Технологический план как инструмент диагностики и коррекции трудностей младших школьников в усвоении учебного материала
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) на тему

Литвинова Галина Валентиновна

В данной работе представлена технология изучения имени существительного во 2-м классе, а так же технологический план изучения  данной темы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл litvinova_g.v._sam.rab_._2.docx30.74 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего образования Московской области

«Академия социального управления»

Кафедра методики преподавания гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин

        

Самостоятельная работа № 2

«Технологический план как инструмент диагностики и коррекции трудностей младших школьников в усвоении учебного материала»

Литвиновой Галины Валентиновны,

учителя начальной школы

МБОУ №21 г. Солнечногорска

АСОУ

2018г.


Технология изучения имени существительного во 2-м классе

Технологический план изучения блока модулей

Разделы: Общепедагогические технологии

Вводная часть. Первый модуль.

Материал для объяснения

В нашей речи встречаются слова, которые обозначают предмет: книга, тетрадь, дерево, мальчик.

Эти слова отвечают на вопросы кто? что? являются именем существительным.

Итак, имя существительное - отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет.

Имена существительные, которые называют людей и животные, отвечают на вопрос кто? являются одушевлёнными: собака, кит, девочка, мама.

Другие имена существительные отвечают на вопрос что? являются неодушевлёнными: машина, дом, класс, мяч.

Существуют собственные имена существительные и пишутся с большой буквы: это имена, фамилии, отчества, клички животных, название сёл, городов, рек, озёр: Москва, Ваня, Смирнов, Барсик.

Имена существительные бывают мужского, женского, среднего рода.

Имена существительные, к которым можно поставить слова он, мой - мужского рода: дом, мир, огонь.

Имена существительные, к которым можно поставить слова она, моя - женский род: тетрадь, весна, книга.

Имена существительные, к которым можно поставить слова оно, моё - средний род: окно, зеркало.

На конце существительных мужского рода после шипящих не пишется: товарищ, мяч, багаж.

Существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим: В мае цветёт что? черёмуха.


№ п/п

Дата

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Технологический скорректированный план

1

04.02

Работа над ошибками Общее представление о частях речи.

1. Подготовительный период

2

05.02

Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи. Работа с графической информацией.

1.1

04.02

Работа над ошибками Общее представление о частях речи.

  3

06.02

Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающими эти предметы и явления.

1.2

05.02

Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи. Работа с графической информацией.

4

07.02

Общее представление об имени существительном как части речи.

1.3

06.02

Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающими эти предметы и явления.

5

10.02

Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи.

2. Основной период

6

11.02

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

2.1

07.02

Общее представление об имени существительном как части речи.

7

12.02

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

2.2

10.02

Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи.

8

13.02

Упражнения в различении одушевленных и неодушевленных имен существительных.

2.3

11.02

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

9

14.02

Упражнение в различении имен существительных. Составление письменных ответов на вопросы к тексту.

2.4

12.02

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

10

17.02

Собственные и нарицательные имена существительные Заглавная буква в именах собственных.

2.5

13.02

Упражнения в различении одушевленных и неодушевленных имен существительных.

11

18.02

Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей. Составление устного рассказа по репродукции В. М. Васнецова «Богатыри» (под руководством учителя).

2.6

14.02

Упражнение в различении имен существительных. Составление письменных ответов на вопросы к тексту.

12

19.02

Заглавная буква в именах существительных собственных (именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных)

Составление рассказа по личным наблюдениям и вопросам.

2.7

17.02

Собственные и нарицательные имена существительные Заглавная буква в именах собственных.

13

20.02

Заглавная буква в именах собственных (географических названиях)

2.8

18.02

Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей. Составление устного рассказа по репродукции В. М. Васнецова «Богатыри» (под руководством учителя).

14

21.02

Контрольное списывание «Правописание имен собственных»

2.9

19.02

Заглавная буква в именах существительных собственных (именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных)

Составление рассказа по личным наблюдениям и вопросам.

15

24.02

Число имён существительных. Изменение существительных по числам. Имена существительные, употребляющиеся    только в одном числе (ножницы, молоко).

2.10

20.02

Заглавная буква в именах собственных (географических названиях)

16

25.02

Упражнения в распознавании имен существительных, употребленных в единственном и во множественном числе.

2.11

21.02

Контрольное списывание «Правописание имен собственных»

17

26.02

Обобщение знаний об имени существительном. Первоначальные представления о разборе имени существительного как части речи.

2.12

24.02

Число имён существительных. Изменение существительных по числам. Имена существительные, употребляющиеся    только в одном числе (ножницы, молоко).

18

27.02

Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам с языковым анализом текста

2.13

25.02

Упражнения в распознавании имен существительных, употребленных в единственном и во множественном числе.

19

28.02

Работа над ошибками, допущенными в изложении. Обобщение изученного.

3. Заключительный период

20

03.03

Обобщение знаний об имени существительном

3.1

26.02

Обобщение знаний об имени существительном. Первоначальные представления о разборе имени существительного как части речи.

3.2

27.02

Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам с языковым анализом текста

3.3

28.02

Работа над ошибками, допущенными в изложении. Обобщение изученного.

3.4

03.03

Обобщение знаний об имени существительном


Динамическая часть. Второй модуль.

Этот модуль предназначен для развития решать шаблонные задачи минимального уровня.

