урок русского языка в технологии проблемного обучения
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Урок подготовлен и проведен в технологии проблемного обучения. Тема урока "Сложные слова" 3 класс, по программе "Школа 2100". Рассматриваются разные точки зрения на проблему, сколько корней в слове "мухоловка". Путем практических действий и выводов раскрывается тема урока. На уроке используется презентация по теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 176.59 КБ |
![]() | 18.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
мухоловка
Сколько корней в слове мухоловка? Один корень Два корня МУХОЛОВК МУХ и ЛОВ
Какой вопрос возникает? Что это за слова? Один или два корня в этом слове? Какую цель ставим на уроке?
Ловит мух Выделите корни в этих словах
Есть ли корни мух- и лов- в слове «мухоловка»?
Так сколько же корней в слове «мухоловка»?
Как можно назвать слова, которые состоят из двух корней?
Сложные слова Самовар , пешеход, вертолет, камнепад, теплоход, огнетушитель, книголюб, самокат
На какие группы можно разделить эти слова?
От чего зависит, какая буква будет стоять между корнями в сложном слове? Сам о вар Тепл о ход Сам о кат Вел о пробег Верт о лет Книг о люб лед о ход Пеш е ход Пут е шественник Земл е коп Камн е пад Везд е ход Огн е тушитель Пол е вод
Правило: Сложные слова – это……. Между корнями в сложных словах может стоять соединительная гласная …. или ….. Это зависит от ……….
Соединительные гласные Е после мягких согласных и шипящих О после твердых согласных
Вставить соединительную гласную в сложные слова: тепл . ход, пар.воз , скор.варка , пыл.сос , лист.пад , везд.ход , пут.водитель , сам.лёт , мыш.ловка , Волг.град
Составьте сложные слова с корнями : пад , вод, лист, ход, воз, вар, сам, сад, пар, тепл , мор, лёт, кат, каш, скор, цвет
Чему научились на уроке? Какие слова называются сложными? Как определить, какая соединительная гласная стоит между корнями в сложных словах? Что было трудным? Кто может похвалить себя за урок?
Домашнее задание: Придумать 10 сложных слов С этими словами придумать три предложения
ЛИТЕРАТУРА: Р.Н. Бунеев , Е.В. Бунеева , О.В. Пронина Русский язык 3 класс . Москва, изд. Баласс , 2008г. Е.В.Бунеева , М.А. Яковлева. Русский язык (методические рекомендации для учителя 3 класс). Москва, изд. Баласс , 2008г . Л.Ю.Комиссарова «Дидактический материал» к учебнику « Русский язык» Интернет-ресурсы: htt://ibc/lynveds/com/photo/e
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов МБОУ «СОШ» с.Усть-Кулом Республики Коми
Попова Валентина Степановна
Урок русского языка в технологии проблемного обучения в 3 классе
по теме «Сложные слова» по программе «Школа 2100»
Цели урока: дать понятие «сложные» слова
научить детей отличать сложные слова от других
узнать, как образуются сложные слова
Задачи урока: познакомить ребят со способом образования «сложных» слов, научиться писать соединительные гласные в «сложных» словах
Планируемые результаты:
Предметные: - научиться отличать сложные слова от других слов; научиться составлять сложные слова из заданных корней; научиться писать соединительную гласную между корнями в сложных словах.
- Метапредметные: - понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;
- планировать свои действия для выполнения задания;
- соотносить свою работу с образцом при работе;
- учиться работать в группе: развивать умение слушать и слышать партнёра, договариваться.
Личностные: - проявлять интерес к русскому языку;
- выявить причины затруднений и пути выхода из них.
Ход урока:
Орг. момент :
- Как мы будем работать на уроке, выберем себе пословицу – девиз нашего урока: «Работать спустя рукава» или «Работать не покладая рук»?
Актуализация знаний:
Девиз выбрали и теперь ответьте на вопрос:
- Что такое корень слова?
– Как найти корень в слове? Что для этого надо подобрать? Ребята получили задание определить корень слова в слове «мухоловка». Лена выделила в этом слове корень «мухололов», а Федя выделил два корня: «мух» и «лов». Кто из них прав? (выдвижение гипотез)
- Знаете ли вы, кто такая мухоловка? (предположения детей)
- Оказывается, есть такая птица (слайд №2)
- Почему ее так назвали? (выдвижение гипотез)
- Как вы думаете, сколько корней в слове «мухоловка»? (слайд №3)
- Какой вопрос возникает? Какая цель урока? (слайд №4)
- Выделите корни в словах «ловит», «мух» (слайд №5)
- Есть ли эти же корни в слове «МУХОЛОВКА»? (слайд №6)
- Так теперь мы можем сказать, сколько корней в слове «мухоловка»? (слайд № 7)
Действительно, птицу назвали так, потому что она охотится на летающих насекомых: на мух, на бабочек и даже на стрекоз. Птица усаживается на веточке и время от времени совершает короткие броски за летящими насекомыми. Гнездится мухоловка в большинстве районов Европы и в Западной Азии. Зимует в Африке и на юго-западе Азии. На фотографии мы видим представителя серых мухоловок, а на самом деле они разных видов и окрасок.
