Технологический план как инструмент диагностики и коррекции трудностей младших школьников в усвоении учебного материала.
статья по русскому языку

Ряжечкина

Коррекционно-развивающие планы позволяют формировать понятия последовательно, замещая чувственные представления (что характерно для младших школьников) формально-теоретическими знаниями. В данной статье отражено использование коррекционно-развивающих планов на примере изучения тематической единицы «Род имен существительных» по программе «Русский язык» (авторы Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина) УМК «Перспектива».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологический план как инструмент диагностики и коррекции трудностей младших школьников в усвоении учебного материала

Вступление

Образование понятий – сложный и многогранный процесс, опирающийся на абстрактное мышление. Так как абстрактное мышление формируется только в подростковом возрасте, учащимся начальной школы трудно осваивать понятия.

В современной образовательной системе широко используются методы развивающего обучения, в которых ведущую роль играют теоретические знания. Таким образом, формальным способам познания уделяется значительно больше внимания, чем чувственному восприятию окружающего мира.

В современных учебниках в процессе формирования понятий не всегда уделяется должное внимание созданию полноценной чувственной основы.

Коррекционно-развивающие планы позволяют формировать понятия последовательно, замещая чувственные представления (что характерно для младших школьников) формально-теоретическими знаниями.  Эта работа отражается в технологических планах.

Реализация технологических планов возможна двумя способами.

Один из них заключается в том, что учитель изначально обучает школьников с помощью КРТ. Другой способ – встраивание тех же технологических планов в процесс обучения по избранной учителем федеральной программе и соответствующему комплекту учебников.

Основная часть

Рассмотрим подробнее использование коррекционно-развивающих планов на примере изучения тематической единицы «Род имен существительных» по программе «Русский язык» (авторы Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина) УМК «Перспектива».

Технологический план изучения категории рода имён существительных

Технологическое звено и краткое его содержание

        1

Подготовительный этап ( конец октября 1 класса)

Слова, называющие предметы.

Выделение слов-предметов из группы различных слов.

Упражнения в постановке вопросов кто? что? кого? чего? кому? и т. д.

Упражнения в замене слов-предметов словами он, она, оно, они.

Упражнения в постановке слов в начальную форму.

2

Основной этап

2.1

Привлечение внимания учеников к тому, что имена существительные могут сочетаться со словами он, мой, она, моя, оно, моё.

2.1.1

Упражнение в замене имен существительных в начальной форме словами он, мой, она, моя, оно, мое:

Он,мой — дядя, папа, пассажир, лес, конь.

Она, моя — улица, тетя, морковь.

Оно, мое — окно, поле.

Вывод: имя существительное можно заменить словами он, мой, она, моя, оно, мое; заменяя имена существительные данными словами, можно выделить три группы слов.

2.1.2

Наблюдение родовых окончаний имен существительных:

Он, мой - -а, -я, нулевое окончание.

Она, моя - -а, -я, нулевое окончание.

Оно, мое - -о, -е.

Вывод:  по окончаниям имен существительных, стоящих в начальной форме, можно определить существительные, относящиеся только к 3-ей группе (оно, мое); узнать, к какой группе слов относятся существительные с окончаниями -а, -я, нельзя.

2.2

Формирование понятия рода имени существительного

2.2.1

Усвоение способа определения рода имени существительного по местоимению.

Вывод: каждое имя существительное относится к одному из родов: мужскому, женскому или среднему; определить имена существительные мужского рода помогают слова он, мой, имена существительные женского рода — слова она,моя, имена существительные среднего рода — слова оно,мое.

2.3

Категория рода — постоянный признак имени существительного

2.3.1

Имена существительные по родам не изменяются.

2.4

Предварительное обобщение.

Каждое имя существительное относится к одному из трех родов.

Чтобы узнать к какому роду относится имя существительное, надо имя существительное поставить в начальную форму и заменить местоимением. Определить имена существительные мужского рода помогают слова он, мой, имена существительные женского рода — слова она,моя, имена существительные среднего рода — слова оно,мое.

