Урок русского языка в 4-м классе по теме "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных»
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Гонцова Елена Марковна

На уроке проводится исследовательская работа и тестирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_4_klass.docx30.25 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4-м классе по теме "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных»

Дата: 25.12.12г.

Учитель: Гонцова Е.М.

Цель. Совершенствование навыка правописания безударных окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах.  

Задачи.

1. Закрепление знаний о существенных признаках, по которым распознаются данные падежи.

2.Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе.

3.Развитие орфографической зоркости, развитие логического мышления, воображения, памяти.

4.Воспитание доброты и бережного отношения к природе.

Оборудование: памятки написания безударных окончаний имён существительных, индивидуальные карточки, тесты, презентация, пульты индивидуального тестирования.

Ход урока.

1. Организационный момент.

-Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы:

"Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости".

-Как вы ее понимаете?

Дети. Мы узнаем что-то новое.

- Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня на уроке нам понадобиться этот сундучок.

2. Актуализация знаний.

1) Давно живу я в мире этом

     Даю названия предметам. (Имя существительное)

- Вспомним, что мы знаем об имени существительном?

2) Тест №1.( пульты) на компьютере.

 3) Проверка .

3. Работа по теме урока.

- Откройте тетради и запишите число и классная работа.

  1. Орфографическая работа.

 –Ребята, какое время года сейчас на календаре? -Изменчива погода зимой. То выглянет ясное солнышко, то вдруг нахмурится ясное небо, завоет ветер, закружит вихрем снежные хлопья.

- Сегодня мы совершим с вами путешествие в зимний лес.

На доске:

 Сквозь ин.й леса одиноко
Др.жат далекие огни.
На хрупкой ветк. спит с.рока-
Лишь только руку прот.ни.
В берлог. между трех сосенок,
Храпит доверчивый м.дведь.
И мес.ц так беспечно тонок;
Что даже боязно гл.деть.

- Какие буквы пропущены в словах? (Безударные гласные).

-Вспомним гласные, которые могут вызвать затруднение в слабой позиции.

2). Минутка чистописания:

 еияао  ияаое

-Найди закономерность, продолжи ряд.

В какой части слова была безударная гласная.? (В корне, в окончании)

3) Словарная работа.

- На какие группы мы можем разделить пропущенные буквы? (Проверяемые безударные   и непроверяемые безударные гласные.).

-Как проверить написание проверяемых гласных в корне?

-Запишите слова в два столбика по группам.

Проверка написания.

- Объясните написание пропущенных букв.

иней                                -дрожат

сорока                             протяни

медведь                           на ветке

 месяц                              в берлоге

                                          глядеть

- Какие   написали окончания имён существительных?

- Вспомним алгоритм написания безударных окончаний им.сущ.

4) Упражнение в написании безударных окончаний им.сущ.

        - Кто хорошо знает, как проверить безударные гласные в окончаниях существительных?

( индивидуальные карточки сильным детям)

Вставь нужную букву.

Слова исключения на –ий, -ия, -ие-------------И

Проверяй словами помощниками Поставь «+» в нужный столбик.

окно

стена

рожь

Искл.

стол

от зелен_

о стакан_

над полен_м

без энергии_

в ста_

за озер_м

 - Работа по учебнику. Дидактич.Материал с46 упр.88 – с комментированием остальные ученики.

- Проверка работы по карточкам:

4. Исследовательская работа .

А сейчас давайте проведем маленькое исследование. Каждая группа получает свое задание. Работаем.

1группа.

Задание.

У вас написаны высказывания, относящиеся к имени существительному. Среди них есть как верные, так и неверные утверждения. Ваша задача : прочитать высказывания и, если оно является верным, то ставьте знак +, а если неверным, то знак -.  

А сейчас докажите свой выбор. Для этого каждая группа выбирает одно высказывание и доказывает его верность.

1.

Имена существительные 1 склонения имеют в родительном падеже окончание – и, в дательном и предложном падеже окончание –е.

2.

Имена существительные 1 склонения имеют в родительном падеже окончание, в дательном и предложном падеже окончание – е.

Вывод: нам надо доказать верность  утверждения, что __________________________

Воспользуемся для доказательства опорными словами

Р.п.___________________________________окончание

Д.п. ___________________________________окончание

П.п. ___________________________________окончание

Следовательно утверждение, что имена существительные 1 склонения имеют в родительном падеже окончание – …., в дательном и предложном падеже окончание –…. является верным..

2 группа.

Задание.

У вас написаны высказывания, относящиеся к имени существительному. Среди них есть как верные, так и неверные утверждения. Ваша задача : прочитать высказывания и, если оно является верным, то ставьте знак +, а если неверным, то знак -.  

А сейчас докажите свой выбор. Для этого каждая группа выбирает одно высказывание и доказывает его верность или неверность.

1.

Имена существительные 2 склонения имеют в  предложном падеже окончание – е.

2.

Имена существительные 2 склонения имеют в  предложном падеже окончание – и.

