Методическая разработка урока по теме «Употребление одного и того же глагола в разных значениях» Предмет: русский язык Класс: 3, УМК «Школа России» (учебник Т.Г. Рамзаева)
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Крячко Светлана Николаевна

Технологическая карта урока. Технология: Проблемное обучение

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБУ ДПО «СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ

ОБРАЗОВАНИЯ, ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ

РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

Конкурс на лучшую методическую разработку

«Модель урока с использованием инновационных технологий

в аспекте требований ФГОС НОО»

Крячко Светлана Николаевна

учитель начальных классов

Муниципальное казенное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

с. Дивное Апанасенковского района Ставропольского края

Методическая разработка урока

по теме «Употребление одного и того же глагола в разных значениях»

Предмет: русский язык

Класс: 3, УМК «Школа России» (учебник Т.Г. Рамзаева)

Технология проблемного обучения

Номинация: русский язык

2017 год


Русский язык. 3 класс. УМК «Школа России» (учебник Т.Г. Рамзаева)

Раздел: «Глагол»

Урок: 5 (в разделе)

Урок открытия новых знаний

Тема: «Употребление одного и того же глагола в разных значениях»

Цели:

развивающая: способствовать развитию умения анализировать, сравнивать и сопоставлять смысловое значение глаголов, употребляемых в прямом и переносном значении; способствовать формированию потребности в развитии речи, в овладении безошибочным письмом; содействовать развитию уважения к себе как носителю русского языка; формировать УУД;

воспитательная: вызвать интерес к употреблению в речи глаголов в переносном значении; расширять кругозор учащихся через работу с фразеологизмами; воспитывать интерес к родной литературе; воспитывать бережное отношение и любовь к родной природе, родному краю;

обучающая: помочь открыть знание о том, что глаголы могут употребляться в прямом и переносном значении; способствовать формированию умения распознавать смысл глаголов, употреблять глаголы в прямом и переносном смысле; продолжать учить различать глаголы-синонимы и глаголы-антонимы

Планируемые результаты

Личностные результаты

Личностные УУД

- проявление устойчивого познавательного интереса к русскому языку при работе с понятия «прямой смысл глагола», «переносный смысл глагола»; «глаголы-синонимы», «глаголы-антонимы»

- проявление позитивного отношения к правильной устной и письменной речи при работе с понятия «прямой смысл глагола», «переносный смысл глагола»; «глаголы-синонимы», «глаголы-антонимы»

 - проявление национальной гордости (гражданской позиции) на основе представлений о многообразии русского языка при работе с понятия «прямой смысл глагола», «переносный смысл глагола»; «глаголы-синонимы», «глаголы-антонимы», «фразеологизмы»; при знакомстве с творчеством С. Есенина

- проявление бережного и уважительного отношения к природе своей страны, родному краю при работе с понятиями «перелётные птицы», «зимующие птицы».

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- определение цели учебной деятельности самостоятельно или совместно с одноклассниками и учителем при работе с понятия «прямой смысл глагола», «переносный смысл глагола»

- составление плана (алгоритма) решения учебной задачи самостоятельно или совместно с одноклассниками при работе с понятия «прямой смысл глагола», «переносный смысл глагола»

- осуществление контроля и коррекции способа и результата решения учебной задачи по ранее составленному плану ( алгоритму)  при работе с понятия «прямой смысл глагола», «переносный смысл глагола»

- оценивание успешности решения  учебной задачи по критериям определенным совместно с одноклассниками и учителем при работе с понятия «прямой смысл глагола», «переносный смысл глагола»; «глаголы-синонимы», «глаголы-антонимы»

Познавательные УУД:

Общеучебные УУД:

- использование знаково - символических средств при работе с понятия «прямой смысл глагола», «переносный смысл глагола»

- поиск и выделение необходимой информации в учебнике, в словаре при работе с текстом при работе с понятия «прямой смысл глагола», «переносный смысл глагола»

- умение структурировать  знания при  работе с понятия «прямой смысл глагола», «переносный смысл глагола», «глаголы-синонимы», «глаголы-антонимы»

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при работе с понятия «прямой смысл глагола», «переносный смысл глагола», «глаголы-синонимы», «глаголы-антонимы»

Логические УУД:

- анализ, синтез, сравнение, классификация при работе с понятия «прямой смысл глагола», «переносный смысл глагола», «глаголы-синонимы», «глаголы-антонимы»

- выстраивание логической цепи рассуждений при  работе с понятия «прямой смысл глагола», «переносный смысл глагола», «глаголы-синонимы», «глаголы-антонимы»

Коммуникативные УУД:

- построение учебного сотрудничества при взаимодействии с учителем и одноклассниками (принятие различных точек зрения, умение формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы, контролировать собственные действия и действия партнера) при работе с понятия «прямой смысл глагола», «переносный смысл глагола», «глаголы-синонимы», «глаголы-антонимы

Предметные результаты

Знать: определение глагола; понятие «многозначные слова»

 понятия «прямой смысл глагола», «переносный смысл глагола»;

понятия «глаголы-синонимы», «глаголы-антонимы»;

понятие «фразеологизм»

познакомить с понятием «омонимы»

Уметь: анализировать, сравнивать и сопоставлять глаголы в предложениях;

распознавать в речи прямой и переносный смысл одинаково звучащих глаголов;

составлять предложения с одинаковыми глаголами в прямом и переносном смысле;

распознавать глаголы-синонимы, глаголы-антонимы;

