«Профилактика и коррекция неуспешности младших школьников в усвоении русского языка»
статья по русскому языку

Сударева Ольга Сергеевна

Русский язык в общеобразовательной школе является одним из ведущих предметов, так как владение им позволяет человеку усвоить богатейший опыт предшествующих поколений, познать различные стороны социальной жизни общества, стать культурной и образованной личностью.

В связи с этим проблема обучения русскому языку в период модернизации образования в стране весьма актуальна.

В концепции современного начального образования русский язык является важной составной частью дисциплин и представляет собой систематический курс лингвистических знаний, изучение которого предполагает формирование у младших школьников определенных теоретических понятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете по теме

«Профилактика и коррекция неуспешности младших школьников в усвоении русского языка»

Содержание:

Современная дидактика в качестве основных путей преодоления неуспеваемости младших школьников………………………………………………………………………….3

Основные группы трудностей при обучении младших школьников русскому языку, и их психологические причины……………………………………………………………...4

Психологические причины, лежащие в основе трудностей при обучении младших школьников …………………………………………………………………………………..5-6

Возрастные особенности мыслительной деятельности младших школьников…..7-8

Основных путей преодоления неуспеваемости………………………………………9-10

Список литературы…………………………………………………………………………..11

«Профилактика и коррекция неуспешности младших школьников в усвоении русского языка»

Русский язык в общеобразовательной школе является одним из ведущих предметов, так как владение им позволяет человеку усвоить богатейший опыт предшествующих поколений, познать различные стороны социальной жизни общества, стать культурной и образованной личностью.

В связи с этим проблема обучения русскому языку в период модернизации образования в стране весьма актуальна.

В концепции современного начального образования русский язык является важной составной частью дисциплин и представляет собой систематический курс лингвистических знаний, изучение которого предполагает формирование у младших школьников определенных теоретических понятий.

Современная дидактика в качестве основных путей преодоления неуспеваемости предлагает следующие:

            Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности.

Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого применяются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок.

Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе. В

отечественной школе это дополнительные занятия, группы выравнивания.

Преимущества последних в том, что занятия в них проводятся по результатам  серьезной  диагностики,  с  подбором  групповых  и индивидуальных средств обучения. Их ведут специальные учителя, посещение занятий обязательно. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная.

Основные группы трудностей при обучении младших школьников русскому языку, и их психологические причины

Первая группа трудностей связана с недостатками уровнем развития психомоторной сферы ученика.

У детей с низким уровнем развития психомоторной сферы отмечаются

следующие трудности в написании букв и цифр:

- нестабильность графических форм (по высоте, ширине, наклону букв и

цифр);

- отсутствие связных движений при письме, "печатание" букв;

- плохой, небрежный почерк;

- очень медленный темп письма;

- сильный тремор (дрожание руки), проявляющийся в дополнительных

штрихах, дрожащих линиях;

- слишком большое напряжение руки при письме (сильное надавливание)

либо слишком слабый нажим.

При формировании двигательного навыка чтения (речевые умения) важную роль играют особенности артикуляции учащегося, которые влияют на темпо-ритмические характеристики громкого чтения.

Затруднения в артикулировании проявляются в том, что ученик характеризуется:

а) низкой скоростью чтения;

б) слоговым типом чтения;

в) низким уровнем понимания читаемого в связи со смешиванием близких по акустическим или артикуляционным признакам букв, приводящим к смешиванию значений слов.

Кроме того, низкая скорость чтения затрудняет осуществление синтеза смысловых единиц текста, что также затрудняет понимание прочитанного.

Вторая группа трудностей обусловлена особенностями формирования

когнитивного компонента навыков письма, чтения и вычислительных умений.

Основные проявления трудностей, вызванных данной причиной, состоят в следующем:

- замена букв, близких по акустическим или артикуляционным признакам,

пропуски букв при письме и чтении, недописывание слов и предложений,

замена и удвоение слогов, количественные ошибки при написании букв;

- трудности понимания слов, сходных по звуковому составу, искажение

смысла слов;

- неправильное чтение похожих по начертанию букв;

- затруднения при слиянии букв в слоги, слогов в слова;

- отсутствие устойчивых навыков счета;

- незнание отношений между смежными числами;

- трудности перехода из конкретного плана в абстрактный план;

- неумение решать задачи

Конкретными психологическими причинами, лежащими в основе этой

группы трудностей, могут быть названы следующие:

I  Несформированность

- пространственных представлений.