Вывод: нам надо доказать верность   утверждения, что __________________________

Воспользуемся для доказательства опорными словами__________________________

П.п. ___________________________________окончание

Следовательно утверждение, что имена существительные 2 склонения имеют в предложном падеже окончание –…. является верным, а второе утверждение будет неверным.

3 группа.

Задание.

У вас написаны высказывания, относящиеся к имени существительному. Среди них есть как верные, так и неверные утверждения. Ваша задача : прочитать высказывания и, если оно является верным, то ставьте знак +, а если неверным, то знак -.  

А сейчас докажите свой выбор. Для этого каждая группа выбирает одно высказывание и доказывает его верность или неверность.

1.

Имена существительные 3 склонения имеют в  родительном падеже окончание – и, в дательном и предложном падеже окончание –е.

2.

Имена существительные 3  склонения имеют в  имеют в  родительном, дательном и предложном падежах окончание –и .

Вывод: нам надо доказать верность  утверждения, что __________________________

Воспользуемся для доказательства опорными словами__________________________

Р.п.___________________________________окончание

Д.п. ___________________________________окончание

П.п. ___________________________________окончание

Следовательно утверждение, что имена существительные 3 склонения имеют в родительном, дательном и предложном падеже окончание –…. является верным.

Проверка.

Какой вывод сделала 1 группа, 2 группа, 3 группа?

На доске появляется:

                    1 скл.            2 скл.             3 скл.        

Р.п.               – И                   -                  - И

Д.п.               –Е                    -                  - И

П.п.               –Е                  -Е                 - И

5.Закрепление пройденного.

1) Упражнение в определении окончаний. С.21 упр.188 – самостоятельно.

Проверка.

  1. Работа по развитию речи.

- На доске: Кружились в воздух?, на вершин? сосны, по лесной тропинк?, в морозной тишин?, упала с елк?, с верхушк? ел?

- Прочитайте словосочетания.

       - В какой части пропущены буквы в словах?

-Запишите словосочетания, объясняя пропущенные окончания.

- Какой темой можно объединить эти словосочетания? (Зима в лесу).

- Посмотрите на картины, которые показывают красоту нашего зимнего леса.

- Составьте предложение используя данные словосочетания.

- Запишите это предложение.

(  В воздухе  плавно кружились серебристые снежинки.  На вершине сосны  лежат пушистые шапки снега.)

 - Разберите его по членам предложения.(сам-но)

3) Запишите остальные предложения вставляя пропущенные буквы в окончаниях имён существительных.

Ветки пригнулись от такой тяжест_.

На белой скатерт_   снегов видны следы рыс_. От ёлк_  к ёлк_  прыгает

шустрая белка.    

6. Итог урока.

- Кто справился?

- Над какой темой работали?

Что должны усвоить для себя?

- Каким алгоритмом воспользуетесь, чтобы не ошибиться в правописании окончаний ?

7. Тестовая проверка. Тест №2.

Внимательно прочитай предложения. Если соглашаешься с высказыванием, поставь плюс, если не соглашаешься, поставь минус.

1.

У имён существительных третьего склонения окончание - и пишется в родительном, дательном и предложном падежах.

2.

У имён существительных второго склонения, никогда не пишется окончание -и.

3.

У имён существительных первого склонения в предложном падеже пишется окончание -и.

4.

У имён существительных первого склонения в предложном падеже пишется окончание -е.

5.


У имён существительных первого склонения в форме родительного падежа  окончание -е.

6.

У имён существительных первого склонения в форме родительного падежа  окончание -и.

7.

Словом-подсказкой для имён существительных первого склонения с безударными окончаниями может быть слово  стена.

8.

У имён существительных третьего склонения окончание - и пишется в родительном, а в дательном и предложном падежах – окончание –е.

8. Рефлексия.

- Кому стало легче определять окончания имен существительных?

- Как оцениваете свою работу. Расскажите по схеме на слайде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока русского языка в 4 классе по теме "Безударные падежные окончания имен существительных 3 склонения"

Данная презентация к уроку русского языка в 4 классе посвящена правописанию безударных  падежных окончаний имен существительных 3 склонения....

Урок по русскому языку. в 4 классе.Тема: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных»

закрепляем знаний о склонении, падежах имен существительных, формируем знание о написании падежных окончаний имен существительных....

Конспект урока по русскому языку для учащихся 4 класса по теме «Правописание падежных окончаний имен существительных в творительном падеже»

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями творительного падежа, его значением, предлогами и окончаниями имён существительных 1, 2 и 3 склонений в творительном падеже....

Урок русского языка в 4-м классе. Тема: "Правописание безударных личных окончаний глаголов"

    Урок русского языка в 4-м классе. Тема: "Правописание безударных личных окончаний глаголов"...

Урок русского языка в 4 классе по теме Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе

Технологическая карта урока и презентация к уроку русского языка в 4 классе УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока по русскому языку. 4 класс. Планета знаний. Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе

Данная технологическая карта составлена в соответствии с ФГОС. Цель урока: развивать умения изменять по падежам имена существительные множественного числа....