Методическая разработка урока русского языка "Закрепление пройденного по теме: "Части речи"
методическая разработка по русскому языку (4 класс)
Цель: систематизировать имеющиеся у детей знания о частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе), учить определять части речи
Задачи: - Формирование УУД
1. Личностные УУД
• включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне;
• осознание ответственности ученика за общее благополучие класса;
- воспитание любви к родному языку.
2. Регулятивные УУД
Ученик развивает навыки:
• принимать и сохранять заданную учебную цель;
• учитывать, выделенные учителем, ориентиры действия в учебном материале;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
• адекватно понимать оценку взрослого;
• взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.
3. Познавательные УУД
Ученик учится:
• осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе;
• обобщать полученные знания;
• осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
4. Коммуникативные УУД
Ученик учится:
• слушать собеседника,
• задавать вопросы,
• контролировать действия партнёра,
• эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества.
Планируемые результаты
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Метапредметные: способность к самопроверке, самооценке, проверке по образцу и корректировке, взаимопроверке и взаимооценке, умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, умение анализировать и выстраивать доказательство своих взглядов, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве (убеждать, доказывать, оценивать правильность выполнения действий, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметные: повторить, обобщить, систематизировать знания о частях речи; закрепить умение определять части речи в связном тексте. Развивать умение подбирать к существительным подходящие по смыслу прилагательные. Формировать представления об основных грамматических признаках существительных, прилагательных, глаголов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ildyukova_metodicheskaya_razrabotka.docx | 33.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Ильдюкова Татьяна Юрьевна,
учитель начальных классов
МОУ «Средняя общеобразовательная
школа с. Кокшайск», с. Кокшайск
Методическая разработка
урока русского языка.
Закрепление изученного по теме:
«Части речи»
Тема: Закрепление изученного по теме: «Части речи».
Цель: систематизировать имеющиеся у детей знания о частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе), учить определять части речи
Задачи: - Формирование УУД
1. Личностные УУД
• включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне;
• осознание ответственности ученика за общее благополучие класса;
- воспитание любви к родному языку.
2. Регулятивные УУД
Ученик развивает навыки:
• принимать и сохранять заданную учебную цель;
• учитывать, выделенные учителем, ориентиры действия в учебном материале;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
• адекватно понимать оценку взрослого;
• взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.
3. Познавательные УУД
Ученик учится:
• осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе;
• обобщать полученные знания;
• осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
4. Коммуникативные УУД
Ученик учится:
• слушать собеседника,
• задавать вопросы,
• контролировать действия партнёра,
• эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества.
Планируемые результаты
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Метапредметные: способность к самопроверке, самооценке, проверке по образцу и корректировке, взаимопроверке и взаимооценке, умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, умение анализировать и выстраивать доказательство своих взглядов, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве (убеждать, доказывать, оценивать правильность выполнения действий, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметные: повторить, обобщить, систематизировать знания о частях речи; закрепить умение определять части речи в связном тексте. Развивать умение подбирать к существительным подходящие по смыслу прилагательные. Формировать представления об основных грамматических признаках существительных, прилагательных, глаголов.
Формы работы:
• фронтальная
• самостоятельная
• групповая
Методы работы:
• наглядный
• диалог
Оборудование:
1. Маршрутные листы
2. Компьютер, проектор.
3. Ноутбуки
4. Раздаточные листы для учащихся.
5. Таблица «Части речи»
6. Карточки со словами
7. Карточки с животными
8. Лист самооценки
Описание урока
Перед началом урока учитель читает инструктаж, регламентирует время работы групп и раздает каждой группе маршрутный лист.
Учащиеся распределяются между тремя группами по видам учебной деятельности. Каждая группа работает в своей части класса на своей станции:
- Работа с учителем (фронтальная работа),
- Онлайн-обучение (знакомство с теоретическим материалом с последующими ответами на вопросы в форме тестов; тренажеры по предмету с автоматической проверкой),
- Групповая работа (коллективная деятельность в группе, в ходе которой решается какая-то общая практическая задача).
В течение урока группы перемещаются между разными станциями так, чтобы побывать на каждой станции.
