урок чтения в 1 классе по теме "буквы В-Ф,звуки [в]-[ф],[в*]-[ф*]" по УМК "Планета знаний"
материал по чтению (1 класс) на тему
Урок дан в соответствии с ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_chteniyu_zakreplenie_po_teme_bukvy_v-f.doc | 101.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: литературное чтение(чтение по «Букварю»).
Класс: 1 «А», МОУ гимназия №24
Программа: Планета Знаний
Учитель: Чаусова Лариса Игоревна
Тема: Закрепление по теме: « Буквы В-Ф, звуки [В]-[В'] и [Ф]-[Ф']».
Тип урока: комбинированный.
Обучающая цель и задачи:
1)закрепить знания о парных согласных В-Ф;
2)наблюдать за изменением значения слова в зависимости от изменения буквы слова;
3)учить понимать многозначные слова;
4)учить решать ребусы, составлять цепочки слов;
5)познакомить с анаграммой.
Развивающая цель и задачи:
1)формировать навыки сознательного, правильного, слогового, беглого чтения;
2)формировать навык владения дыханием и голосом;
3)развивать слуховую и зрительную память, продолжать работу над развитием фонематического слуха;
4)развивать умение анализировать, сравнивать, наблюдать.
Воспитывающая цель и задачи:
1)воспитание усидчивости, взаимопомощи, любви к чтению;
2)поддерживать добрые отношения, взаимовыручку;
3)создавать условия для личностного роста каждого ученика и его самооценки.
Оборудование: «Букварь» Андриановой Т.М., (в электронном виде), «Спутник букваря», презентация «Зоопарк в букваре», мультимедийный проектор.
Этап урока | УУД | Технологии, методы и приемы достижения УУД | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
I.Самоопределение к деятельности. Психологический настрой. II.Актуализация знаний. | 1.Познавательные: а) Ставить и формулировать проблему; осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. б) Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; понятие целого и его части. в) Группировать ,классифицировать предметы на основе существенных признаков. 2.Регулятивные а) Формулировать и удерживать учебную задачу. б) В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа». 3.Коммуникативные: а) Проявлять активность во взаимодействии для решения поставленных задач. | I.Информационно-коммуникационная технология.(на протяжении всего урока используется электронный букварь, слайды из презентации) 1) Объяснительно-иллюстративный метод обучения - метод, при котором учащиеся получают знания из букваря, через экранное пособие в "готовом" виде: а) прием слушания, рассматривания (рассматривают рисунок «Маршрутная карта) б) прием словесного описания (составляют связный рассказ из 2-3 предложений о том, что увидели на рисунке.) 2.Репродуктивный метод обучения - метод, где применение изученного осуществляется на основе образца или правила: а) приемы развития внимания, запоминания (ученики в ходе просмотра рисунка «Маршрутная карта» запоминают, какие есть виды букв, умеют потом рассказать об этом и осознанно ответить на вопросы 2 этапа урока. | Зачитываю детям стихотворение: -Громко прозвенел звонок, начинается урок. Наши ушки на макушке. Глазки широко раскрыты. Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем. Повторение изученного на предыдущих уроках. -Мы путешествуем по г. Алфавитинску и видим, что там живут?... -А на какие две большие группы делятся буквы? -Почему гласные и согласные живут в разных домах? Чем они отличаются друг от друга? -А почему согласные М, Н, Л, Р, Й живут в отдельном домике? -А что же значит иметь пару? Какие вы знаете парные согласные звуки? Где живут звонкие согласные, а где глухие? | Слушают, настраиваются на рабочий лад. Дети отвечают на вопросы ,происходит фронтальный опрос(беседа) -В Алфавитинске живут буквы. - На гласные и согласные. -Гласные произносим голосом, нам ничто не мешает их пропеть ,а согласные образуются при помощи звука и шума, во рту они находят препятствие. -Они живут в отдельном домике, потому, что не имеют пары. Они непарные согласные и всегда звонкие. -Мы уже знаем парные Б-П и В-Ф. Звонкие согласные Б и В, а глухие П и Ф.Звонкие согласные живут на солнечной полянке, потому что они громкие, веселые, а глухие произносятся глухо, живут они в глухом лесу. |