различать в речи фразеологизмы

Технология проблемного обучения

Материально-техническое обеспечение

Рабочая программа, ориентированная на работу по учебно-методическому комплекту

Русский язык, 2 часть, Т.Г. Рамзаева, Москва, «ДРОФА», 2016 год

Презентация к уроку

Авторская презентация «Перелётные птицы нашего района» https://educontest.net/ru/436163/презентация-перелётные-птицы-нашего/

Авторская презентация «Физминутка «Птичья зарядка»» https://educontest.net/ru/443869/физминутка-птичья-зарядка/

Видео «Полевой жаворонок» https://www.youtube.com/watch?v=UYye_vW8L84

Портрет С. Есенина

Толковый словарь русского языка. Д. Ушаков, Славянский Дом Книги, 2014

Карточки для работы в группах и парах

Таблицы для самооценки (у учащихся)

Межпредметные связи

Литературное чтение, окружающий мир

Технологическая карта урока


Этап урока

Содержание заданий для обучающихся

Виды деятельности учащихся, формы организации работы

Планируемые результаты

УУД

Предметные

Виды УУД, характеристики

I.Мотивация

Отгадать загадку (буриме)

Есть одна игра для вас:

Я прочту стихи сейчас,

Я начну, а вы кончайте,

Хором дружно добавляйте:

(Запись на доске)

«Громко звенят ручьи.

Ласточки строят гнёзда свои,

А с душистых цветов пчела

Густой нектар унесла.

Опять, как всегда пришла

Ласковая …(весна)»

-  Составьте слово из начальных букв каждой строчки. (- Глагол)

- Определите, что мы будем изучать на уроке? (Будем продолжать изучать глагол)

 

Записать: дату

Классная работа

- ученики отгадывают загадку при работе с понятием «глагол» (фронтальная)

- ученики участвуют в учебном диалоге с учителем при работе с понятием «глагол» (фронтальная)

- ученики осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме при работе с понятием «глагол» (фронтальная)

- ученики работают в тетради (письменная работа)

Знать:

понятие «глагол»

Уметь:

определять понятие глагол, определять задачи урока при работе с понятием «глагол»

Личностные УУД

-проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию при работе с понятием «глагол»

-сформированность широкой мотивационной основы учебной деятельности при работе с понятием «глагол»

Регулятивные УУД

- определение цели учебной деятельности совместно с одноклассниками и учителем при работе с понятием «глагол»

Познавательные УУД

Общеучебные УУД:

- поиск и выделение необходимой информации в предложенном стихотворении при работе с понятием «глагол»

- умение осознанно и произвольно  строить речевое высказывание в устной форме при работе с понятием «глагол»

Логические УД

- выдвижение гипотез  при работе с понятием «глагол»

Коммуникативные УУД

- определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии  с одноклассниками и учителем при работе с понятием «глагол»

-умение аргументировать свое предложение при работе с понятием «глагол»

II.Актуализация знаний. Постановка задания, содержащего противоречие и вызывающее проблемную ситуацию

Чистописание.

- Сегодня мы повторим написание соединений из слова «глагол»

гл    ол

Фонетический разбор

весна 

Повторение о глаголе

Ответить на вопросы: «Что такое глагол, глаголы-синонимы, глаголы-антонимы?»

Создание проблемной ситуации

(работа по карточкам)

Инструкция для работы в группе

1.Прочитайте предложения.

2. Найдите глаголы в каждой паре предложений.

3. Определите, какими глаголами: антонимами или синонимами они являются?

4. Определите проблему, которая у вас возникла.

5. Сформулируйте тему урока.

Предложения для обсуждения:

1.Осенью птицы улетают на юг. Весной они прилетают назад.

2. Ласточка строит гнездо под крышей. Жаворонок вьёт гнездо на земле.

3. Наступила долгожданная весна. Катя наступила на что-то мокрое.

(Обсуждение предложенных вариантов  в формулировании проблемы. Выводы)

Внести в таблицу самооценки баллы (оценивание по пятибалльной системе)

-ученики выписывают соединения в тетради при работе с понятием «глагол» (письменная работа)

- выполняют фонетический разбор при работе с понятием «глагол» (письменная)

- ученики участвуют в определении понятий «глагол»; «глаголы-синонимы», «глаголы-антонимы» (фронтальная работа)

- ученики структурируют знания при работе с понятиями «глагол»; «глаголы-синонимы», «глаголы-антонимы» - осуществляют постановку и формулирование проблемы при работе с понятиями «глагол»; «глаголы-синонимы», «глаголы-антонимы»

- участвуют в выдвижении гипотез при работе с понятиями «глагол»; «глаголы-синонимы», «глаголы-антонимы» (групповая)

- осуществляют смысловое чтение при работе с понятиями «глагол»; «глаголы-синонимы», «глаголы-антонимы» (групповая)

- выполняют самооценку  при работе с понятиями «глагол»; «глаголы-синонимы», «глаголы-антонимы»

(индивидуальная)

Знать:

понятия «глагол»; «глаголы-синонимы», «глаголы-антонимы»

Уметь:

Анализировать, сравнивать, сопоставлять глаголы при работе с понятиями «глагол»; «глаголы-синонимы», «глаголы-антонимы»

Личностные УУД

- проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию при работе с понятиями  «глагол»; «глаголы-синонимы», «глаголы-антонимы»

- сформированность широкой мотивационной основы учебной деятельности (включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы) при работе с понятиями  «глагол»; «глаголы-синонимы», «глаголы-антонимы»

- самооценивание успешности или неуспешности учебной деятельности при работе с понятиями  «глагол»; «глаголы-синонимы», «глаголы-антонимы»