Учащиеся с низким уровнем развития анализа пространственных отношений с трудом осваивают конфигурацию букв, не могут понять соотношение их частей, расположение на строке. У детей с несформированностью пространственных представлений часто встречается "зеркальное" написание букв и цифр (например, вместо буквы «3» пишут букву «З», вместо буквы «Я » - «R». То же имеет место и при написании цифр: вместо «1» пишут «1» и др.)

Другие недостатки в развитии у ребенка пространственных представлений могут проявляться:

-в сращивании и расщеплении слов при письме;

-в слитном написании с предлогами;

II Недостатки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза и

фонетико-фонематического восприятия. Звукобуквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова.

Процесс звукобуквенного анализа и синтеза предполагает наличие

следующих умений:

- способность расчленять непрерывный звуковой поток устной речи на

отдельные части (предложения, слова);

- умение выделять устойчивые смыслоразличительные признаки -фонемы -

из звукового состава слова;

- овладение действием последовательно выделять все звуки, входящие в

состав слова, и свободно оперировать ими;

- умение синтезировать выделенные звуки в слоги и слова.

Ученики с недостаточным развитием звукобуквенного анализа затрудняются с выделением отдельных звуков из слова, нахождением их места в звуковом ряду, различением на слух некоторых звуков. Часто дети не различают свистящие и шипящие звуки (с - ш, я - ж), звонкие и глухие (б - п, д - т, г- к и т.д.), твердые и мягкие звуки. Вследствие этого иногда наблюдается смещение значений слов. Задание подобрать слова, начинающиеся на определенный звук, выполняется со своеобразными ошибками. Так, на звук "з" подбираются такие слова, как "жаба", "жук"; на звук "г"- "корабль", "кукла".

Процесс овладения звуковым составом слова тесно связан с формированием слухо-речедвигательного взаимодействия, выражающегося, в частности, в правильной артикуляции при произношении звуков. Недостатки

Произношения часто оказываются индикатором, сигнализирующим о неблагополучии в сфере звукового анализа.

III Недостатки в развитии познавательных процессов

Недостаточность зрительного анализа может проявляться в смещении сходных по начертанию букв (б- в, н- п, м-л, ш- т и т.д.). «Зеркальное» написание букв и количественные ошибки (преувеличение и преуменьшение

количества элементов буквы) могут появляться не только вследствие несформированности пространственных представлений, но и быть результатом недостаточного зрительного анализа элементов буквы еще на начальных этапах обучения.

Недостаточность развития мыслительной деятельности учеников в целом проявляется в искажениях смысла слов, непонимании переносного смысла слов и фраз, в склонности к дословному пересказу текста, в затруднениях при употреблении заглавной буквы, неумении выделить существенное и др.

Недостаточное развитие мыслительной деятельности у младших школьников приводит к тому, что они испытывают трудности в формулировании правила на основе анализа нескольких примеров, плохо запоминают схемы рассуждения при решении типовых задач. В основе этих затруднений лежит недостаточность такой мыслительной операции, как обобщение.

Недостаточность операции абстрагирования проявляется в трудностях при переходе из конкретного в абстрактный план действия. При овладении математическим материалом существенное значение приобретает умение сравнивать.

У слабоуспевающих школьников такое умение часто не характеризуется обобщенностью: ученик умеет сравнивать предметы, но не умеет сравнивать математические выражения, не умеет при сравнивании устанавливать взаимно однозначные соответствия. Операция сравнения лежит в основе классификации явлений и их систематизации; на основе сравнения формируются понятия равенства и неравенства, понятия о геометрических фигурах и др.

