Тема: Буква З,з, звук [з], [з`]. Класс: 1
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Данный урок позволяет ознакомить учащихся с характеристикой звуков [з] [з’] и буквой З з
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r1_bukva_z_z_zvuk_z.docx | 39.85 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Студент: Гоцуляк Ангелина Сергеевна
Предмет: чтение и письмо (интегрированный урок)
Класс: 1
ОЗ: Школа России
Тема: Звуки [з], [з']. Буквы З з.
Тип урок: открытие новых знаний
Цель:
Содержательная: знакомство с характеристикой звуков [з] [з’] и буквой З з
Деятельностная: формирование умения читать и писать слоги, слова, предложения с буквой З З
Задачи:
Дидактические:
- Вычленять звуки из слова;
- Различать гласные и согласные звуки (в том числе различать в слове согласный звук [й’] и гласный звук [и]);
- Различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, звонкие и глухие (вне слова и в слове);
- Различать понятия «звук» и «буква»;
- Определять количество слогов в слове; делить слова на слоги (простые случаи: слова без стечения согласных); определять в слове ударный слог;
- Писать аккуратным разборчивым почерком без искажений прописные и строчные буквы, соединения букв, слова;
- Читать вслух и про себя (с пониманием) короткие тексты с соблюдением интонации и пауз в соответствии со знаками препинания в конце предложения.
Развивающие:
- Устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
- С помощью учителя формулировать цель, планировать свою деятельность;
- Планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
- Устанавливать причины успеха/неудач при выполнении заданий по русскому языку;
- Сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям
- Строить устное монологическое высказывание на определённую тему, на основе наблюдения с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации;
- Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога.
Воспитательные:
- Проявлять познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
Предметные результаты:
Предметные:
- Вычленяет звуки из слова;
- Различает гласные и согласные звуки (в том числе различать в слове согласный звук [й’] и гласный звук [и]);
- Различает согласные звуки: мягкие и твёрдые, звонкие и глухие (вне слова и в слове);
- Различает понятия «звук» и «буква»;
- Определяет количество слогов в слове; делит слова на слоги (простые случаи: слова без стечения согласных); определяет в слове ударный слог;
- Пишет аккуратным разборчивым почерком без искажений прописные и строчные буквы, соединения букв, слова;
- Читает вслух и про себя (с пониманием) короткие тексты с соблюдением интонации и пауз в соответствии со знаками препинания в конце предложения.
Личностные:
- Проявляет познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе
познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
Познавательные:
- Устанавливает причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делает выводы;
- С помощью учителя формулирует цель, планирует изменения языкового объекта, речевой ситуации.
Регулятивные:
- Планирует действия по решению учебной задачи для получения результата;
- Устанавливает причины успеха/неудач учебной деятельности;
- Сравнивает результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивает их по предложенным критериям.
Коммуникативные:
- Строит устное монологическое высказывание на определённую тему, на основе наблюдения с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации;
- Проявляет уважительное отношение к собеседнику, соблюдает правила ведения диалога.
