Технологическая карта урока русского языка на тему "Слово и его значение" (4 класс, УМК "Перспектива")
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Технологическая карта урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВОЛГОГРАДСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Специальность 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»

Технологическая карта урока по русскому языку на тему:

«Слово и его значение»

Класс: 4 «З»

(УМК «Перспектива»)

Провел: студент 4 курса

Арсаев Арби Ильманович

Учитель:______________/Новикова Н.В./

Методист: _____________/Егина Е.Н./

Волгоград, 2023 г.

Технологическая карта урока

  1. Ф.И.О. учителя: Новикова Наталья Васильевна
  2. Ф.И.О. студента: Арсаев Арби Ильманович
  3. Класс: 4 «З»
  4. Дата: 16.11.2023
  5. Предмет: русский язык
  6. Тема урока: «Слово и его значение»
  7. Место и роль урока в изучаемой теме: урок закрепления
  8. Цель урока: создание условий для закрепления учащимися знаний по теме «Слово и его значение»
  9. Задачи:  
  • Дидактические: способствовать систематизации знаний о лексическом значений слов
  • Развивающие: содействовать развитию умения определять значение слов с помощью словаря, формированию орфографической зоркости, наблюдательности, памяти, внимания, мышления
  • Воспитательная: способствовать воспитанию интереса к русскому языку, эстетического вкуса, культуры речи;
  1. Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная
  2. Методы обучения: словесные, наглядные, практические
  3. Дидактические средства:
  • для учителя: учебник, карточки, словари
  • для учащихся: учебник, тетрадь
  1. Характеристика этапов:

Название этапа

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма работы

Результат

1

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

(2-3 мин)

Цель для учителя: создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность

Организация к учебной деятельности

Здесь затеи и задачи,

Игры, шутки, все для вас!

Пожелаем всем удачи,

За работу, в добрый час!

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Арби Ильманович. Сегодня урок русского языка у вас проведу я

-Присаживайтесь!

-Проверьте готовность к уроку, у вас на столах должны лежать учебники, ручки, пенал.

-Ребята, достаем свои тетради, записываем дату и классная работа

 Приветствуют

Фронтальная

(Р) волевая саморегуляция.

2

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
(4-5 мин)

Цель для учителя: способствовать актуализации у обучающихся соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов.

Цель для обучающихся: мотивация к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление.

Интересные факты

Словарная работа

Подведение к теме урока

Прежде чем начать урок, я расскажу вам несколько фактов о русском языке, которые вы еще не знаете.

1. Считается, что в русском языке около 500 тысяч слов;

2. Полагают, что словарный запас учащегося первого класса в школе равен 3500 слов;

3. А уже к 4 классу словарный запас может достичь до 10000 слов;

4. Известно, что 1,5 тыс. слов - в среднем хватает на простую разговорную речь, 2,5-3 тыс. слов - это словарный запас обычного человека, 4-5 тыс. - словарный запас человека, заботящегося о своем развитии, в том числе языковом.

-И сегодняшний урок еще больше поможет нам узнать о русском языке и словарном запасе

-А сейчас у нас будет словарная работа, мы ее будем выполнять по вариантам

*делю уч-ся на 2 варианта по рядам

-С левой стороны доски будут появляться слова для 1 варианта, а с правой для второго

-В словах будут пропущенные буквы ваша задача узнать какая буква пропущена и написать слово в тетрадь через запятую

1 вариант- УР…ГАН, БЛ…СТИТ, Л…ВЕНЬ, ОБЛ…КО ,

2 вариант- БР…ДЯГА, В…КРУГ, С … БАКА, В…КЗАЛ

-А теперь обменяйтесь тетрадью с соседом по парте и проверяем

*на доске появляются правильное написание слов, учащимися объясняется написание некоторых слов

-Молодцы! С этим заданием вы справились хорошо

Посмотрите, пожалуйста, на доску. Перед вами слова, но буквы в этих словах поменяли местами. Ваша задача-расставить правильно буквы и озвучить тему нашего урока

ОЛОВС И ГОЕ ЧЕНАЗИЕН

-Итак, ребята, какую же тему мы будем продолжать изучать на сегодняшнем уроке?

-А теперь давайте поставим цель с помощью слов помощников

Вспомним…..

Закрепим…..

-слушают

-прописывают дату

-пишут слова

-«Слово и его значение»

-вспомним изученные правила и темы

-закрепим знания о лексическом значении слов.