Определенные трудности при усвоении учебного материала создают возрастные особенности мыслительной деятельности младших школьников:

- конкретность мышления (она затрудняет понимание школьником;

- переносного значения слов и словосочетаний, пословиц, аллегорий;

- математического содержания задачи в связи с сосредоточенностью на ее

сюжетной стороне);

- синкретичность мышления (отсутствие необходимого и достаточного анализа всех данных, что приводит к неправильным умозаключениям и

ошибочным решениям задач;

- недостаточная обобщенность мышления (обусловливает затруднения при

образовании поднятий, которые основываются на выделении существенных

признаков в учебном материале;

- однолинейность.

Недостатки в развитии памяти могут проявляться в нечетком знании всех букв алфавита, в плохом запоминании прозы и стихотворений, ограниченном словарном запасе, плохом запоминании слухо-зрительно-двигательных образов отдельных букв и слов, неточном запоминании различных формулировок (правил правописания, законов, последовательности выполнения заданий и др.).

Недостаточное развитие у ученика процессов произвольного внимания является причиной многих видов трудностей при обучении русскому языку и чтению: недописывания слов и предложений, лишних вставок букв, пропусков букв при списывании, перестановок слогов в словах, при чтении "потеря" строки, повторное считывание той же строчки и др.

Третья группа трудностей связана с недостатками в формировании регуляторного компонента навыков письма, чтения и вычислительных умений. Конкретная психологическая причина, лежащая в основе этой группы трудностей, состоит в несформированности процессов самоконтроляи саморегуляции.

Особое место в структуре общего образования должно занять коррекционно-развивающее обучение младших школьников, так как, по официальным данным, с каждым годом число детей, испытывающих трудности в усвоении знаний и школьной адаптации, растет, особенно в сельских школах. По свидетельству специальных психологопедагогических исследований, количество учащихся, которые не в состоянии освоить образовательные программы начальной школы, составляет около 20-30 % обучающихся, а около 70-80 % из них нуждаются в специальных формах и методах обучения.

Неуспевающие ученики плохо усваивают школьный материал, не справляются с классными и домашними заданиями, теряют интерес к занятиям. Отсутствие своевременной помощи приводит к изменениям в личности ребенка. У школьников возникает негативное отношение к учению

и учителю. В конечном итоге они начинают себя хуже вести, дезорганизуют

класс, нередко бросают школу и пополняют ряды так называемых трудных

подростков. Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости - надо узнать причины ее порождающие!

К внешним причинам относятся социальные причины: снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы, а также - несовершенство организации учебного процесса на местах (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся, пробелы в знаниях и т.д.).

Сейчас как никогда актуально отрицательное влияние извне - улицы, семьи и. т.д., так как общество растеряло способы борьбы с ним, а создавать их заново очень сложно.

Одной из самых главных внутренних причин на сегодняшний день становятся дефекты здоровья школьников, вызванные резким ухудшением уровня материального благосостояния семей, также - низкое развитие интеллекта, отсутствие мотивации учения, и проблема слабого развития волевой сферы у школьников. В работах Ю.К. Бабанского в основу деления на типы, положено два показателя: способности ребенка и его отношение к учению.

Типы неуспевающих учеников:

1. Низкие способности (слабое развитие внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т.д.), сочетается с

положительным отношением к учению;

2. Высокие способности в паре с отрицательным отношением к учению;

3. Низкие способности сочетаются с отрицательным отношением к учению;

Самой распространенной причиной отставания младших школьников в обучении является их речевое недоразвитие в период дошкольного детства.

Однако в программе коррекционно-развивающего обучения русскому языку в начальной школе нет даже раздела по речевому развитию учащихся.

Современная дидактика в качестве основных путей преодоления

неуспеваемости предлагает следующие:

1. Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения,

информатизация педагогической деятельности;

2. Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка

результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого

применяются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за

трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение

тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам

допущенных ошибок;

3. Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе

(дополнительные занятия);

4. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще

всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись

индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и

работу с семьей школьника;

Вывод

Совместное с учениками планирование различных мероприятий, обсуждение способов их осуществления, распределение обязанностей. Если дети сами выбирают и продумывают свою работу и выполняют ее совместно, всем коллективом, знают цель своей работы и все ее этапы, которые им предстоит проделать, то они чувствуют, что это их работа, а не учителя. Каждый из ребят охотно выполняет порученную ему часть работы потому, что он гордится своей ролью уважаемого члена коллектива и чувствует свою ответственностью перед другими детьми.

