2. | Актуализация опорных знаний Словесный: беседа.
Практический: самостоятельная работа (минутка чистописания).
Словесный: беседа.
| ≈ 12
| А сейчас у нас минутка чистописания. -Посмотрите на доску, какие буквы будем писать? (слайд) Зз Зз Зз -Хорошо, а теперь посмотрите на слова на доске. Прочитайте их: Зима, зимушка, мороз, зимовать, зимний, декабрь. - Запишите эти слова. - Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте правильное написание слов со слайда. - У кого всё правильно, поставьте на полях «5». - У кого одна или две ошибки – «4». - У кого три ошибки – «3». - Более четырёх ошибок – «2». Актуализация знаний -Найдите из этих слов только те, которые являются родственными. (зима, зимушка, зимовать, зимний). -Ребята, а почему эти слова называются родственными? (Эти слова имеют общий корень.) -Что такое корень слова? (Корень слова – это его общая часть. Чтобы выделить корень – нужно определить родственные слова.) -Назовите еще раз родственные слова и их корень из этого списка. (зима, зимушка, зимовать, зимний) -Докажите, почему вы так считаете. Ведь снег и мороз бывают зимой, а декабрь - это зимний месяц. (У перечисленных слов есть общий корень – ЗИМ, а у слов снег, мороз и декабрь их нет, хоть и слова относятся к зиме.) - Что вы знаете о написании корня в родственных словах? (Корень – общая часть для родственных слов, которая пишется одинаково) - Молодцы! | Слушать учителя. Отвечать на вопросы.
Записывать слова. Искать родственные слова.
Отвечать на вопросы.
Аргументировать свой ответ.
Отвечать на вопросы учителя.
| К.: участвовать в учебном диалоге.
К.: формулировать ответы и выводы; обмениваться мнениями.
П.: строить логическую цепь рассуждений.
П.: выполнять задания и строить объяснения в нужной форме.
|
3. | Постановка темы и целей урока (мобилизация внимания).
Словесный: беседа.
Наглядный: постановка темы урока. |
| - Сегодня на уроке мы продолжим открывать секреты слов русского языка. (слайд) - Где мы можем посмотреть тему урока? (в содержании) - Откройте учебник Ч.1, найдите содержание. - Назовите тему, с которой работали на прошлом уроке. - Назовите тему, с которой будем работать сегодня. (слайд) - Тема урока: «Слова и их дальние родственники» -Давайте определим цель урока на сегодня. - На какой странице учебника находится наша тема? (с. 119) - Откройте нужную страницу, прочитайте тему еще раз. Давайте определим цели урока. (слайд) – Цели урока: - познакомиться с происхождением слов; - уточнить представление о родственных словах - Сегодня у нас с вами серьёзная задача – мы будем искать дальних родственников знакомых слов.
| Слушать учителя.
Отвечать на вопросы учителя. Определять тему урока.
Предполагать цели урока. | К.: участвовать в учебном диалоге.
К.: формулировать ответы и выводы.
Р.: принимать и сохранять учебную задачу. |
3.
| Работа по теме урока
Практический: рассматривание картинок (наглядный).
Словесный: фронтальная беседа.
Словесный: слово учителя.
Практический: работа со словарём.
Словесный: слово учителя.
Словесный: беседа.
Словесный: слово учителя.
Словесный: ответы детей.
Практический: физ. минутка.
Словесный: беседа.
Практический: работа у доски.
Словесный: слово учителя.
Практический: самостоятельная работа.
Практический: работа со словарём.
Словесный: беседа.
Практический: работа со словарём.
Словесный: беседа.
| ≈ 20 | - Ребята, умеете ли вы обнаруживать у слов дальних родственников? (предполагаемый ответ – нет) - Умеете! Но пока не догадываетесь об этом! (слайд) - Ребята, посмотрите на картинку, что нарисовано слева? (колокол) - А справа? (колокольчик) - Слово колокольчик произошло от слова колокол. Как вы думаете, почему растение получило такое название? (похож на форму колокола) - А почему так названы цветы: гвоздика, кувшинка? От каких других слов произошли эти слова? (цветок гвоздика похожа по форме на гвоздь, а кувшинка на кувшин) - А как вы думаете, сейчас слова колокол и колокольчик, гвоздь и гвоздика родственные? А кувшин и кувшинка? (В настоящее время эти слова не являются родственные, потому что обозначают совершенно разные предметы.) - Вспомните, какие слова мы называем родственными. (однокоренные слова) (слайд) – Родственными словами называют слова, которые имеют один и тот же корень. При этом они относятся к разным частицам речи.