III.Постановка учебной задачи и ее поэтапное решение: | 1.Познавательные: а) Понимать информацию, представленную в виде текста и рисунков; б) Создавать алгоритм деятельности.; в) Выполнять работу по аналогии. 2.Регулятивные: а) В сотрудничестве с учителем определять последовательность действий; б) Следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные учебные действия; в) Вносить необходимые изменения, исправления в свою работу; г) Организовывать свое рабочее место под руководством учителя; 3.Коммуникативные: а) Проявлять активность во взаимодействии для решения поставленных задач; в) Вступать в диалог, отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное; г) Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре и группе. | Технология проблемного обучения (постановка познавательной задачи) 1.Метод проблемного изложения в обучении - метод, при котором, учитель, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем вместе с учениками формулирует цель и задачу урока: а ) прием тренировочного, изучающего, выразительного чтения. 2.Частичнопоисковый, или эвристический, метод обучения ( заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении познавательных задач под руководством учителя.) а) путем беседы(форма организации работы на уроке) формируется умение анализировать, сопоставлять и делать выводы. | -Послушайте слова и скажите, с какого звука они начинаются: ворота, фонарь, Федя- Вера. Кто догадался ,какова тема нашего сегодняшнего урока? Правильно. А кто может сказать, чем они отличаются в этих словах? Будем учиться читать слова и предложения с этими буквами. Но чтобы читать правильно, нужно учиться правильно дышать, вот и мы поиграем в игру, которая будет нас этому учить. Задуйте свечу. Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов. Обрызгайте белье водой (в один прием, три, пять). Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье. В цветочном магазине. Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох (2 – 3 раза). А теперь почитаем в букваре слова в столбиках и найдем отличия 1.Чтение слов первого – третьего столбика на стр. 54(по электронному букварю). Читает 1 группа детей (владеют техникой чтения по слогам). -Чем различаются слова 1 столбика?2 столбика? 3 столбика? Найдите мне в 3-х столбиках мягкий согласный звук. Какой гласный указывает на мягкий согласный звук? А теперь поиграем в игру «Шагослов»: Мы шагаем от слова к слову, меняем одну букву и меняется значение слова. - Прочитаем слова 4 -5 столбиков (читает 1 группа детей). Можно ли от слова «вынула» убрать слог «вы»? | -Будем продолжать изучать звуки В-Ф. -Они отличаются мягкостью-твердостью. Ученики активно играют в игру «Задуй свечу». -Слова 1 столбика различаются первой буквой, обозначающей согласный звук. -Слова 2 столбика различаются буквой, обозначающей гласный звук. -Слова 3 столбика различаются последней буквой, обозначающей согласный звук. -Это согласный звук [В'] в слове ВИЛ, т.к. после него стоит гласный звук [И], который всегда смягчает согласные звуки. -Нет, т.к. слова «нула» не существует. |
1. Признаки «опасных» мест для парных согласных | -А теперь посмотрим, кто у нас обладает самым острым слухом. Читаем слова на стр. 55 и находим те, в которых звуки [в] и [ф] четко различаются. Звук [в] в этих словах совпадает с буквой «в»,а звук [ф]с буквой «ф»(дети читают тихо самостоятельно, затем поднимают руку и называют нужные слова). -А теперь найдите и прочитайте слова, в которых произношение этих согласных звуков расходится с буквой, которой они обозначаются. -Произнесите слова «Жираф, удав». Что происходит со звонким согласным звуком[В]? Правильно, он произносится как глухой звук [Ф ]. Оказывается звуку [ф] доверять нельзя, его нужно проверять. Давайте добавим этих животных в наш зоопарк в букваре. (показываю им слайд с фото этих животных) Когда мы будем писать с вами слова с парными согласными (б-п, в-ф) мы будем их проверять, а как именно поговорим на уроке письма. Вы уже устали , давайте немного отдохнем. | -Это слова «вон, фон, сова, софа, шкафы-шкаф, обрывы, (она) права. -Это слова (он) прав, пара сов, пара соф. -Звук [В] мы слышим как звук [Ф]. | ||
Физкультминутка | Здоровьесберегающий метод: а) предупредить утомляемость на уроке, б) развивать желание следить за своим здоровьем физическим и эмоциональным. | Мы сейчас все дружно встанем. Отдохнем мы на привале. Вправо, влево повернись, Наклонись и поднимись, Лапки вверх и лапки вбок и на месте прыг да скок. | Дети делают зарядку, проговаривая стихотворение. | |
2.Многозначные слова. | Те же | Технология дифференцированного обучения (индивидуально-групповой способ обучения) 1.Метод работы в группе и паре. 2.Частичнопоисковый метод обучения. 1.Приемы чтения, размышления, ответов на вопросы учителя. 2.Прием «Учусь внимательно следить по тексту, «не терять» предложение, которое читают другие». | Рассматриваем рисунки на стр.54-55 .(в электронном букваре) -А теперь давайте вспомним о том, что слова могут иметь не одно, а несколько значений. Приведите примеры таких слов. Читаем предложения (читает 2-я группа учеников (хорошо умеющие читать)). -Объясните, какое значение имеет слово «Волан». На какой вопрос оно отвечает. Можно ли из предложения догадаться, с каким воланом хочет поиграть ветерок? -Давайте прочитаем стихотворение о ветре. Но сначала посмотрим, кто у нас самый внимательный и умеет хорошо считать. Посчитайте, сколько предложений в стихотворении. Что нам подсказывает, где конец предложения? -Кто хочет на доске составить схему 3-го предложения?