Открытый урок по русскому языку в 3 классе на тему: Прилагательное
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.docx | 38.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку в 3 классе
Организационная информация | |
Тема урока | Имя прилагательное. |
Предмет | Русский язык |
Класс | 3 |
Программа | «Школа - России» |
Автор урока (ФИО, должность) | Ревина Елена Ивановна, учитель начальных классов первой категории |
Образовательное учреждение | МОУ «Старо-Татауровская СОШ Прибайкальского района РБ |
Методическая информация | |
Тип урока | Урок открытия нового знания (урок-исследование) |
Базовая технология | Проблемно-диалогическая |
Межпредметные связи | Литературное чтение Окружающий мир Музыка |
Формы работы | Фронтальная Работа в группах Индивидуальная |
Цели урока | Создать комфортные условия для усвоения материала и реализации возможностей учащихся. Развивать умения правильно формулировать учебную цель, делать самостоятельные выводы. |
Задачи урока обучающие: развивающие: воспитательные: |
|
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/ закрепят/др. ученики в ходе урока | Учащиеся будут уметь классифицировать имена прилагательные, согласовывать с именем существительным, видеть связь между прилагательным и существительным. |
Ресурсы | Учебник «Русский язык» 2 часть В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Презентация Microsoft Office PowerPoint |
Подробное объяснение места медиа-, мультимедиа компонента в структуре и содержании урока и пояснения по методике их использования в образовательном процессе. | Данный урок разработан с учетом уровня обученности учащихся, требований ФГОС Использование ИКТ на уроке целесообразно для повышения мотивации учащихся через создание "ситуации успеха». Использование мультимедийного оборудования и интерактивной доски позволяет расширить рамки учебника, продуктивно организовать работу и проверку заданий, выполненных учащимися. |
На уроке использовались элементы современных образовательных технологий:
• здоровьесберегающие (физминутки, смена видов деятельности);
• информационно – коммуникационная технология (использование мультимедийных средств обучения);
• проблемное обучение (частично – поисковое).
Внутренняя мыслительная деятельность учащихся стимулируется сопоставительным анализом, эвристической беседой, творческими заданиями группового характера, самостоятельными выводами в конце урока.
Технологическая карта урока
№ п/п | Этапы урока | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. | Организационный | Метапредметные (УУД) регулятивные: -осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | Друзья мои, я очень рада Войти в приветливый ваш класс. И для меня уже награда Сиянье ваших умных глаз. - Меня зовут Елена Ивановна, сегодня мы вместе создадим наш урок. Первый лучик, нежный лучик, (На доску крепится солнышко, без лучиков) (Оформление доски. Без прилагательных) Тает рыхлый снег в лугах, Расцвел цветочек маленький | Обучающиеся настраиваются на работу. |
2. | Актуализация опорных знаний | Предметные: - правильно выделять имена прилагательные из ряда слов. Метапредметные (УУД) познавательные: - выполнять классификацию; - обосновывать основание для классификации; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы, используя информацию схем, плакатов; регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогическойформой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | - Начинаем урок русского языка. Какое сегодня число? Сегодня непростой день. Это день весеннего равноденствия, когда ночь и день равны. Запишите дату. (слайд 2) - Посмотрите на экран, какое задание вы бы предложили выполнить с данными словами: Март, солнце, травка, голубая, весна, проталинка.