Регулятивные УУД

- определение цели учебной деятельности самостоятельно или совместно с одноклассниками и учителем при работе с понятиями  «глагол»; «глаголы-синонимы», «глаголы-антонимы»

- самостоятельное оценивание деятельности при работе с понятиями  «глагол»; «глаголы-синонимы», «глаголы-антонимы»

Познавательные УУД

Общеучебные УУД:

- умение структурировать знания при работе с понятиями  «глагол»; «глаголы-синонимы», «глаголы-антонимы»

- умение осознанно и произвольно  строить речевое высказывание в устной форме при работе с понятиями  «глагол»; «глаголы-синонимы», «глаголы-антонимы»

- постановка и формулирование проблем при работе с понятиями  «глагол»; «глаголы-синонимы», «глаголы-антонимы»

Логические  УУД:

- анализ, синтез, сравнение, классификация при работе с понятиями  «глагол»; «глаголы-синонимы», «глаголы-антонимы»

- установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений при работе с понятиями  «глагол»; «глаголы-синонимы», «глаголы-антонимы»

- выдвижение гипотез, их обоснование и доказательства  при работе с понятиями  «глагол»; «глаголы-синонимы», «глаголы-антонимы»

Коммуникативные УУД

- определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии  с одноклассниками и учителем при

работе с понятиями  «глагол»; «глаголы-синонимы», «глаголы-антонимы»

- умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению) при работе с понятиями  «глагол»; «глаголы-синонимы», «глаголы-антонимы»

понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос при работе с понятиями  «глагол»; «глаголы-синонимы», «глаголы-антонимы»

умение договариваться, находить общее решение при работе с понятиями  «глагол»; «глаголы-синонимы», «глаголы-антонимы»

умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать при работе с понятиями  «глагол»; «глаголы-синонимы», «глаголы-антонимы»

способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации  конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания при работе с понятиями  «глагол»; «глаголы-синонимы», «глаголы-антонимы»

III. Анализ проблемной ситуации, формирование проблемы

Коллективное обсуждение темы урока. Постановка задач урока для решения проблемы

Запись на слайде:

Тема: «Употребление одного и того же глагола в разных значениях»

Цели:

1.Узнать …

(о глаголах, употребляемых в разных значениях)

2.Учиться

(распознавать значение глаголов)

3. Упражняться

(в употреблении глаголов в разных значениях)

- осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме при работе с понятиями «глагол», «значение глагола» (фронтальная)

- осуществляют формулирование задач урока при работе с понятиями «глагол», «значение глагола» (диалог)

Знать:

понятия «глагол». «значение глагола»

Уметь:

ставить  цели урока при работе с понятиями «глагол», «значение глагола»

Личностные УУД

- проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию при работе с понятиями «глагол», «значение глагола»

- сформированность широкой мотивационной основы учебной деятельности при работе с понятиями «глагол», «значение глагола»

Регулятивные УУД

- определение цели учебной деятельности совместно с одноклассниками и учителем при работе с понятиями «глагол», «значение глагола»

- составление плана  решения учебной задачи самостоятельно  или совместно с одноклассниками и учителем при работе с понятиями «глагол», «значение глагола»

Познавательные УУД

Общеучебные УУД

- умение осознанно и произвольно  строить речевое высказывание в устной форме при работе с понятиями «глагол», «значение глагола»

- выбор наиболее эффективных способов решения задач при работе с понятиями «глагол», «значение глагола»

- постановка и формулирование проблем при работе с понятиями «глагол», «значение глагола»

Логические  УУД:

- установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений при работе с понятиями «глагол», «значение глагола»

Коммуникативные УУД

- определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии  с одноклассниками и учителем при работе с понятиями «глагол», «значение глагола»

- умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать при работе с понятиями «глагол», «значение глагола»

IV. Выбор метода решения проблемы, фиксирование алгоритма

Запись предложений

- Запишите те предложения, в которых употреблены одинаковые глаголы.

Наступила долгожданная весна. Катя наступила на что-то мокрое.

Составление алгоритма деятельности

1.Найти одинаковые глаголы в этих предложениях..

2. Определить значение глаголов в данных предложениях.

3. Рассмотреть другие примеры употребления глаголов в разных значениях.

4. Научиться употреблять одинаковые глаголы в разных значениях.

-выполняют письменное упражнение при работе с понятиями  «глагол», «значение глагола» (письменная работа)

- участвуют в учебном диалоге с учителем и одноклассниками при работе с понятиями  «глагол», «значение глагола» (фронтальная)

- ученики структурируют знания при работе с понятиями «глагол», «значение глагола» (диалог)

- осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме при работе с понятиями «глагол», «значение глагола» (фронтальная, диалог)

- осуществляют выбор наиболее эффективных способов при работе с понятиями «глагол», «значение глагола» (фронтальная)

Знать:

понятия «глагол». «значение глагола»

Уметь:

составлять алгоритм учебной деятельности при работе с понятиями «глагол», «значение глагола»

Личностные УУД

- проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию при работе с понятиями «глагол», «значение глагола»

- сформированность широкой мотивационной основы учебной деятельности при работе с понятиями «глагол», «значение глагола»

Регулятивные УУД

- определение цели учебной деятельности совместно с одноклассниками и учителем при работе с понятиями «глагол», «значение глагола»

- составление плана  решения учебной задачи самостоятельно  или совместно с одноклассниками и учителем при работе с понятиями «глагол», «значение глагола»

Познавательные УУД

Общеучебные УУД

- умение осознанно и произвольно  строить речевое высказывание в устной форме при работе с понятиями «глагол», «значение глагола»

- выбор наиболее эффективных способов решения задач при работе с понятиями «глагол», «значение глагола»

- постановка и формулирование проблем при работе с понятиями «глагол», «значение глагола»

Логические  УУД:

- установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений при работе с понятиями «глагол», «значение глагола»

- выдвижение гипотез, их обоснование и доказательства  при работе с понятиями «глагол», «значение глагола»

Коммуникативные УУД

- определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии  с одноклассниками и учителем при работе с понятиями «глагол», «значение глагола»

- умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать при работе с понятиями «глагол», «значение глагола»

V. Решение проблемы

Объяснение значения глагола «наступила» в данных предложениях.