(1 ученик составляет схему предложения). -А как вы думаете можно ли нарисовать ветер? -А можем мы найти слова, которые «рисуют» ветер? Придумайте свои слова-«краски» для ветра. Что может ветер еще делать? (работают в паре) -Молодцы. - Почитаем теперь сказку в «Спутнике букваря» «Ветер и Солнце» (читает 2-я группа учеников (хорошо читающие) цепочкой, остальные слушают, следят по тексту и отвечают на вопросы после прочтения каждого предложения. | -Барашки (овцы и на воде волны), клевал (носом и крошки), разбил(чашку, клумбу). -Волан – мячик для игры в бадминтон, и волан-оборка на юбке у девочки. Догадаться из предложения, с каким воланом хочет поиграть ветер нельзя. -Нам указывают на конец предложения знаки - точка, вопросительный и восклицательный знаки. В этом стихотворении 7 предложений. -Нарисовать ветер нельзя. -Да. Это слова играет, поднимает, клонит, гонит. -Ветер кружит, завывает, несет, бежит. |
3.Разгадывание ребусов, составление анаграмм, составление цепочек слов. | Те же | Технология игрового обучения (Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации игровыми методами вовлечения учеников в творческую деятельность): 1.Наглядный метод; 2.Путем работы в паре и коллективе учатся разгадывать ребусы и составлять анаграммы. | Предлагаю учащимся: 1. Игра «Составь слово». (Работа в паре). -Составьте как можно быстрее слова и назовите. Поставьте ударение и найдите группу слов с ударением на второй слог. 2.Знакомство с анаграммами (перестановка букв в слове). Работа по рядам. -Составьте из имеющихся слов новые слова по образцу, который вы видите на доске(показываю картинку из электронного букваря , на котором видна перестановка букв в слове и слайд.) 1 ряд: Волан-волна,2 ряд: Выбор-обрыв,3 ряд: Арфа-фара. 3.Разгадываем ребусы. (на доске картинки из электронного букваря с ребусами). Работа коллективная. | Зачитывают получившиеся слова -Фокус, фонарь. -флако'н, флажо'к. -фартук, фарфор. (объясняют что это такое). -Во второй группе слов ударение падает на второй слог. |
Итог урока. Рефлексия. | Познавательные: а) Рефлексия способов и условий действий. Регулятивные: а) Осуществлять итоговый контроль по результату. Коммуникативные: а) Участвовать в коллективном обсуждении работы. | Технология- обучение развитию критического мышления. Анализируют меры своего участия в работе путем построения устного высказывания типа: « Я хорошо поработал(а) на уроке». «Мне кажется, я справил(а)с(ь)я с заданиями урока». | -А как вы думаете у слова «ловил» - одно или несколько значений? Посмотрите на рисунки на стр. 55 .Прочитайте предложения. -Дома, по желанию можно придумать многозначные слова. -Вспомните, какие бывают согласные звуки. -Ученики 1 группы дома читают слова из «Читального зала № 2». -Понравился вам наш урок? -Все ли у вас получилось? -Давайте оценим свои успехи магнитиками. Прикрепите магнитики на лесенку успеха возле смайликов. -все хорошо понял (а) - есть над чем поработать - я в начале пути. -Спасибо вам за урок. -До свидания! | -Несколько значений. -Твердые и мягкие ,звонкие и глухие. -Понравился урок! -Все получилось! Дети прикрепляют магнитики на лесенку успеха, которая висит на доске. -Спасибо, до свидания! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок чтения. 1 класс.Звук [к], [кʹ]. Буквенное обозначение
Цель урока : - познакомить учащихся со звуками [к], [кʹ], буквой «КА»; - повторить изученные гласные и согласные зву...
урок чтения 1 класс по теме"Ь -показатель мягкости предшествующего согласного звука" по УМК "Планета знаний"
Урок по этой теме разработан в соответствии со всеми требованиями ФГОС ,составлен в виде технологической карты и может быть полезен в подготовке к урокам подобного типа....
Конспект урока чтения. 1 класс "Звуки [т]. [т’]. Буквы Т, т."
Вид урока: изучение нового материалаЦели урока: 1. Учить выделять звуки из слов, давать им характеристику, узнавать изученные буквы; формировать навык чтения сочетаний бук...
Презентация к уроку чтения 1 класс. Тема звуки р,р. Буква Рр.
Презентация к уроку чтения 1 класс. Тема звуки р,р. Буква Рр....
Урок литературного чтения. 1 класс по теме: "Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч".
Урок литературного чтения. 1 класс по теме: "Мягкий согласный звук [ч], буквы Ч,ч"....
Урок чтения 1 класс "Буква Зз и звуки, которые она обозначает"
Урок чтения 1 класс "Буква Зз и звуки, которые она обозначает"...
Конспект урока чтения 1 класс Звуки [л], [л\']. Буквы Л л.
Цель: познакомить учащихся с согласными звуками [л, л] и способом их обозначения на письме с помощью букв Л,л....