Фронтальная

Парная

Взаимо-проверка

(Р)Самоконтроль: учатся отличать, верно, выполненное задание от неверного;

-осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

3

Подведение к теме урока.

Выявление места и причины затруднения (5 мин)

Цель для учителя: создать условия для формирования умения у обучающихся выявлять и фиксировать во внешней речи причину затруднения.

(Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

учатся работать по предложенному учителем плану;

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

4

Закрепление с проговариванием во внешней речи (10 мин)

Цель для учителя: создать условия для уточнения обучающимися общего характера нового знания. 

Цель для обучающихся: научиться в форме коммуникативного взаимодействия решать типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

Работа с учебником

Работа с учебником

Самостоя-тельная работа

-Ребята, вот мы с вами разбирали слова некоторые из них вам были знакомы, а в объяснении значений некоторых слов у вас возникали трудности, потому мы не знали, что значит это слово

-А вот с помощью чего мы можем узнать значение слова? Как называется большая книга в котором написаны много-много слов?

-Правильно! Толковый словарь

-Ребята, на самом деле словарей очень много, а вот именно в толковом словаре объясняются (толкуются) лексическое значение слов

-А знаете ли вы еще какие-нибудь словари?

-Для того, чтобы это узнать откроем свои учебники на странице 100, снизу страницы мы с вами видим названия разных словарей

-Какие перечислены?

* учащиеся перечисляют и объясняют, что описывается в каждом словаре

-Ребята, для того чтобы мы с вами увидели, как выглядят словари, которые были перечислены нами я их вам принёс, а взял я их в библиотеке

*показываю словари

-А сейчас мы с вами выполним упражнение № 150

-Прочитайте это задание

-Что необходимо сделать?

-Правильно!

-Сейчас один учащийся выйдет к доске и запишет, остальные пишут у себя в тетради

*выполняют у доски

-А теперь мы выполним самостоятельную работу.

-Возьмем упражнение 151

-Что необходимо сделать в этом упражнении?

-Правильно!

-Выполняем по вариантам 1 вариант-первые 6 предложений до «огненные шары», 2-вариант- 6 предложение с предложения Возле матч….

-Выполняем в тетради

-Ребята, а вот пока вы выполняете работу, обратите внимание на вопрос в упражнении, нам нужно ответить на вопрос «По какому словарю мы можем проверить правильность написания этих слов?»

-Так по какому же словарю можем проверить?

-Правильно! Можем проверить по орфографическому словарю

-Толковый словарь

-могут сказать/не сказать

-энциклопедический, орфографический, орфоэпический, этимологический, фразеологический и толковый

-нужно объяснить значение выделенных фразеологизмов, подобрав к ним слова-синонимы

-записывают упражнение

-вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы

-выполняют работу

-по орфографическому словарю

Фронтальна

индивидуальная

(Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности.

(П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

умение слушать и понимать речь других.

5

Самостоятельная работа (5 мин)

Цель для учителя: создать условия для организации ситуации успеха, мотивирующей обучающихся к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

(Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности.

(П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

умение слушать и понимать речь других.

6

 Включение в систему знаний и повторение.
 Цель: выявить границы применимости нового знания, подготовить к введению в будущем новых норм.

Повторение

Работа у доски

-Запишем предложения у доски

-Стоит средневековый замок, который закрыт на огромный замок

-У Розы в саду растут розы

-Медали и ордена получают за мужество, отвагу, храбрость, смелость.

Соедини линией синонимы

дорога             скоро

работа             путь

быстро            ураган

ветер               труд

Соедини линией синонимы.

Родина                      Дети

Прощай                    Отечество

Ребята                      Узор

Рисунок                   До свидания

-выполняют задание в тетради

Фронтальная

(Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности.

(П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

7

Рефлексия учебной деятельности на уроке. (3 мин)

Цель для учителя:

Способствовать организации самооценки работы обучающихся.

Цель для обучающихся:

Самооценка обучающимися собственной учебой

Итог урока

Домашнее задание

-Ребята, вы большие молодцы! Давайте вспомним, какую тему мы с вами сегодня изучали?

-А какую цель мы с вами ставили?

-А какое задание вам понравилось больше всего?

-Какое задание вам показалось сложным?

-Какое задание вам показалось самым легким?

-До свидания!

-Урок окончен!