Имена существительные по родам не изменяются.

2.5

Серия упражнений в определении рода имен существительных.

2.6

Род имени существительного — это грамматический признак.

2.6.1

Соотнесение принадлежности имени существительного к роду и обозначения лица мужского или женского пола.

Вывод: род имен существительных помогает не только обозначать мужчин и женщин, но и правильно связывать имена существительные с другими словами в словосочетании и предложении.

2.6.2

Наблюдение согласования имен существительных с именами прилагательными и глаголами в прошедшем времени.

Яблоко кислое, слива кислая, лимон кислый. Лампа светила, солнце светило, месяц светил.

Вывод: род имен существительных помогает правильно связывать имена существительные с другими словами в словосочетании и предложении.

2.6.3

Серия упражнений в согласовании имен существительных с именами прилагательными и глаголами в прошедшем времени.

2.7

Наблюдение согласования иноязычных имен существительных с именами прилагательными.

черное пианино

новый рояль

Вывод: род имен существительных иноязычного происхождения надо запомнить.

2.8

Имена существительные, не имеющие рода.

2.8.1

Наблюдение за именами существительными, которые употребляются только во множественном числе. Например: клещи, сливки, щипцы.

Вывод: если имя существительное употребляется только во множественном числе, оно вообще не имеет рода.

2.8.2

Серия упражнений в различении имен существительных в форме множественного числа, имеющих род, от имен существительных, не имеющих рода. Например: города — м.р., сливки — нет рода.

3

Обобщение.

Каждое имя существительное относится к одному из трех родов. Чтобы узнать к какому роду относится имя существительное, надо имя существительное поставить в начальную форму и заменить местоимением. Определить имена существительные мужского рода помогают слова он, мой, имена существительные женского рода — слова она,моя, имена существительные среднего рода — слова оно,мое. Имена существительные по родам не изменяются. Род имен существительных помогает не только обозначать мужчин и женщин, но и правильно связывать имена существительные с другими словами в словосочетании и предложении. Род имен существительных иноязычного происхождения надо запомнить. Если имя существительное употребляется только во множественном числе, оно вообще не имеет рода.

Заключение

        Процесс обучения младших школьников находится в большой зависимости от учителя, его профессионализма, педагогического мастерства, поскольку именно он играет ведущую роль в формировании учебных действий у учащихся. Опытный педагог способен достаточно быстро определить индивидуального особенности любого учащегося, а также уровень сформированности отдельных понятий, представлений, умений и навыков, провести необходимую коррекционно-развивающую работу. А умелое использование коррекционно-развивающей технологии, составление коррекционно-развивающих планов позволит ему решить эти задачи.

Список использованной литературы

  1. Мисаренко Г. Г.  Проектирование и планирование изучения тематических единиц блока «Морфология».
  2. Мисаренко Г.Г.  Технологические планы изучения тематических единиц.
  3. Сравнительный психолингводидактический анализ учебников русского языка по программам «Начальная школа 21 века» и «Школа России» по изучению проблемы развития саморегуляции учебной деятельности младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы преодоления трудностей в обучении младших школьников путём дифференциации учебного материала.

В данной статье можно найти пути решения, как формировать навыки красивого и грамотного письма....

Предпосылки и типология трудностей младших школьников при усвоении учебного материала по русскому языку

В работе рассматриваются предпосылки и типология трудностей младших школьников при усвоении учебного материала по русскому языку....

Выступление на МО "Предпосылки и типология трудностей младших школьников при усвоении учебного материала по русскому языку"

Этот доклад о проблемах неуспеваемости младших школьников и их психологических причинах....

Технологический план как инструмент диагностики и коррекции трудностей младших школьников в усвоении учебного материала

В данной работе представлена технология изучения имени существительного во 2-м классе, а так же технологический план изучения  данной темы...

Профилактика и коррекция неуспешности младших школьников в усвоении русского языка с учетом функциональной асимметрии полушарий головного мозга

Профилактика и коррекция неуспешности младших школьников в усвоении русского языка с учетом функциональной асимметрии полушарий головного мозга...