- Встречались ли вам в жизни слова, в которых не один, а два корня? (ребята приводят примеры)
- Как можно назвать такие слова? (гипотезы) (слайд №8)
- Это сложные слова. Почему их так назвали? Какая тема урока? Какие цели поставим на уроке?
- Посмотрите на сложные слова на экране и скажите, как они образовались? (слайд №9)
- На какие группы их можно разделить? (рассматриваются разные варианты. Если затрудняются увидеть, задается вопрос, какая буква между корнями слов?) (слайд №10)
- От чего зависит, какая буква встанет между корнями в сложном слове? (слайд № 11)
-Какое правило можно вывести из сказанного и увиденного? (слайд № 12)
- Сравним наши выводы с выводами по учебнику ( учебник, с. )
- Вывод о соединительной гласной в сложных словах (слайд № 13)
физминутка
Самостоятельная работа: написать слова, вставить соединительную гласную в слова и объяснить написание (слайд № 14).
- Как надо было рассуждать? (повторение правила по слайду № 12)
- Теперь попробуем сами составить сложные слова из данных корней (устно, по группам) - (слайд № 15). Называть, какая соединительная гласная понадобится и почему. Запишите по памяти, какие слова из составленных запомнили (самостоятельная работа по группам).
- О чем надо было помнить, когда записывали слова?
Работа по учебнику, закрепление.
Самостоятельная работа по учебнику
Рефлексия: ( слайд №16)
- С чем познакомились?
– Какая была тема урока?
- Какие цели ставили на уроке?
- Кто доволен своей работой?
- Какое у вас настроение после урока? Нарисуйте смайлик, оцените себя.
Домашнее задание (слайд № 17)
- Придумать 10 сложных слов, с тремя из них составить предложение.
Литература, использованная на уроке:
1. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина. Русский язык 3 класс. Москва, изд. Баласс, 2008.
2. Е.В.Бунеева, М.А. Яковлева. Русский язык (методические рекомендации для учителя 3 класс). Москва, изд. Баласс, 2008г.
3. Л.Ю.Комиссарова «Дидактический материал» к учебнику « Русский язык» Москва, изд. «Баласс», 2007г.
4. Интернет-ресурсы: htt://ibc/lynveds/com/photo/e
5. А.А.Плешаков. Атлас-определитель «От земли до неба». Москва, изд. Просвещение, 2006 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/12/picture-177053-1357942158.jpg)
конспект урока русского языка по технологии диалогового взаимодействия
Диалог в обучении, или учебный диалог, – своеобразная форма общения. Учебный диалог в деятельности школьника представлен в основном двумя его видами: учитель – ученик и ученик – ученик. Длительный диа...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/25/picture-270072-1372166368.jpg)
«Формирование орфографической зоркости обучающихся 1-4 классов на уроках русского языка посредством реализации проблемного обучения»
Педагогический проект на тему «Формирование орфографической зоркости обучающихся 1-4 классов на уроках русского языка посредством реализации проблемного обучения» является актуальным.Перед учителем на...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/22/picture-103323-1408734923.jpg)
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИТЕРПРЕТАЦИЯ ОПЫТА. Тема опыта. «Обучение решению орфографических задач на уроках русского языка в системе развивающего обучения»
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИТЕРПРЕТАЦИЯ ОПЫТА.Тема опыта.«Обучение решению орфографических задач на уроках русского языка в системе развивающего обучения»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/03/picture-1256059-1601710016.jpg)
Эссе «Пути повышения функциональной грамотности учащихся по русскому языку через технологию развивающего обучения»
Эссе "Пути повышения функциональной грамотности учащихся по русскому языку через технологию развивающегося обучения"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/17/picture-649137-1437088692.png)
"Развитие логического мышления на уроках математики с помощью технологии проблемного обучения"
Из опыта работы....
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/27/picture-27705.jpg)
План-конспект урока русского языка в технологии коллективного обучения в школе VIII вида
План-конспект урока русского языка в технологии коллективного обучения в школе VIII вида для детей с интеллектальнвми нарушениями. Это урок в 8 классе по теме "Прилагательное" урок зак...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/24/picture-673619-1443126163.jpg)
План-конспект урока русского языка с технологией проблемного обучения в 1 "в" классе
Расположение слов по алфавиту...