Открытый урок по русскому языку в 4 «А» классе на тему: « Занимательное прилагательное».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Открытый урок
по русскому языку
в 4 «А» классе на тему: «Занимательное прилагательное».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr.ur_._po_rus.yaz_.docx | 34.36 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.ppt | 1.66 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №39
им.Т.С.Дзебисова г.Владикавказ
Открытый урок
по русскому языку
в 4 «А» классе на тему:
« Занимательное прилагательное».
Провела - учитель начальных классов
Габуева С.С.
3.03.2021 г.
Конспект открытого урока по русскому языку, проведённого 03.03.2021 года
Тема: Обобщение по теме «Занимательное прилагательное»
Класс: 4 «А»
Учитель: Габуева С.С.
Цель: обобщить изученное по теме «Имя прилагательное», развивать умения определять число, род, падеж и правильно писать падежные окончания имён прилагательных в единственном и множественном числе.
Формируемые УУД:
п. – структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективного способа решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
к. – владение монологической и диалогической формами речи при ответе и выполнении заданий в соответствии с нормами родного языка;
р.- сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;
л. – установление связи между целью учебной деятельности и её мотивами.
Ход урока
1.Актуализация знаний.
Мы сегодня будем снова раскрывать тайны русского языка. Готовы?
На доске: Вместе – служба, вместе – дружба.
– О каких частях речи это высказывание? Почему?
Подготовленный заранее ученик читает стихотворение:
Существительное с прилагательным
Живёт на редкость дружно.
Изменит окончание, когда ему так нужно.
Оно его не бросит в воде и на земле,
Стоит в одном с ним роде, числе и падеже.
Имя прилагательное: Родилось я с очень покладистым характером, но нет у меня ни рода, ни числа. Что же мне делать? Может спросить у имени существительного?
- Имя существительное, одолжи мне свой род и число, а то мне скучно и грустно.
Имя существительное: С удовольствием, я буду с тобой дружить.
Имя прилагательное: Вместе дружба, вместе служба!
Ученица читает стихотворение.
Я слово замечательное,-
Сказало прилагательное,-
Я равного себе не знаю:
Я признаки обозначаю.
Без признаков предмета нет-
Об этом знает целый свет.
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь
Меня вам надо знать, беречь.
2. Самоопределение к деятельности.
-«Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…» (А.К.Толстой). (Каких слов больше употребил писатель?) Слайд-1
Мы отправимся с вами в путешествие по грамматике.
В этом путешествии нам понадобятся: тетради, ручки, карандаши, внимательные глаза, чуткие уши, ловкие руки, сообразительная голова и конечно, хорошее настроение. Готовы?
3.Происхождение и значение слова «прилагательное», его роль.
В словаре Даля это слово означает:
а) Слово, признак.
б) Часть речи, разряд слов, выражающих признак, качество, цвет, свойство.
Слово – исключительная способность человека выражать ярко мысли и чувства свои.
4.Сообщение темы урока.
-Вы уже догадались, что речь сегодня пойдёт о двух частях речи, которые мы с вами изучили:
об имени существительном и имени прилагательном. Сейчас вам предстоит обобщить полученные знания.
Какая тема нашего урока? Какие цели мы перед собой поставим?
Начнем работу с разминки:
Словарь, в котором можно узнать о правильном написании слов (орфографический)
Антоним к слову временный (постоянный)
Как называется дождь, идущий при солнце? (грибной)
На какое дерево садится ворона во время дождя? (мокрое)
Что входит в окно, но не ломает его? (солнечный луч)
Из какого полотна нельзя сшить рубашку? (из железнодорожного)
Из какого крана нельзя напиться? (подъемного)
–Что общего в названных вами ответах? (это имена прилагат.)
4. Минутка чистописания.
Отправляемся из порта «Чистописание». слайд
- - В бортовых журналах запишите дату.
- На море у нас небольшое волнение, как в этих строчках мМм.