Так дети учатся претворять планы в жизнь не только в школе, но и потом, в окружающем мире. Именно это поможет “слабому” ребенку принимать непосредственное участие в работе класса и быть наравне со всеми, так как он занят данным ему по силам делом.

Так же важно приобщение детей к труду в семье. Это воспитательный

фактор, и, прежде всего фактор нравственный. Не ладится что-то у ребенка в

школе, ему часто делают замечания, его часто ругают. А придет домой, сделает что-то полезное  и конечно же услышит доброе слово родителей. И увидит он, что не такой уж плохой, и легче станет на душе, и жизнь покажется лучше, и захочется сделать что-нибудь хорошее-хорошее, в том числе и исправить дела в школе.

В практике учителей начальной школы в последние 20-30 лет сложилось

устойчивое мнение, что детей с отклонениями не следует обучать по развивающей системе (в особенности, Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова), так как

они не способны усвоить материал даже традиционной программы.

На мой взгляд, это суждение справедливо лишь в той его части, где идет речь об опыте ребенка, накопленном в период дошкольного детства.

С другой стороны, именно в условиях развивающего обучения учащийся начинает занимать активную позицию в усвоении знаний, становиться субъектом  учебной деятельности, для него открываются перспективы в обучении и формировании его как индивидуальности, как личности.

Методы и формы педагогического просвещения родителей

На каких основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы иметь успех в воспитании? Конечно, должно быть меньше вызовов отцов и матерей в школу для моральных нотаций детям, а как можно больше духовного общения с детьми и родителями. Именно оно приносит радость родителям. Все, что у ребенка в голове, в дневнике, тетради, - это надо рассматривать, с точки зрения взаимоотношений детей, родителей. Недопустимо, чтобы ребенок приносил родителям одни огорчения.

Важно, чтобы именно в начальной школе не появились плохие оценки, чтобы у матери не ожесточилось сердце, а у ребенка не угасло желание быть хорошим. Чтобы этого не происходило, нужно прийти на помощь детям, преодолеть трудности в обучении, обратить внимание родителей на возникшую проблему, т.е. совместными усилиями вовремя оказать ребенку помощь, чтобы не было пробелов знаний.

Список используемой литературы

  1. Горелова. Н. А. Педагогическая диагностика. Цели и задачи. ― http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2011/11/26/pedagogicheskaya-diagnostika-tseli-i-zadachi ― Опубликовано 26.11.2011.
  2.  Цукерман, Г. А. Урок как инструмент психолого-педагогической диагностики / Г. А. Цукерман, Ю. И. Суховерша // Нач. шк. плюс до и после. – 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы: русский язык. Тема: «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и во внеурочное время посредством использования элементов устного народного творчества»

В целостном педагогическом процессе формирование творческих способностей — это необходимое условие всестороннего развития личности. Творческая активность ребенка - это проявление го...

Технологический план как инструмент диагностики и коррекции трудностей младших школьников в усвоении учебного материала

В данной работе представлена технология изучения имени существительного во 2-м классе, а так же технологический план изучения  данной темы...

Технологический план как инструмент диагностики и коррекции трудностей младших школьников в усвоении учебного материала.

Коррекционно-развивающие планы позволяют формировать понятия последовательно, замещая чувственные представления (что характерно для младших школьников) формально-теоретическими знаниями. В данной стат...

Современные технологии обучения грамоте младших школьников в курсе русского языка.Особенности освоения русского языка как неродного.

Современные технологии обучения грамоте младших школьников в курсе русского языка.Особенности освоения русского языка как неродного....

Профилактика и коррекция неуспешности младших школьников в усвоении русского языка с учетом функциональной асимметрии полушарий головного мозга

Профилактика и коррекция неуспешности младших школьников в усвоении русского языка с учетом функциональной асимметрии полушарий головного мозга...