Слова и их дальние родственники
план-конспект урока (русский язык, 2 класс) на тему
Тема: «Слова и их дальние родственники»
«Перспективная начальная школа»
Цели: познакомить с происхождением слов; открыть ещё один способ проверки слов; уточнить представление о родственных словах; помочь учащимся усвоить и запомнить лексическое значение слов, обогатить их словарный запас;
Развивать внимание, технику чистописания, речь;
Воспитывать у детей любовь к природе.
Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс часть 1, часть 2, компьютер, листок самооценивания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока на тему: "Слова и их дальние родственники" | 17.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Слова и их дальние родственники»
«Перспективная начальная школа»
Цели: познакомить с происхождением слов; открыть ещё один способ проверки слов; уточнить представление о родственных словах; помочь учащимся усвоить и запомнить лексическое значение слов, обогатить их словарный запас;
Развивать внимание, технику чистописания, речь;
Воспитывать у детей любовь к природе.
Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс часть 1, часть 2, компьютер, листок самооценивания.
Ход урока
1.Организационный момент.
-Мы начинаем урок русского языка. Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать своё маленькое открытие?
Ученик:- нужно быть внимательным и наблюдательным.
2.Актуализация знаний.
-Повторим то, что мы изучали на предыдущих уроках. Для чего это нужно?
Ученик:- может пригодиться в ходе урока.
3.Минутка чистописания.
А) Пальчиковая гимнастика.
-Мы размяли пальчики рук. Как вы думаете, чем мы будем заниматься?
Ученик:- сейчас будет чистописание.
- Чему мы учимся на чистописании?
Ученик:- Мы учимся красиво, аккуратно, быстро писать, правильно соединяя буквы.
- Посмотрите на доску:
Глу
- Какое задание можно выполнить?
Ученик:- Мы можем составить различные сочетания, используя только эти буквы:
Глу гул угл улг луг лгу
- Что вы заметили?
Ученик:- Получилось 6 сочетаний, 3 из них слова.
Б)(Ученики прописывают полученные слова и сочетания)
4. Работа со словарём.
- Что такое луг? Давайте уточним значение этого слова в Толковом словаре.
(Хрестоматия «Окружающий мир»)
Ученик:- Луг- это участок, покрытый травянистой растительностью.
Слайд №1
(Речевая разминка)
5. Постановка целей урока через проблемную ситуацию и сообщение темы урока.
Слайд №2
- От каких слов произошли слова «колокольчик», «гвоздика», «кувшинка»?
Ученик:- гвоздика от слова гвоздь,
Колокольчик - колокол
Кувшинка - кувшин
- Являются ли они родственниками?
Ученик:- Нет, потому что означают совершенно разные предметы, но выглядят почти одинаково.
-Родственники бывают близкими , а ещё бывают…?
Ученик - дальними.
- Давайте попробуем обнаружить дальних родственников у наших слов. Что нам для этого нужно?
Ученик: Словарь происхождения слов.
(Ученики работают со словарём)
-Как вы думаете, а сейчас слова гвоздь и гвоздика – родственные? А слова колокол и колокольчик? Кувшин и кувшинка?
Слайд №3
-Вспомните, какие слова мы называем родственными?
Слайд №4
-Слова синий и сирень родственники?
Ученик:- нет, так как у них разное значение, но они являются дальними родственниками.
-Зачем нам нужно знать дальних родственников?
Ученик:- при их помощи можно проверить написание слов.
6. Закрепление нового материала.
Игра «Кто лишний?»
(На доске записаны слова)
Водитель, водолаз, вода, водовоз.
-Выберите «лишнее» слово. Объясните ваш выбор.
-Запишите родственные слова.
Физминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну тогда все дружно встали,
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покружились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
- Работа по учебнику с. 120
-Мы часто проверяем слова, учитывая их происхождение. Так Фёдор Иванов в давние времена означало: Фёдор- сын Ивана. Сейчас мы говорим по другому : Фёдор Иванов.
Слайд №5
-Догадались, какое отчество у Маши и Миши?
-Многие фамилии образовались от имён.
Слайд №6
- Списывание с заданием.
Слайд №7
1.Чтение стихотворения.
2.Выполнение задания №1.
3. Работа со словарём.
4.Списывание по «законам» стиха.
7.Итог урока.
- Какое маленькое открытие вы сделали для себя на нашем уроке?
- Какую помощь нам оказывают дальние родственники?
Ученик:- с помощью дальних родственников можно проверить безударную гласную.
8. Самооценка.
1 | Работал (а) в полную силу | |
2 | Работал (а) хорошо | |
3 | Мог (ла) работать лучше |
-
-В заключении нашего урока мне хотелось вас поблагодарить и всем сказать, что вы…
Слайд №8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Слова и их дальние родственники
Презентация к уроку по теме "Слова и их дальние родственники" по УМК "Перспективная начальная школа"...
"Есть ли у слов родственники?"
Урок русского языка во 2 классе по системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова "Есть ли у слов родственники?"Цели:Образовательная – поставить задачу о возможности «родства» между разными ...
Слова и их родственники Сказка о Рыбе, Рыбаках и Рыбках
Эта сказка была придумана мной и разыграна учениками класса моего сына на уроке русского языка. Потом с этой сказкой они выступали не только у себя в классе, но и в параллельных. Удобна в разыгрывании...
"Слова и их дальние родственники. Происхождение слов"
Материал включает в себя документ и презентацию по русскому языку 2 класс на тему:"Слова и их дальние родственники. Происхождение слов"...
Урок русского языка: "Слова и их дальние родственники"
Конспект урока по УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс...
Слова и их дальние родственники
Слова и их дальние родственники...
Технологическая карта «Слова и их дальние родственники»
Технологическая карта «Слова и их дальние родственники»...