-Почему именно это слово лишнее? На какой вопрос отвечает слово голубая? -Какая часть речи отвечает на этот вопрос? -Сформулируйте тему урока. -Тема нашего урока: Имя прилагательное. - Что вы уже знаете об имени прилагательном? |
- 21 марта - Делают запись в тетрадях - Можно найти лишнее слово. -голубая. -Так как все другие слова отвечают на вопрос (что?) и являются именами существительными. - На вопрос какая? - Имя прилагательное. - Это часть речи, которая обозначает признаки предметов и отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чьё? |
3. | Постановка учебной проблемы | Предметные: - распознавать имена прилагательные среди других частей речи; - задавать вопросы к именам прилагательным. Метапредметные (УУД) познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); регулятивные: - высказывать свое предположение; коммуникативные: - точно и полно выражать свои мысли. | Отгадайте загадку (слайд 3) По тонкой нитке ручейка Сбежал с пригорка снег. И на пригорке вдруг цветок Раскрылся раньше всех. -Я хочу подарить вам подснежники, но это не простые цветы, в них есть маленький секрет (Работа с текстом на доске) - Прочитайте. Что можете сказать об этом тексте? О чем он? Можно ли сказать, что этот текст скучный? Как нам его украсить? Какие части речи могут помочь нам в этом? - Давайте подберем имена прилагательные к этому тексту. А помогут нам в этом подснежники. Пусть цветы распустятся на ваших столах, там вы и найдете подсказку. (Приложение 1) (Работа в группах) - Проанализируйте текст и подберите нужное имя прилагательное: 1 группа – 1 строка, 2 группа – 2 строка, 3 группа – 3строка….. - У меня заготовлены такие же лепестки, как у вас. Прикрепите вместо пропущенных имен прилагательных подходящие по смыслу лепестки. - Прочитайте хором. Что теперь можете сказать о тексте? - Какой вывод можно сделать? - Запишите стихотворение в тетрадь. Над именами прилагательными укажите часть речи: прил.
- Изучая эту часть речи в 3 классе ты узнаешь: ( чтение в учебнике) Какие признаки предметов называет имя прилагательное Что такое качественные, относительные и притяжательные прилагательные, Почему можно сказать красив, хорош, умен, но нельзя сказать деревянен, стеклянен, медвежен, Как образуются имена прилагательные и какими членами предложения они обычно бывают. | - Подснежник -Это текст о весне. Да, можно сказать, что этот текст скучный. Нужно подобрать имена прилагательные
Убирают скрепку с лепестков Работают в группах, анализируют, делают выводы, дополняют текст - Он стал красивее -Прилагательные украшают и оживляют нашу речь, делают ее более выразительной Выполняют -Чтение детьми рубрики.
|
4. | Формулирование проблемы, планирование | Личностные УУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?). Метапредметные(УУД) регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности на уроке; - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; - определять последовательность действий на уроке. | - Итак, что же сегодня на уроке вам предстоит выяснить? - Давайте определим задачи нашего урока:
Физ.минутка Подснежник проснулся и потянулся. Солнышку улыбнулся, К земле матушке прикоснулся. Солнышку поклонился, Счастью своему удивился. Капли росинок его умывали. Птицы и звери сразу узнали. | - То, что еще мы не знаем об имени прилагательном. -Высказывание детей.
Выполняют движения по тексту |
5. | Открытие нового знания | Предметные: - уметь определять, значение имён прилагательных; - учиться выяснять значение новых слов; - учиться находить связь между существительным и прилагательным. | (Работа по карточкам) «Третий лишний» В карточках записаны прилагательные: 1) цвет 2) форма 3) вкус 4) звуки 5) размер - Вычеркните лишнее. Остальные запишите и определите, в какую группу их можно объединить (Приложение 2) Во время работы проверка по слайду (слайд 4) У меня, ребята, заготовлены облака с обозначением групп прилагательных по признакам. Прикрепите их рядом с солнышком (Приложение 3) |
Выполняют задание, делают вывод Выводы детей:
Выполняют |
Личностные УУД: - определять общие для всех правила поведения; - определять правила работы в парах; -оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей). Метапредметные (УУД) регулятивные: -работать по предложенному плану; - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - ориентироваться в учебнике; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - уметь находить и выделять необходимую информацию; - уметь сравнивать, называя критерий для сравнения; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | Наблюдение над важнейшим грамматическим признаком имен прилагательных – зависимостью от имен существительных. - Ребята, а вы не задумывались, почему Имя прилагательное так называется? - В переводе с лат. nomen adiectivum – имя прилегающее, примыкающее. (к чему?) - Посмотрите на словосочетания.(слайд 5) нежный подснежник ранняя весна солнечный день - Даша считает, что в этих словосочетаниях главными словами являются прилагательные. Права ли Даша? - Подумаем вместе.
