"Слова и их дальние родственники. Происхождение слов"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Материал включает в себя документ и презентацию по русскому языку 2 класс на тему:
"Слова и их дальние родственники. Происхождение слов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
документ 2 класс родственные слова | 25.64 КБ |
презентация родственные слова | 1.22 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Слова и их дальние родственники. Происхождение слов».
Цель: познакомить с происхождением слов, что бывают дальние родственники слов.
Задачи:
1. уточнить представление о родственных словах; помочь учащимся усвоить и запомнить лексическое значение слов, обогатить их словарный запас;
2. Развивать орфографической зоркости, внимание, технику чистописания, речь;
3. Воспитывать интерес к происхождению слов.
Оборудование для учителя: учебник , план-конспект, презентация.
Оборудование для учащихся: учебник, тетрадь, пенал.
Ход урока
Этапы | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Орг. момент | 2 | Здравствуйте, дети, меня зовут Гульханим Ильхомовна. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний урок принесёт всем нам радость общения. Прозвенел уже звонок, Начинается урок. И на парте все в порядке Ручки, книжки и тетрадки. Ножки – вместе, Спинки – ровно И к уроку все готово! | Приветствуют учителя |
II.Актуализация знаний | 10 | Минутка чистописания. Посмотрите на слайд: Глу - Какое задание можно выполнить? Какие? Запишите число, кл.работа. Затем каллиграфическим почерком, красиво запишите в 1 ряд эти сочетания. Какие сочетания букв составили слова? Что такое луг? Давайте уточним значение этого слова в Толковом словаре. (Хрестоматия «Окружающий мир») Слова – строительный материал русского языка и составляют его богатство, они делают наш родной язык выразительным, точным, разнообразным. | составить различные сочетания, используя только эти буквы Глу гул угл улг луг лгу Записывают Луг, гул Луг- это участок, покрытый травянистой растительностью. Перечисляют Имена сущ. |
III.Новая тема | 25 | Сегодня на уроке мы продолжим открывать секреты слов русского языка. - Умеете ли вы находить у слов дальних родственников? Конечно, умеете, но пока не догадываетесь об этом! Почему так названы цветы: гвоздика, колокольчик, кувшинка. От каких других слов давным-давно произошли эти слова? Являются ли они родственниками? Родственники бывают близкими, а ещё бывают…? Давайте попробуем обнаружить дальних родственников у наших слов. Обратите внимание на значок в учебнике Ђ, что он обозначает? Найдите эти слова в словаре и запишите Как вы думаете, а сейчас слова гвоздь и гвоздика – родственные? А слова колокол и колокольчик? Кувшин и кувшинка? А какие слова мы называем родственными? Напишите родственные слова в тетрадь, какие слова вы напишите? Наши герои, Маша и Миша написали слова сирень и снегирь по разному, Маша написала СИРЕНЬ, СНЕГИРЬ, а Миша СЕРЕНЬ, СНИГИРЬ. - Ребята, Маша думает, что слово Сирень произошло от слова СИНИЙ, а Миша считает, что от слова СЕРЫЙ. Кто из них прав? А чтобы правильно нам записать найдите слова СИРЕНЬ СНЕГИРЬ в словаре. Убедились, что слово Сирень происходит от слова СИНИЙ, где звук и под ударением. А слово СНЕГИРЬ от слова СНЕГ. Запишите в тетради, так как должно быть слово Сирень – синий; снегирь – снег. Выделите корень в словах. Сделаем вывод зачем мы будем находить дальних родственников слов? | Гвоздь, колокол, кувшин Нет, потому что означают разные предметы Дальние Словарь происхождения слов Находят определение и зачитывают Нет, у них разные значения Общая часть – корень Город, пригородный … Работают со словарем Записывают Выделяют Чтоб не ошибаться в написании |
Физминутка | 2 | Вы, наверное, устали? Ну тогда все дружно встали, Ножками потопали, Ручками похлопали. Покружились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. | выполняют |