Отгадайте загадку и вы узнаете, где будет проходить наше путешествие:
Кругом вода – а пить нечего. (море).
А на чем можно путешествовать по морю? Слайд
Как по-другому называется морское путешествие? (круиз)
5.Фонетический разбор слова «МОРЕ» /мор,э/
Прочитайте слова, что вы можете сказать про эти слова: слайд
Море, моряк, морской, морячка, морская, заморский, мореход, морилка, морского, приморский.
- А все ли они однокоренные? (морилка – это краситель для дерева, который растворяется в воде)
- Еще какие слова лишние? Почему? (изменилась форма слова)
Море, моряк, морской, морячка, , заморский, мореход, приморский.
На какие 2 группы можно разделить эти слова? Запишите, выделите корень.
Что вы знаете о написании корня в однокоренных словах?
6. Словарная работа
Вперед! Я желаю вам СЕМЬ ФУТОВ ПОД КИЛЕМ. Так говорят моряки. А что это обозначает? (счастливого пути)
И вот уже море «Словарных слов» слайд
Пут.шествие морск… к.рабль огромн…
вет.р северн… Обл.ко пушист…
К.питан отважн… п.года ветрен…
Вам нужно не только вспомнить словарные слова, но и вспомнить написание окончаний имён прилагательных.
Как правильно написать окончания имён прилагательных?
От чего зависит окончание имени прилагательного?
Как ещё можно проверить безударное окончание прилагательного?
7. Работа с деформированным предложением. .Грамматический разбор предложения:
Гор, красивые, спускаются, с, реки, полноводные, Осетии, высоких, чистые.
- Определите падеж прилагательных, выделите окончание
8. Работа по книге.
Упражнение №357.
9. Физминутка
А сейчас мы отдохнем на берегу Мертвого моря. слайд
Это море находится между Израилем и Иорданией, оно такое соленое, у него высокая плотность воды, оно держит человека на воде.
Закройте глаза и представьте, что вы покачиваетесь на волнах Мертвого моря и подумайте, каким может быть море. (называют)
Для чего нужны прилагательные?
Чем больше мы знаем прилагательных, тем красивее и разнообразнее наша речь.
Как называются прилагательные схожие по смыслу?
А какие ещё бывают?
10. «Антонимы – синонимы».
Соединить имена прилагательные с антонимами и с синонимами.
Антонимы | Прилагательное | Синонимы |
чужой | большой | грустный |
Каких людей называют здоровыми?
Здоровым можно назвать не только человека, который не болеет. Человек, который много читает, старается учиться, правильно поступает, все успевает, занимается и спортом, и танцами, всем интересуется, добрый, честный, умный – его тоже можно назвать здоровым. Здоровый человек красив во всем и телом, и душой, и разумом.
Интерактивная игра
11.Выпишите прил. с сущ.
Мама---особенный человек в жизни каждого из нас. День матери---самый светлый, добрый и по-семейному уютный праздник.
Представь, что ты видишь, трогаешь, слышишь мамин смех. Какой он? (Теплый, нежный, мягкий, серебристый, васильковый, звонкий.)
12. Повторение об имени существительном и прилагательном
По курсу ОСТРОВА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ и ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.
-В чем же различие и сходство между именем существительным и именем прилагательным?
Назовите сходства: Имя существительное и имя прилагательное – это часть речи, изменяются по числам, по падежам.
Назовите различия:
Имя существительное обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что? В предложении бывает подлежащим и второстепенным членом, не изменяется по родам
Имя прилагательное обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? В ед. числе изменяется по родам. В предложении является второстепенным членом, бывает сказуемым.
-С какой частью речи связано имя прилагательное?
13 . Установите, где прилагательные употреблены в прямом смысле, а где в переносном.
Теплая одежда теплая встреча
Ясная погода ясная улыбка
Пустой карман пустой разговор
Горячая пища горячая головушка
Грязное ведро грязное дело
14. За 1 минуту вспомни объекты желтого цвета, черного цвета, горячие, интересные, прекрасные, хорошие объекты.
