русский язык 3 класс "синтаксис"
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку
УМК «Школа России», 3 класс,
Содержательный компонент:
Цель: организация деятельности обучающихся для формирования представления о словосочетаниях.
Задачи:
Дидактические: способствовать формированию представления о словосочетаниях; учить находить и строить словосочетания, верно ставить вопросы от слова к слову.
Развивающие: способствовать развитию произвольного внимания, воображения, произвольной памяти, наглядно-образного мышления; развитию связной речи, любознательности, умения находить и составлять словосочетания.
Воспитательные: способствовать воспитанию нравственных качеств: любви к Родине, бережного отношения к ней, чувства прекрасного, интерес к русскому языку, к родному слову, бережное отношение к родному языку, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к русскому языку, средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), проведение физминуток.
Планируемые УУД:
Личностные: формирование желания приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, формирование значимости предмета, позитивного отношения к предмету, учебно-познавательного интереса к учебному материалу, умение делать выбор, как поступить в предложенной ситуации; восприятия языка как средства и условия общения; формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, работоспособности, внимательности, честности, силы воли, уважения к другим, развитие самостоятельности и личной ответственности внимательности и дисциплинированности, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; соблюдать культуру письма, писать аккуратно и красиво.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: осознают познавательную задачу, читают, строят логическую цепочку рассуждений, сравнивают, обобщают, отличают новое от уже известного с помощью учителя; добывают новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; делают выводы; осознают смысл в процессе чтения и обсуждения.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: организуют учебную деятельности: выполняют учебные действия: ставят цель, составляют план работы, ставят задачи, планируют свои действия в соответствии с поставленными задачами и условиями их реализации, осуществляют самоанализ, анализ, самоконтроль, осуществляют оценку результативности, проявляют элементарную самостоятельность.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; слушают и понимают других, отвечают на вопросы, задают вопросы, ведут диалог с учителем и сверстниками, грамотно и аргументированно отстаивают свою позицию, грамотно строят монологическую и диалогическую речь, адекватно реагируют на замечания учителя и одноклассников, участвуют в различных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в паре).
Предметные: правильно находят словосочетания в тексте, строят их, верно задают вопросы от слова к слову, осознанно выстраивают речевое высказывание в устной форме и оформляют его письменно, соблюдают нормы речевого этикета и правила устного общения; умеют использовать правила орфографии и пунктуации в письменной речи.
Основные образовательные ресурсы: учебник В. П. Канакина, В. Г. Горецкий и др. “Русский язык”.
Тип урока: открытие новых знаний.
Формы работы: фронтальная, групповая, парная работа.
Ход урока:
- Организация начала урока.
1. Приветствие:
- Здравствуйте ребята, меня зовут Анастасия Алексеевна и сегодняшний урок русского языка у Вас проведу я.
2. Проверка готовности к уроку:
- Проверим все ли готово у вас к уроку. На столе у вас должны лежать дневник, учебник, тетрадь и пенал.
3. Мотивация учебной деятельности:
У: Наш урок русского языка я хочу начать со слов Ивана Сергеевича Тургенева:
«Берегите наш прекрасный русский язык…
Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса». Ребята, а как вы считаете, какие чудеса может сотворить наш язык?
О: научить нас правильно говорить и выражать свои мысли…
- Актуализация знаний.
Орфографическая минутка.
У: Открываем тетради, отступаем две строчки от предыдущей работы и посередине строки записываем число, классная работа.
Вам необходимо списать предложение и выделить в нем подлежащие и сказуемое.
(Предложение заранее написано на доске)
По небу плывут лёгкие облака.
О: прописывают предложение и выделяют главные члены
У: _______ какую грамматическую основу ты выделил(а) и почему? Отвечаем полным отчетом.
О: Я выделил(а) грамматическую основу «облака плывут». Потому что в этом предложении говориться об облаках (Что? – облака), облака что делают? – плывут.
У: Верно, грамматическая основа этого предложения «облака плывут».
- Открытие новой темы. Целеполагание.
У: Прочитайте записи на доске
Наступила осень.
Холодные дни
Улетели птицы.
Облака плыли.
Какая запись является лишней?
О: Холодные дни
У: Почему вы так решили?
О: Потому что остальные записи являются простыми, нераспространенными предложениями.
У: Верно, знаете ли вы чем является запись «холодные дни»?
О: Нет.
Учебное действие
Восприятие:
У: Чтобы узнать, как называется эта запись вам нужно отгадать ребус. Как же называется эта запись?
О: Словосочетание.
У: Верно, запись «холодные дни» называется словосочетанием. Кто назовет тему нашего урока?
О: Словосочетание.
У: Какие задачи мы поставим перед собой?
Узнаем…
Будем учиться…
О: Узнаем, что такое словосочетание, будем учиться его находить и составлять.
У: Правильно ребята, как вы понимаете, что такое словосочетание?
Осмысление:
О: Сочетание двух слов, которые связаны по смыслу.
У: Верно, чтобы узнать из чего состоит словосочетание откройте учебник на странице 35 и прочитайте определение.
О: читают
У: Из чего состоит словосочетание?
О: Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.
У: Молодцы, как связаны главное и зависимое слово?
О: Главное и зависимое слово связаны вопросом.
У: Правильно, от какого слова мы задаем вопрос?
О: Вопрос задается от главного слова к зависимому.
У: Молодцы. Как мы обозначаем главное слово?
О: Знаком х
У: Верно, как мы показываем связь лавного слова с зависимыми?
О: Стрелочкой от главного слова к зависимому.