1. Обучающая игра "Выучи правило". Работа в группах. Закрепление теоретического материала. Обучающая игра.

Группа по 4 человека.

Консультант 1

Ассистент 1

Сначала материал проговаривает консультант, затем ассистент. Теперь консультант опрашивает 3 ученика, а ассистент 4.

2. Работа индивидуально - групповая по трём уровням. Материал прилагается.

Третий модуль

1. Комментированное письмо.

а) записать под диктовку предложения и прокомментировать написание слов: У каждой птицы есть своя песенка. Вот поёт синица в чёрной шапочке. Вот засвистел зяблик, с пёстрыми крылышками.

б) выписать все имеющиеся существительные.

2. Выборочный диктант.

Обучающимся предлагается найти (на слух) и записать только имена существительные.

3. Словарный диктант.

Четвёртый модуль

1.Игра "Дальше, дальше!"

Класс делится на 2 команды. В течении одной минуты каждой команде (поочерёдно) предлагается определить число имени существительного.

1 к.

2 к.

тюль

шкаф

вилки

брюки

щипцы

солнце

крыша

тучи

бигуди

луна

кисти

шары

2. Практическая работа (материал прилагается).

Пятый модуль

1. Творческий диктант.

Составить и записать предложения, употребляя в них данные слова в качестве подлежащего. Определить число.

Солнце, небо, земля, птицы, цветы, деревья, настроение, глушь, тишь.

Шестой модуль. Контроль

Контроль осуществляется в виде грамматических заданий и тестов, которые имели розноуровневый характер.

1. Релейный зачёт.

Проверку знания теоретического материала. Письменные ответы на контрольные вопросы по трём уровням.

Контрольные вопросы:

1 уровень.

  1. Что такое им. существительное?
  2. Какие бывают им. существительные?
  3. Как изменяются им. существительные?

2 уровень.

1. Как называются слова, обозначающие предмет?

2. Как называются им. существительные, к которым можно поставить вопросы: кто? или что?

3 уровень.

1. Приведите примеры им. существительных?

2. Если им. сущ. обозначает 1 предмет, то какого оно числа, а если много предметов?

Практическая работа. Материал прилагается

Приложение 1

Контрольный диктант.

В поле.

Наступила радостная весна. Погода стоит прекрасная. Блестят гладкие молодые листья берёзы. Широкая, ровная дорога покрыта мелкой травкой. Весеннее солнце своими лучами обмывает всё поле. Появились молодые всходы. Небо над ними голубое и чистое.

Какой чудесный день! Весело кипит работа в поле. А в лесу слышен птичий гомон

Приложение 2

Карточка  I уровень – низкий

1. Данные им. существительные напиши во множественном числе.

группа -                                огород -                       стадо -

девочка -                             лебедь -                       море -

липа -                                   юноша -                       село -

стая -                                    пустяк -                        здание-

2. Списать текст. Над им. существительными указать число.

Красива белочка. Хвост длинный, пушистый. Перепрыгивает она с ветки на ветку. Схватит в лапки еловую шишку и начнёт выбирать вкусные семечки. Но главная еда у белок с осени запасена в дуплах старых деревьев. Там и жёлуди, и грибы, и орехи.

Карточка II уровень – средний

        1. Напиши им. существительные, которые употребляются только во множественном числе.

        Брюки, семьи, санки, щипцы, ручьи, сутки, глаза, опилки, дрожжи, клещи, гроши, сумерки, шахматы, малыши.

2. Знаешь ли ты, как будет множественное число от слов:                                 человек и ребёнок?

Карточка   III уровень – высокий

        1.  Выпишите названия цветов в единственном числе, выдели окончания.

Наступает мамин праздник.

Наступает женский день.

Знаю мама любит очень

Розы, маки и сирень.

Только в марте нет сирени,

Роз и маков не достать...

 А ведь можно на листочке

Все цветы нарисовать.

2. Написать рассказ про весну, используя данные слова. Над им. сущ. сказать число.

Солнце, ветер, трава, ручей, птицы, журчит, дует, светит, летят, зеленеет, свежая, тёплый, яркое.

Список использованной литературы:

1.​ Мисаренко Г. Г. Коррекционно-развивающие технологии в методике обучения младших школьников русскому языку. ─ М., 2004 http://misarenko.ru

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.

3. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / под редакцией


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы преодоления трудностей в обучении младших школьников путём дифференциации учебного материала.

В данной статье можно найти пути решения, как формировать навыки красивого и грамотного письма....

Предпосылки и типология трудностей младших школьников при усвоении учебного материала по русскому языку

В работе рассматриваются предпосылки и типология трудностей младших школьников при усвоении учебного материала по русскому языку....

Выступление на МО "Предпосылки и типология трудностей младших школьников при усвоении учебного материала по русскому языку"

Этот доклад о проблемах неуспеваемости младших школьников и их психологических причинах....

Технологический план как инструмент диагностики и коррекции трудностей младших школьников в усвоении учебного материала.

Коррекционно-развивающие планы позволяют формировать понятия последовательно, замещая чувственные представления (что характерно для младших школьников) формально-теоретическими знаниями. В данной стат...

Профилактика и коррекция неуспешности младших школьников в усвоении русского языка с учетом функциональной асимметрии полушарий головного мозга

Профилактика и коррекция неуспешности младших школьников в усвоении русского языка с учетом функциональной асимметрии полушарий головного мозга...