1.Найти и подчеркнуть глаголы.

2. Сравнить по звучанию.

3. Сравнить по значению.

Работа со словарём

Уточнить значение понятия «омонимы»

Упражнение в употреблении глагола в другом значении

Инструкция для работы с предложениями

1.Найти на карточке пару предложений, в которых употреблены глаголы-синонимы.

Ласточка строит гнездо под крышей. Жаворонок вьёт гнездо на земле.

- О каких птицах идёт речь в этих предложениях?

- Какие это птицы? (Перелётные)

Короткая информация о жаворонке и ласточке.

Беседа о пользе птиц и об их охране

 (Видео «Жаворонок» 1 мин)

 (Слайд «Гнёзда жаворонка и ласточки»)

Презентация «Перелётные птицы нашего района», выборочно слайды (5-8): скворец, трясогузка, удод. (Авторская презентация ) https://educontest.net/ru/436163/презентация-перелётные-птицы-нашего/

Инструкция для работы с предложениями (продолжение)

2. Запишите первое предложение.

Найдите глагол, подчеркните.

3. Составьте предложение с глаголом «строит», но в другом значении, запишите.

Дедушка строит сарай.

4. Запишите второе предложение.

Найдите глагол, подчеркните.

5. Составьте предложение с глаголом «вьёт», но в другом значении, запишите.

Надя вьёт венок из одуванчиков.

Уточняется значение слова «вьет» (Слайд. «Венок. Витая верёвка. Вьюнок)

Открытие новых знаний

- Какой вывод мы может сделать о глаголах, которые одинаково произносятся?

Сравнение вывода с правилом в учебнике. (Стр. 75)

Уточнение понятия «переносный смысл»

Самооценка

Устное упражнение в определении значения глагола

Упр.  539, стр. 75.

Мяч злится, веселится.

Физминутка «Птичья зарядка»

(Авторская физминутка) https://educontest.net/ru/443869/физминутка-птичья-зарядка/

-выполняют письменное и устные упражнения при работе с понятиями  «глагол», «значение глагола» (письменная работа)

- осуществляют смысловое чтение при работе с понятиями  «глагол», «значение глагола», «многозначные слова» (индивидуальная)

- участвуют в учебном диалоге с учителем и одноклассниками при обсуждении понятия «перелётные птицы» (диалог)

- осознанно слушают информацию о птицах, строят связные речевые высказывания при работе с понятием «перелётные птицы» (коллективная, индивидуальная)

-выполняют письменное упражнение при работе с понятиями  «глагол», «значение глагола», «глаголы-синонимы» , «многозначные слова» (письменная работа)

 - участвуют в подведении под понятия при работе с понятиями  «глагол», «значение глагола», «переносный смысл глагола». «прямой смысл глагола», «многозначные слова» (коллективная)

- выполняют самооценку  при работе с понятиями «глагол»; «глаголы-синонимы», «значение глагола», «переносный смысл глагола». «прямой смысл глагола», «многозначные слова»

(индивидуальная)

- участвуют в учебном диалоге при обсуждении понятия «переносный смысл»

(диалог)

- строят речевое высказывание при обсуждении понятия «переносный смысл»

(диалог, индивидуальная)

- выполняют физические упражнения (коллективная)

Знать:

понятия «глагол». «значение глагола», «прямой смысл глагола» «переносный смысл глагола», «глаголы-синонимы», «многозначные слова», познакомить с понятием «омонимы»,

понятие «перелётные птицы»

Уметь:

- анализировать, сравнивать, сопоставлять глаголы; распознавать в речи прямой и переносный смысл одинаково звучащих глаголов; распознавать глаголы-синонимы при работе с понятиями «глагол». «значение глагола», «прямой смысл глагола» «переносный смысл глагола», «глаголы-синонимы», «многозначные слова»

Личностные УУД

- проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию при работе с понятиями «глагол». «значение глагола», «прямой смысл глагола» «переносный смысл глагола», «глаголы-синонимы», «многозначные слова»

- сформированность широкой мотивационной основы учебной деятельности (включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы) при работе с понятиями «глагол». «значение глагола», «прямой смысл глагола» «переносный смысл глагола», «глаголы-синонимы», «многозначные слова»

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей при работе с понятием «перелётные птицы»

- сформированность основных моральных норм и ориентация на их выполнение при работе с понятием «перелётные птицы»

- самооценивание успешности или неуспешности учебной деятельности при работе с понятиями «глагол». «значение глагола», «прямой смысл глагола» «переносный смысл глагола», «глаголы-синонимы», «многозначные слова»

Регулятивные УУД

- определение цели учебной деятельности совместно с одноклассниками и учителем при работе с понятиями «глагол». «значение глагола», «прямой смысл глагола» «переносный смысл глагола», «глаголы-синонимы», «многозначные слова»

