Урок русского языка в 3 классе по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3 склонений". Система УМК «Начальная школа XXI века».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Цели урока:
1. Совершенствовать навыки правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-его склонений в единственном числе.
2. Развивать орфографическую зоркость.
3. Учить исследовать практические ситуации, выдвигая предположения, и понимать необходимость их проверки на практике; применять знания в нетрадиционных обстоятельствах; самостоятельно и в группе выполнять различные задания.
4. Воспитывать коммуникативные качества учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 26.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Рубцова Светлана Викторовна, учитель начальных классов,
МОУ Щелканская СОШ, Волгоградская область, Руднянский район, р.п.Рудня
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных
1, 2 и 3 склонений
Система УМК «Начальная школа XXI века»
Цели урока:
1. Совершенствовать навыки правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-его склонений в единственном числе.
2. Развивать орфографическую зоркость.
3. Учить исследовать практические ситуации, выдвигая предположения, и понимать необходимость их проверки на практике; применять знания в нетрадиционных обстоятельствах; самостоятельно и в группе выполнять различные задания.
4. Воспитывать коммуникативные качества учащихся.
Оборудование: индивидуальные карточки с заданиями, лепестки ромашки на доске, презентация к уроку, компьютер, учебник Иванова С.В., Евдокимовой А.О., Кузнецовой М.И. « Русский язык», 3 класс
Ход урока.
I. Организационный момент.
Начинаю я урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Чтобы грамотно писать.
– Итак, какова цель всех наших уроков русского языка?
II. Постановка задач урока.
– Посмотрите на экран и прочитайте тему сегодняшнего урока.
1 слайд. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го и 3-его склонений в единственном числе.
– Это первый урок по данной теме? (нет)
– Попробуйте определить учебные задачи урока.
– Давайте сравним их с задачами, которые поставила я.
2 слайд. Задачи:
1. Повторить необходимые знания для углубления навыков по названной теме.
2. Закрепить и углубить навыки правописания падежных окончаний имён существительных.
III. Разминка.
– Вспомним опорные знания по данной теме. На доске «Ромашка» с вопросами. Тот, кого я вызываю, срывает один лепесток, читает на обратной стороне вопрос и отвечает на него.
Вопросы:
- Что называется именем существительным?
- Как изменяется имя существительное?
- Что значит просклонять имя существительное?
- Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?
- Как проверить безударное окончание имён существительных?
IV. Повторение алгоритма.
– Теперь повторим алгоритм определения безударных падежных окончаний имён существительных. Есть желающие ответить?
Обобщение после ответов учащихся:
3 слайд. Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных.
- По опорным словам:
1 склонение – весна, земля
2 склонение – сон, колесо
3 склонение – рожь
4 слайд. 2. По таблице окончаний:
1 скл. | 2 скл. | 3 скл. | |
Р.п. | -ы, -и | -а, -я | -и |
Д.п. | -е | -у, -ю | -и |
П.п. | -е | -е | -и |
VI. Работа в группах.
1) - Итак, мы вспомнили все способы проверки, теперь приступаем к закреплению учебных действий. Работать, как это нередко бывает на уроках закрепления, будете в группах. Вспомните, какие правила во время такой работы нужно соблюдать. (Рабочая дисциплина, в обсуждении участвуют все члены группы, окончательные решения принимаются коллегиально, подчинение требованиям руководителя группы.)
- Откройте тетради, запишите число, «Классная работа» и откройте конверт №1, который лежит на столе у каждой группы. Обсудите в группе пути решения поставленной задачи и сделайте соответствующие записи в тетрадях. На работу – 6 минут.
Задания (разного уровня сложности):
1 группа. Спишите существительные, раскрыв скобки, поставьте их в нужную форму. Выделите окончания у этих существительных и определите падеж. Составьте по одному предложению с данными словами, распределив их между членами группы.
к (речка), на (верхушка), с (обложка), без (радость), в (тетрадь), о (бабушка), в (деревня)
2 группа. Расположите словосочетания в порядке следования падежей. Вставьте пропущенные буквы, укажите склонение и падеж существительных.
Играл на дудочк.., подошёл к осин.., смастерил для бабушк.., увидал мыш.., шёл рощ..й, прелестное дитя
3 группа. Распределите существительные на 3 группы по склонениям, вставьте окончания, укажите падеж.
На ветк.., сердце дочер, по тропинк.., на окошк.., на огород.., у черёмух.., на западе пустын...
2) Проверка (с помощью слайдов 5, 6, 7).
– Давайте проверим вашу работу. Отвечает представитель от группы (дети отвечают, ученики из других групп исправляют или дополняют ответы, все тут же сравнивают свою работу с ответами на экране и т. д.)
V. Физкультурная пауза. Я буду называть существительное. (Слайд 8) Если оно
относится к 1-ому склонению, вы хлопаете в ладоши, ко 2-ому – приседаете, к 3-ему
– прыгаете на месте.
Сирень, берег, молодость, старик, помощь, ученик, книга, старость, степь, астра, георгин, морковь, свёкла, подъём, велосипед, радость, осень, лето, весна, снежинка, метель.
VI. Продолжение работы в группах.
1) Слайд 9. 2 задание (7 минут). Дано предложение:
На верхушк… старой сосн… дятел долбит клюв… шишк… .
1 группа: Спишите, вставив окончания, и объясните их.
2 группа: Спишите, вставьте окончания, укажите падежи всех существительных, подчеркните главные члены.
3 группа: Спишите, вставьте окончания, укажите падежи всех существительных, подчеркните все члены предложения.
