Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в ед.ч..
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в ед.ч..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_konkurs_23.docx | 406.67 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Гимназия №4
Конспект урока
русского языка в 4 «А» классе
Учитель: Гасанова Милана Янушевна
Брянск, 2022г.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в ед.ч..
Тип урока: обобщения и систематизации знаний
Цели:
Содержательная: создать условия для закрепления и повторения знаний по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в ед.ч.» .
Деятельностная: формировать умение обосновывать правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе, используя разные способы проверки.
Задачи:
Образовательные:
1. Повторить и закрепить изученные правила о правописании безударных окончаний имён существительных.
2. Закрепить умения определять падеж и склонение имени существительного.
3. Развивать умение выполнять устный и письменный разбор имени существительного.
4. Узнать о традициях празднования Нового года в других странах.
Развивающие:
1. Развивать умение ориентироваться в учебнике и находить нужную информацию.
2. Совершенствовать умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Умение принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения.
4. Развивать умение планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
5. Развивать умение слушать собеседника и понимать речь других, участвовать в диалоге, выполняя правила речевого поведения.
6. Совершенствовать умение отвечать полными предложениями на поставленный вопрос.
Воспитательные:
1. Воспитывать положительное отношение к языковой деятельности.
2. Развивать интерес к урокам русского языка.
Планируемые результаты:
Предметные:
Пр1. Знание изученных правил о правописании безударных окончаний имён существительных.
Пр2. Умения определять падеж и склонение имени существительного.
Пр3. Умение выполнять устный и письменный разбор имени существительного.
Пр4. Знание о традициях празднования Нового года в других странах.
Личностные:
Л1. Положительное отношение к языковой деятельности.
Л2. Интерес к урокам русского языка.
Метапредметные:
Познавательные:
П1. Умение ориентироваться в учебнике и находить нужную информацию.
П2. Умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Регулятивные:
Р1. Умение принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения.
Р2. Умение планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Коммуникативные:
К1. Умение слушать собеседника и понимать речь других, участвовать в диалоге, выполняя правила речевого поведения.
К2. Умение отвечать полными предложениями на поставленный вопрос.
Оборудование: учебник, пенал, раздаточный материал, интерактивная презентация.
Образовательные ресурсы: Учебник: Русский язык. 4 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1/В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 160с.: ил. – (Школа России). с. 126-128.
План урока:
1.Этап мотивации
1.1. Проверка готовности
1.2. Эмоциональный настрой (прослушивание новогодней мелодии).
1.3. Традиции празднования Нового года в России.
2.Этап актуализации и пробного учебного действия
3.Этап выявления места и причины затруднения
4.Этап построения проекта выхода из затруднения
4.1. Формулирование темы урока
4.2 Формулирование цели урока
4.3. Формулирование задач урока
5.Этап реализация построенного проекта
5.1. Путешествие в Китай. Закрепление умения склонять имена существительные по падежам и выделять окончания.
5.2. Празднование Нового года в Китае (просмотр видеофрагмента)
5.3.Самооценивание работы.
6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
6.1. Путешествие в Италию. Закрепление умения определять падеж, склонение имён существительных и выделять окончания.
6.2. Празднование Нового года в Италии (просмотр видеофрагмента)
6.3. Самооценивание работы.
7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
7.1. Путешествие в Данию. Самостоятельная работа в группах.
7.2. Самооценивание работы.
8. Этап включения в систему знаний и повторения
8.1.Определение безударного падежного окончания имен существительных
8.2. Самооценивание работы.
9. Этап рефлексии учебной деятельности
9.1. Подведение итогов.
9.2.Самооценка своей работы.
9.3.Домашнее задание (прохождение Веб-квеста)
Сценарий урока
Этапы урока, их задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
1. Этап мотивации Задача: включение у-ся в деят-ть на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу» | 1.1.Проверка готовности. 1.2. Эмоциональный настрой (прослушивание новогодней мелодии). -Ребята, перед началом урока, я предлагаю вам закрыть глаза послушать мелодию. -Что вы представили? Какие эмоции вызвала у вас данная мелодия? А какая она? -Совершенно верно, а почему я включила её вам? 1.3. Традиции празднования Нового года в России. -Ребята, а какие традиции празднования Нового года есть в нашей стране? | Приветствуют учителя Садятся - мелодия вызвала эмоции радости, счастья и тд. Мелодия новогодняя. -Вы включили её, потому что скоро Новый год. -Украшать ёлку, писать письмо Деду Морозу, собираться всей семьей и т.д. | Л1 Р1 К1 |
2. Этап актуализации и пробного учебного действия Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося ИЛИ: подготовка мышления учащихся, организация | -Новый год-пора чудес, волшебства и сюрпризов, у меня для вас тоже есть сюрприз. -Чтобы он появился, вы должны: повернуть голову влево, вправо, поднять левую руку, опустить, поднять правую руку и провести ей под партой. Что вы нашли? -Итак, давайте же, ответим на вопросы и посмотрим, как вы усвоили прошлые темы.
| -Полоску с вопросом.
Родительный (нет): кого, чего? Дательный(дать): кому, чему? Винительный (вижу): кого, что? Творительный (доволен): кем, чем? Предложный (думать): о ком, о чем?
| Пр1 Л1 , Л2 Р1 К1, К2 |
3. Этап выявления места и причины затруднения. Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | |||
4. Этап построения проекта выхода из затруднения Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | 4.1. Формулирование темы урока -Ребята, что мы с вами только что делали? -Как будет звучать тема урока? 4.2. Формулирование цели и задач урока -Какую цель поставим на уроке? Закрепить знания о… -Сегодня мы с вами не только закрепим знания о падежах им.сущ., но и узнаем о традициях празднования НГ в других странах. -Что будем делать для того, чтобы достичь цели? | Формулируют тему, цели и задачи урока Мыслительная деятельность Отвечают на вопросы учителя | Л1, Л2 Р1, Р2 К1, К2 |
5. Этап реализации построенного проекта Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | 5.1. Путешествие в Китай. Закрепление умения склонять имена существительные по падежам и выделять окончания. -Итак, теперь мы с вами можем отправиться в путешествие. (звучит Новогодняя Китайская музыка). -Как думаете, куда мы отправляемся? -Чтобы узнать, правы вы или нет, мы должны выполнить задание. -Сейчас проверим, хорошо ли выучили падежи. -Возьмите маршрутный лист. Подпишите число/классная работа. Маршрутный лист прилагается. Приложение №1. -Найдите первое задание. Просклоняйте по падежам слово «кролик/тигр». -Как вы думаете, почему именно эти слова? Не забудьте записать вопросы падежей и выделить окончание. -Итак, девочки разбирают слово /тигр/(одна ученица у доски), мальчики /кролик/(один ученик у доски). -Все остальные выполняют работу самостоятельно на маршрутных листах. -Теперь, мальчики проверяют, как выполнили задание девочки, а девочки, проверяют мальчиков. 5.2. Празднование Нового года в Китае (просмотр видеофрагмента) -Китайский Новый год празднуется между 17 января и 19 февраля, во время новолуния. Уличные процессии – самая захватывающая часть праздника. Тысячи фонарей зажигаются во время процессий, чтобы осветить путь в Новый год. Китайцы считают, что новый год окружен злыми духами. Поэтому они отпугивают их хлопушками и петардами. Иногда китайцы заклеивают окна и двери бумагой, чтобы не впускать злых духов. Новый год в Китае – праздник строго семейный, и каждый китаец стремится провести его в кругу родных. -Что вы узнали о традициях празднования НГ в Китае? 5.3.Самооценивание работы. -Ребята, давайте оценим свою работу. -На маршрутном листе у вас есть елочка за ПРАВИЛЬНОСТЬ выполнения работы. - Раскрасьте 3 слоя елки, если вы решили всё верно, 2 слоя, если допустили одну ошибку, 1 слой, если допустили 2 ошибки. -Ребята, я увидела, что мы с вами умеем изменять слова по падежам и мы можем отправляться дальше. (Появление китайского Деда Мороза на доске) -Мы с вами умеем определять падежи и склонения имен сущ-х, поэтому можем отправляться дальше. | -предположение детей. -Так как, кролик символ 2023 года, а тигр символ 2022 года. -Внимательно слушают информацию из видеофрагмента. Самооценка своей работы | Пр2, Пр1,2 Л1, Л2 Р1, Р2 П1, П2 К1, К2 |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | 6.1. Путешествие в Италию. Закрепление умения определять падеж, склонение имён существительных и выделять окончания. -Итак, продолжаем путешествие. Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд. (12 виноградин, выбрасывание мебели, Бефана) -Как вы думаете, в какую страну мы попали? А какие традиции несут в себе эти предметы? -Чтобы это узнать, вам нужно выполнить задание, указать падеж, склонение имён существительных и выделить окончание. Под (под чем?) елкой- Т.п. 1 скл.(Делаем и проверяем все вместе) 12(чего) виноградин- Р.п. , 1 скл. (Делаем самостоятельно,один у доски) К (к кому?) Бефане- н.ф.-Д.п. 1 скл. (Делаем самостоятельно, самопроверка) 6.2. Празднование Нового года в Италии (просмотр видеофрагмента) -Итак, мы выполнили и это задание и попали в Италию. Послушайте их интересные традиции. Итальянцы раскладывают 12 виноградин, съедая по одной с каждый ударом часов. Считается, что тому, кто съел последнюю ягоду в первую секунду наступившего года, будет сопутствовать… разумеется, удача. Итальянские детишки не получают подарков в новогоднюю ночь. Все дело в том, что подарки под елку детям кладет добрая Фея Бефана ,а делает она это лишь 6 января. Однако не все дети получат их: тем, кто плохо себя вел в прошлом году, фея положила в носочек уголек. Старая добрая итальянская традиция выбрасывать ненужные вещи в последние минуты уходящего года. Избавляясь от ненужного хлама, жители Италии избавляются от негативной энергии, которая накопилась за прошедший год. -Что вы узнали о традициях празднования НГ в Италии? 6.3. Самооценивание работы. -Ребята, давайте оценим свою работу. -На маршрутном листе у вас есть елочка за ОБЪЯСНЕНИЕ. -Раскрасьте 3 слоя елки, если вы решили всё верно и можете объяснить ход работы, 2 слоя, если допустили одну ошибку, 1 слой, если допустили 2 ошибки, а если допустили больше ошибок и вы не умеете объяснять ход работы, то 0 слоёв. (Появление итальянского Деда Мороза на доске) | Мыслительная деятельность Отвечают на вопросы учителя 1) (Делаем и проверяем все вместе) 2) (Делаем самостоятельно,один у доски) 3) (Делаем самостоятельно, самопроверка) -Внимательно слушают информацию из видеофрагмента -Самооценка своей работы. | Л1, Л2 Пр1,2 Р1, Р2 К1, К2 П1, П2 |
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. | 7.1. Путешествие в Данию. Самостоятельная работа в группах. -Сейчас мы с вами отправимся в Данию. Скажу вам, что в Дании два Деда Мороза. Одного называют Юлеманден, а второго Юленессе. -Чтобы узнать традиции Дании, вы должны поработать в парах. -Давайте, вспомним правила работы в группе. -На столе у вас лежит конверт синего цвета с заданием и рассказом о традициях празднования НГ в Дании. -Итак, у кого было первое задание. Прочитайте свой отрывок. Какие слова вы подчеркнули? Ребята с другим заданием, как вы думаете, какое задание было у ребят? -Второе задание… -Третье задание… Задания прилагаются. Приложение №2 7.2. Самооценивание работы. -Ребята, давайте оценим свою работу. -На маршрутном листе у вас есть елочка за СОТРУДНИЧЕСТВО. -Раскрасьте 3 слоя елки, если вы решили всё верно и нашли общий язык в группе, 2 слоя, если допустили одну ошибку и нашли общий язык в группе, 1 слой, если допустили 2 ошибки и не нашли общий язык. (Появление Деда Мороза из Дании на доске) | Мыслительная деятельность Отвечают на вопросы учителя Самооценка | Л1, Л2 Р1, Р2 К1, К2 Пр1,2 П2 |
