Урок русского языка в 4-м классе по теме "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных»
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме
На уроке проводится исследовательская работа и тестирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_4_klass.docx | 30.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4-м классе по теме "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных»
Дата: 25.12.12г.
Учитель: Гонцова Е.М.
Цель. Совершенствование навыка правописания безударных окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах.
Задачи.
1. Закрепление знаний о существенных признаках, по которым распознаются данные падежи.
2.Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе.
3.Развитие орфографической зоркости, развитие логического мышления, воображения, памяти.
4.Воспитание доброты и бережного отношения к природе.
Оборудование: памятки написания безударных окончаний имён существительных, индивидуальные карточки, тесты, презентация, пульты индивидуального тестирования.
Ход урока.
1. Организационный момент.
-Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы:
"Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости".
-Как вы ее понимаете?
Дети. Мы узнаем что-то новое.
- Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня на уроке нам понадобиться этот сундучок.
2. Актуализация знаний.
1) Давно живу я в мире этом
Даю названия предметам. (Имя существительное)
- Вспомним, что мы знаем об имени существительном?
2) Тест №1.( пульты) на компьютере.
3) Проверка .
3. Работа по теме урока.
- Откройте тетради и запишите число и классная работа.
- Орфографическая работа.
–Ребята, какое время года сейчас на календаре? -Изменчива погода зимой. То выглянет ясное солнышко, то вдруг нахмурится ясное небо, завоет ветер, закружит вихрем снежные хлопья.
- Сегодня мы совершим с вами путешествие в зимний лес.
На доске:
Сквозь ин.й леса одиноко
Др.жат далекие огни.
На хрупкой ветк. спит с.рока-
Лишь только руку прот.ни.
В берлог. между трех сосенок,
Храпит доверчивый м.дведь.
И мес.ц так беспечно тонок;
Что даже боязно гл.деть.
- Какие буквы пропущены в словах? (Безударные гласные).
-Вспомним гласные, которые могут вызвать затруднение в слабой позиции.
2). Минутка чистописания:
еияао ияаое
-Найди закономерность, продолжи ряд.
В какой части слова была безударная гласная.? (В корне, в окончании)
3) Словарная работа.
- На какие группы мы можем разделить пропущенные буквы? (Проверяемые безударные и непроверяемые безударные гласные.).
-Как проверить написание проверяемых гласных в корне?
-Запишите слова в два столбика по группам.
Проверка написания.
- Объясните написание пропущенных букв.
иней -дрожат
сорока протяни
медведь на ветке
месяц в берлоге
глядеть
- Какие написали окончания имён существительных?
- Вспомним алгоритм написания безударных окончаний им.сущ.
4) Упражнение в написании безударных окончаний им.сущ.
- Кто хорошо знает, как проверить безударные гласные в окончаниях существительных?
( индивидуальные карточки сильным детям)
Вставь нужную букву. Слова исключения на –ий, -ия, -ие-------------И Проверяй словами помощниками Поставь «+» в нужный столбик. | |||||
окно | стена | рожь | Искл. | стол | |
от зелен_ | |||||
о стакан_ | |||||
над полен_м | |||||
без энергии_ | |||||
в ста_ | |||||
за озер_м | |||||
- Работа по учебнику. Дидактич.Материал с46 упр.88 – с комментированием остальные ученики.
- Проверка работы по карточкам:
4. Исследовательская работа .
А сейчас давайте проведем маленькое исследование. Каждая группа получает свое задание. Работаем.
1группа.
Задание.
У вас написаны высказывания, относящиеся к имени существительному. Среди них есть как верные, так и неверные утверждения. Ваша задача : прочитать высказывания и, если оно является верным, то ставьте знак +, а если неверным, то знак -.
А сейчас докажите свой выбор. Для этого каждая группа выбирает одно высказывание и доказывает его верность.
1. | Имена существительные 1 склонения имеют в родительном падеже окончание – и, в дательном и предложном падеже окончание –е. | |
2. | Имена существительные 1 склонения имеют в родительном падеже окончание, в дательном и предложном падеже окончание – е. |
Вывод: нам надо доказать верность утверждения, что __________________________
Воспользуемся для доказательства опорными словами
Р.п.___________________________________окончание
Д.п. ___________________________________окончание
П.п. ___________________________________окончание
Следовательно утверждение, что имена существительные 1 склонения имеют в родительном падеже окончание – …., в дательном и предложном падеже окончание –…. является верным..
2 группа.
Задание.
У вас написаны высказывания, относящиеся к имени существительному. Среди них есть как верные, так и неверные утверждения. Ваша задача : прочитать высказывания и, если оно является верным, то ставьте знак +, а если неверным, то знак -.
А сейчас докажите свой выбор. Для этого каждая группа выбирает одно высказывание и доказывает его верность или неверность.
1. | Имена существительные 2 склонения имеют в предложном падеже окончание – е. | |
2. | Имена существительные 2 склонения имеют в предложном падеже окончание – и. |
Вывод: нам надо доказать верность утверждения, что __________________________
Воспользуемся для доказательства опорными словами__________________________
П.п. ___________________________________окончание
Следовательно утверждение, что имена существительные 2 склонения имеют в предложном падеже окончание –…. является верным, а второе утверждение будет неверным.
