Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в ед.ч..
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Гасанова Милана Янушевна

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в ед.ч..

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_konkurs_23.docx406.67 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Гимназия №4

Конспект  урока

русского языка в 4 «А»  классе

Учитель: Гасанова Милана Янушевна

Брянск, 2022г.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в ед.ч..

Тип урока: обобщения и систематизации знаний

Цели:

Содержательная:  создать условия для закрепления и повторения знаний по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в ед.ч.» .

Деятельностная: формировать умение обосновывать правописание  безударных падежных окончаний  имён существительных в единственном числе, используя разные способы проверки.

Задачи:

Образовательные: 

1. Повторить и закрепить изученные правила о правописании безударных окончаний имён существительных.

2. Закрепить умения определять падеж  и склонение имени существительного.

3. Развивать умение выполнять устный и письменный разбор имени существительного.

4. Узнать о традициях празднования Нового года в других странах.

Развивающие: 

1. Развивать умение ориентироваться в учебнике и находить нужную информацию.

2. Совершенствовать умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Умение принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

4. Развивать умение планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

5. Развивать умение слушать собеседника и понимать речь других, участвовать в диалоге, выполняя правила речевого поведения.

6. Совершенствовать умение отвечать полными предложениями на поставленный вопрос.

Воспитательные: 

1. Воспитывать положительное отношение к языковой деятельности.

2. Развивать интерес к урокам русского языка.

Планируемые результаты:

Предметные:

Пр1. Знание изученных правил о правописании безударных окончаний имён существительных.

Пр2. Умения определять падеж  и склонение имени существительного.

Пр3. Умение выполнять устный и письменный разбор имени существительного.

Пр4. Знание о традициях празднования Нового года в других странах.

Личностные:

Л1. Положительное отношение к языковой деятельности.

Л2. Интерес к урокам русского языка.

Метапредметные:

Познавательные:

П1. Умение ориентироваться в учебнике и находить нужную информацию.

П2. Умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Регулятивные:

Р1. Умение принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

Р2. Умение планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные:

К1. Умение слушать собеседника и понимать речь других, участвовать в диалоге, выполняя правила речевого поведения.

К2. Умение отвечать полными предложениями на поставленный вопрос.

Оборудование: учебник, пенал, раздаточный материал, интерактивная презентация.  

Образовательные ресурсы: Учебник: Русский язык. 4 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1/В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 160с.: ил. – (Школа России).  с. 126-128.

План урока:

1.Этап мотивации

1.1. Проверка готовности

1.2. Эмоциональный настрой (прослушивание новогодней мелодии).

1.3. Традиции празднования Нового года в России.

2.Этап актуализации и пробного учебного действия

3.Этап выявления места и причины затруднения

4.Этап построения проекта выхода из затруднения

4.1. Формулирование темы урока

4.2  Формулирование цели урока

4.3. Формулирование задач урока

5.Этап реализация построенного проекта

5.1. Путешествие в Китай. Закрепление умения склонять имена существительные по падежам и выделять окончания.

5.2. Празднование Нового года в Китае (просмотр видеофрагмента)

5.3.Самооценивание работы.

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

6.1. Путешествие в Италию. Закрепление умения определять падеж, склонение имён существительных и выделять окончания.

6.2. Празднование Нового года в Италии (просмотр видеофрагмента)

6.3. Самооценивание работы.

7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

7.1. Путешествие в Данию. Самостоятельная работа в группах.

7.2. Самооценивание работы.

8. Этап включения в систему знаний и повторения

8.1.Определение безударного падежного окончания имен существительных

8.2. Самооценивание работы.

9. Этап рефлексии учебной деятельности

9.1. Подведение итогов.

9.2.Самооценка своей работы.

9.3.Домашнее задание (прохождение Веб-квеста)

Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

1. Этап мотивации

Задача: включение у-ся в деят-ть на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу»

1.1.Проверка готовности.

1.2. Эмоциональный настрой (прослушивание новогодней мелодии).

-Ребята, перед началом урока, я предлагаю вам закрыть глаза  послушать мелодию.

-Что вы представили? Какие эмоции вызвала у вас данная мелодия? А какая она?

-Совершенно верно, а почему я включила её вам?

1.3. Традиции празднования Нового года в России.

-Ребята, а какие традиции празднования Нового года есть в нашей стране?