- составление плана  решения учебной задачи самостоятельно  или совместно с одноклассниками и учителем при работе с понятиями «глагол». «значение глагола», «прямой смысл глагола» «переносный смысл глагола», «глаголы-синонимы», «многозначные слова»

- осуществление контроля и коррекции  способа и результата решения учебной задачи по ранее составленному плану при работе с понятиями «глагол». «значение глагола», «прямой смысл глагола» «переносный смысл глагола», «глаголы-синонимы», «многозначные слова»

- оценивание успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с одноклассниками и учителем  при работе с понятиями «глагол». «значение глагола», «прямой смысл глагола» «переносный смысл глагола», «глаголы-синонимы», «многозначные слова»

Познавательные УУД

Общеучебные УУД

- поиск и выделение необходимой информации в различных источниках при работе с понятиями «глагол». «значение глагола», «прямой смысл глагола» «переносный смысл глагола», «глаголы-синонимы», «многозначные слова»

- умение структурировать знания при работе с понятиями «глагол». «значение глагола», «прямой смысл глагола» «переносный смысл глагола», «глаголы-синонимы», «многозначные слова»

- умение осознанно и произвольно  строить речевое высказывание в устной форме при работе с понятиями «глагол». «значение глагола», «прямой смысл глагола» «переносный смысл глагола», «глаголы-синонимы», «многозначные слова»

- выбор наиболее эффективных способов решения задач при работе с понятиями «глагол». «значение глагола», «прямой смысл глагола» «переносный смысл глагола», «глаголы-синонимы», «многозначные слова»

Логические  УУД:

- анализ, синтез, сравнение, классификация при работе с понятиями «глагол». «значение глагола», «прямой смысл глагола» «переносный смысл глагола», «глаголы-синонимы», «многозначные слова»

- установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений при работе с понятиями «глагол». «значение глагола», «прямой смысл глагола» «переносный смысл глагола», «глаголы-синонимы», «многозначные слова»

- выдвижение гипотез, их обоснование и доказательства при работе с понятиями «глагол». «значение глагола», «прямой смысл глагола» «переносный смысл глагола», «глаголы-синонимы», «многозначные слова»

Коммуникативные УУД

- определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии  с одноклассниками и учителем при работе с понятиями «глагол». «значение глагола», «прямой смысл глагола» «переносный смысл глагола», «глаголы-синонимы», «многозначные слова»

- умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению при работе с понятиями «глагол». «значение глагола», «прямой смысл глагола» «переносный смысл глагола», «глаголы-синонимы», «многозначные слова»

понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос при работе с понятиями «глагол». «значение глагола», «прямой смысл глагола» «переносный смысл глагола», «глаголы-синонимы», «многозначные слова»

  • умение договариваться, находить общее решение при работе с понятиями «глагол». «значение глагола», «прямой смысл глагола» «переносный смысл глагола», «глаголы-синонимы», «многозначные слова»

- умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать при работе с понятиями «глагол». «значение глагола», «прямой смысл глагола» «переносный смысл глагола», «глаголы-синонимы», «многозначные слова»

- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации  конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания при работе с понятиями «глагол». «значение глагола», «прямой смысл глагола» «переносный смысл глагола», «глаголы-синонимы», «многозначные слова»

VI. Первичное усвоение новых знаний

Составление опорного сигнала

Инструкция для работы в группах

1.Прочтите предложения.

2. Найдите и сравните глаголы.

3. Определите, в каких значениях они употреблены.

4. Составьте опорную схему об употреблении одинаково звучащих глаголов.

Предложения для обсуждения:

1.Первоклассник Вова на уроке считал ворон.

2. Лера с удовольствием считала птиц, прилетевших к её кормушке.

- Ворона, зимующая или перелётная птица?

Примерная схема

Представление группами опорных схем

Значение слова «фразеологизм»

Самооценка

- участвуют в учебном диалоге при работе с понятиями «глагол». «значение глагола», «прямой смысл глагола» «переносный смысл глагола», «многозначные слова», «фразеологизм» (групповая) 

- осуществляют знаково-символическое моделирование при работе с понятиями «глагол». «значение глагола», «прямой смысл глагола» «переносный смысл глагола», «многозначные слова», «фразеологизм» (групповая) 

- осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме при работе с понятиями «глагол». «значение глагола», «прямой смысл глагола» «переносный смысл глагола», «многозначные слова», «фразеологизм» (групповая, индивидуальная) 

- выполняют самооценку при работе с понятиями «глагол». «значение глагола», «прямой смысл глагола» «переносный смысл глагола», «многозначные слова» (индивидуальная)

Знать:

понятия «глагол». «значение глагола», «прямой смысл глагола» «переносный смысл глагола», «многозначные слова», «фразеологизм»

Уметь:

- анализировать, сравнивать, сопоставлять глаголы; распознавать в речи прямой и переносный смысл одинаково звучащих глаголов при работе с понятиями «глагол». «значение глагола», «прямой смысл глагола» «переносный смысл глагола», «многозначные слова», «фразеологизм»

Личностные УУД

- проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию при работе с понятиями «глагол». «значение глагола», «прямой смысл глагола» «переносный смысл глагола», «многозначные слова», «фразеологизм»

- сформированность широкой мотивационной основы учебной деятельности при работе с понятиями «глагол». «значение глагола», «прямой смысл глагола» «переносный смысл глагола», «многозначные слова», «фразеологизм»