8. Этап включения в систему знаний и повторения Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний. | 8.1.Определение безударного падежного окончания имен существительных. -Итак, ребята, мы с вами закрепляли умение определять падеж, склонение и число имени существительного. Теперь настало время проверить, как же вы усвоили данный материал. -Найдите задание №4. Прочитайте его. У кого есть вопросы, поднимите руку. Данное задание выполняем самостоятельно. Спрятался от метелИ- р.п., 3-е скл., ед.ч. По снежной горкЕ- п.п., 1 скл, ед.ч. Игрушки на ёлкИ-п.п., 1 скл, ед.ч. На улицЕ мороз- п.п., 1 скл, ед.ч. Завалила снегОм- т.п., 2 скл, ед.ч. -Сравните свои ответы с эталоном на доске. 8.2. Самооценивание работы. -Ребята, давайте оценим свою работу. -На маршрутном листе у вас есть елочка за САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ. -Раскрасьте 3 слоя елки, если вы решили всё верно и самостоятельно, 2 слоя, если допустили одну ошибку и выполнили работу самостоятельно, 1 слой, если допустили 2 ошибки и дописали свою работу с доски. | Мыслительная деятельность Отвечают на вопросы учителя Самостоятельно выполняют задание Самооценка | Л1, Л2 Р1, Р2 К1, К2 Пр1,2 П1, П2 |
9. Этап рефлексии учебной деятельности Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | -Вот и закончилось наше новогоднее путешествие. В каждой стране Новый год празднуется по-разному, мы конечно должны уважать традиции и обычаи других стран, но любить наш Новый год. 9.1. Подведение итогов. -Пришло время подводить итог. Как звучала тема нашего урока? А цель? Кто считает, что достиг цели, поставьте руку на локоток. 9.2.Самооценка своей работы. -Посмотрите, пожалуйста, у меня есть елочка, но на ней не хватает игрушек. -У вас на столах лежат шары синего и красного цвета, если вы закрепили знания о том, как изменять имена сущ. по падежам и вы довольны своей работой, то повесьте шар красного цвета, а если вам нужно ещё поработать с данной темой, то повесьте шар синего цвета. --Ребята, на Новый год все украшают свои дома, комнаты и вещи. Поэтому, я хочу подарить вам обложки на тетрадь, которые вы самостоятельно разукрасите, после чего мы приклеим их к вашим тетрадям. 9.3.Домашнее задание (прохождение Веб-квеста) -Домашняя работа, у вас будет необычная. Вам нужно будет пройти веб-квест на гугл формах. -Перейти на тест, вы можете с помощью QR кода. -Спасибо Вам за урок! | Саморефлексия. Мыслительная деятельность Отвечают на вопросы учителя Вешают шары на ёлку | Л1, Л2 Р1, Р2 К1, К2 Пр3 П2 |
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных
Данная презентация поможет учителю повторить правописание безударных гласных в корне слова, правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова, а также правописание падежных безударных оконча...
«Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1,2, и 3 склонения»
Один из уроков в системе изучения имени существительного. Целью урока является учить детей различать и проверять безударные окончания существительных одного и того же склонения, научить учащихся...
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных
В данной статье представлен конспект урока по русскому языку в 4 классе «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных». Урок проводится с использованием мультимедийных техноло...
Урок русского языка в 4-м классе по теме "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных»
На уроке проводится исследовательская работа и тестирование....
«Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа»
«Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа»...
Урок русского языка в 3 классе по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3 склонений". Система УМК «Начальная школа XXI века».
Цели урока: 1. Совершенствовать навыки правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-его склонений в единственном числе.2. Развивать орфографическую ...
Открытый урок по русскому языку в 3 классе "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в 1, 2, 3 склонении".
Открытый урок по русскому языку в 3 классеТема: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в 1, 2, 3 склонении. Закрепление.Цели урока: 1.Обобщить знания учащихся о трёх тип...