Доклад для педсовета: "Профилактика и коррекция неуспешности младших школьников в усвоении русского языка"
материал
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области
«Академия социального управления»
Кафедра методики преподавания гуманитарных
и художественно-эстетических дисциплин
Итоговая практико-ориентированная работа
Выступление на педагогическом совете по теме:
«Профилактика и коррекция неуспешности младших школьников в усвоении русского языка»
Масеева Ирина Владимировна
учитель начальной школы
МОУ «СОШ №5»г.Воскресенска
Место проведения занятий
г.Воскресенск
2019 г.
Содержание.
1.Введение………………………………………………………………………стр.3-4
2.Современная дидактика в качестве основных путей преодоления неуспеваемости младших школьников………………………………………стр.4
3.Основные группы трудностей при обучении младших школьников русскому
языку, и их психологические причины……………………………………….стр.4-5
4.Психологические причины, лежащие в основе трудностей при обучении младших школьников…………………………………………………………….стр.5-7
5.Возрастные особенности мыслительной деятельности младших
школьников…………………………………………………………………………стр.7-8
6.Заключение………………………………………………………………………стр.8-10
7.Список литературы……………………………………………………………...стр.11
1.Введение. Необходимость глубокого изучения родного языка в школе определяется его основными функциями: язык служит человеку, во-первых, средством оформления и выражения мысли, во-вторых, коммуникативным средством, «обслуживая членов общества в их общении между собой, и, наконец, средством выражения чувств, настроений (эмоциональная сфера). Умения и навыки в области родного языка (речь, чтение, письмо) являются необходимым условием и средством учебного труда учащихся. Иными словами, дети, овладевая умением учиться, должны в первую очередь изучать свой родной язык — ключ к познанию, к образованности, к подлинному развитию ума. Без языка невозможно полноценное участие человека в жизни современного общества, участие в современном производстве, в развитии культуры, искусства. Язык служит также важным средством воспитания: только хорошее знание родного языка позволяет приобщить школьника к нашей высокоидейной и высокохудожественной литературе, привлечь его к участию в различных формах драматического искусства, привить ему потребность читать газеты и журналы, полноценно общаться со взрослыми. Вся система занятий русским языком должна обеспечивать воспитание у школьников интереса и любви к русскому языку как языку великого русского народа, «языкотворца». Один из богатейших выразительными средствами и наиболее развитых языков, русский язык уже стал языком межнационального общения и вышел на мировую, международную арену, став языком самой передовой науки, языком высокогуманной культуры и искусства. Одна из важнейших задач методики русского языка — определить и сформировать курс русского языка в школе (и, в частности, в начальных классах школы) как учебный предмет. Школьный предмет «Русский язык» не может быть слепком с научного курса русского языка, так как перед школой стоит задача вооружения каждого школьника в первую очередь практическими умениями и навыками по родному языку. В то же время построение предмета «Русский язык» должно обеспечить учащихся подлинными образцами высокохудожественного языка„ воспитать у них высокую культуру речи, научить их правильно; точно и выразительно передавать собственные мысли, знания, чувства. Наконец, школа должна дать своим воспитанникам определенную систему научно-теоретических знаний по родному языку, обеспечивающую формирование материалистического мировоззрения, развитие абстрактного мышления учащихся и дающую теоретическую базу для усвоения орфографических, грамматических, орфоэпических умений и навыков учащихся. В связи с этим проблема обучения русскому языку в период модернизации образования в стране весьма актуальна.
2.Современная дидактика в качестве основных путей преодоления неуспеваемости предлагает следующие:
Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности.
Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого применяются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок.
Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной школе это дополнительные занятия, группы выравнивания.
Преимущества последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. Их ведут специальные учителя, посещение занятий обязательно.
Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная воспитательная работа.
3.Основные группы трудностей при обучении младших школьников русскому языку, и их психологические причины.
Первая группа трудностей связана с недостатками уровня развития психомоторной сферы ученика.
У детей с низким уровнем развития психомоторной сферы отмечаются
следующие трудности в написании букв и цифр:
- нестабильность графических форм (по высоте, ширине, наклону букв и
цифр);
- отсутствие связных движений при письме, "печатание" букв;
- плохой, небрежный почерк;
- очень медленный темп письма;
- сильный тремор (дрожание руки), проявляющийся в дополнительных
штрихах, дрожащих линиях;
- слишком большое напряжение руки при письме (сильное надавливание,
либо слишком слабый нажим).