Воспроизведение:
У: Верно. Ребята, откройте тетради, посмотрите еще раз на словосочетание «Холодные дни», запишите его в тетрадь
О: Записывают
У: Какое главное слово в этом словосочетании? Отвечаем полным ответом по понятой руке.
О: В этом словосочетании главное слово дни
У: Верно, как мы его отметим?
О: Знаком х
У: Правильно, отмечаем
О: Отмечают
У: Какое зависимое слово?
О: Зависимое слово холодные.
У: Как мы покажем связь главного и зависимого слова?
О: Стрелочкой от главного слова к зависимому.
У: Верно, указываем
О: Указывают связь.
У: Какой вопрос мы зададим от главного слова к зависимому?
О: Дни какие? холодные.
У: Верно, записываем вопрос.
О: Записывают вопрос.
У: Сейчас мы немного разомнемся, встаем из-за парт, задвигаем стулья.
- Физминутка.
И.п - о.с. 1 - 2 - встать на носки, руки вверх-наружу, потянуться вверх за руками. 3 - 4 - руки вниз и расслабленно скрестить перед грудью, голову наклонить вперед. Повторить 6 - 8 раз. Темп быстрый.
И.п. - о.с. 1 - правую руку вниз, левую вверх. 2 - переменить положение рук. Повторить 3 - 4 раз, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
- Открытие новых умений и знаний (продолжение).
У: Сейчас мы будем выполнять упражнение 59, но перед выполнением обратите внимание, что подлежащие и сказуемое не являются словосочетаниями.
Применение на практике:
Прочитай, что вам нужно сделать.
О: Прочитайте, спишите, подчеркните основу предложения: подлежащие и сказуемое. Выпишите из предложения словосочетания.
У: Вам нужно, прочитать предложение, списать его, выделить основу, а затем найти и выписать словосочетания, напоминаю, что подлежащие и сказуемое словосочетаниями не являются. Выполняем, при работе можете пользоваться алгоритмом на доске.
Алгоритм
- Найти связанные по смыслу слова
- Определить главное слово в словосочетании
- Поставить вопрос от главного слова к зависимому
- Показать связь главного и зависимого слова
О: Выполняют
У: Какая основа предложения у вас получилась?
О: стрекочут кузнечики
У: Верно, какие словосочетания вы выписали?
О: весело стрекочут и длинноусые кузнечики.
У: Какое главное слово в первом словосочетании?
О: Стрекочут
У: Как мы отметим главное слово?
О: Знаком х
У: Какой вопрос зададим к зависимому?
О: Стрекочут как? весело
У: Верно, как покажем связь главного и зависимого
О: Стрелкой от главного слова к зависимому
У: Молодцы, какое главное слово во втором словосочетании?
О: Главное слово кузнечики.
У: Как мы отметим главное слово?
О: Знаком х
У: Какой вопрос зададим к зависимому?
О: Кузнечики какие? длинноусые
У: Верно, как покажем связь главного и зависимого
О: Стрелкой от главного слова к зависимому
У: Правильно, у вас на столах конверты, у одного в конвертах зависимые слова, у другого главные, вам нужно составить словосочетания, списать их в тетрадь и разобрать
О: Выполняют
У: Какие словосочетания у вас получились?
О: Высокая гора, долго работает, весело играют, глубокая игра, темная ночь
У: Какое главное слово в первом словосочетании?
О: гора
У: Как мы отметим главное слово?
О: Знаком х
У: Какой вопрос зададим к зависимому?
О: гора какая? высокая
У: Верно, как покажем связь главного и зависимого
О: Стрелкой от главного слова к зависимому
У: Молодцы, какое главное слово во втором словосочетании?
О: Главное слово работает.
У: Как мы отметим главное слово?
О: Знаком х
У: Какой вопрос зададим к зависимому?
О: работает как? долго
У: Верно, как покажем связь главного и зависимого
О: Стрелкой от главного слова к зависимому
У: Правильно, какое главное слово в третьем словосочетании?
О: Играют
У: Как мы отметим главное слово?
О: Знаком х
У: Какой вопрос зададим к зависимому?
О: играют как? весело
У: Верно, как покажем связь главного и зависимого
О: Стрелкой от главного слова к зависимому
У: Молодцы, какое главное слово во четвертом словосочетании?
О: Главное слово река.
У: Как мы отметим главное слово?
О: Знаком х
У: Какой вопрос зададим к зависимому?
О: река какая? глубокая
У: Верно, как покажем связь главного и зависимого
О: Стрелкой от главного слова к зависимому
У: Правильно, какое главное слово во пятом словосочетании?
О: Главное слово ночь.
У: Как мы отметим главное слово?
О: Знаком х
У: Какой вопрос зададим к зависимому?
О: ночь какая? темная
У: Верно, как покажем связь главного и зависимого
О: Стрелкой от главного слова к зависимому
У: Правильно.
- Подведение итогов урока. Рефлексия.
У: О чем мы говорили сегодня на уроке?
О: Мы говорили о словосочетаниях.
У: Как мы отмечаем главное слово в словосочетаниях?
О: Знаком х
У: Как показываем связь главного слова и зависимого?
О: Стрелкой от главного слова к зависимому
У: Верно, вы активно вели себя сегодня на уроке, мне было приятно работать с вами. Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Урок русского языка. Тема: Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке.
урок русского языка...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для 3-ого класса по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для учеников 3-его класса...
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические задания по русскому языку для 1-ого класса» по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки помогут учителю в ознакомлении с темами по русскому языку в 1 классе....