Оборудование: Азбука. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ (В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М. В. Бойкина). – М.: Просвещение 2021. – С. 90-93
Прописи – (Горецкий В. Г., Федосова Н.А. Прописи 1 класс, в 4-х частях. Ч. 3. Учеб пособие для общеобразоват. организаций. Издательство «Просвещение» 2021 – с. 9)
План урока:
- Этап мотивации
- Приветствие
- Проверка готовности
- Работа с пословицей
- Этап актуализации пробного учебного действия
- Отгадывание загадок
- Подбор слов к иллюстрации со звуками: [с], [к], [л]
- Этап выявления места и причины затруднения
- Этап построения проекта выхода из затруднения
- Формулирование темы урока
- Формулирование цели урока
- Формулирование задач урока
- Этап реализации построенного проекта
- Работа со звуком [з], [з`]
- Предъявление печатной буквы «зэ»
- Нахождение буквы «зэ» в тексте
- Пропись строчной буквы «зэ» и слоги «за», «зи», «зу», «зе» (стр. 9)
- Работа в прописи со словом «зима»
- Работа с текстом в учебнике (стр. 90)
- Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
Вывод по теме урока
План – конспект урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы контроля | Формируемые УУД |
Задача: включение у-ся в деят-ть на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу» ИЛИ: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД | 1.1. Приветствие -Здравствуйте, ребята, меня зовут Ангелина Сергеевна и сегодняшний урок у вас проведу я 1.2. Проверка готовности -Проверьте свою готовность на уроке, на столе у вас должны лежать: азбука, прописи и пенал 1.3. Работа с пословицей -Наш урок я хочу начать с пословицы, обратите внимание на слайд Соловей берёт пением, человек умением -Прочитайте эту пословицу -Вслух прочитает… -Ребята, как вы понимаете смысл пословицы? -Верно, молодцы! -Я желаю вам удачи и успехов на уроке | Пословица гласит о том, что важно развивать свой ум и обучаться новому, чтобы достигать успеха и процветания. | Фронтальная | ПР4 Л2 К2 |
Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося ИЛИ: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | 2.1. Отгадывание загадок -Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости, а чтобы узнать кто именно, нужно отгадать загадки -Слушайте внимательно, если знаете ответ, то поднимайте руку, с места не выкрикиваем Здесь рядом живут крокодил и зайчата, Пингвины, олени и даже слонята. Как называется дом всех зверей? Попробуй ответить ты мне поскорей! (зоопарк) Шелестя, шурша травой, Проползает шнур живой. Вот он встал и зашипел. Подходи, кто очень смел! (змея) Он ходит, голову задрав, Не потому, что важный граф, Не потому, что гордый нрав, А потому, что он? (жираф) Несмотря на рост огромный, Этот зверь ужасно скромный. Машет хоботом нам он. Все узнали? Это…(слон) Полюбуйтесь поскорей! Перед вами – царь зверей, Всколыхнулась чудо – грива, Шелковиста и красива (лев) Её скрывает, словно маска, От всех защитная окраска, Размечена, как переход, Она по Африке идёт. (зебра) -Молодцы! -А как называются животные, которые живут в лесу или степи? -Верно, это дикие животные -А каких диких животных вы знаете? -Молодцы! -А где же мы можем встретить всех животных вместе? -Молодцы! Я предлагаю вам открыть азбуку на странице 90-ой и посетить зоопарк, который расположился в учебнике -Обратите внимание, какие животные живут в нашем зоопарке? -Молодцы! Обратите внимание на заголовок иллюстрации -Вслух прочитает… -А почему же животных называют братьями нашими меньшими? -Верно, потому что они живут с нами, помогают нам, а также сами нуждаются в помощи 2.2. Подбор слов к иллюстрации со звуками: [с], [к], [л] -Подберите, пожалуйста, слова со звуком [с], которые относятся к нашей иллюстрации - Звук [с] в слове «слон» – гласный или согласный? -Твёрдый или мягкий? -Звонкий или глухой? -Как вы это определили? -Теперь подберите слова со звуком [к], которые относятся к нашей иллюстрации -Звук [к] в слове «собака» гласный или согласный? -Твёрдый или мягкий? -Звонкий или глухой? -И подберите слова со звуком [л`], которые относятся к нашей иллюстрации -Звук [л`] в слове «лев» - гласный или согласный? -Звонкий или глухой? -Твёрдый или мягкий? | Ответы детей Дикие животные Ответы детей В зоопарке Слон, лев, собака, гиппопотам, конь Ответы детей Гласный Твёрдый Глухой Согласный Твёрдый Глухой Согласный Звонкий В слове «лев» мягкий, а в слове «человек» твёрдый Ответы детей