- . «Давайте говорить друг другу комплименты».
- . Кто больше скажет друг другу добрых слов.
15. Учащимся предлагается назвать прилагательные, которыми они бы хотели охарактеризовать свою школу, и поделиться своим мнением о том, чему учат в школе.
- - Школа, в которой я учусь…;- В нашей школе учат…;
16.Рефлексия.
Итак, возвращаемся с круиза.
-Урок подходит уж к концу
И требует оценки.
Прошу его вас оценить,
Но прилагательными только.
Его вам надо оценить двумя-тремя словами
И их в тетради записать,
Чтоб я могла потом узнать
И сделать вывод с вами:
Каким он был?..
Отличным, скучным,
Хорошим, может быть, плохим,
Совсем ненужным, бесполезным…
Иль поучительным…? Каким?
17.Итог урока
Роль имён прилагательных в речи.
- Имя прилагательное – необыкновенная часть речи. Необычна тем, что
обозначает признак. Имя прилагательное может выражать бесчисленное
количество признаков, сопровождающих человека и его деятельность.
Они «раскрашивают» наш текст, помогают лучше представить картину,
нарисованную словами. По частоте употребления прилагательные
занимают 3-е место после имён существительных и глаголов.
украшают
• уточняют
Чем больше мы знаем прилагательных, тем красивее и разнообразнее наша речь
18.д/з упр.363
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вместе – служба, вместе – дружба.
-«Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…» (А.К.Толстой).
Слушаем внимательно! Пишем красиво!
мМм мММм мМм мММм
Море, моряк, морской, морячка, морская, заморский, мореход, морилка, морского, приморский .
Море, моряк, морской, морячка, заморский, мореход, приморский .
морск… пут..шествие огромн… к..рабль сев..рн… вет..р пушист… обл..ко отважн… к..п..тан ветрен… п.года Море «Словарных слов»
Проверка Морск ое пут е шествие огромн ый к о рабль северн ый вет е р пушист ое обл а ко отважн ый к а п и тан ветрен ая п о года
Гор, красивые, спускаются, с, реки, полноводные, Осетии, высоких, чистые, и
Мёртвое море
Антонимы Прилагательное Синонимы чужой маленький грустный радостный большой печальный здешний весёлый грустный радостный огромный местный
имя существительное имя прилагательное Часть речи Часть речи Какой? Какая? Какое? Какие? Кто? Что? Предмет? Признак предмета по числам по падежам по числам по падежам ______ по родам ( ед. ч. )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме «Изменение имён прилагательных по родам»
конспект урока по русскому языку 3 класс УМК "Школа России"...
Разработка урока по русскому языку для 2 класса по теме "Имя прилагательное"
Урок с примененнием элементов технологии критического мышления...
Конспект урока по русскому языку для 3 класса по теме: "Имя прилагательное. Роль имён прилагательных в речи"
Конспект урока по русскому языку для 3 класса. Тема урока: «Имя прилагательное. Роль имён прилагательных в речи»....
Открытый урок по русскому языку в 4 классе на тему:" правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных"
Умение распозновать имена прилагательные в тексте и уметь использовать их в речи.Находить общие и отличительные признаки в сравниваемых понятиях. Знать правописание окончании имен прилагательных при и...
Открытый урок по русскому языку в 4 классе по теме «Склонение имен прилагательных во множественном числе».
Открытый урок по русскому языку в 4 классе по теме«Склонение имен прилагательных во множественном числе»....
Открытый урок по русскому языку в 3 классе на тему: Прилагательное
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС...
Открытый урок по русскому языку во 2 классе по теме: «Обобщение знаний об имени прилагательном»
Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме: "Обобщение знаний об имени прилагательном".Цель: систематизация, структурирование и обобщение знаний обучающихся об имени прилагательном...