Также предполагается четвертая станция «Зона отдыха», на которую ученики могут попасть по одному, в случае быстрой утомляемости (дети с ОВЗ). На этой станции предлагается индивидуальная работа. Регламент – 2-3 минуты.
Ход урока
- Организационный момент
- Добрый день! Прозвенел звонок на урок! Пусть этот день несёт вам только хорошее. Пожелаем друг другу успехов!
II. Актуализация знаний по теме «Части речи»
Постановка темы и цели урока.
- Из чего состоит наша речь? Наша речь состоит из слов.
- Какие слова мы изучали на прошлых уроках? Имена существительные, имена прилагательные, глаголы.
- На какие вопросы отвечают существительные? Что обозначают?
- На какие вопросы отвечают прилагательные? Что обозначают?
- На какие вопросы отвечает глагол, что обозначает?
- Как мы их можем назвать все эти слова? Части речи.
- Что мы будем делать сегодня на уроке? Закреплять наши знания по теме «Части речи»
- Ребята, для чего нужны знания о частях речи? Чтобы украсить и обогатить нашу речь.
- Посмотрите на доску. Кого вы видите? Животных.
- Где их всех вместе можно увидеть? В зоопарке.
- Сегодня мы с вами отправимся в зоопарк и понаблюдаем за жизнью животных.
- Прошу вас пройти к своим рабочим местам.
III. Работа по теме урока
1 Станция «Работа в группе. Совместная деятельность»
Повышенный уровень
Внутри группы учащиеся разбиваются на пары. Каждой паре предлагается «искусственный текст» (приложение 1). Учащиеся подписывают части речи над словами. После работы обсуждают и сравнивают результаты каждой пары. Делают вывод: искусственные слова работают в тексте, опираясь на грамматику русского языка. Встраиваются в высказывания, учитывая работу частей речи и членов предложения.
Итогом работы группы является составление таблицы «Части речи» (приложение 2), с занесением примеров слов из текста.
Базовый уровень
Внутри группы учащиеся разбиваются на пары. Каждой паре предлагается текст (приложение 3). Учащиеся вставляют подходящие по смыслу существительные, прилагательные, глаголы. После работы обсуждают и сравнивают результаты каждой пары. Делают вывод.
Итогом работы группы является составление таблицы «Части речи» (приложение 2), с занесением примеров слов из текста.
Учащиеся с ОВЗ
Ребятам предлагается текст (приложение 3) с пропущенными словами, написанный на магнитной доске и карточки со словами (приложение 4). В ходе работы учащиеся обсуждают возможность использования каждого слова в тексте, прикрепляют на доску подходящие слова. Делают вывод.
Итогом работы группы является составление таблицы «Части речи» (приложение 2), с занесением примеров слов из текста.
Время работы на станции – 8 мин.
Обсуждение результатов – 2 мин.
2 Станция «Онлайн - работа»
Каждый ученик на этой станции самостоятельно выполняет работу за отдельным ноутбуком. После выполнения задания программа считает количество верных и неверных ответов и показывает правильный ответ. Затем следует самооценка.
Повышенный уровень
В программе «Learning Apps» учащиеся решают кроссворд по теме «Части речи»: https://learningapps.org/watch?v=phhct9q9n23
Базовый уровень
В программе «Learning Apps учащиеся проходят викторину, в ходе которой распределяют слова по частям речи: https://learningapps.org/watch?v=pmzw5sfsn23
Учащиеся с ОВЗ
Учащимся предлагается посмотреть видео в программе «Learning Apps» https://learningapps.org/display?v=p2qubgfx519
Затем на бланке (приложение 5) записать как можно больше действий, совершаемых героями. При необходимости видео можно посмотреть повторно.
Время работы на станции – 8 мин.
Обсуждение результатов – 2 мин.
3 Станция «Работа с учителем»
Повышенный уровень
Учащиеся отгадывают загадки о животных. Затем учитель предлагает придумать несколько загадок на готовые отгадки - карточки (приложение 6) по схеме (сущ.+ прил.+ гл.)
Взаимооценка – учащиеся высказывают свое мнение о том, чья загадка сложнее, интереснее и т.д.
Базовый уровень
Учащиеся отгадывают загадки о животных. Затем учитель предлагает собрать пазлы – загадки (приложение 7) из слов и передать соседу по парте для отгадывания.
Взаимооценка - насколько правильно составлена загадка, возможно ли было отгадать ее.
Учащиеся с ОВЗ
Учитель читает загадки о животных, учащиеся, отгадывая, находят карточки с изображением этих животных, описывают и «расселяют» их по «домикам» в зависимости от образа жизни.
Время работы на станции – 8 мин.
Обсуждение результатов – 2 мин.
IV. Рефлексия
- Урок подходит к концу.
- Оцените свою работу на уроке (лист самооценки приложение 8)
Эмоциональная сфера:
- Покажите настроение, с которым вы уходите с урока с помощью лучика или тучки: прикрепите их к солнышку.
- Спасибо за урок!
Приложение1
Сяпала Калуша с калушатами по напушке. И увазила бутявку, и волит:
- Калушата! Калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились.
А Калуша волит:
- Оее! Оее! Бутявка-то некузявая!
Калушатa бутявку вычучили.
Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
А Калуша волит калушатам:
- Не трямкайте бутявок, бутявки любые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.
А бутявка волит за напушкой:
- Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!
Приложение 2
Медведь
В горах Хибинах на Севере можно повстречать медведя. Весной медведь злой, потому что голодный. Всю зиму он спал в берлоге. А зима на Севере длинная. Медведь проголодался. Оттого зол.
Вот пришёл он к озеру. Поймает рыбку, съест. Воды напьётся. Озёра в горах чистые. Вода свежая и прозрачная.
К середине лета медведь наестся, растолстеет. Добродушнее станет. Но всё равно не стоит с ним встречаться. Медведь – дикий зверь, он опасный.
К осени медведь ест всё подряд: рыбу, ягоды, грибы. Жир под шкурой копит к зимней спячке. Жир в берлоге зимой его и кормит, и греет.
Приложение 3
Ёжик
Женя и Зоя нашли в лесу ёжика. Он лежал тихо. Ребята решили, что ёжик заболел. Зоя положила его в корзину. Дети побежали домой. Они кормили ёжика молоком. Затем отнесли его в живой уголок. Там живёт много животных. Дети ухаживают за ними под руководством учителя Зинаиды Захаровны. Она поможет ёжику выздороветь.
Приложение 4
нашли | в городе | сидел | молоком |
заметили | в лесу | бежал | хлебом |
увидели | в поле | лежал | лягушками |
кормили | животных | спал | ёжик |
отнесли | ёжиков | выздороветь | зайчик |
выпустили | смотрят | уйти на волю | лисенок |
ухаживают | убежать | побежали | нашли |
Приложение 5
Запиши в таблицу действия героев
Действия | Герои | |||
Копатыч | Крош | Ёжик | Лосяш | |
Приложение 6, 7
Загадки о животных
Задремлю я – и пою Песенку тебе свою. Но когда я на охоте – Не ленивый я в работе. Кот | Позапасливее всех я: У меня, друзья, щека Вроде сумки для орехов Или, скажем, вещмешка. Хомяк | Лежала между ёлками Подушечка с иголками. Тихонечко лежала, Потом вдруг убежала. Ёжик |
У него огромный рот, Он зовется … Бегемот | Вперевалку зверь идёт По малину и по мёд. Любит сладкое он очень, А когда приходит осень, Лезет в яму до весны, Где он спит и видит сны. Медведь | Кто по ёлкам ловко скачет И взлетает на дубы? Кто в дупле орехи прячет, Сушит на зиму грибы? Белка |
Роет, роет, Ход подземный строит, Роет, строит ловко Спальню и кладовку. В одежде богатой, Да сам слеповатый. Живёт без оконца, Не видывал солнца Крот | Он ходит, голову задрав, Не потому, что важный граф, Не потому, что гордый нрав, А потому, что он… Жираф | Меньше тигра, больше кошки, Над ушами кисти-рожки.. Рысь |
У него большие уши, Он хозяину послушен. И хотя он не велик, Но везёт, как грузовик. Осёл | Эта маленькая крошка Рада даже хлебной крошке, Потому что дотемна В норке прячется она. Мышка | |
С хозяином дружит, Дом сторожит, Живёт под крылечком, А хвостик колечком. Собака | У косого нет берлоги, Не нужна ему нора. От врагов спасают ноги, А от голода – кора. Заяц | Вместо хвостика – крючок. Вместо носа – пятачок. Пятачок дырявый, А крючок вертлявый. Поросенок |
Не усат, а бородат, И сердит на всех ребят, Но не дедушка он всё же. Угадайте, дети, кто же? Козёл | Сама пестрая, ест зеленое, дает белое Корова | Не прядёт, не ткёт, А людей одевает. Шубу дважды в год снимает. Кто под шубою гуляет? Овечка |
Словно царскую корону, Носит он свои рога. Ест лишайник, мох зелёный, Любит снежные луга. Олень | Когда он в клетке, то приятен. На шкуре много чёрных пятен. Он хищный зверь, хотя немножко, Как лев и тигр, похож на кошку. Леопард | Ёжик вырос в десять раз, Получился… Дикобраз |
Есть в реке работники Не столяры, не плотники, А выстроят плотину – Хоть пиши картину. Бобры | Надели коняшки Морские рубашки. Зебра | В зоопарке, Верь, не верь, Проживает Чудо-зверь. У него рука – во лбу, Так похожа на трубу! Слон |
На овчарку он похож, Что ни зуб – то острый нож! Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть. Волк | По реке плывёт бревно – Ох и злющее оно! Крокодил | Рыжая плутовка, Хитрая да ловкая, В сарай попала, Кур пересчитала Лиса |
Всю жизнь ношу я два горба, Имею два желудка! Но каждый горб – не горб, амбар! Еды в них на семь суток! Верблюд | В сумке тёплой и большой Мама носит их с собой. Два чудесных малыша В сумке едут не спеша. Кенгуру | Лед кругом, а эти птицы Не боятся простудиться. Пингвины |
Он толстокож и неуклюж, Ему река — не глубже луж. Всю жизнь несёт свой мощный рог — За что ж наказан… Носорог | Толст, морщинист, два клыка Он похож на старика. Он на льду лежит — и что ж? Не мёрзнет толстокожий… Морж | Мишка белый — к полюсу. Мишка бурый — по лесу. Этот — сел на эвкалипт, Листья ест и много спит. Коала |
лист самооценки приложение 8
Оценочный лист ученика класса • + могу\ знаю + - сомневаюсь - не могу\ не знаю
№п\п Критерии Сам Учитель
1 Знаю тему урока
2 Знаю цель урока
3 Знаю план достижения цели
4 Могу работать по плану
5 Могу хорошо читать текст
6 Умею отвечать на вопросы по тексту
7 Сам могу составить вопрос к тексту
8 Умею работать в группе
9 Могу доказать свои высказывания
10 Могу оценить свою работу на уроке
11 Могу оценить работу своих товарищей
12 Могу сказать, что урок прошел с пользой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка в 4 классе «Повествование и описание – два типа речи. Роль имён прилагательных в речи"
Тип данного урока: изучение нового материала. Методическая разработка урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Подробно прописаны этапы урока, деятельность учителя, учащихся, а также плани...
Методическая разработка урока русского языка во 2 класссе "Развитие речи, как средство решения орфографических задач"
Урок построен как единая линия работы по развитию речи на примере произведений Г. Скребицкого. Направлен на развитие внимания, мышления, интереса к творчеству писателя, воспитывает любовь к природе....
Урок русского языка 4 класс Тема: "Части речи. Закрепление пройденного материала".
Эта презентация поможет учителям, родителям и детям закрепить свои знания по теме: "Части речи"....
Методические разработки уроков. «Русский язык» авт. В.П.Канакина 1 класс (50часов, 5 уроков в неделю) НАША РЕЧЬ (2ч.)
Методические разработки уроков.«Русский язык» авт. В.П.Канакина1 класс(50часов, 5 уроков в неделю)НАША РЕЧЬ (2ч.)...
Учебно-методическая разработка урока русского языка. Тема: "Части речи. Повторение".
Повторить теоретический и практический материал по теме. Закрепить понятия, полученные на уроке Окружающий мир....
Методическая разработка урока русского языка. Тема: "Наречие как часть речи"
Методическая разработка урока русского языка. Тема: "Наречие как часть речи"...
Методическая разработка урока русского языка "Части речи. Повторение и уточнение представлений об изученных частях речи"
Урок обобщения и систематизации знаний для 3 класса....