Технологический план как инструмент диагностики и коррекции трудностей младших школьников в усвоении учебного материала.
статья по русскому языку
Коррекционно-развивающие планы позволяют формировать понятия последовательно, замещая чувственные представления (что характерно для младших школьников) формально-теоретическими знаниями. В данной статье отражено использование коррекционно-развивающих планов на примере изучения тематической единицы «Род имен существительных» по программе «Русский язык» (авторы Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина) УМК «Перспектива».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологический план как инструмент диагностики и коррекции трудностей младших школьников в усвоении учебного материала
Вступление
Образование понятий – сложный и многогранный процесс, опирающийся на абстрактное мышление. Так как абстрактное мышление формируется только в подростковом возрасте, учащимся начальной школы трудно осваивать понятия.
В современной образовательной системе широко используются методы развивающего обучения, в которых ведущую роль играют теоретические знания. Таким образом, формальным способам познания уделяется значительно больше внимания, чем чувственному восприятию окружающего мира.
В современных учебниках в процессе формирования понятий не всегда уделяется должное внимание созданию полноценной чувственной основы.
Коррекционно-развивающие планы позволяют формировать понятия последовательно, замещая чувственные представления (что характерно для младших школьников) формально-теоретическими знаниями. Эта работа отражается в технологических планах.
Реализация технологических планов возможна двумя способами.
Один из них заключается в том, что учитель изначально обучает школьников с помощью КРТ. Другой способ – встраивание тех же технологических планов в процесс обучения по избранной учителем федеральной программе и соответствующему комплекту учебников.
Основная часть
Рассмотрим подробнее использование коррекционно-развивающих планов на примере изучения тематической единицы «Род имен существительных» по программе «Русский язык» (авторы Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина) УМК «Перспектива».
Технологический план изучения категории рода имён существительных
№ | Технологическое звено и краткое его содержание |
1 | Подготовительный этап ( конец октября 1 класса) Слова, называющие предметы. Выделение слов-предметов из группы различных слов. Упражнения в постановке вопросов кто? что? кого? чего? кому? и т. д. Упражнения в замене слов-предметов словами он, она, оно, они. Упражнения в постановке слов в начальную форму. |
2 | Основной этап |
2.1 | Привлечение внимания учеников к тому, что имена существительные могут сочетаться со словами он, мой, она, моя, оно, моё. |
2.1.1 | Упражнение в замене имен существительных в начальной форме словами он, мой, она, моя, оно, мое: Он,мой — дядя, папа, пассажир, лес, конь. Она, моя — улица, тетя, морковь. Оно, мое — окно, поле. Вывод: имя существительное можно заменить словами он, мой, она, моя, оно, мое; заменяя имена существительные данными словами, можно выделить три группы слов. |
2.1.2 | Наблюдение родовых окончаний имен существительных: Он, мой - -а, -я, нулевое окончание. Она, моя - -а, -я, нулевое окончание. Оно, мое - -о, -е. Вывод: по окончаниям имен существительных, стоящих в начальной форме, можно определить существительные, относящиеся только к 3-ей группе (оно, мое); узнать, к какой группе слов относятся существительные с окончаниями -а, -я, нельзя. |
2.2 | Формирование понятия рода имени существительного |
2.2.1 | Усвоение способа определения рода имени существительного по местоимению. Вывод: каждое имя существительное относится к одному из родов: мужскому, женскому или среднему; определить имена существительные мужского рода помогают слова он, мой, имена существительные женского рода — слова она,моя, имена существительные среднего рода — слова оно,мое. |
2.3 | Категория рода — постоянный признак имени существительного |
2.3.1 | Имена существительные по родам не изменяются. |
2.4 | Предварительное обобщение. Каждое имя существительное относится к одному из трех родов. Чтобы узнать к какому роду относится имя существительное, надо имя существительное поставить в начальную форму и заменить местоимением. Определить имена существительные мужского рода помогают слова он, мой, имена существительные женского рода — слова она,моя, имена существительные среднего рода — слова оно,мое. Имена существительные по родам не изменяются. |
2.5 | Серия упражнений в определении рода имен существительных. |
2.6 | Род имени существительного — это грамматический признак. |
2.6.1 | Соотнесение принадлежности имени существительного к роду и обозначения лица мужского или женского пола. Вывод: род имен существительных помогает не только обозначать мужчин и женщин, но и правильно связывать имена существительные с другими словами в словосочетании и предложении. |
2.6.2 | Наблюдение согласования имен существительных с именами прилагательными и глаголами в прошедшем времени. Яблоко кислое, слива кислая, лимон кислый. Лампа светила, солнце светило, месяц светил. Вывод: род имен существительных помогает правильно связывать имена существительные с другими словами в словосочетании и предложении. |
2.6.3 | Серия упражнений в согласовании имен существительных с именами прилагательными и глаголами в прошедшем времени. |
2.7 | Наблюдение согласования иноязычных имен существительных с именами прилагательными. черное пианино новый рояль Вывод: род имен существительных иноязычного происхождения надо запомнить. |
2.8 | Имена существительные, не имеющие рода. |
2.8.1 | Наблюдение за именами существительными, которые употребляются только во множественном числе. Например: клещи, сливки, щипцы. Вывод: если имя существительное употребляется только во множественном числе, оно вообще не имеет рода. |
2.8.2 | Серия упражнений в различении имен существительных в форме множественного числа, имеющих род, от имен существительных, не имеющих рода. Например: города — м.р., сливки — нет рода. |
3 | Обобщение. Каждое имя существительное относится к одному из трех родов. Чтобы узнать к какому роду относится имя существительное, надо имя существительное поставить в начальную форму и заменить местоимением. Определить имена существительные мужского рода помогают слова он, мой, имена существительные женского рода — слова она,моя, имена существительные среднего рода — слова оно,мое. Имена существительные по родам не изменяются. Род имен существительных помогает не только обозначать мужчин и женщин, но и правильно связывать имена существительные с другими словами в словосочетании и предложении. Род имен существительных иноязычного происхождения надо запомнить. Если имя существительное употребляется только во множественном числе, оно вообще не имеет рода. |
Заключение
Процесс обучения младших школьников находится в большой зависимости от учителя, его профессионализма, педагогического мастерства, поскольку именно он играет ведущую роль в формировании учебных действий у учащихся. Опытный педагог способен достаточно быстро определить индивидуального особенности любого учащегося, а также уровень сформированности отдельных понятий, представлений, умений и навыков, провести необходимую коррекционно-развивающую работу. А умелое использование коррекционно-развивающей технологии, составление коррекционно-развивающих планов позволит ему решить эти задачи.
Список использованной литературы
- Мисаренко Г. Г. Проектирование и планирование изучения тематических единиц блока «Морфология».
- Мисаренко Г.Г. Технологические планы изучения тематических единиц.
- Сравнительный психолингводидактический анализ учебников русского языка по программам «Начальная школа 21 века» и «Школа России» по изучению проблемы развития саморегуляции учебной деятельности младших школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Способы преодоления трудностей в обучении младших школьников путём дифференциации учебного материала.
В данной статье можно найти пути решения, как формировать навыки красивого и грамотного письма....
Выступление на методическом объединении учителей начальной школы по теме «Предпосылки и типология трудностей младших школьников при усвоении учебного материала по русскому языку»
выступление на МО...
Предпосылки и типология трудностей младших школьников при усвоении учебного материала по русскому языку
В работе рассматриваются предпосылки и типология трудностей младших школьников при усвоении учебного материала по русскому языку....
Выступление на МО "Предпосылки и типология трудностей младших школьников при усвоении учебного материала по русскому языку"
Этот доклад о проблемах неуспеваемости младших школьников и их психологических причинах....
Технологический план как инструмент диагностики и коррекции трудностей младших школьников в усвоении учебного материала
В данной работе представлена технология изучения имени существительного во 2-м классе, а так же технологический план изучения данной темы...
Доклад для педсовета: "Профилактика и коррекция неуспешности младших школьников в усвоении русского языка"
Методический материал для доклада...
Профилактика и коррекция неуспешности младших школьников в усвоении русского языка с учетом функциональной асимметрии полушарий головного мозга
Профилактика и коррекция неуспешности младших школьников в усвоении русского языка с учетом функциональной асимметрии полушарий головного мозга...