- самооценивание успешности или неуспешности учебной деятельности  при работе с понятиями «глагол». «значение глагола», «прямой смысл глагола» «переносный смысл глагола», «многозначные слова»

Регулятивные УУД

- осуществление контроля и коррекции  способа и результата решения учебной задачи по ранее составленному плану  при работе с понятиями «глагол». «значение глагола», «прямой смысл глагола» «переносный смысл глагола», «многозначные слова»

- оценивание успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с одноклассниками и учителем  при работе с понятиями «глагол». «значение глагола», «прямой смысл глагола» «переносный смысл глагола», «многозначные слова»

Познавательные УУД

Общеучебные УУД

- построение знаково-символических моделей при при работе с понятиями «глагол». «значение глагола», «прямой смысл глагола» «переносный смысл глагола», «многозначные слова»

- умение осознанно и произвольно  строить речевое высказывание в устной форме при работе с понятиями «глагол». «значение глагола», «прямой смысл глагола» «переносный смысл глагола», «многозначные слова»

Логические  УУД:

- анализ, сравнение при работе с понятиями «глагол». «значение глагола», «прямой смысл глагола» «переносный смысл глагола», «многозначные слова»

Коммуникативные УУД

- определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии  с одноклассниками и учителем при работе с понятиями «глагол». «значение глагола», «прямой смысл глагола» «переносный смысл глагола», «многозначные слова»

- умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению при работе с понятиями «глагол». «прямой смысл глагола» «переносный смысл глагола», «многозначные слова»

- понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос при работе с понятиями «глагол». «прямой смысл глагола» «переносный смысл глагола», «многозначные слова»

  • умение договариваться, находить общее решение при работе с понятиями «глагол»,  «прямой смысл глагола» «переносный смысл глагола», «многозначные слова»

- умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать при работе с понятиями «глагол». «прямой смысл глагола» «переносный смысл глагола», «многозначные слова»

- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации  конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания при работе с понятиями «глагол». «значение глагола», «прямой смысл глагола» «переносный смысл глагола», «многозначные слова»

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой

Самостоятельная работа

1задание. Работа по карточке.

Инструкция

1.Прочитайте стихотворение С. Есенина.

2. Подчеркните глаголы, которые имеют переносное значение.

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы.

Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

 И, качаясь, шепчет шаловливо:

 «С добрым утром!»

                           (С. Есенин)

Самопроверка по эталону.

Эталон для проверки. (На слайде)

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы.

Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

 И, качаясь, шепчет шаловливо:

 «С добрым утром!»

                           (С. Есенин)

Ответить на вопросы

- Какую окраску стихотворению передают данные глаголы?

- Что можно сказать об отношении к природе С. Есенина?

(Портрет Есенина, короткая беседа о творчестве поэта, после проверки)

Самооценка

2 задание

Упр. 540. По заданию учебника.

Коллективная проверка

Самооценка

- осуществляют смысловое чтение при работе с понятиями «глагол». «значение глагола», «прямой смысл глагола» «переносный смысл глагола» (самостоятельная работа)

- анализирует, сравнивает при работе с понятиями «глагол». «значение глагола», «прямой смысл глагола» «переносный смысл глагола» (индивидуальная)

- сравнивают выполненное задание с эталоном при работе с понятиями «глагол». «значение глагола», «прямой смысл глагола» «переносный смысл глагола» (индивидуальная)

- участвует в учебном диалоге при обсуждении стихотворения С. Есенина при работе с понятиями «глагол». «значение глагола», «прямой смысл глагола» «переносный смысл глагола» (диалог)

- выполняют самооценку

- выполняют письменное упражнение при работе с понятиями «глагол». «значение глагола», «прямой смысл глагола» «переносный смысл глагола» (индивидуальная, письменная)

- выполняют самооценку при работе с понятиями «глагол». «значение глагола», «прямой смысл глагола» «переносный смысл глагола» (индивидуальная)

Знать:

понятия «глагол». «значение глагола», «прямой смысл глагола» «переносный смысл глагола»

Уметь:

- анализировать, сравнивать, сопоставлять глаголы; распознавать в речи прямой и переносный смысл глаголов при работе с понятиями «глагол». «значение глагола», «прямой смысл глагола» «переносный смысл глагола», «многозначные слова»,

- проверять выполненное задание по эталону при работе с понятиями «глагол». «значение глагола», «прямой смысл глагола» «переносный смысл глагола»

Личностные УУД

- проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию при работе с понятиями «глагол». «значение глагола», «прямой смысл глагола» «переносный смысл глагола»

- понимание  гражданской идентичности личности  через осознание «Я» как гражданина России, сформированность чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю при работе с понятиями «глагол». «значение глагола», «прямой смысл глагола» «переносный смысл глагола»

- самооценивание успешности или неуспешности учебной деятельности  при работе с понятиями «глагол». «значение глагола», «прямой смысл глагола» «переносный смысл глагола»

Регулятивные УУД

- определение цели учебной деятельности самостоятельно при работе с понятиями «глагол». «значение глагола», «прямой смысл глагола» «переносный смысл глагола»

- осуществление контроля и коррекции  способа и результата решения учебной задачи по эталону при работе с понятиями «глагол». «значение глагола», «прямой смысл глагола» «переносный смысл глагола»

- оценивание успешности решения учебной задачи по критериям  при работе с понятиями «глагол». «значение глагола», «прямой смысл глагола» «переносный смысл глагола»

Познавательные УУД

Общеучебные УУД

- выбор наиболее эффективных способов решения задач при работе с понятиями «глагол». «значение глагола», «прямой смысл глагола» «переносный смысл глагола»

Логические  УУД:

- анализ, синтез, сравнение при работе с понятиями «глагол». «значение глагола», «прямой смысл глагола» «переносный смысл глагола»

Коммуникативные УУД

- определение правил учебного сотрудничества при работе с понятиями «глагол». «значение глагола», «прямой смысл глагола» «переносный смысл глагола»

 

VIII. Включение нового знания в систему знаний. Повторение

- Какие глаголы мы сегодня изучаем на уроке?