Приветствуют учителя

Садятся

- мелодия вызвала эмоции радости, счастья и тд. Мелодия новогодняя.

-Вы включили её, потому что скоро Новый год.

-Украшать ёлку, писать письмо Деду Морозу, собираться всей семьей и т.д.

Л1

Р1

К1

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

ИЛИ: подготовка мышления учащихся, организация

-Новый год-пора чудес, волшебства и  сюрпризов, у меня для вас тоже есть сюрприз.

-Чтобы он появился, вы должны:  повернуть голову влево, вправо, поднять левую руку, опустить, поднять правую руку и провести ей под партой. Что вы нашли?

-Итак, давайте же, ответим на вопросы и посмотрим, как вы усвоили прошлые темы.

  1. На какие вопросы отвечают существительные в  Т.п.?
  2. Существительные в каком падеже отвечает на вопросы «кого?чего?»?
  3. На какие вопросы отвечает существительные в  Д.п?
  4. Назовите падежи и их вопросы.
  5. Какие имена существительные относятся к 1-му склонению?
  6. Какие имена существительные относятся ко 2-му склонению?
  7. Какие имена существительные относятся к 3-му склонению?
  8. Назовите способ (алгоритм) как определить падежное окончание имени существительного?

-Полоску с вопросом.

  1. Кем? Чем?
  2. Род. Падеж
  3. Кому? Чему?
  4. Именительный (есть): кто, что?

Родительный (нет): кого, чего?

Дательный(дать): кому, чему?

Винительный (вижу): кого, что?

Творительный (доволен): кем, чем?

Предложный (думать): о ком, о чем?

  1. К первому склонению относятся существительные женского и мужского родов с окончаниями– а, – я
  2. Ко второму склонению относятся слова мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода с окончанием- о, -е.
  3. К 3 склонению имен существительных относятся существительные женского рода с основой на мягкий или шипящий согласный, которые в именительном падеже единственного числа (в начальной форме) имеют нулевое окончание.

Пр1

Л1

,

Л2

Р1

К1,

 К2

3. Этап выявления места и причины затруднения.

Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

4.1. Формулирование темы урока

-Ребята, что мы с вами только что делали?

-Как будет звучать тема урока?

4.2. Формулирование цели и задач урока

-Какую цель поставим на уроке? Закрепить знания о…

-Сегодня мы с вами не только закрепим знания о падежах им.сущ., но и узнаем о традициях празднования НГ в других странах.

-Что будем делать для того, чтобы достичь цели?

Формулируют тему, цели и задачи урока

Мыслительная деятельность

Отвечают на вопросы учителя

Л1,

Л2

Р1,

Р2

К1,

К2

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

5.1. Путешествие в Китай. Закрепление умения склонять имена существительные по падежам и выделять окончания.

-Итак, теперь мы с вами можем  отправиться в путешествие. (звучит Новогодняя Китайская музыка). 

-Как думаете, куда мы отправляемся?

 -Чтобы узнать, правы вы или нет, мы должны выполнить задание.

-Сейчас проверим, хорошо ли выучили падежи.

-Возьмите маршрутный лист. Подпишите число/классная работа.

Маршрутный лист прилагается. Приложение №1.

-Найдите первое задание. Просклоняйте по падежам слово «кролик/тигр».

 -Как вы думаете, почему именно эти слова? Не забудьте записать вопросы падежей и выделить окончание.

-Итак, девочки разбирают слово /тигр/(одна ученица  у доски), мальчики /кролик/(один ученик у доски).  

-Все остальные выполняют работу самостоятельно на маршрутных листах.

-Теперь, мальчики проверяют, как выполнили задание девочки, а девочки, проверяют мальчиков.

5.2. Празднование Нового года в Китае (просмотр видеофрагмента)

-Китайский Новый год празднуется между 17 января и 19 февраля, во время новолуния. Уличные процессии – самая захватывающая часть праздника. Тысячи фонарей зажигаются во время процессий, чтобы осветить путь в Новый год. Китайцы считают, что новый год окружен злыми духами. Поэтому они отпугивают их хлопушками и петардами. Иногда китайцы заклеивают окна и двери бумагой, чтобы не впускать злых духов. Новый год в Китае – праздник строго семейный, и каждый китаец стремится провести его в кругу родных. 

-Что вы узнали о традициях празднования НГ в Китае?

5.3.Самооценивание работы.

