урок русского языка в технологии проблемного обучения
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Урок подготовлен и проведен в технологии проблемного обучения. Тема урока "Сложные слова" 3 класс, по программе "Школа 2100". Рассматриваются разные точки зрения на проблему, сколько корней в слове "мухоловка". Путем практических действий и выводов раскрывается тема урока. На уроке используется презентация по теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 176.59 КБ |
![]() | 18.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
мухоловка
Сколько корней в слове мухоловка? Один корень Два корня МУХОЛОВК МУХ и ЛОВ
Какой вопрос возникает? Что это за слова? Один или два корня в этом слове? Какую цель ставим на уроке?
Ловит мух Выделите корни в этих словах
Есть ли корни мух- и лов- в слове «мухоловка»?
Так сколько же корней в слове «мухоловка»?
Как можно назвать слова, которые состоят из двух корней?
Сложные слова Самовар , пешеход, вертолет, камнепад, теплоход, огнетушитель, книголюб, самокат
На какие группы можно разделить эти слова?
От чего зависит, какая буква будет стоять между корнями в сложном слове? Сам о вар Тепл о ход Сам о кат Вел о пробег Верт о лет Книг о люб лед о ход Пеш е ход Пут е шественник Земл е коп Камн е пад Везд е ход Огн е тушитель Пол е вод
Правило: Сложные слова – это……. Между корнями в сложных словах может стоять соединительная гласная …. или ….. Это зависит от ……….
Соединительные гласные Е после мягких согласных и шипящих О после твердых согласных
Вставить соединительную гласную в сложные слова: тепл . ход, пар.воз , скор.варка , пыл.сос , лист.пад , везд.ход , пут.водитель , сам.лёт , мыш.ловка , Волг.град
Составьте сложные слова с корнями : пад , вод, лист, ход, воз, вар, сам, сад, пар, тепл , мор, лёт, кат, каш, скор, цвет
Чему научились на уроке? Какие слова называются сложными? Как определить, какая соединительная гласная стоит между корнями в сложных словах? Что было трудным? Кто может похвалить себя за урок?
Домашнее задание: Придумать 10 сложных слов С этими словами придумать три предложения
ЛИТЕРАТУРА: Р.Н. Бунеев , Е.В. Бунеева , О.В. Пронина Русский язык 3 класс . Москва, изд. Баласс , 2008г. Е.В.Бунеева , М.А. Яковлева. Русский язык (методические рекомендации для учителя 3 класс). Москва, изд. Баласс , 2008г . Л.Ю.Комиссарова «Дидактический материал» к учебнику « Русский язык» Интернет-ресурсы: htt://ibc/lynveds/com/photo/e
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов МБОУ «СОШ» с.Усть-Кулом Республики Коми
Попова Валентина Степановна
Урок русского языка в технологии проблемного обучения в 3 классе
по теме «Сложные слова» по программе «Школа 2100»
Цели урока: дать понятие «сложные» слова
научить детей отличать сложные слова от других
узнать, как образуются сложные слова
Задачи урока: познакомить ребят со способом образования «сложных» слов, научиться писать соединительные гласные в «сложных» словах
Планируемые результаты:
Предметные: - научиться отличать сложные слова от других слов; научиться составлять сложные слова из заданных корней; научиться писать соединительную гласную между корнями в сложных словах.
- Метапредметные: - понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;
- планировать свои действия для выполнения задания;
- соотносить свою работу с образцом при работе;
- учиться работать в группе: развивать умение слушать и слышать партнёра, договариваться.
Личностные: - проявлять интерес к русскому языку;
- выявить причины затруднений и пути выхода из них.
Ход урока:
Орг. момент :
- Как мы будем работать на уроке, выберем себе пословицу – девиз нашего урока: «Работать спустя рукава» или «Работать не покладая рук»?
Актуализация знаний:
Девиз выбрали и теперь ответьте на вопрос:
- Что такое корень слова?
– Как найти корень в слове? Что для этого надо подобрать? Ребята получили задание определить корень слова в слове «мухоловка». Лена выделила в этом слове корень «мухололов», а Федя выделил два корня: «мух» и «лов». Кто из них прав? (выдвижение гипотез)
- Знаете ли вы, кто такая мухоловка? (предположения детей)
- Оказывается, есть такая птица (слайд №2)
- Почему ее так назвали? (выдвижение гипотез)
- Как вы думаете, сколько корней в слове «мухоловка»? (слайд №3)
- Какой вопрос возникает? Какая цель урока? (слайд №4)
- Выделите корни в словах «ловит», «мух» (слайд №5)
- Есть ли эти же корни в слове «МУХОЛОВКА»? (слайд №6)
- Так теперь мы можем сказать, сколько корней в слове «мухоловка»? (слайд № 7)
Действительно, птицу назвали так, потому что она охотится на летающих насекомых: на мух, на бабочек и даже на стрекоз. Птица усаживается на веточке и время от времени совершает короткие броски за летящими насекомыми. Гнездится мухоловка в большинстве районов Европы и в Западной Азии. Зимует в Африке и на юго-западе Азии. На фотографии мы видим представителя серых мухоловок, а на самом деле они разных видов и окрасок.
- Встречались ли вам в жизни слова, в которых не один, а два корня? (ребята приводят примеры)
- Как можно назвать такие слова? (гипотезы) (слайд №8)
- Это сложные слова. Почему их так назвали? Какая тема урока? Какие цели поставим на уроке?
- Посмотрите на сложные слова на экране и скажите, как они образовались? (слайд №9)
- На какие группы их можно разделить? (рассматриваются разные варианты. Если затрудняются увидеть, задается вопрос, какая буква между корнями слов?) (слайд №10)
- От чего зависит, какая буква встанет между корнями в сложном слове? (слайд № 11)
-Какое правило можно вывести из сказанного и увиденного? (слайд № 12)
- Сравним наши выводы с выводами по учебнику ( учебник, с. )
- Вывод о соединительной гласной в сложных словах (слайд № 13)
физминутка
Самостоятельная работа: написать слова, вставить соединительную гласную в слова и объяснить написание (слайд № 14).
- Как надо было рассуждать? (повторение правила по слайду № 12)
- Теперь попробуем сами составить сложные слова из данных корней (устно, по группам) - (слайд № 15). Называть, какая соединительная гласная понадобится и почему. Запишите по памяти, какие слова из составленных запомнили (самостоятельная работа по группам).
- О чем надо было помнить, когда записывали слова?
Работа по учебнику, закрепление.
Самостоятельная работа по учебнику
Рефлексия: ( слайд №16)
- С чем познакомились?
– Какая была тема урока?
- Какие цели ставили на уроке?
- Кто доволен своей работой?
- Какое у вас настроение после урока? Нарисуйте смайлик, оцените себя.
Домашнее задание (слайд № 17)
- Придумать 10 сложных слов, с тремя из них составить предложение.
Литература, использованная на уроке:
1. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина. Русский язык 3 класс. Москва, изд. Баласс, 2008.
2. Е.В.Бунеева, М.А. Яковлева. Русский язык (методические рекомендации для учителя 3 класс). Москва, изд. Баласс, 2008г.
3. Л.Ю.Комиссарова «Дидактический материал» к учебнику « Русский язык» Москва, изд. «Баласс», 2007г.
4. Интернет-ресурсы: htt://ibc/lynveds/com/photo/e
5. А.А.Плешаков. Атлас-определитель «От земли до неба». Москва, изд. Просвещение, 2006 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка по технологии диалогового взаимодействия
Диалог в обучении, или учебный диалог, – своеобразная форма общения. Учебный диалог в деятельности школьника представлен в основном двумя его видами: учитель – ученик и ученик – ученик. Длительный диа...