При формировании двигательного навыка чтения (речевые умения) важную роль играют особенности артикуляции учащегося, которые влияют на темпо-ритмические характеристики громкого чтения.
Затруднения в артикулировании проявляются в том, что ученик характеризуется:
а) низкой скоростью чтения;
б) слоговым типом чтения;
в) низким уровнем понимания читаемого в связи со смешиванием близких по акустическим или артикуляционным признакам букв, приводящим к смешиванию значений слов.
Кроме того, низкая скорость чтения затрудняет осуществление синтеза смысловых единиц текста, что также затрудняет понимание прочитанного.
Вторая группа трудностей обусловлена особенностями формирования
когнитивного компонента навыков письма и чтения.
Основные проявления трудностей, вызванных данной причиной, состоят
в следующем:
- замена букв, близких по акустическим или артикуляционным признакам;
-пропуски букв при письме и чтении;
-недописывание слов и предложений;
-замена и удвоение слогов, количественные ошибки при написании букв;
- трудности понимания слов, сходных по звуковому составу, искажение
смысла слов;
- неправильное чтение похожих по начертанию букв;
- затруднения при слиянии букв в слоги, слогов в слов
4.Конкретными психологическими причинами, лежащими в основе этой
группы трудностей, могут быть названы следующие:
1 Несформированность пространственных представлений.
Учащиеся с низким уровнем развития анализа пространственных отношений с трудом осваивают конфигурацию букв, не могут понять соотношение их частей, расположение на строке. У таких детей часто встречается "зеркальное" написание букв и цифр (например, вместо буквы «Я » - «R».)
Другие недостатки в развитии у ребенка пространственных представлений могут проявляться:
-в сращивании и расщеплении слов при письме;
-в слитном написании с предлогами;
2 Недостатки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза и
фонетико-фонематического восприятия. Звукобуквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова.
Процесс звукобуквенного анализа и синтеза предполагает наличие
следующих умений:
- способность расчленять непрерывный звуковой поток устной речи на
отдельные части (предложения, слова);
- умение выделять устойчивые смыслоразличительные признаки -фонемы -
из звукового состава слова;
- овладение действием последовательно выделять все звуки, входящие в
состав слова, и свободно оперировать ими;
- умение синтезировать выделенные звуки в слоги и слова.
Ученики с недостаточным развитием звукобуквенного анализа затрудняются с выделением отдельных звуков из слова, нахождением их места в звуковом ряду, различением на слух некоторых звуков. Часто дети не различают свистящие и шипящие (с - ш, з - ж), звонкие и глухие (б - п, д - т, г- к и т.д.), твердые и мягкие звуки. Вследствие этого иногда наблюдается смещение значений слов. Задание подобрать слова, начинающиеся на определенный звук, выполняется со своеобразными ошибками. Так, на звук "з" подбираются такие слова, как "жаба", "жук"; на звук "г"- "корабль", "кукла".
Процесс овладения звуковым составом слова тесно связан с формированием слухоречевого взаимодействия, выражающегося, в частности, в правильной артикуляции при произношении звуков. Недостатки произношения часто оказываются индикатором, сигнализирующим о неблагополучии в сфере звукового анализа.
3Недостатки в развитии познавательных процессов
Недостаточность зрительного анализа может проявляться в смещении сходных по начертанию букв (б- в, н- п, м-л, ш- т и т.д.). «Зеркальное» написание букв и количественные ошибки (преувеличение и преуменьшение количества элементов буквы) могут появляться не только вследствие несформированности пространственных представлений, но и быть результатом недостаточного зрительного анализа элементов буквы еще на начальных этапах обучения.
Недостаточность развития мыслительной деятельности учеников в целом проявляется в искажениях смысла слов, непонимании переносного смысла слов и фраз, в склонности к дословному пересказу текста, в затруднениях при употреблении заглавной буквы, неумении выделить существенное и др.
Недостаточное развитие мыслительной деятельности у младших школьников приводит к тому, что они испытывают трудности в формулировании правила на основе анализа нескольких примеров, плохо запоминают схемы рассуждения. В основе этих затруднений лежит недостаточность такой мыслительной операции, как обобщение.
Недостаточность операции абстрагирования проявляется в трудностях при переходе из конкретного в абстрактный план действия. При овладении учебным материалом существенное значение приобретает умение сравнивать.