| Фронтальная Фронтальная | ПР4 ПР5 ПР7 Л2 К2 Л2 К2 ПР4 |
Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | -Ребята, а какой звук встречается в словах зоопарк, змея, заяц и зебра? -Какой буквой они обозначены? -Что вы знаете об этом звуке? Букве? -А что хотите узнать? -Чему хотите научиться? -Звук [з] гласный или согласный? -А умеете ли вы её писать красиво? Писали ли вы с ней слова? -А умеете ли вы читать с буквой «зэ» слоги или слова? | Звук [з], [з`] | Фронтальная | ПР2 ПР3 ПР7 Л2 П1 П3 |
Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации | 4.1. Формулирование темы урока -Как вы думаете, с чем мы познакомимся сегодня на уроке? -Верно, сегодня на уроке мы познакомимся и узнаем о букве З з и звуке [з], [з`] 4.2. Формулирование цели урока -Верно, какую цель мы поставим перед собой? -Действительно, сегодня на уроке мы будем учиться слышать, правильно произносить звуки [з], [з`], узнаем какой буквой они обозначаются, как правильно пишется и будем учиться читать слоги с этой и другими буквами 4.3. Формулирование задач урока -Что мы будем делать для достижения поставленной цели? -Верно, молодцы! | Самостоятельно формулируют тему, цель и задачи урока Научиться произносить, правильно писать, читать слоги, слова, предложения с буквой «зэ» Работать в прописях, работать с Азбукой, с иллюстрацией, с текстом, с лентой букв | Фронтальная | П2 |
Задача: построение уч-ся нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса и типа вообще | 5.1. Работа со звуком [з], [з`] -Обратите внимание на закладку в учебнике на странице 90-ой -Что здесь изображено? Верно, это змей и корзина -Давайте поговорим про звук [з] в слове змей -Обратите внимание на схему, сколько слогов в слове змей? -Почему первый квадратик синий? Какую букву он обозначает? -Согласный или гласный? -Звонкий или глухой? -Твёрдый или мягкий? -Почему? -Молодцы! -Что обозначает второй треугольник? Какой звук он обозначает? -Почему последний квадратик зелёный? Какой звук он обозначает? -А в слове корзина сколько слогов? -Какой ударный слог в слове? -Первый слог какие звуки обозначает? -Второй слог что обозначает? -Последний слог какой? -А в слове корзина звук [з`] согласный или гласный? -Звонкий или глухой? -Твёрдый или мягкий? -Почему? -Молодцы! 5.2. Предъявление печатной буквы «зэ» -Ребята, обратите внимание на красное табло в учебнике -Какой буквой обозначены звуки [з], [з`]? -Давайте вместе проговорим – буква «зэ» -На что похожа буква «зэ»? -А я также хочу сказать, что буква «зэ» похожа на пружинку, крендель, стружку -Вот видите, ребята, какая уникальная буква «зэ», поэтому я предлагаю вам продолжать с ней знакомиться -Обратите внимание на слайд, как вы думаете это печатная или письменная буква «зэ»? -Как вы думаете, чем будет отличаться письменная буква «зэ»? -Сегодня мы проверим ваши предположения 5.3. Работа со стихотворением С. Маршака (стр. 90) -Ребята, предлагаю вам вернуться в наш зоопарк на странице 90-ой -Обратите внимание на стихотворение, которое находится под иллюстрацией -Прослушайте чтение этого стихотворения -Теперь прочитайте это стихотворение самостоятельно жужжащим чтением -Вслух прочитает… -Какие слова вызывают у вас улыбку? -А кто самый внимательный и заметил букву «зэ» в стихотворении? -А она гласная или согласная? -Почему? -Звонкая или глухая? -Твёрдая или мягкая? -Молодцы! 