Инструкция для работы в парах.

- Выбрать задания, которые помогут закрепить новые знания. (Задания на карточках)

1 задание.

Подобрать синонимы к глаголам: думать, беседовать, шагать, работать.

2 задание.

Подчеркнуть главные члены предложения.

По дороге мчался автомобиль.

3 задание.

Спишите предложение. В каком значении употреблён глагол в этом предложении? Объясните, как вы понимаете смысл предложения. Подчеркните орфограммы.

На своих крыльях птицы приносят весну.

Выполнение задания 3.

Проверка с комментированием. На своих крыльях птицы приносят весну.

- А сейчас самостоятельно выполните тест.

Тест

Определите значение глаголов, обведите правильный ответ.

1. Дремлет река.

а)прямое

б)переносное

2. Девочка смеялась.

а)прямое

б)переносное

3. Мир строит, война разрушает

а)синонимы

б)антонимы

4. «Давайте же мыться, плескаться…»

а)синонимы

б)антонимы

Самопроверка. Самооценка.

Ответы: 1-б; 2-а; 3-б; 4-а.

- участвуют в учебном диалоге с одноклассником при работе с понятиями «глагол». «значение глагола», «прямой смысл глагола» «переносный смысл глагола», «глаголы-синонимы», «глаголы-антонимы», «многозначные слова», «главные члены предложения» (работа в парах)

- выполняют письменное упражнение, находят орфограммы при работе с понятиями «глагол», «значение глагола», «орфограмма»

(письменная)

- строят речевое высказывание при объяснении смысла предложения (индивидуальная)

- выполняют тестовое задание при работе с понятиями «глагол». «значение глагола», «прямой смысл глагола» «переносный смысл глагола», «глаголы-синонимы», «глаголы-антонимы» (самостоятельная)

- осуществляют самопроверку и самооценку при работе с понятиями «глагол». «значение глагола», «прямой смысл глагола» «переносный смысл глагола», «глаголы-синонимы», «глаголы-антонимы» (индивидуальная)

Знать:

понятия «глагол». «значение глагола», «прямой смысл глагола» «переносный смысл глагола», «глаголы-синонимы», «глаголы-антонимы», «многозначные слова», «главные члены предложения», «орфограмма»

Уметь:

- определять задания при работе с понятиями «глагол». «значение глагола», «прямой смысл глагола» «переносный смысл глагола», «глаголы-синонимы», «глаголы-антонимы», «многозначные слова», «главные члены предложения»

- безошибочно писать, объяснять орфограммы при работе с понятиями «глагол». «значение глагола», «прямой смысл глагола» «переносный смысл глагола»

- объяснять смысл предложений при работе с понятиями «глагол». «значение глагола», «прямой смысл глагола» «переносный смысл глагола»

- выполнять тест при работе с понятиями «глагол». «значение глагола», «прямой смысл глагола» «переносный смысл глагола», «глаголы-синонимы», «глаголы-антонимы»

Личностные УУД

- проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию при работе с понятиями «глагол». «значение глагола», «прямой смысл глагола» «переносный смысл глагола», «глаголы-синонимы», «глаголы-антонимы», «орфограмма», «главные члены предложения»

- самооценивание успешности или неуспешности учебной деятельности при работе с понятиями «глагол». «значение глагола», «прямой смысл глагола» «переносный смысл глагола», «глаголы-синонимы», «глаголы-антонимы», «многозначные слова», «главные члены предложения»

Регулятивные УУД

- осуществление контроля и коррекции  способа и результата решения учебной задачи по ранее составленному плану при работе с понятиями «глагол». «значение глагола», «прямой смысл глагола» «переносный смысл глагола», «глаголы-синонимы», «глаголы-антонимы», «орфограмма», «главные члены предложения»

- оценивание успешности решения учебной задачи по критериям при работе с понятиями «глагол». «значение глагола», «прямой смысл глагола» «переносный смысл глагола», «глаголы-синонимы», «глаголы-антонимы», «орфограмма», «главные члены предложения»

Познавательные УУД

Общеучебные УУД

- умение структурировать знания при работе с понятиями «глагол». «значение глагола», «прямой смысл глагола» «переносный смысл глагола», «глаголы-синонимы», «глаголы-антонимы», «орфограмма», «главные члены предложения»

- выбор наиболее эффективных способов решения задач при работе с понятиями «глагол». «значение глагола», «прямой смысл глагола» «переносный смысл глагола», «глаголы-синонимы», «глаголы-антонимы», «орфограмма», «главные члены предложения»

Логические  УУД:

- анализ, синтез, сравнение при работе с понятиями «глагол». «значение глагола», «прямой смысл глагола» «переносный смысл глагола», «глаголы-синонимы», «глаголы-антонимы», «орфограмма», «главные члены предложения»

Коммуникативные УУД

- определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии  с одноклассниками и учителем при работе с понятиями «глагол». «значение глагола», «прямой смысл глагола» «переносный смысл глагола», «глаголы-синонимы», «глаголы-антонимы», «орфограмма», «главные члены предложения»

- умение договариваться, находить общее решение при работе с понятиями «глагол». «значение глагола», «прямой смысл глагола» «переносный смысл глагола», «глаголы-синонимы», «глаголы-антонимы», «орфограмма», «главные члены предложения»

- умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать при работе с понятиями «глагол». «значение глагола», «прямой смысл глагола» «переносный смысл глагола», «глаголы-синонимы», «глаголы-антонимы», «орфограмма», «главные члены предложения»

- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации  конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания при работе с понятиями «глагол». «значение глагола», «прямой смысл глагола» «переносный смысл глагола», «глаголы-синонимы», «глаголы-антонимы», «орфограмма», «главные члены предложения»

IX. Рефлексия деятельности

- Какие задачи мы ставили в начале урока?