У слабоуспевающих школьников такое умение часто не характеризуется обобщенностью: ученик умеет сравнивать предметы, но не умеет при сравнивании устанавливать взаимно однозначные соответствия. Операция сравнения лежит в основе классификации явлений и их систематизации; на основе сравнения формируются многие учебные понятия.
5.Определенные трудности при усвоении учебного материала создают возрастные особенности мыслительной деятельности младших школьников:
- конкретность мышления (она затрудняет понимание школьником переносного значения слов и словосочетаний, пословиц, аллегорий);
- синкретичность мышления (отсутствие необходимого и достаточного анализа всех данных, что приводит к неправильным умозаключениям и ошибочным выводам);
- недостаточная обобщенность мышления (обусловливает затруднения при
образовании поднятий, которые основываются на выделении существенных
признаков в учебном материале);
- однолинейность.
Недостатки в развитии памяти могут проявляться в нечетком знании всех букв алфавита, в плохом запоминании прозы и стихотворений, ограниченном словарном запасе, плохом запоминании зрительных образов отдельных букв и слов, неточном запоминании различных формулировок (правил правописания, законов, последовательности выполнения заданий и др.).
Недостаточное развитие у ученика процессов произвольного внимания является причиной многих видов трудностей при обучении русскому языку и чтению: недописывания слов и предложений, лишних вставок букв, пропусков букв при списывании, перестановок слогов в словах, при чтении "потеря" строки, повторное считывание той же строчки и др.
Третья группа трудностей связана с недостатками в формировании регуляторного компонента навыков письма и чтения. Конкретная психологическая причина, лежащая в основе этой группы трудностей, состоит в несформированности процессов самоконтроля и саморегуляции.
6.Заключение.
Особое место в структуре общего образования должно занять коррекционно-развивающее обучение младших школьников, так как, по официальным данным, с каждым годом число детей, испытывающих трудности в усвоении знаний и школьной адаптации, растет, особенно в сельских школах. По свидетельству специальных психологопедагогических исследований, количество учащихся, которые не в состоянии освоить образовательные программы начальной школы, составляет около 20-30 % обучающихся, а около 70-80 % из них нуждаются в специальных формах и методах обучения. Неуспевающие ученики плохо усваивают школьный материал, не справляются с классными и домашними заданиями, теряют интерес к занятиям. Отсутствие своевременной помощи приводит к изменениям в личности ребенка. У школьников возникает негативное отношение к учению и учителю. В конечном итоге они начинают себя хуже вести, дезорганизуют класс, нередко бросают школу и пополняют ряды так называемых «трудных подростков». Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости - надо узнать причины ее порождающие!
К внешним причинам относятся социальные признаки: снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы, а также - несовершенство организации учебного процесса на местах (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся, пробелы в знаниях и т.д.). Сейчас как никогда актуально отрицательное влияние извне - улицы, семьи и. т.д., так как общество растеряло способы борьбы с ним, а создавать их заново очень сложно.
Одной из самых главных внутренних причин на сегодняшний день становятся дефекты здоровья школьников, вызванные резким ухудшением уровня материального благосостояния семей, также - низкое развитие интеллекта, отсутствие мотивации учения, и проблема слабого развития волевой сферы у школьников. В работах Ю.К. Бабанского в основу деления на типы положено два показателя: способности ребенка и его отношение к учению.
Типы неуспевающих учеников:
1. Низкие способности (слабое развитие внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т.д.), сочетаются с
положительным отношением к учению.
2. Высокие способности в паре с отрицательным отношением к учению.
3. Низкие способности сочетаются с отрицательным отношением к учению.
Самой распространенной причиной отставания младших школьников в обучении является их речевое недоразвитие в период дошкольного воспитания. Именно поэтому я считаю, что урокам развития речи необходимо отводить должное внимание. И не будем забывать о тесной взаимосвязи учителя с учениками. Это совместное с учениками планирование различных мероприятий, обсуждение способов их осуществления, распределение обязанностей. Если дети сами выбирают и продумывают свою работу и выполняют ее совместно, всем коллективом, знают цель своей работы и все ее этапы, которые им предстоит проделать, то они чувствуют, что это их работа, а не учителя. Каждый из ребят охотно выполняет порученную ему часть работы потому, что он гордится своей ролью уважаемого члена коллектива и чувствует свою ответственностью перед другими детьми. Так дети учатся претворять планы в жизнь не только в школе, но и потом, в окружающем мире. Именно это поможет “слабому” ребенку принимать непосредственное участие в работе класса и быть наравне со всеми, так как он занят данным ему по силам делом. Так же важно приобщение детей к труду в семье. Это воспитательный фактор, и, прежде всего фактор нравственный. Не ладится что-то у ребенка в школе, ему часто делают замечания, его часто ругают. А придет домой, сделает что-то полезное и, конечно же, услышит доброе слово родителей. И увидит он, что не такой уж плохой, и легче станет на душе, и жизнь покажется лучше, и захочется сделать что-нибудь хорошее-хорошее, в том числе и исправить дела в школе.