3 группа.
Задание.
У вас написаны высказывания, относящиеся к имени существительному. Среди них есть как верные, так и неверные утверждения. Ваша задача : прочитать высказывания и, если оно является верным, то ставьте знак +, а если неверным, то знак -.
А сейчас докажите свой выбор. Для этого каждая группа выбирает одно высказывание и доказывает его верность или неверность.
1. | Имена существительные 3 склонения имеют в родительном падеже окончание – и, в дательном и предложном падеже окончание –е. | |
2. | Имена существительные 3 склонения имеют в имеют в родительном, дательном и предложном падежах окончание –и . |
Вывод: нам надо доказать верность утверждения, что __________________________
Воспользуемся для доказательства опорными словами__________________________
Р.п.___________________________________окончание
Д.п. ___________________________________окончание
П.п. ___________________________________окончание
Следовательно утверждение, что имена существительные 3 склонения имеют в родительном, дательном и предложном падеже окончание –…. является верным.
Проверка.
Какой вывод сделала 1 группа, 2 группа, 3 группа?
На доске появляется:
1 скл. 2 скл. 3 скл.
Р.п. – И - - И
Д.п. –Е - - И
П.п. –Е -Е - И
5.Закрепление пройденного.
1) Упражнение в определении окончаний. С.21 упр.188 – самостоятельно.
Проверка.
- Работа по развитию речи.
- На доске: Кружились в воздух?, на вершин? сосны, по лесной тропинк?, в морозной тишин?, упала с елк?, с верхушк? ел?
- Прочитайте словосочетания.
- В какой части пропущены буквы в словах?
-Запишите словосочетания, объясняя пропущенные окончания.
- Какой темой можно объединить эти словосочетания? (Зима в лесу).
- Посмотрите на картины, которые показывают красоту нашего зимнего леса.
- Составьте предложение используя данные словосочетания.
- Запишите это предложение.
( В воздухе плавно кружились серебристые снежинки. На вершине сосны лежат пушистые шапки снега.)
- Разберите его по членам предложения.(сам-но)
3) Запишите остальные предложения вставляя пропущенные буквы в окончаниях имён существительных.
Ветки пригнулись от такой тяжест_.
На белой скатерт_ снегов видны следы рыс_. От ёлк_ к ёлк_ прыгает
шустрая белка.
6. Итог урока.
- Кто справился?
- Над какой темой работали?
Что должны усвоить для себя?
- Каким алгоритмом воспользуетесь, чтобы не ошибиться в правописании окончаний ?
7. Тестовая проверка. Тест №2.
Внимательно прочитай предложения. Если соглашаешься с высказыванием, поставь плюс, если не соглашаешься, поставь минус.
1. | У имён существительных третьего склонения окончание - и пишется в родительном, дательном и предложном падежах. | |
2. | У имён существительных второго склонения, никогда не пишется окончание -и. | |
3. | У имён существительных первого склонения в предложном падеже пишется окончание -и. | |
4. | У имён существительных первого склонения в предложном падеже пишется окончание -е. | |
5. |
| |
6. | У имён существительных первого склонения в форме родительного падежа окончание -и. | |
7. | Словом-подсказкой для имён существительных первого склонения с безударными окончаниями может быть слово стена. | |
8. | У имён существительных третьего склонения окончание - и пишется в родительном, а в дательном и предложном падежах – окончание –е. |
8. Рефлексия.
- Кому стало легче определять окончания имен существительных?
- Как оцениваете свою работу. Расскажите по схеме на слайде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект открытого урока по русскому языку, проведенного в 4 «А» классе. Тема: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.
План – конспект открытого урока по русскому языку с применением интерактивных средств обучения....
Презентация урока русского языка в 4 классе по теме "Безударные падежные окончания имен существительных 3 склонения"
Данная презентация к уроку русского языка в 4 классе посвящена правописанию безударных падежных окончаний имен существительных 3 склонения....
Урок по русскому языку. в 4 классе.Тема: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных»
закрепляем знаний о склонении, падежах имен существительных, формируем знание о написании падежных окончаний имен существительных....
Конспект урока по русскому языку для учащихся 4 класса по теме «Правописание падежных окончаний имен существительных в творительном падеже»
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями творительного падежа, его значением, предлогами и окончаниями имён существительных 1, 2 и 3 склонений в творительном падеже....
Урок русского языка в 4-м классе. Тема: "Правописание безударных личных окончаний глаголов"
Урок русского языка в 4-м классе. Тема: "Правописание безударных личных окончаний глаголов"...
Урок русского языка в 4 классе по теме Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе
Технологическая карта урока и презентация к уроку русского языка в 4 классе УМК "Школа России"...
Технологическая карта урока по русскому языку. 4 класс. Планета знаний. Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе
Данная технологическая карта составлена в соответствии с ФГОС. Цель урока: развивать умения изменять по падежам имена существительные множественного числа....