-слово и его значение

-отвечают на вопросы

-Прощаются с учителем

Фронтальная

(П) рефлексия способов и условий действия;

контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

(Л) самооценка на основе критерия успешности;



Предварительный просмотр:

Проверочная работа по теме: «Слово и его значение»

Вариант 1.

 

1. Исправь ошибки, запиши предложение без ошибок .

В москве много улиц. Мой друг саша иванов живет около Реки яуза.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Соотнеси слово и его лексическое значение.

 

ВОРОБЕЙ                                   Перелётная птица с блестящим оперением

 

ГИТАРА                                      Инструмент для копания земли.

 

ЛОПАТА                                     Струнный музыкальный инструмент.

 

ГРАЧ                                          Маленькая птичка с коричневато-серым оперением.

 

 

3.  Соедини линией синонимы.

                                                            Родина                   дети

                                                            прощай                  Отечество

                                                            ребята                    узор

                                                            рисунок                 до свидания

Вариант 2.

 

1. Исправь ошибки, запиши предложение без ошибок .

Моя Бабушка жывёт в городе Пенза.   Она очень любить собирать Малину возле реки суры.

 

2. Соотнеси слово с его лексическим значением.

 

УЖ                                                        Лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями.

 

ЯГОДА                                                 Место, по которому надо пройти или проехать.

 

ДОРОГА                                               Неядовитая змея.

 

БЕРЁЗА                                                 Небольшой сочный плод кустарников и трав.

 

 

3. Прочитай. Вставь пропущенные буквы.

Соедини линией синонимы

                                                                        дорога             скоро

                                                                        работа             путь

                                                                        быстро            ураган

                                                                        ветер               труд

 

Фамилия, имя__________________________

Вариант 1

1. Исправь ошибки, запиши предложение без ошибок

В москве много улиц. Мой друг саша иванов живет около Реки яуза.__________________________________________________

_____________________________________________________

2. Соотнеси слово и его лексическое значение.

ВОРОБЕЙ                   Перелётная птица с блестящим оперением

ГИТАРА                                      Инструмент для копания земли.

ЛОПАТА                           Струнный музыкальный инструмент.

ГРАЧ             Маленькая птичка с коричневато-серым оперением.

3.  Соедини линией синонимы.

Родина                         Дети

         Прощай                        Отечество

                                  Ребята                         Узор

           Рисунок                        До свидания

Фамилия, имя__________________________

Вариант 1

1. Исправь ошибки, запиши предложение без ошибок

В москве много улиц. Мой друг саша иванов живет около Реки яуза.__________________________________________________

_____________________________________________________

2. Соотнеси слово и его лексическое значение.

ВОРОБЕЙ                   Перелётная птица с блестящим оперением

ГИТАРА                                      Инструмент для копания земли.

ЛОПАТА                           Струнный музыкальный инструмент.

ГРАЧ             Маленькая птичка с коричневато-серым оперением.

3.  Соедини линией синонимы.

Родина                      Дети

Прощай                      Отечество

Ребята                          Узор

Рисунок                         До свидания

Фамилия, имя__________________________

Вариант 1

1. Исправь ошибки, запиши предложение без ошибок

В москве много улиц. Мой друг саша иванов живет около Реки яуза.__________________________________________________

_____________________________________________________

2. Соотнеси слово и его лексическое значение.

ВОРОБЕЙ                   Перелётная птица с блестящим оперением

ГИТАРА                                      Инструмент для копания земли.

ЛОПАТА                           Струнный музыкальный инструмент.

ГРАЧ             Маленькая птичка с коричневато-серым оперением.

3.  Соедини линией синонимы.

Родина                       Дети

         Прощай                        Отечество

                                  Ребята                         Узор

           Рисунок                         До свидания

Фамилия, имя__________________________

Вариант 1

1. Исправь ошибки, запиши предложение без ошибок

В москве много улиц. Мой друг саша иванов живет около Реки яуза.__________________________________________________

_____________________________________________________

2. Соотнеси слово и его лексическое значение.

ВОРОБЕЙ                   Перелётная птица с блестящим оперением

ГИТАРА                                      Инструмент для копания земли.

ЛОПАТА                           Струнный музыкальный инструмент.

ГРАЧ             Маленькая птичка с коричневато-серым оперением.

3.  Соедини линией синонимы.

Родина                        Дети

Прощай                         Отечество

Ребята                           Узор

Рисунок                     До свидания

Фамилия, имя__________________________

Вариант 2

1. Исправь ошибки, запиши предложение без ошибок.