В практике учителей начальной школы в последние 20-30 лет сложилось устойчивое мнение, что детей с отклонениями не следует обучать по развивающей системе, так как они не способны усвоить материал даже традиционной программы. На мой взгляд, это суждение справедливо лишь в той его части, где идет речь об опыте ребенка, накопленном в период дошкольного воспитания. С другой стороны, именно в условиях развивающего обучения учащийся начинает занимать активную позицию в усвоении знаний, становиться субъектом учебной деятельности, для него открываются перспективы в обучении и формировании его как индивидуальности, как личности. А как же родители?!
На каких основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы иметь успех в воспитании? Конечно, должно быть меньше вызовов отцов и матерей в школу для моральных нотаций детям, а как можно больше духовного общения с детьми и родителями. Именно оно приносит радость родителям. Все, что у ребенка в голове, в дневнике, тетради, - это надо рассматривать, с точки зрения взаимоотношений детей, родителей. Недопустимо, чтобы ребенок приносил родителям одни огорчения. Важно, чтобы именно в начальной школе не появились плохие оценки, чтобы у матери не ожесточилось сердце, а у ребенка не угасло желание быть хорошим. Чтобы этого не происходило, нужно прийти на помощь детям, преодолеть трудности в обучении, обратить внимание родителей на возникшую проблему, т.е. совместными усилиями вовремя оказать ребенку помощь, чтобы не было пробелов знаний. Вот в чем ценность нашей работы и ее целевое значение.
Список использованной литературы.
- Горелова. Н. А. Педагогическая диагностика. Цели и задачи. ― http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2011/11/26/pedagogicheskaya-diagnostika-tseli-i-zadachi ― Опубликовано 26.11.2011.
- Цукерман, Г. А. Урок как инструмент психолого-педагогической диагностики / Г. А. Цукерман, Ю. И. Суховерша // Нач. шк. плюс до и после. – 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад:"Интеллектуальное развитие младшего школьника на уроках русского языка"
В докладе показаны примеры и задания, с помощью которых учитель развивает интеллектуальные способности учащихся, согласно требованиям новых стандартов. ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/26/picture-276295-1374867246.jpg)
Доклад на тему: "Творческие работы младших школьников на уроках русского языка".
Здесь описаны такие виды творческих работ как сочинение,творческие диктанты,свободные диктанты....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/25/picture-351489-1385344921.jpg)
Доклад "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка".
Общество 21 века нуждается в интеллектуально развитой личности. Существует ряд приёмов для решения этой проблемы....
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/10/picture-331472-1547124009.jpg)
Технологический план как инструмент диагностики и коррекции трудностей младших школьников в усвоении учебного материала
В данной работе представлена технология изучения имени существительного во 2-м классе, а так же технологический план изучения данной темы...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/02/picture-647232-1435839816.jpg)
Технологический план как инструмент диагностики и коррекции трудностей младших школьников в усвоении учебного материала.
Коррекционно-развивающие планы позволяют формировать понятия последовательно, замещая чувственные представления (что характерно для младших школьников) формально-теоретическими знаниями. В данной стат...
Профилактика и коррекция неуспешности младших школьников в усвоении русского языка с учетом функциональной асимметрии полушарий головного мозга
Профилактика и коррекция неуспешности младших школьников в усвоении русского языка с учетом функциональной асимметрии полушарий головного мозга...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/06/picture-1078678-1541512625.jpg)
«Профилактика и коррекция неуспешности младших школьников в усвоении русского языка»
Русский язык в общеобразовательной школе является одним из ведущих предметов, так как владение им позволяет человеку усвоить богатейший опыт предшествующих поколений, познать различные стороны социаль...