Конспект урока по русскому языку в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Тема: Основа слова. Разбор слова по составу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse._osnova_slova._umk_shkola_rossii.docx | 22.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку в 3 классе
УМК: Школа России.
Тема: Основа слова. Разбор слова по составу.
Цель: формирование понятия основа слова, развитие умения морфемного анализа слов.
Планируемые результаты:
Предметные:
- формировать умение выделять основу слова;
- формировать представление о сходстве и различии состава однокоренных слов и разных форм одного и того же слова
Личностные:
- формировать познавательную мотивацию, адекватную самооценку;
– воспитывать уважение к мыслям и настроениям другого человека.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
- развитие умение логической постановки и решение проблем, способность делать умозаключения; развивать умение навык а грамотного письма;
Регулятивные УУД:
- формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, контролировать и оценивать учебные действия, действовать по алгоритму;
Коммуникативные УУД:
- развивать навыки сотрудничества при работе в парах, в группах, при взаимодействии с учителем, формировать умение слушать и слышать.
Материалы и оборудование: ПК, проектор, презентация, , алгоритм действий при разборе слова по составу, учебник «Русский язык» (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий)
Ход урока
1. Организационный момент (психологический настрой)
Учитель:
- Что такое?
- Что случилось?
- Почему звенит звонок?
Ученики:
- Мы готовы!
Стол в порядке.
Начинается урок!
- Ребята, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь!
- Посмотрите на меня. Я вам желаю хорошего настроения и интересной работы на уроке.
Слушайте внимательно.
Объясняйте обстоятельно.
Ответить хотите – не шумите,
А только руку поднимите.
2. Актуализация знаний
- Ребята, я вам сейчас прочитаю стихотворение, а вы внимательно его послушайте и скажите о чем идет речь в стихотворении?
Слово делится на части,
Ах какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей!
На конце любого слова
Что – то долго ищет Вова
Изменяемая часть
С другим словом держит связь
Все же он его найдет
Даже в рамочку возьмет
Перед главной частью слова
Строго пишется она
И при помощи той части образуются слова.
После главной части слова
Обозначен уголком он
Его если заменить
Другое слово можно получить.
- Так о чем же идет речь в стихотворении? (о частях слова: корень, приставка, окончание, суффикс)
- Молодцы, я рада, что вы усвоили материал прошлых уроков.
- Прочитайте фразу, написанную на доске:
Грызть гранит науки.
- Как вы понимаете смысл этой фразы?
- Вперед! Грызть гранит науки!
3. Постановка учебной задачи и цели урока.
- Чистописание
- Поставьте руку на локоть. Представьте, что в вашей руке находится малярная кисть, а перед вами – забор. Кисти вверх, вниз (10 раз) вправо, влево. Нарисуем 4 кружочка по часовой стрелке, 4 – против.
- Встряхнем нашу воображаемую кисть и приступим к минутке чистописания.
- Откройте тетради, запишите
Двадцатое ноября.
Классная работа.
( Буквосочетания :ос (в), ва (н), но (с))
- Посмотрите на буквосочетания.
- Какие буквы соединены верхним соединением? Средним? Нижним?
- Посмотрите ещё раз на буквосочетания. Как вы думаете, почему именно эти буквосочетания я взяла для чистописания? (Из них можно составить слово).
- Объявление темы и цели урока
- Посмотрите какое же слово получилось? (Основа)
- Кто может объяснить значение слова основа?
- Где мы можем найти информацию о значении слова?
- Откройте толковый словарь в учебнике на с. 152 и найдите значение слова основа.
- Мы не нашли ответ в толковом словаре нашего учебника, что можно еще сделать?
- Правильно, информацию можно найти в интернете.
Что для этого нужно сделать?
- Правильно, введите в поисковую строку «значение слова основа» и нажмите «поиск»
- Прочитайте как дается толкование в словаре Ожегова.
Значение слова Основа по Ожегову:
Основа. Продольные нити ткани, переплетающиеся с утком Spec
Основа. Вся часть слова до окончания.
Основа. Источник, главное, на чем строится что-нибудь, является сущность чего-нибудь.
Основа. Исходные, главные положения чего-нибудь.
Основа. Опорная часть предмета; остов.
- Как вы думаете, какое значение подходит к нашему уроку?
- Кто из вас уже догадался, какая же тема урока? (Основа слова.)
- Если мы говорим: основа слова, что первое приходит на ум?
- Вторая часть темы? (Разбор слова по составу)
- Какова же цель нашего сегодняшнего урока?
4. Работа по теме урока
- Словарная работа
Зеленые карточки (работа в парах)
- Прочитайте слова: основы, основной, основе, основать, основу, основа, основание, основой.
Попробуйте разделить эти слова на две группы.
основа основа
основной основы
основание основе
основать основу
основой
Проверка.
- Как делили на группы?
- Какие условия должны соблюдаться, чтобы слова были однокоренными? (слова разные имеют схожесть значений)
- Сравнение основ в однокоренных словах и формах слова.
- Чем похожи эти группы? ( Корень одинаковый)
- Чем отличаются?
- Как можно назвать первую группу слов? Выделите корень в этих словах.
- Вторую?
- Выделите окончания в словах.
- В словах какой группы это легче сделать? Почему?
- Сможете выделить основу в словах? Попробуйте это сделать.
- Что можете сказать об основах однокоренных слов?
- Что можно сказать об основах разных форм одного и того же слова?
- Продолжите высказывания:
В однокоренных словах основы (одинаковы, различны).
В разных формах одного и того же слова основы (одинаковы, различны).
Вывод повторяем несколько раз.
Физкультминутка
Часы
А часы идут, идут
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)
- Работа с учебником
- Откройте учебник на с. 95, прочитайте правило что такое основа слова.
- Как же выделить основу слова?
- Молодцы!
- Прежде чем приступить к заданию, давайте вспомним алгоритм разбора слова по составу.
Алгоритм анализа:
- Определяю окончание, для этого изменяю форму слова
- Выделяю основу
- Выделяю корень, для этого подбираю однокоренные слова
- Выделяю приставку
- Выделяю суффикс
- Стр. 96, упражнение 180.
Руки – на месте,
Ноги – на месте,
Локти – у края,
Спина – прямая.
Коллективная проверка работы.
- Если кто-то случайно забыл алгоритм, где мы можем найти информацию? (памятка «Как разобрать слово по составу» с. 146)
- Упражнение 181 с. 96
(Пользуясь памяткой, разобрать по составу слова)
5. Итог урока
- Подведём итог нашей работы на уроке.
- Над какой темой работали?
- На какие вопросы ответили? ИЛИ что узнали об основе?
- Что заключено в основе слова?
- Что узнали о месте основы в слове?
- Где можете использовать полученные знания?
- Основываясь на признаках и особенностях основы, я придумала рифмовку:
Опора, фундамент у слова – основа.
В ней смысл заключён и понятно нам слово.
Приставка и суффикс к ней в гости приходят,
А корень живёт, никуда не уходит.
Выставление оценок
6. Домашнее задание.
-Ребята, я хочу предложить вам на выбор два задания для домашней работы
1. Придумать и записать 7-10 слов, где присутствуют все части слова, разобрать слова по составу.
2. Упражнение 183 (с. 97).
7. Рефлексия
- Составьте слово по подсказкам.
1. В слове есть окончание и основа. Она состоит из трёх частей
2. Корень тот же, что в словах: обмен, меняла, изменить.
3. В приставке две буквы «е».
4. Суффикс тот же, что в словах травка, шубка.
5. Окончание - первая буква алфавита.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшее из других языков"
Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшее из других языковЦель урока: правильного употребления и написания изученных словарных слов; формировать орфогра...
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...
Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"
Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...
Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»
Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....