Моя Бабушка жывёт в городе Пенза. Она очень любить собирать Малину возле реки суры.________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

2. Соотнеси слово с его лексическим значением.

УЖ                                            Лиственное дерево с белой корой

ЯГОДА             Место, по которому надо пройти или проехать.

ДОРОГА                                               Неядовитая змея.

БЕРЁЗА               Небольшой сочный плод кустарников и трав.

3. Прочитай. Вставь пропущенные буквы.

Соедини линией синонимы

Дорога                   Скоро

Работа                    Путь

Быстро                Ураган

Ветер                   Труд

Фамилия, имя__________________________

Вариант 2

1. Исправь ошибки, запиши предложение без ошибок.

Моя Бабушка жывёт в городе Пенза. Она очень любить собирать Малину возле реки суры.________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

2. Соотнеси слово с его лексическим значением.

УЖ                                            Лиственное дерево с белой корой

ЯГОДА             Место, по которому надо пройти или проехать.

ДОРОГА                                               Неядовитая змея.

БЕРЁЗА               Небольшой сочный плод кустарников и трав.

3. Прочитай. Вставь пропущенные буквы.

Соедини линией синонимы

Дорога                   Скоро

Работа                   Путь

Быстро                  Ураган

Ветер                    Труд

Фамилия, имя__________________________

Вариант 2

1. Исправь ошибки, запиши предложение без ошибок.

Моя Бабушка жывёт в городе Пенза. Она очень любить собирать Малину возле реки суры.________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

2. Соотнеси слово с его лексическим значением.

УЖ                                            Лиственное дерево с белой корой

ЯГОДА             Место, по которому надо пройти или проехать.

ДОРОГА                                               Неядовитая змея.

БЕРЁЗА               Небольшой сочный плод кустарников и трав.

3. Прочитай. Вставь пропущенные буквы.

Соедини линией синонимы

Дорога                  Скоро

Работа                   Путь

Быстро                  Ураган

Ветер                     Труд

Фамилия, имя__________________________

Вариант 2

1. Исправь ошибки, запиши предложение без ошибок.

Моя Бабушка жывёт в городе Пенза. Она очень любить собирать Малину возле реки суры.________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

2. Соотнеси слово с его лексическим значением.

УЖ                                            Лиственное дерево с белой корой

ЯГОДА             Место, по которому надо пройти или проехать.

ДОРОГА                                               Неядовитая змея.

БЕРЁЗА               Небольшой сочный плод кустарников и трав.

3. Прочитай. Вставь пропущенные буквы.

Соедини линией синонимы

Дорога                       Скоро

Работа                        Путь

  Быстро                     Ураган

Ветер                        Труд


УР…ГАН

Л…ВЕНЬ

ОБЛ…КО

ОБЛАКО

ЛИВЕНЬ

УРАГАН

Тема урока:

«Слово и его значение»

ОЛОВС И ГОЕ ЧЕНАЗИЕН

В…КЗАЛ

ВОКЗАЛ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Сложные слова" 3 класс.

Урок  рефлексии позволяет закрепить полученные ранее знания и умения, продолжать знакомить с образ...

Технологическая карта урока русского языка «Путешествие в страну фразеологизмов» (2 класс)

Технологическая карта урока русского языка «Путешествие в страну фразеологизмов»(2 класс)...

технологическая карта урока Русского языка "Устная и письменная речь" 1 класс

технологическая карта урока Русского языка "Устная и письменная речь" 1 класс...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Однокоренные слова", 4 класс

Данная разратботка урока русского языка с элементами обучающих и логических структур сингапурского метода обучения. Применение этих структур даёт большие возможности для организации эффективной учебно...

Методическая разработка технологической карты урока русского языка по теме: Однокоренные слова 3 класс

Технологическая карта урока включает в себяподробное  описание содержания деятельности учителя и обучающегося. Содержит дополнительный материал к уроку.Также на уроке используется прентация к ска...

Технологическая карта урока русского языка "Глагол как часть речи. Значение глагола в речи" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования понятия о глаголе и его значении в речи, умения отличать глагол от других частей речи.существительных женского рода после шипящих в конце слова пишетсямягкий знак Задачи ...

Технологическая карта урока русского языка «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи» (УМК "Школа России", 2 кл.)

Тип урока: урок рефлексии.Цель урока: развитие умения обосновывать правильное написание местоимений в предложенииЗадачи урокаДидактические:Устранить пробелы в знаниях.Выработать знания и умения.Развив...