-Ребята, давайте оценим свою работу.

-На маршрутном листе у вас есть елочка за ПРАВИЛЬНОСТЬ выполнения работы.

- Раскрасьте 3 слоя елки, если вы решили всё верно, 2 слоя, если допустили одну ошибку, 1 слой, если допустили 2 ошибки.

-Ребята, я увидела, что мы с вами умеем изменять слова по падежам и мы можем отправляться дальше. (Появление китайского Деда Мороза на доске)

-Мы с вами умеем определять падежи и склонения имен сущ-х, поэтому можем отправляться дальше.

-предположение детей.

-Так как, кролик символ 2023 года, а тигр символ 2022 года.

-Внимательно слушают информацию из видеофрагмента.

Самооценка своей работы

Пр2,

Пр1,2

Л1,

Л2

Р1,

 Р2

П1,

П2

К1,

К2

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

6.1. Путешествие в Италию. Закрепление умения определять падеж, склонение имён существительных и выделять окончания.

-Итак, продолжаем путешествие. Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд. (12 виноградин, выбрасывание мебели, Бефана)

-Как вы думаете, в какую страну мы попали? А какие традиции несут в себе эти предметы?

-Чтобы это узнать, вам нужно выполнить задание, указать падеж, склонение имён существительных и выделить окончание.

Под (под чем?) елкой- Т.п. 1 скл.(Делаем и проверяем все вместе)

12(чего) виноградин- Р.п. , 1 скл. (Делаем самостоятельно,один у доски)

К (к кому?) Бефане- н.ф.-Д.п. 1 скл. (Делаем самостоятельно, самопроверка)

6.2. Празднование Нового года в Италии (просмотр видеофрагмента)

-Итак, мы выполнили и это задание и попали в Италию. Послушайте их интересные традиции.

Итальянцы раскладывают 12 виноградин, съедая по одной с каждый ударом часов. Считается, что тому, кто съел последнюю ягоду в первую секунду наступившего года, будет сопутствовать… разумеется, удача.

Итальянские детишки не получают подарков в новогоднюю ночь. Все дело в том, что подарки под елку детям кладет добрая Фея Бефана ,а делает она это лишь 6 января. Однако не все дети получат их: тем, кто плохо себя вел в прошлом году, фея положила в носочек уголек.

Старая добрая итальянская традиция выбрасывать ненужные вещи в последние минуты уходящего года. Избавляясь от ненужного хлама, жители Италии избавляются от негативной энергии, которая накопилась за прошедший год.

-Что вы узнали о традициях празднования НГ в Италии?

6.3. Самооценивание работы.

-Ребята, давайте оценим свою работу.

-На маршрутном листе у вас есть елочка за ОБЪЯСНЕНИЕ.

-Раскрасьте 3 слоя елки, если вы решили всё верно и можете объяснить ход работы, 2 слоя, если допустили одну ошибку, 1 слой, если допустили 2 ошибки, а если допустили больше ошибок и вы не умеете объяснять ход работы, то 0 слоёв.

(Появление итальянского Деда Мороза на доске)

Мыслительная деятельность

Отвечают на вопросы учителя

1) (Делаем и проверяем все вместе)

2) (Делаем самостоятельно,один у доски)

3) (Делаем самостоятельно, самопроверка)

-Внимательно слушают информацию из видеофрагмента

-Самооценка своей работы.

Л1,

Л2

Пр1,2

Р1,

Р2

К1,

 К2

П1,

П2

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

7.1. Путешествие в Данию. Самостоятельная работа в группах.

-Сейчас мы с вами отправимся в Данию. Скажу вам, что в Дании два Деда Мороза. Одного называют Юлеманден, а второго Юленессе.

-Чтобы узнать традиции Дании, вы должны поработать в парах.

-Давайте, вспомним правила работы в группе.

 -На столе у вас лежит конверт синего цвета с заданием и рассказом о традициях празднования НГ в Дании.

-Итак, у кого было первое задание. Прочитайте свой отрывок. Какие слова вы подчеркнули? Ребята с другим заданием, как вы думаете, какое задание было у ребят?

-Второе задание…

-Третье задание…

Задания прилагаются. Приложение №2

7.2. Самооценивание работы.

-Ребята, давайте оценим свою работу.

-На маршрутном листе у вас есть елочка за СОТРУДНИЧЕСТВО.