5.4. Пропись строчной буквы «зэ» и слоги «за», «зи», «зу», «зе» (стр. 9) -Ребята, откройте прописи на странице 9-ой -Обратите внимание, кто изображён на верхней части листа? -Верно, сегодня на урок пришла ученица-отличница. Что у неё в руке? -Таким звонком ещё 50 лет назад звали учеников на урок. Теперь звенит электрический звонок, а в некоторых школах играет музыка. И дети понимают, что нужно спешить в класс на урок -Ученица показывает нам, в какой последовательности нужно писать элементы строчной буквы «зэ» Пальчиковая физминутка Вышла курочка гулять. Свежей травки пощипать, А за ней ребятки, Жёлтые цыплятки. Ко-ко-ко да ко-ко-ко Не ходите далеко! Лапками гребите, Зёрнышки ищите. Съели толстого жука, Дождевого червяка, Выпили водицы Полное корытце -Обведите первый элемент строчной буквы «зэ» по направлению стрелочки -Теперь обведите второй элемент буквы «зэ» - это её хвостик -А теперь обведите и прорисуйте до конца строчки крючки, которые изображены ниже -Ребята, теперь вы готовы к написанию строчной буквы «зэ» -Начинаем писать букву «зэ» немного ниже верхней линии, ведём ручку большим наклоном на закругление у верхней линии. От неё делаем закругление, ведём ручку влево и, не доведя до нижней линии, переходим к начертанию округлённой петли, выходящей на нижнюю линию. Петля пересекается с прямой на нижней линии -Пропишите строчную букву «зэ» до конца строки -Мы научились писать строчную букву «зэ», а что мы можем сложить из букв? -Верно, теперь пропишем слоги, которые записаны на строчке ниже 5.5. Работа в прописи со словом «зима» (стр. 9) -Молодцы! А какое время года к нам близится? -Верно, к нам близится зима, скоро станет совсем холодно, город будет засыпать мягкими снежинками, а на крышах домов появятся сосульки -Я предлагаю прописать слово «зима» в прописи до конца строчки -Молодцы! -Ребята, а какое слово у нас записано под словом зима? -Верно, а что рядом изображено рядом со словом наступила? -А как вы думаете, к какому слову данная схема? -Чего не хватает в схеме? -Возьмите цветные карандаши и заполните схему -Теперь запишите подходящее слово рядом со схемой -Молодцы! | Фронтальная Фронтальная Фронтальная | ПР4 Л2 П3 Р1 ПР4 Л2 П3 Р1 | |
Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач | Вывод по теме урока - С какой же буквой мы сегодня познакомились? - Какие звуки обозначает буква «зэ»? - Какие это звуки? Гласные или согласные? - Это звуки звонкие или глухие? - Звук [з] – твёрдый или мягкий? - Звук [з’] – твёрдый или мягкий? - Что мы делали для того, чтобы научиться писать и читать букву «зэ»? | Фронтальная | ПР1 ПР4 ПР7 Л1 П1 П3 К2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок чтения в 1 классе по теме "буквы В-Ф,звуки [в]-[ф],[в*]-[ф*]" по УМК "Планета знаний"
Урок дан в соответствии с ФГОС....
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе по теме «Буква Щ и звук [щ] . Закрепление» + презентация.
Данный материал содержит конспект урока по обучению грамоте + презентация (УМК "Перспективная начальная школа")...
Урок обучения грамоте. Тема: « Буквы Г,г, Звуки [г], [г’]". 1 класс
Технологическая карта урока обучения грамоте по теме: « Буквы Г,г, Звуки [г], [г’]"....
Презентация по обучению грамоте в предшкольном классе на тему "«Буквы Д, д. Звуки (д), (д)»
Презентация по обучению грамоте в предшкольном классе на тему "«Буквы Д, д. Звуки (д), (д)» представляет деятельность на каждом этапе урока включая динамическую паузу.Задания соотве...
Конспект урока обучения грамоте 1 класс по теме: "Буквы М,м. Звуки [м],[м"]."
В работе представлен подробный конспект урока по программе "Школа России" с использованием электронного носителя, который прилагается к учебнику....
Учебно-методический комплект по обучению грамоте на тему "Буква Ы обозначающая звук Ы" 1 класс
ПНШ...
Учебно-методический комплекс по русскому языку на тему:"Буква"Д" и звуки [д] [д,]" 1 класс ПНШ (конспект+презентация)
Тема: Буква «д» и звуки [д] [д,]Цели: закрепить и обобщить знания о букве «д» и звуках [д] [д,]Тип урока: закрепление материала.Планируемые результаты:предметные: - актуализируют знания о звуке ...