- Удалось ли нам достичь целей?

- Какую роль в речи играют глаголы в переносном смысле?

- Закончите фразы: (на слайде)

Я узнал…

У меня получилось…

Было трудно…

Меня удивило…

Захотелось узнать…

Самооценка деятельности на уроке

- У вас на партах конверты с птичками разных цветов. Посчитайте баллы, полученные на уроке, и прикрепите на дерево птичку:

Домашнее задание по выбору.

1.Подобрать 5 фразеологизмов с глаголами в переносном значении.

2. Составить 5 предложений с глаголами в переносном смысле.

3. Упр. 541, стр. 76

Правило на стр. 75

- структурируют знания при работе с понятиями «глагол», «переносный смысл глагола», «прямой смысл глагола», «фразеологизм»

- осознанно и произвольно строят речевое высказывание при работе с понятиями «глагол», «переносный смысл глагола», «прямой смысл глагола», «фразеологизм»

- выполняют самооценку деятельности на уроке

- осуществляют осознанный выбор домашнего задания при работе с понятиями «глагол», «переносный смысл глагола», «прямой смысл глагола», «фразеологизм»

Знать:

понятия «глагол», «переносный смысл глагола», «прямой смысл глагола», «фразеологизм»

Уметь:

- отвечать на вопросы при работе с понятиями «глагол», «переносный смысл глагола», «прямой смысл глагола», «фразеологизм»

- выполнять самооценку учебной деятельности на уроке

- выбирать задание при работе с понятиями «глагол», «переносный смысл глагола», «прямой смысл глагола», «фразеологизм»

Личностные УУД

- проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию при работе с понятиями «глагол», «переносный смысл глагола», «прямой смысл глагола», «фразеологизм»

- сформированность широкой мотивационной основы учебной деятельности (включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы) при работе с понятиями «глагол», «переносный смысл глагола», «прямой смысл глагола», «фразеологизм»

- самооценивание успешности или неуспешности учебной деятельности при работе с понятиями «глагол», «переносный смысл глагола», «прямой смысл глагола», «фразеологизм»

Регулятивные УУД

- осуществление контроля и коррекции  способа и результата решения учебной задачи по ранее составленному плану при работе с понятиями «глагол», «переносный смысл глагола», «прямой смысл глагола», «фразеологизм»

- оценивание успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с одноклассниками и учителем  при работе с понятиями «глагол», «переносный смысл глагола», «прямой смысл глагола», «фразеологизм»

- оценивание собственной учебной деятельности на уроке при работе с понятиями «глагол», «переносный смысл глагола», «прямой смысл глагола», «фразеологизм»

Познавательные УУД

Общеучебные УУД

- умение структурировать знания при работе с понятиями «глагол», «переносный смысл глагола», «прямой смысл глагола», «фразеологизм»

- умение осознанно и произвольно  строить речевое высказывание в устной форме при работе с понятиями «глагол», «переносный смысл глагола», «прямой смысл глагола», «фразеологизм»

Логические  УУД:

- установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений при работе с понятиями «глагол», «переносный смысл глагола», «прямой смысл глагола», «фразеологизм»

Коммуникативные УУД

- рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий при работе с понятиями «глагол», «переносный смысл глагола», «прямой смысл глагола», «фразеологизм»


Литература

  1. Материалы курсов по теме «Инновационные педагогические технологии как условие реализации системно-деятельностного подхода»

Сроки проведения: с «02» марта 2016 г. по «18» марта 2016 г.

Место проведения: СКИРО ПК и ПРО, ул. Трунова, 71, г.Ставрополь. Группа 20

  1. Бунеев Р.Н, Бунеева Е.В, Образовательные технологии. М. «БАЛАСС», 2008.
  2. Лебедев В.А., Мишуринская В.И. , «Поурочные разработки к учебнику Т.Г. Рамзаевой «Русский язык», «ДРОФА», 2013 г.

Электронные ресурсы http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2014/11/26/urok-russyaz-po-teme-pryamoe-i-perenosnoe-znachenie;

https://drofa-ventana.ru/material/upotreblenie-glagolov-v-pryamom-i-perenosnom-smysle-russkiy-yazyk-3/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему "Употребление настоящего времени (английский язык)"

Методическая разработка. Презентация, на тему Present Simple, предназначена для учеников 2-3 классов, для введения темы настоящее продолжительное время. Данная презентация поможет объяснить детям мате...

Методическая разработка на тему "Использование игровых приёмов при проведении словарно-орфографической работы на уроках русского языка в 1-4 классах"

      Методическая разработка на тему "Использование игровых приёмов при проведении словарно-орфографической работы на уроках русского языка в 1-4 классах" поможет учит...

Употребление одного и того же глагола в разных значениях»

Употребление одного и того же глагола в разных значениях»...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...