Конспект урока по теме: Значения суффиксов". Русский язык, 3 класс УМК "Школа России"
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)
Урок закрепления первичных знаний о суффиксах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znacheniya_suffiksov.docx | 31.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 В классе
Программа «Школа России», авторы учебника «Русский язык» В.П.Канакина. В.Г.Горецкий.
Тема: Значения суффиксов
Планируемые результаты
Предметные | Метапредметные | Личностные |
- выделять в словах суффиксы; -образовывать однокоренные слова при помощи суффиксов; -на основе наблюдений выделять значения суффиксов. | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, решать её под руководством учителя. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания, использовать в общении правила вежливости |
|
Цель: Организовать деятельность учащихся по закреплению первичных знаний о суффиксе, совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова; учить разбирать слова по составу, объяснять значения суффиксов.
Педагогические задачи:
1.Учить находить суффикс в слове.
2. Учить образовывать однокоренные слова при помощи суффиксов.
3.Обогащать словарный запас.
4.Развивать способности анализировать, планировать свою деятельность во внешней речи с помощью учителя.
5.Развивать учебно-познавательный интерес.
Базовая технология: проблемно-диалогическая.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Организационный этап | - На части не делится солнце лучистое И вечную землю нельзя поделить Но искорку счастья луча золотистого Ты можешь, ты в силах друзьям подарить Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг, другу, пожелайте хорошего настроения. Я присоединяюсь к пожеланиям и верю, что у вас все получится. -Какие качества настоящего ученика вам в этом помогут? | Эмоционально настраиваются на урок -Внимательность, активность, дисциплинированность, умение слушать друг друга, учителя. | Личностные:проявляют готовность к работе на уроке |
Этап актуализации субъектного опыта учащихся | -Что вы можете сказать об этих словах? Час, часовщик, часики -Что вы знаете о корне? -Какая часть слова послужила для образования данных слов? -Что ж вы знаете о суффиксе? - Как изменилось значение слова? - Понаблюдайте, как суффиксы меняют смысл слова? -Как называется этот способ словообразования? Помните, что каждый суффикс имеет свое значение. Большую строительную работу выполняет суффикс. | -Все слова являются однокоренными, общая часть слова – корень. Корень - это главная часть слова, общая часть родственных слов -Суффикс. -Суффикс- это часть слова, которая стоит после корня ,с помощью суффикса образуются новые слова -ответы уч-ся -уменьшительно-ласкательный суффикс ик, при помощи суффикса щик, образовалось слово-профессия -Суффиксальный. | Познавательные: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную на уроках ранее |
Этап постановки цели урока и планирования работы | Сейчас я расскажу вам сказку про суффиксы, а вы сформулируйте тему урока. Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ- Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ- жили за корнем, как и все остальные суффиксы, -ик- был очень ласковый, -ишк- обо всех говорил с насмешкой. -ищ- был очень маленький, и ему всё казалось большим. Вот пошли они на работу. Работали они в тетради, им нужно было образовывать слова. В тетради было написано: “Маленький дом”. “Домик”, - написал -ик-. “Большой дом” “Домище”, - писал -ищ-. “Старый, дряблый дом”. “Домишко”, писал -ишк-. Но тут они призадумались. На следующей строчке было сказано, что нужно одним словом назвать человека, который имеет дело с камнем. В это время суффикс -щик- рядом с ними образовывал слово бетонщик. -ИК- догадался позвать на помощь суффикс -щик-, и тот написал слово каменЩИК, крупно выделив своё имя. Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ-, -щик- были очень довольны, что так хорошо закончили работу, и все вместе пошли домой. Дома их всех ждал вкусный торт. - Тортик! - закричал -ик-. - Тортишко, усмехнулся -ишк-, - Тортище, - сказал -ищ-. - Тортильщик, - сказали они все вместе и засмеялись, потому, что это было неправильно. - Сформулируйте тему урока. Что мы должны узнать о суффиксах? | Слушают сказку. -Сегодня на уроке мы будем изучать значение суффиксов.. -узнать, какие значения могут иметь суффиксы | Личностные:учебно-познавательный интерес на уровне реакции на новизну; Познавательные: осуществляют анализ, синтез, сравнение и обобщение языкового материала по самостоятельно выделенным основаниям. Регулятивные: принимают учебную задачу,сформулированную вместе с учителем. Коммуникативные: учитывают разные мнения и интересы, высказывают свое собственное мнение, аргументируют его |
Этап изучения новых знаний и способов действия | Игра «Побудь волшебником» - У меня волшебная палочка. По указанию палочки вы превращаетесь в волшебников и превращаете слова в названия маленьких предметов. нос, слон, дом, хвост Алгоритм нахождения суффиксов - Выделите окончание -Обозначьте корни. - Что помогло образовать новое слово? Работа в парах. А) Выпишите имена парами. Выделите суффикс. Женя-Женечка Миша-… Аня-… Алеша-… Света-… Федя Дима-… Люба- Б) Образуйте новые слова с помощью –н, -ов мороз -… день вечер - … звон туман-…. утро липа-… чай -Ребята, чему вы учились, выполняя это задание? Самостоятельная работа. - У меня рассыпались слова. Суффиксы перепутались. Вам нужно соединить слова с суффиксами. Для каждого слова подбираем один суффикс, повторяться суффиксы не должны. Обозначьте корень и суффикс. ветер - ик шар - ец суп - ок мороз чик - Прочитайте слова. Запишите свои слова с такими же суффиксами. Обозначьте корень и суффикс. Дождик, диванчик, лосёнок, белочка. Проверьте работу товарища и поставьте отметку за работу. -Ребята, чему вы учились, выполняя это задание? Наблюдения над ролью суффиксов в словах - Прочитайте слова. Лисица, лисичка, лисонька, лиса. - Что общего у этих слов? Чем они отличаются? -Для чего служит суффикс? Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы. Русский язык удивительно богат словообразовательными суффиксами: дом - домик - домишко - домина; брат - браток - братец - братишка. Одни звучат ласково, другие - пренебрежительно, иронически. В одних словах отражена положительная оценка предметов (девчурка, старичок, старушка), в других - отрицательная (деваха, старикан, старикашка). -Суффиксы -ист-, -тель-, -ик-, -ник-, -изм-, -арь- всегда говорят о мужском роде. -Суффиксы -ость-, -изн-, -от- указывают на принадлежность слова к женскому роду. -Суффиксы -арь-, -ист-, -щик- указывают на профессию, -ищ- - суффикс места. -Суффиксы -ик- (голубика, черника, клубника), -ин- (баранина, свинина, телятина). Итак, вы убедились, что суффикс, хоть и маленькая часть слова, имеет своё лицо и многое может рассказать. | -носик, слоник, домик, хвостик. -выделяют окончание, корень. -суффикс Работают в парах с карточками Ответы уч-ся Взаимопроверка. Учащиеся ставят отметку друг другу за работу. Ответы уч-ся Читают слова -У этих слов общий корень лис, отличаются суффиксами. -суффикс служит для образования новых слов. | Регулятивные: осуществляют взаимопроверку, контролируют работу партнера; оценивают свои достижения, определяют трудности, осознают способы преодоления трудностей Правильное выполнение упражнения; устный монологический ответ. |
Физкультминутка | |||
Этап закрепления изученного | Работа по учебнику Упр. 168 (с. 91). - Какое значение словам придают эти суффиксы? Упр. 170 (с. 92). - Прочитайте. - Найдите однокоренные слова. Назовите слово, от которого образовались слова каждой группы. - Выполните письменные задания к упражнению. - Назовите суффиксы, которые образуют слова-названия детёнышей. | Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют суффиксы -ист-, -щик-,- тель-, -ник-, -арь- Обозначают слова – названия людей по роду их занятий. Читают слова Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова, объясняют их написание и называют суффиксы. -это суффиксы –ёнок-, -онок- | Личностные:ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, - учебно-познавательный интерес на уровне реакции на новизну Коммуникативные: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания, использовать в общении правила вежливости |
Этап применения изученного | 1. Упражнение в образовании слов с помощью суффиксов - От данных слов образуйте новые слова с помощью суффикса -тель- и запишите их. Суффикс выделите. Учить, читать, строить, водить, воспитывать. - Чем сходны по смыслу эти слова? 2.Сказка о суффиксе –ёр- - Теперь давайте оправимся в театр. В этом театре живёт суффикс. Послушайте о нём сказку: - Жил-был суффикс. Работал он в театре. Был мастер на все руки. Имел в театре несколько специальностей. Когда он надевал чёрный фрак с белой манишкой, то превращался в важного дирижёра. И актёр был превосходный. В помощи гримёра он не нуждался. Иногда ему приходилось быть дублёром, иногда подменял заболевшего суфлёра. Был он ловким жонглёром. Иногда даже вставал на место билетёра, и тогда пропускал в театр всех детей бесплатно. Вот какой фантазёр этот суффикс! - О каком суффиксе идёт речь? Перечислите слова, в которых он есть. Запишите любые два слова. Выделите суффикс и запомните его. | Образуют новые слова, выделяют суффикс -Обозначают слова-названия людей по роду их занятий. - о суффиксе –ёр- -дирижёр, гримёр, суфлёр, билетёр, фантазёр, дублёр Учащиеся выполняют задание. | Познавательные:. Предметные: знают определение суффикса, приставки, умеют находить их Устные монологические ответы, Личностные:учебно-познавательный интерес на уровне реакции на новизну Коммуникативные: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания, использовать в общении правила вежливости |
Этап подведения итогов урока | Дополнение предложений: Сегодня на уроке: 1. Я узнал… | Ответы уч-ся | Личностные:способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности |
Домашнее задание | С.92 № 172 проговорить |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по теме "Правописание приставок"(русский язык 4 класс, система Л.В.Занкова)
Урок плановый. Дети систематизируют и закрепляют свои знания о приставках, их отличиях от корня и предлога, о правописании. В процессе работы выявляют наличие приставок в середине сложных...
Методическая разработка урока по теме «Употребление одного и того же глагола в разных значениях» Предмет: русский язык Класс: 3, УМК «Школа России» (учебник Т.Г. Рамзаева)
Технологическая карта урока. Технология: Проблемное обучение...
Конспект урока по теме «Значение и употребление имен прилагательных в речи» (УМК «Школа России», 3 класс)
Цели урока: повторение и обобщение знаний об имени прилагательном как о части речи; отработка умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь с именами существительными; р...
Конспект урока по теме "Значение и употребление глагола в речи" (УМК "Школа России", 3 класс")
Цели деятельности учителя: формирование понятия о глаголе как части речи; углубление и расширение знаний о глаголе как части речи; распознавание глаголов среди других частей речи.Планируемые результат...
Конспект урока по теме "Значение и употребление глаголов в речи" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: расширение знаний учащихся о глаголе, совершенствование навыков распознавать глаголы среди других частей речи и правильного употребления глаголов в письменной и устной речи....
Конспект урока по теме Люблю природу русскую.., 2 класс
Конспект урока по теме Люблю природу русскую.., 2 класс...
Конспект урока на тему: «Роль суффиксов и приставок в образовании новых слов» (2 класс)
Конспект урока на тему: «Роль суффиксов и приставок в образовании новых слов» (2 класс) составлен с использованием кейс-технологии...