Вернемся к стр. 120 учебника. – Мы часто проверяем слова учитывая их происхождение… Кто прочитает этот абзац? - Про Мишу и Машу соседи говорят «Это Николаевы дети», то есть дети Николая. - Догадываетесь, какое отчество у Маши и Миши Ивановых? Многие фамилии образовались от имен. От какого имени произошла фамилия Николаев? Алексеев? Упр.88, прочитайте задание. Обратите внимание на пример: П_тров - Петя; Ив_нов – Иван Первый вариант делает 1 строчку, второй ряд – 2 строчку. - А сейчас я предлагаю вам вставить пропущенные буквы в словах и записать: 1 ряд: зр.чок, ср.да; 2 ряд: р.бина, ч.тверг; 3 ряд: ст.лица, . кно. За помощью обратитесь в словарь происхождения слов. Докажите свой выбор. Проверка на слайде. В упр.90 вам нужно сравнить слова. А для этого нам опять нужно обратиться к словарю. Какое слово лишнее? Какие родственные? Найдите слово зрачок в словаре. От какого слова оно произошло? После работы со словарем какой вывод можно сделать? Перепишите эти слова и подчеркните безударную гласную в каждом слове. | Читает Мария Николаевна, Михаил Николаевич Коля, Алеша. 1 вариант: Борисов – Боря; Степанов – Стёпа; Николаев – Николай, Коля; 2 вариант: Семенов – Семен, Сёма; Емельянов – Емеля, Алексей – Алеша Доказывают: зрачок – зрак, среда – средний, рябина, ряба, рябчик,и т.д. Зрачок Призрачный, признак Зрак Эти слова являются дальними родственниками Переписывают | ||
IV. Итог | 1 | Ребята, скажите для чего нужно знать дальних родственников слов? | Для того, чтобы проверять слова, учитывая их происхождение. |
Рефлесия | 1 | Сегодня на уроке я
| Высказываются по уроку |
Д.з. | 1 | Откройте дневники, запишите д.з.: Упр.89 | записывают |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Глу гул угл улг луг лгу Минутка чистописания
СЛОВА И ИХ ДАЛЬНИЕ РОДСТВЕННИКИ
С и рень -
- СН Е Г
Про Машу и Мишу соседи говорят: "Это Николаевы дети", то есть дети Николая. Догадываетесь, какое отчество у Маши и Миши Ивановых? Мария Николаевна Михаил Николаевич От какого имени произошла фамилия Николаев? А фамилия Алексеев?
Выполните задание по вариантам 1 вариант: Николаев – Борисов – Емельянов – 2 вариант: Степанов – Иванов – Петров -
Спиши, вставь пропущенные буквы. За помощью обратись в Словарь происхождения слов. / / 1 ря д : Зр.чок , ср. д а , / / 2 ря д : р.бина , ч.тверг / / 3 ря д : ст.лица , . кно
Проверка Зр А чок – от древнего зрак (вид, облик, орган зрения) ср Е да – средний р Я бина – Ряба, рябчик ч Е тверг – четверо, четверть ст О лица – стол, престол О кно - око
Домашнее задание . Упр. 89
Что нового узнали на уроке? Какой словарь помогает определить родственников слов? Для чего искали дальних родственников? Что вызвало затруднение? Что выполняли с большим желанием?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Слова и их дальние родственники
Презентация к уроку по теме "Слова и их дальние родственники" по УМК "Перспективная начальная школа"...
Слова и их дальние родственники
Тема: «Слова и их дальние родственники»«Перспективная начальная школа»Цели: познакомить с происхождением слов; открыть ещё один способ проверки слов; уточнить представление о родственных словах; помоч...
Исследовательская работаучащихся 4 класса по русскому языку «История происхождения слов»
Данная исследовательская работа поможет учителю по знакомству со словами по теме школа, познакомит с заимственными словами, с их значением. Дети готовили исследование по теме "школа", на основе выступ...
Урок русского языка: "Слова и их дальние родственники"
Конспект урока по УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс...
Слова и их дальние родственники
Слова и их дальние родственники...
Происхождение слов. (Слова, называющие предметы традиционного русского быта)
Познавательный материал подходящий для уроков родной русский язык 1 класс...
Технологическая карта «Слова и их дальние родственники»
Технологическая карта «Слова и их дальние родственники»...