2) Проверка с помощью слайдов 10, 11, 12.
3) Определите, кто сегодня был лучшим в вашей группе.
VII. Самоконтроль. Тест.
1) – Скоро контрольный диктант, поэтому сейчас вы проверите себя, насколько к нему готовы. Для этого решим тест на изученные ранее орфограммы. Материал находится в конверте №2. Работать каждый будет индивидуально. Ваша задача – найти правильные ответы и поставить около них знак «+».
Тест.
- Найти словосочетание с ошибкой.
Р – мечтать о собаке
Т – ехать на машине
С – найти в коробки
Ч – слова из песни
- Найти словосочетание с пропущенной буквой О.
Д – пшениц..й
Ж – зайц..м
Э – куриц..й
М – нож..м
- Найти слово с пропущенной буквой И.
О – гусен..ца
Л – брат..ц
Х – пал..ц
Б – стар..ц
- Найти слово с раздельным написанием.
П – (на)певать
Ц – (у)летать
Г – (на)берегу
Ю – (не)жный
- Найти слово, где в приставке пишется О.
Т – н..летать
У – п..бежать
Ш – з..крыть
Ф – н..дрезать
2) Проверка.
– Поднимите руку те, у кого получилось слово. Прочитайте его. (СМОГУ) Значит, я думаю, вы сможете хорошо написать итоговый диктант.
Посмотрите на экран, сверьте свои ответы с ответами на слайде. Найдите ошибки, которые вы допустили, и оцените свою работу по следующим критериям:
Слайд 13.
0 ошибок – «5»,
1 ошибка – «4»,
2 ошибки – «3»,
больше 2 ошибок – «2».
VIII. Итог урока.
– Вспомним, какие задачи ставились на уроке. (Слайд 14 с задачами урока)
– Достиг ли наш урок желаемых результатов?
IX. Рефлексия.
– Наш урок подходит к концу. И сейчас, чтобы оценить свою работу, прошу каждого заполнить карточку, лежащую в конверте №3.
Отчёт учени___ _____ (фамилия, имя) о работе на уроке русского языка _____ (дата)
Я работал(а) с _____________________________ настроением.
Я __ доволен собой.
Я испытываю затруднения, когда (в чём) _________________________________.
Я работал (нужное подчеркнуть) активно и не допускал ошибок, не очень активно и допускал небольшие ошибки, редко и много ошибок.
(Несколько человек зачитывают свои ответы )
– Кто считает, что работал на уроке активно и не допускал ошибок? (Этим детям можно поставить «5»)
Тот, кто был не очень активным и у кого были ошибки, получает «4»,
а те, кто работал мало и допустил много ошибок - «3».
X. Домашнее задание.
1) Дома вы ещё раз потренируетесь в определении склонения, падежей и падежных окончаний имён существительных в рабочей печатной тетради: Урок 108, упр. 1, 2, 4 (т)
2) Задание для желающих можно взять из конверта №4 (Арсирий А.Т. В Страну знаний – с Дедом Всеведом. Занимательные материалы по русскому языку. Путешествие первое. – М. : Дрофа, 2004):
Существует старая шутка — как писать: у рыбов нет зубов, у рыб нет зуб или у рыбей нет зубей? Шутка придумана не случайно, не все твёрдо знают окончания некоторых существительных в родительном падеже множественного числа. Как, например, правильно: пара чулок или чулков? Пара носок или носков? Случаются и вовсе курьёзы. Одна ученица писала: В нотной тетради каждый лист расчерчен на 5 чертей. А как вы ответите на эти вопросы?
Как правильно сказать: семь кочергей, семь кочерг, семь кочерёг? Об этом
весёлый рассказ под названием «Кочерга» написал Михаил Зощенко. Прочитайте его вместе с родителями! Посмотрите в орфографический словарь!
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. 3кл. Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. Русский язык. Учебник (в двух частях)
2. 2-4кл. Романова В.Ю. Русский язык. Оценка достижений планируемых результатов. Контрольные работы, тесты, диктанты, изложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка 4 класс по теме «Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже».
Тип урока: изучение нового материала.Цель:расширить знания учащихся о творительном падеже, формировать навыки правописания безударных окончаний имен существительных в творительном падеже....
Урок русского языка 3кл. (ПНШ)."Путешествие в страну безударных падежных окончаний сущ-ых 1 и 2 склонения"
Урок разработан с применением приёмов гуманной педагогики Ш.А.Амонашвили. Прилагается презентация....
Урок русского языка 3 класс по теме:"Правописание окончаний имен существительных во множественном числе"
Урок русского языка УМК "Начальная школа ХХI века" 3 класс по теме:"Правописание окончаний имен существительных во множественном числе" с презентацией...
Методическая разработка урока русского языка 2 класс по теме: Правописание безударных гласных в корне слова.
Здоровый ребенок- одна из главных проблем современной школы. Весь потенциал социального и экономического развития направленны на сохранение и укрепление здоровья детей.Основной формой организации рабо...
Презентация к уроку русского языка на тему "Выведение правила написания безударных падежных окончаний имен существительных". Программа "Школа 2100",4 класс
Презентация содержит материал к уроку по данной теме, включая все основные этапы урока: словарная работа, определение основного вопроса урока, открытие нового знания, развитие умения, итог урока...
Урок русского языка 4 класс по теме: Правописание безударных окончаний глаголов
Данный урок подводит детей к осознанию выбора безударного гласного в личных окончаниях глаголов....
Технологическая карта урока русский язык 4 класс по теме "Правописание безударных окончаний имён существительных в предложном падеже" .
Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс...