголовок вверху страницы. Рассматривают рисунки. Отвечают на вопросы учителя. Осуществляют устный звуковой анализ в парах. Делают выводы. | Коммуникативные: взаимодействие для выполнения учебной задачи, поиск ответов на вопросы учителя Познавательные : анализ объектов с целью выделения существенных признаков, осознанное построение речевого высказывания в устной форме Регулятивные: исследование учебной задачи, обсуждение предметных способов решения |
6. | Физминутка Коллективная | Организует игру «Ожившие буквы», осуществляет профилактику переутомления | Изображают одну из букв по желанию. Объединяются в пары или работают индивидуально | Коммуникативные: взаимодействие для выполнения учебной задачи Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, осуществление самоконтроля |
7. | Первичная проверка понимания Индивидуальная, парная, коллективная | Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание. Организует самопроверку по эталону, взаимопроверку. Работа в тетради по чтению к «Азбуке», стр. 4 | Печатают изученные буквы по образцу, отыскивают имена сказочных героев со звуками А,У, печатают недостающие буквы, сравнивают полученные слова в парах, озвучивают полученные результаты. | Познавательные: уметь добывать новые знания, работать по образцу, находить ответы, используя свой опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, осуществление самоконтроля |
8. | Закрепление знаний и способов действий Коллективная, парная, индивидуальная | Организует индивидуальную работу с зашифрованным рисунком в «Азбуке», стр.13 -Снова лисичка хочет предложить вам задание: определить, какой из принесённых предметов ей больше всего нравится. Он прячется на странице 13 в «Азбуке». -Что нужно сделать, чтобы расшифровать загадочный рисунок? -Выполняйте работу самостоятельно, старайтесь, чтобы ваши рисунки получились аккуратными и понравились лисичке. -Что же у вас получилось? -Как вы думаете, почему лисичка выбрала именно этот предмет? -Какое ещё задание здесь есть? -Но вы сегодня уже строили схему слова «утка». Что ещё можно отметить на этой схеме? Воспользуйтесь знаниями, полученными сегодня на уроке. -Верно, в этом слове есть буквы, с которыми мы работали сегодня на уроке. -Найдите место этих букв в схеме данного слова и в схемах слева от рисунка, допишите буквы в соответствующие клеточки. -Как вы думаете, что больше нравится лисичке: предмет или слово? -В чём различие слов и предметов? -Кого ещё художник нарисовал вверху странички? -Что делает этот малыш? -А вы знаете первые слова, которые говорят такие малыши? -Кто догадался, почему мы начали изучать буквы именно с букв А и У? - Лисичка очень хочет порадовать малыша. Посоветуйте, как ей это лучше сделать. -А ещё можно малышу прочитать весёлую потешку. Давайте это сделаем (стр.13) -Что вы заметили? -Поработайте в парах и попробуйте догадаться, почему одни слова подчёркнуты красным цветом, а другие синим. -К каким выводам вы пришли? -Такие слова называются рифмующимися. | Рассматривают зашифрованный рисунок в «Азбуке», формулируют и выполняют задание к рисунку. Анализируют схему слова «утка», выявляют место изученных букв, дописывают изученные буквы в соответствующие клеточки. Делают выводы в соответствии с вопросами учителя. | Познавательные: уметь находить ответы, используя свой опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
9. | Обобщение и систематизация знаний. Коллективная | Организует работу по формированию целостной системы знаний устройства родного языка. Побуждает учащихся к осмыслению различий между звуком и буквой, предметом и словом. -Вспомните, над какой темой мы сегодня работали? -В чём отличие звуков и букв? С какими буквенными знаками мы познакомились более подробно? -Что вы можете сказать о соответствующих звуках? | Отвечают на вопросы учителя. Обобщают знания, полученные на уроке | Познавательные: уметь находить ответы, используя свой опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные: уметь оформить свои мысли в устной форме, уметь слушать и понимать речь других Регулятивные: включение результата в систему имеющихся знаний |
10. | Физминутка. Коллективная | Организует выполнение ритмичных движений под текст потешки. | Выполняют движения вслед за учителем | Коммуникативные: взаимодействие для выполнения учебной задачи Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, осущесвление самоконтроля |
11. | Подведение итогов урока. Рефлексия Коллективная | -Что понравилось на уроке? Почему? - Что вызвало затруднение? Почему? - Спасибо за урок | Осуществляют самооценку деятельности на уроке | Коммуникативные: уметь оформить свои мысли в устной форме, уметь слушать и понимать речь других Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
12. | Домашнее задание | Предлагает ученикам рассказать дома о том, что узнали на уроке, узнать у родителей о своих первых словах, рассмотреть перед зеркалом положение губ при произнесении звуков А и У | Слушают учителя | Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока обучения грамоте : «Звуки [ф], [ф`]. Строчная буква ф. Написание соединений, слов со строчной буквой ф».
Тип урока. Урок открытия новых знаний.Дидактическая задача. Создать условия для знакомства учащихся с новыми звуками и буквой, организовать работу учащихся с текстом в соответствии с «Технологией форм...
Технологическая карта урока обучение грамоте по теме: Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш].
Технологическая карта урока обучение грамоте по теме: Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш]. Включает предметные, метапредметные и личностные ...
Технологическая карта урока обучения грамоте и письма (интегрированный) (1 класс). Тема: «Знакомство со звуками [л], [л’] и буквой Л, л». УМК "Начальная школа XXI века"
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления у обучающихся о гласных звуках [л], [л’] и способах их графического обозначения с помощью буквы Л, л; навыко...
Технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Т как знак для согласных звуков [т], [т’]» (система Эльконина-Давыдова), (1 класс)
Цель урока: формирование условий для ознакомления учащихся с буквой Т, как знака для согласных звуков [т], [т’]Задачи урока Планируемые результатыДидактические:учить строить графическую мод...
Технологическая карта урока обучения грамоте (УМК Школа России) «Закрепление знаний о буквах Б, б и звуков [б], [б’]. Сопоставление букв Б-П»
Технологическая карта урока обучения грамоте (УМК Школа России) «Закрепление знаний о буквах Б, б и звуков [б], [б’]. Сопоставление букв Б-П»...
Технологическая карта урока обучения грамоте по теме «Парные согласные звуки [д] [д*] и [т] [т*] и буквы Д и Т. Сопоставление букв д т в слогах и словах.» (УМК"Школа России", 1 класс)
Цель урока: Формирование знаний о парных согласных звуках [д] [д*] и [т] [т*] и буквах Д и Т, развитие умений сопоставлять слоги и слова с парными по звонкости – глухости согласными буквами д и ...