|
(Выслушиваются предположения учащихся.) - Главное слово - существительное. Имя прилагательное прилагается, присоединяется к имени существительному. Имя прилагательное зависит от существительного.
| ||
6. | Рефлексия учебной деятельности | Личностные УУД: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Метапредметные (УУД) регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | - Сегодня не только день весеннего равноденствия. Сегодня, 21 марта – День поэзии. И я предлагаю вам попробовать себя в роли поэтов. Сегодня мы говорили с вами о весне. Давайте напишем стихи об этом красивом времени года. (Звучит музыка П.И.Чайковского «Подснежник») (слайд 6) На ладошках, которые я вам раздала, уже есть первые две строки. Вам нужно сочинить еще две. (Приложение 4) - Какое красивое стихотворение у вас получилось! - Сегодня у нас прошел замечательный урок! Давайте обобщим все, что мы вспомнили и узнали об имени прилагательном. Каждый вывод запишите на пальчике ладошки - Прилагательное это… - Которая обозначает… И отвечает на вопросы… - Прилагательные… - Прилагательные зависят… - Прилагательные делятся… - Дети из ладошек солнышко сложили, Чтобы непременно люди все дружили, Чтобы это солнце для людей сияло, В каждое оконце в гости забегало - Прикрепите ладошки к солнышку вместо лучиков - Вот такая красивая весенняя полянка получилась у нас в результате нашей с вами работы - Спасибо за урок! | . Ребята выполняют задание. Затем зачитывают пронумерованные четверостишья в виде целого стихотворения - Часть речи - Предмет. Какой? Какая? Какое? Какие? - Оживляют нашу речь и делают ее более выразительной - От существительных - На группы по признакам Выполняют |
- Еще раз давайте подытожим наши знания: Прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?. Прилагательные украшают нашу речь, делая ее более выразительной, зависят от существительных и делятся на группы по признакам - Наш урок подходит к концу. Я предлагаю вам охарактеризовать его при помощи имен прилагательных. Переверните подснежники, и каждый напишите на лепестке свое мнение. Дополните нашу полянку весенними цветами. - Я рада, что вы оценили наш урок положительно. Вот такая красивая весенняя полянка у нас получилась в результате нашей с вами совместной работы. - Я хочу поблагодарить вас за урок, пожелать вам отличного весеннего настроения и, только положительных оценок | Выполняют | |||
7. | Домашнее задание |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку 2 класс по теме: «Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного»
Тема: Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.Педагогические цели: способствовать ознакомлению с единственным и мно...
Открытый урок по русскому языку 3 класс по теме: "НЕ С ГЛАГОЛАМИ" с элементами ФГОС
Открытый урок по русскому языку 3 класс по теме: "НЕ С ГЛАГОЛАМИ" с элементами ФГОС....
Открытый урок по русскому языку 3 класс по теме" Имя существительное"
Урок. «Путешествие по стране Имени Существительного» 3 класс «Б»Учитель: Полтавская Ирина Юрьевна. Тема. « Обобщение знаний об имени существительном» } Цель урока: 1. Проверять знания ...
Открытый урок по русскому языку 3 класс по теме" Имя существительное"
Урок. «Путешествие по стране Имени Существительного» 3 класс «Б»Учитель: Полтавская Ирина Юрьевна. Тема. « Обобщение знаний об имени существительном» } Цель урока: 1. Проверять знания ...
Открытый урок по русскому языку 4 класс по теме: "Изменение имен существительных по падежам"
Развитие умений извлекать информацию на слух и при чтении из разных источников (учебных, художественных текстов, стихотворных строк, таблиц) преобразовывать информацию из одной формы в другую (таблицу...
Открытый урок по русскому языку 3 класс по теме "Имя сущесивительное"
Урок русского языка в 3 классе по программе "Школа Росии"...
Открытый урок по русскому языку 3 класс по теме " Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
Открытый урок по русскому языку 3 класс УМК " Школа России" ФГОС...