-Раскрасьте 3 слоя елки, если вы решили всё верно и нашли общий язык в группе, 2 слоя, если допустили одну ошибку и нашли общий язык в группе, 1 слой, если допустили 2 ошибки и не нашли общий язык.

(Появление Деда Мороза из Дании на доске)

Мыслительная деятельность

Отвечают на вопросы учителя

Самооценка

Л1, Л2

Р1, Р2

К1, К2

Пр1,2

П2

8. Этап включения в систему знаний и повторения

Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний.

8.1.Определение безударного падежного окончания имен существительных.

-Итак, ребята, мы с вами закрепляли умение определять падеж, склонение и число имени существительного. Теперь настало время проверить, как же вы усвоили данный материал.

-Найдите задание №4. Прочитайте его. У кого есть вопросы, поднимите руку. Данное задание выполняем самостоятельно.

Спрятался от метелИ- р.п., 3-е скл., ед.ч.

По снежной горкЕ- п.п., 1 скл, ед.ч.

Игрушки на ёлкИ-п.п., 1 скл, ед.ч.

На улицЕ мороз- п.п., 1 скл, ед.ч.

Завалила снегОм- т.п., 2 скл, ед.ч.

-Сравните свои ответы с эталоном на доске.

8.2. Самооценивание работы.

-Ребята, давайте оценим свою работу.

-На маршрутном листе у вас есть елочка за САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ.

-Раскрасьте 3 слоя елки, если вы решили всё верно и самостоятельно, 2 слоя, если допустили одну ошибку и выполнили работу самостоятельно, 1 слой, если допустили 2 ошибки и дописали свою работу с доски.

Мыслительная деятельность

Отвечают на вопросы учителя

Самостоятельно выполняют задание

Самооценка

Л1, Л2

Р1, Р2

К1, К2

Пр1,2

П1, П2

9. Этап рефлексии учебной деятельности

Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

-Вот и закончилось наше новогоднее путешествие. В каждой стране Новый год празднуется по-разному, мы конечно должны уважать традиции и обычаи других стран, но любить наш Новый год.

9.1. Подведение итогов.

-Пришло время подводить итог. Как звучала тема нашего урока? А цель? Кто считает, что достиг цели, поставьте руку на локоток.

9.2.Самооценка своей работы.

-Посмотрите, пожалуйста, у меня есть елочка, но на ней  не хватает игрушек.

-У вас на столах лежат шары синего и красного  цвета, если вы закрепили знания о том, как изменять имена сущ. по падежам и вы довольны своей работой, то повесьте шар  красного цвета, а если  вам нужно ещё поработать с данной темой, то повесьте шар синего  цвета.

--Ребята, на Новый год все украшают свои дома, комнаты и вещи. Поэтому, я хочу подарить вам обложки на тетрадь, которые вы самостоятельно разукрасите, после чего мы приклеим их к вашим тетрадям.

9.3.Домашнее задание (прохождение Веб-квеста)

-Домашняя работа, у вас будет необычная. Вам нужно будет пройти веб-квест на гугл формах.

-Перейти на тест, вы можете с помощью QR кода.

-Спасибо Вам за урок!

Саморефлексия.

Мыслительная деятельность

Отвечают на вопросы учителя

Вешают шары на ёлку

Л1, Л2

Р1, Р2

К1, К2

Пр3

П2

ПРИЛОЖЕНИЕ №1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

Данная презентация поможет учителю повторить правописание безударных гласных в корне слова, правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова, а также правописание падежных безударных оконча...

«Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1,2, и 3 склонения»

Один из уроков в системе изучения имени существительного. Целью урока является  учить детей различать и проверять безударные окончания существительных одного и того же склонения, научить учащихся...

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

В данной статье представлен конспект урока по русскому языку в 4 классе «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных». Урок проводится  с использованием мультимедийных техноло...

«Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа»

«Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа»...

Урок русского языка в 3 классе по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3 склонений". Система УМК «Начальная школа XXI века».

Цели урока: 1. Совершенствовать навыки правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-его склонений в  единственном числе.2. Развивать орфографическую  ...

Открытый урок по русскому языку в 3 классе "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в 1, 2, 3 склонении".

Открытый урок по русскому языку в 3 классеТема:  Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в 1, 2, 3 склонении. Закрепление.Цели урока: 1.Обобщить знания учащихся о трёх тип...