- Если ты узнаешь, от какого слова произошло слово сирень, ты НИКОГДА не ошибёшься в написании!
- А как узнать, от какого слова произошло слово сирень? (слайд) - Чтоб узнать, от какого слова произошло интересующее нас слово, нам нужно посмотреть его в Словаре происхождения слов. Вот так выглядит этот словарь.
(слайд) - Отройте 2 часть русского языка и найдите Словарь происхождения слов на с. 155. - Найдите слово сирень, от какого слова оно происходит? (от слова синий) - В этом же словаре найдите, от какого слова произошло слово снегирь? (от слова снег) ЗАПОМНИТЕ: сейчас слова снег и снегирь, сирень и синий не являются родственными. Но, учитывая происхождение слов, можно с помощью слова синий проверить написание слова сирень, а с помощью слова снег проверить написание слова снегирь. (слайд) – Мы часто ПРОВЕРЯЕМ слова, учитывая их происхождение, сказала Анишит Йокоповна. – Фёдор ИванОв в давние времена означало: Фёдор – сын ИвАна. Иван ПетрОв означало: Иван – сын Петра, ПЕти. Сейчас мы говорим по-другому: Фёдор Иванович, Иван Петрович.
- Ребята, прочитайте на странице 120 жирным шрифтом, что же говорят соседи про Мишу и Машу.
- Я хочу рассказать вам происхождение своей фамилии – Согрина. (слайд) – Согрин(а) – фамилия связана с диалектным северным словом Согра - 'заливаемая водой лесистая местность'. @ Словарь происхождения слов. - Согрина образована от древнего имени Согра - переводится с древнетюркского зыка как «тайга; заболоченный лес». В этом случае предок мог жить в такой местности, или же он мог работать лесничим. Согра, со временем это слово произошло в фамилию Согрина.
Слайд. Давайте немного разомнёмся. Я приготовила для вас физминутку про кошек. Повторяйте за мной. Кошка утречком проснулась, Вверх изящно потянулась, Вниз красиво наклонилась, Вправо-влево покрутилась, И тихонько удалилась!
- Переходим к номеру 88. - Прочитайте задание. Давайте рассмотрим пример. - Теперь будем выполнять упражнение у доски и в тетрадях.
-А сейчас давайте проверим выполнение заданий у ребят за доской и у вас в тетрадях.
- Переходим к номеру 89. - Прочитайте задание. - Спишите текст. - Прочитайте задание под текстом. - Подчеркните в корнях слов безударный гласный, который можно проверить. Для выделенного слова напишите проверку. (слайд) - Проверьте по слайду. - Теперь вернёмся к Словарю происхождения слов и найдём слово ОКНО. - Скажите, от какого слова произошло слово ОКНО? (око) - Запомните, что слова ОКНО и ОКО – дальние родственники.
- Номер 90. - Прочитайте задание. (слайд) – Эти слова представлены на экране. Зрачок, призрак, призрачный. - Все ли слова являются родственными? (нет, не все) Какое слово ты считаешь лишним? (зрачок) Почему? (оно образовано от другого слова) - Давайте откроем Словарь происхождения слов и узнаем, от какого слова произошло это слово, зрачок. (от слова …) - Проверь с помощью слова зрак написание выделенной буквы безударного гласного в каждом слове.
| Отвечать на вопросы учителя.
Рассматривать картину.
Понимать информацию, представленную в устной форме.
Вести диалог с учителем.
Читать со слайда.
Отвечать на вопросы учителя.
Работать со словарём.
Случать учителя.
Слушать учителя.
Читать в учебнике.
Слушать учителя.
Отвечать на вопросы учителя.
Выполнять физкультминутку.
Читать задание, рассматривать пример. Выполнять задание.
Читать задание. Списать текст. Выполнять задание. Отвечать на вопросы учителя. Работать со словарём.
Читать задание. Отвечать на вопросы учителя. Работать со словарём. Отвечать на вопросы учителя.
| Р.: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.
П.: контролируют свою деятельность по результату выполнения задания; подводят под понятие на основе существенных признаков.
П.: строят логическую цепь рассуждений.
К.: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями.
П.: контролируют свою деятельность; выполняют задания и строят объяснения в нужной форме.
Р.: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.
К.: способность договариваться и приходить к общему мнению.
К.: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями.
П.: контролируют свою деятельность; выполняют задания и строят объяснения в нужной форме.
Р.: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.
|