«Формирование орфографической зоркости обучающихся 1-4 классов на уроках русского языка посредством реализации проблемного обучения»
Педагогический проект на тему «Формирование орфографической зоркости обучающихся 1-4 классов на уроках русского языка посредством реализации проблемного обучения» является актуальным.Перед учителем на...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИТЕРПРЕТАЦИЯ ОПЫТА. Тема опыта. «Обучение решению орфографических задач на уроках русского языка в системе развивающего обучения»
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИТЕРПРЕТАЦИЯ ОПЫТА.Тема опыта.«Обучение решению орфографических задач на уроках русского языка в системе развивающего обучения»...

Эссе «Пути повышения функциональной грамотности учащихся по русскому языку через технологию развивающего обучения»
Эссе "Пути повышения функциональной грамотности учащихся по русскому языку через технологию развивающегося обучения"...

"Развитие логического мышления на уроках математики с помощью технологии проблемного обучения"
Из опыта работы....

План-конспект урока русского языка в технологии коллективного обучения в школе VIII вида
План-конспект урока русского языка в технологии коллективного обучения в школе VIII вида для детей с интеллектальнвми нарушениями. Это урок в 8 классе по теме "Прилагательное" урок зак...

План-конспект урока русского языка с технологией проблемного обучения в 1 "в" классе
Расположение слов по алфавиту...